Разнообразие теорий происхождения государства и права. Плюрализм теорий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разнообразие теорий происхождения государства и права. Плюрализм теорий.



 

Достоверность изложенных исторических условий, в недрах которых вызревали государство и право, вполне может рассматриваться с беспристрастных позиций в той мере, в какой их обоснованность опирается на доказанность установленных и точно изложенных данных археологии и собственно исторических исследований. Иное дело, когда речь идет о понимании и толковании сущности государства и права в плане их социально-исторической предназначенности. От такого истолкования прошлого нередко напрямую или опосредованно перекидываются "логические мостики", обосновывающие положение и функции государства и права в современном обществе, к политическим оценкам настоящего. Дело в том, что государственно-правовые образования появляются с появлением классов. Их противоречивые интересы существуют наряду с выражением определенных общесоциальных интересов. При этом защищаются в большей или меньшей мере непосредственно одни интересы и ставятся под организованный удар другие.

Политика (от гр. politike - искусство управлять государством) по определению не может быть бесстрастной, ибо является сферой деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Теория государства и права, как это следует из ее предмета, - наука политическая. Неудивительно поэтому, что разными исследователями, казалось бы, одни и те же признаваемые факты оцениваются и истолковываются различным образом. Так в строго теоретическую проблему о происхождении государства и права вносится чисто политический момент. "Не то важно, - отмечал в этом отношении известный российский правовед Г.Ф. Шершеневич, - каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод".

Отсюда возникает необходимость обозначить еще одну трудность в изучении теории государства и права, прямо вытекающую из множественности точек зрения различных авторов по вопросам происхождения государства и права. В первом разделе настоящего обзора речь шла о вопросах формирования и организации науки как субъективном способе отражения (познания) реальной действительности в теориях. В известной мере это позволяло ограничиваться замечаниями - в литературе-де "имеются и иные подходы..., иные точки зрения...".

С переходом к изложению положений политической науки, связанных с оценками и выводами, хотя и базирующимися на известном историко-фактологическом материале, подобного замечания недостаточно. Ведь точек зрения и мнений может быть сколько угодно, но истина как соответствие мысли объективной реальности может быть только одна. Очевидно, в данном случае нужны не просто ссылки на различные точки зрения, а важно выделение тех из них, которые в силу своей верности и доказательности полнее всего соответствуют истинному положению вещей. Только с этих позиций возможно правильное понимание традиционных теорий происхождения государства и права.

Рассмотрим основные из них, по возможности придерживаясь хронологических вех их формирования и развития (обстоятельное и системное изучение теорий о сущности и социальной природе государства и лрава проводится в рамках курса истории политических и правовых учений.

Теории происхождения государства и права, не связанные с материалистическим пониманием истории

Теологическая теория

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога: ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть вне решения вопроса о существовании бога. Ибо "священные учения есть...знание, которым обладает бог, а также те, кто удостоен блаженства" (Ф. Аквинский: Антология мировой философии).

На этом основании многие авторы учебников и пособий по теории государства и права на теологической теории специально не останавливаются. Однако теологическая теория (от гр. theos - бог и logos - учение, то есть богословие, учение о боге) не только предшествовала иным теориям во времени, но так или иначе, хотя бы и в результате противоборства с нею, сказывалась на их формировании и развитии.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии (гр. mesos - средний) или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и др.

Колыбелью многих ранних философских, религиозных и иных теорий принято считать Древнюю Грецию. Древнегреческий философ, основатель диалектики и ярый противник демократии - Сократ (469-399 до н.э.) - был казнен (из уважения к закону предпочел побегу чашу с ядом) за "введение* новых божеств" и развращение тем самым юношества. Его ученик, потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, известный больше под прЪзвищем Платон (от греч. "широкий"; 427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество [о том же писал в трактатах-диалогах "Государство" (10 книг), "Политика", "Законы" и др.]. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) - также утверждал божественное происхождение государства и права.

Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные. законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, которые господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Оставляя вопрос о происхождении государства и права весьма запуганным и нерешенным, не умея естественным путем объяснить их происхождение, в них начали усматривать "божественное установление". Вместе с тем, в рассуждениях тех же древних философе находим истоки теории естественного права, поскольку, по мнению Аристотеля законы, не зависящие от воли людей, не только божественны по своему происхождению, но по своей природе составляют и естественное право людей. Более того, Аристотель само рабство считал естественным состоянием, предназначенных для этого людей.

Своего расцвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория "двух мечей. Основной смысл ее состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога". Два меча получили основатели церкви от Всевышнего. Один вложили в ножны и оставили при себе. Другой вручили государям - вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать подданными и является слугой церкви. Политическая окраска этой концепции очевидна.

Примерно в тот же период средневековья в русле теологической теории получило распространение учение богослова Фомы (Thomas) Аквинского (1225-1274), в более позднее время, именуемое томизмом. Процесс возникновения государства и права рассматривался им аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога, в свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх -помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет и безусловную обязательность.

Не случайно поэтому в XVI-XVIII веках теологическую теорию активно использовали для обоснования неограниченной власти монарха. В первой половине XIX века заметным представителем этой теории, выступал видный французский- политический деятель и католический философ граф Ж. Местр (1753-1821), посланник сардинского короля в Петербурге в 1802-1817 гг..

Официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что Бог, создав государство и право, не указал ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Такая позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к быстро меняющейся политической реальности нашего времени 

Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал, что из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство. В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера “Патриархия, или защита естественного права королей” (1642), “Патриарх” (1680). Так происхождение государства и теория “божественного права королей” выводились из изначального патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха – отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), на Западе – английского историка права Г. Мэна и других.

Отметим, что в современной науке не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя вместе с государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.006 с.)