Историко-материалистическая (марксистская) теория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-материалистическая (марксистская) теория



Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма – труд Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана” (1884). Известная лекция В.И. Ленина “О государстве”, прочитанная в 1919 г., во многом основана на материале работы Ф. Энгельса (См.: Ленин В.И.)

Ф. Энгельс в упомянутой работе писал, что “государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу... Государство есть продукт общества на известной ступени развития...”. Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке – орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов.

По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.

Отметим, что марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения: государство и право – всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе; они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда; развитие государства и права обусловливается в конечном счете производственными отношениями; государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества; государство и право – орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства; представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов; изменение государства и права не меняет их сущности; со сменой типов классового общества меняется тип государства и права; с исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают.

Следует заметить также, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.

Для марксистской теории права характерно рассмотрение права в тесной взаимосвязи с государством. Напомним, что естественно-правовая теория исходит из того, что возникновению государства предшествует “естественное право”, предоставляемое человеку (гражданину, подданному) не государством, а данное ему Богом или природой – от рождения. С возникновением государства в обществе образуются две системы права: естественное (догосударственное) и позитивное (положительное) – установленное или санкционированное государством и реально действующее в данный момент под государственной охраной. Иными словами, естественное право – это то, каким следует быть праву позитивному с позиций “правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды”.

Следовательно, возникновению правового государства предшествует правовая идея (в данном случае отождествляемая с правом). А под “правовым законом” понимается только такой принятый государством закон, который соответствует нормам естественного права. Соответственно, “неправовой закон” – тот, принятый государством закон, который не совпадает с нормами естественного (догосударственного) права. Проблема, как видим, из собственно юридической переводится в плоскость абстрактных рассуждений, – что считать в праве естественным, “добрым” и “справедливым”, а что искусственным или условным; кто и каким образом должен определять это и от имени кого.

С позиций марксистской концепции “естественное право” представляет собой не собственно право по определению, а правосознание общества (класса, группы лиц, индивида). Именно под правосознанием понимается совокупность правовых идей, взглядов и теорий, связанных с ними чувств, переживаний и иных правовых состояний и отношений психологического характера, из чего и образуется правовой идеал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.005 с.)