Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие государства и иных элементов политической системы

Поиск

 

Большое теоретическое и практическое значение имеет определение места государства в политической системе общества. Государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать как важнейшую составную часть этой системы, как ее особое звено. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- в отличие от других элементов политической системы государство охватывает все население, проживающее на его территории;

- обладает монополией на правотворчество;

- располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

- обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения;

- является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации политической власти.

Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организаций, которое сводится к следующему:

- никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или общественную организацию;

- партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации в установленном законом порядке;

- деятельность партий и общественных объединений не должна ущемлять основные права и свободы граждан;

- решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства;

- создание организационных структур политических партий не допускается в государственных органах;

- действия государственных органов и должностных лиц, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий, запрещены законом;

- не допускается деятельность партий и общественных объединений, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь.

 

4. Современные тенденции взаимодействия государства и политической системы

 

Политическая система современного российского общества: конституционно-правовые вопросы реформирования.

Юридические механизмы изменения политической системы в современной России являются важным инструментом стабилизации общественного и государственного развития в условиях формирования гражданского общества и становления правового государства. Различные аспекты, в т.ч. теоретико-правовой и конституционно-правовой) изменения политической системы России, диалектическое измерение взаимодействия политической и правовой систем, позволяет сформировать правильную, научно обоснованную и аргументированную концепцию правовой политики России, определить курс государственно-правовых реформ в условиях изменения российской государственности.

На это было обращено внимание в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2008 г., в т.ч. необходимости модернизации всех сфер жизни общества, дальнейшей децентрализации и гуманизации социального устройства и политической системы страны. Президентом Российской Федерации Д. Медведевым были внесены предложения по корректировке Конституции России, расширению контрольных прав (полномочий) Федерального Собрания (ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе ФС РФ по итогам деятельности и поставленным парламентом вопросам) и увеличении сроков конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет, соответственно.

Эти конституционные поправки, по мнению Президента России, дают необходимый дополнительный ресурс для стабильного функционирования данных политических институтов.

В отечественной теории государства, в процессе разработки идей конституционализма, достаточно часто рассматриваются вопросы специфики институционального формирования государственной власти в контексте реформ региональной власти, деятельности политических организаций и других институтов гражданского общества. Изменение характера взаимоотношений федерального центра с регионами, что на нормативно-правовом уровне получило отражение в ряде федеральных законов, привело к реорганизации институтов региональной власти, системы взаимодействия органов государственной власти разного уровня и масштаба деятельности, изменению баланса сил в отечественной политической жизни.

Значение институционального изменения отношений «центр – регионы» трудно переоценить, поскольку они связаны с процессами становления и развития той или иной модели федеративного устройства, содержанием и структурой властных отношений в условиях российской федерализации, правовыми режимами взаимодействия различных уровней политической системы, правовыми способами и юридическими технологиями разрешения политических конфликтов.

О медленном, эволюционном развитии политической системы страны, смещении реформ в т.ч. и партийной системы, в регионы, говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года. При этом не требуется унификация во всём, у регионов должно оставаться «пространство для манёвра». Президент страны считает необходимым: ввести единые критерии установления численности депутатов в законодательных собраниях различных регионов в зависимости от численности населения (разброс может составлять 45–100 депутатов); в законодательных собраниях партия, набравшая на выборах 5% голосов избирателей, сможет сформировать свою фракцию; отменить сбор подписей для партий, победивших в региональных выборах, для участия в следующих компаниях, а в перспективе – вообще отказаться от этой меры для всех существующих партий (сегодня сбор подписей фактически является дублирующим доказательством существования партии, зарегистрированной в законном порядке Министерством юстиции РФ); ввести в практику деятельности законодательных собраний республик, краёв и областей РФ ежегодное заслушивание непарламентских партий и отчёты региональных правительств перед депутатами; расширить на региональном уровне доступ партий в СМИ и интернет

Рекомендуемая  литератур а

 

Основная литература:

 

  1.  Марченко М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник/ М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. -Москва Проспект, 2013.- 432 c.
  2. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие/ М.Н. Марченко;.- 2-е изд., перераб. и доп..- Москва: Проспект, 2014.- 240 c.
  3. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова.- 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Эксмо, 2010.- 480 c.
  4. Радько Т.Н. Теория государства и права. [Текст] Учебник для ВУЗов. – М: 2012.
  5. Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права. [Текст] Учебник. –М: 2012.
  6. Теория государства права: учебник / / отв. ред. В.Д. Перевалов.- 3-е изд., перераб.и доп.- М.: Норма, 2010.- 496 c.
  7. Теория государства и права: учебник / / Под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева.- М.: Высш.образование, 2008.- 613 c.

Дополнительная литература:

 

  1. Крылов В.А. Теория государства и права: основные понятия: учебное пособие/ В.А. Крылов.- Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2010.- 62 c
  2. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие/ А.В. Малько.- М.: Проспект, 2010.- 144 c.
  3. Прозорова О.И., Тиганов А.И. Государство в политической системе общества // Ценности и нормы правовой культуры: сборник научных статей международного круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. - Курск, 2011. - С. 284-289
  4. Сербин М.В. Политические партии и избирательная система Российской Федерации // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, № 6. - С. 5-7

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.006 с.)