Развитие Ближневосточных государств, Месопотамия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие Ближневосточных государств, Месопотамия



Рассмотрим историю развития государств Ближнего востока в контексте Древней Месопотамии последовательно включающих в себя следующие историографические периоды: Урукский период (юг), Раннединастический период (юг), период Ниневии V (север), Аккадский период (единая Месопотамия), период III династии Ура (юг), Староассирийский период (север) и Старовавилонский период (юг), Среднеассирийский период (север), Средневавилонский период (юг), Новоассирийский период (север), Нововавилонский период (юг).

Под Месопотамской цивилизацией понимают период возникновения городов и государств (середина IV — началe III тысячелетия до н. э.) до потери политической и культурной самостоятельности региона (539 до н. э.). Древняя Месопотамия и Древний Египет традиционно считаются первыми цивилизациями в истории человечества, однако наиболее ранние предпосылки соответствующих процессов исследователи обнаруживают как раз именно в Месопотамии.

До Аккадского периода, периода единого Месопотамского государства, раздробленные города-государства в Месопотамии уже существовали и были представлены периодами: Урукским (конец IV — начало III тысячелетия до н. э.) и Раннединастическим (XXVII — XXIV вв. до н. э.). Наиболее ранние предпосылки возникновения цивилизации наблюдались как раз на юге Месопотамии (Шумер). В Урукское время города беспрецедентно росли из-за стремительного опустынивания климата Месопотамии, люди были вынуждены объединяться. Урбанистическая революция, появление городов, способствовала возникновению товарного обмена, что ставило ремесленников выше крестьян по социальной иерархии, а климат заставлял людей вести совместные ирригационные работы, организовывать некое подобие власти. Также ремесленники развивалась за счет выгодного географического положения Месопотамии на пути из Передней Азии в Европу, тогда как Египет был изолирован пустынями. Итак, роль товарного хозяйства в Месопотамии была выше, чем в Египте, а, следовательно, и роль купцов (тамкаров) и ростовщиков, роль городов.

В Урукский период отсутствуют надежные свидетельства сильных лидеров. Первоначально выделились вожди-жрецы (титул «эн» — верховный жрец, «энси» — жрец закладки сооружений), сочетавших административные, строительные и культовые функции. Жреческий персонал постоянно конфликтовал с общинными институтами власти: народным собранием и старейшинами.

Вожди, военная власть (титул «лугаль») еще не доминировала, так как рост богатств Месопотамии не привлекал соседей данной страны, пока что защищать богатства от соседей не было необходимости.

Рабство как значимое социальное явление отсутствовало.

Вслед за Урукским периодом последовал Раннединастический период, который характеризовался обострением социальной борьбы из-за концентрации богатств в привилегированных руках, который закончился революцией снизу и объединением городов-государств в единое Аккадское царство и прекращением войн между городами-государствами.

Раннединастический период (XXVII — XXIV вв. до н. э.) характеризует только южную Месопотамию (Шумер). Для севера же характерен период Ниневии V — Аккад.

Первый период Раннединастической эпохи (XXVIII — XXVII вв. до н. э.) характеризуется усилением власти вождем, уменьшением жреческой власти. Иногда и сами жрецы преобразуют власть в военную, получая титул «лугаль», как, например, правитель Гильгамеш, до титула «лугаля» носивший титул «эн». Сама экономика способствовала усилению власти тех, кто способен защитить богатства. В первый период Раннединастической эпохи доминирует ном Киш. Падением гегемонии Киша заканчивается первый этап Раннединастического периода. Гегемония переходит к потомкам Гильгамеша — династии нома Урука.

Рассмотрим второй этап Раннединастического периода (XXVII — XXVI вв. до н. э.). Шумерские правители этого времени также стремились получить титул «лугаль». К концу правления царей I династии Урука, потомков Гильгамеша — первого военного вождя, уже существовал крупный военный союз, возглавляемый этим городом. Таким образом, угроза вторжения извне, заставила номы Шумера объединиться быстрее, чем потребность в единой ирригации, следует сказать, что разливы Евфрата и Тигра не такие катастрофические, как у Нила.

Рассмотрим третий этап Раннединастического периода (XXVI — XXIV вв. до н. э.). Данный этап характеризуется углублением социальной дифференциации, увеличением числа военных конфликтов между городам-государствами Шумера (юга) и Ки-Ури (Аккад, север).

В XXV — XXIV вв. до н. э. ном Лагаш играет важную роль на данном этапе. Сначала попытка избавиться от войн путем военного объединения всех номов исходила сверху общества, от элиты. В Лагаше к власти пришел жрец и социальный реформатор Уруинимгина. Причина известна — сужение социальной базы нома Лагаш: чиновники узурпировали государство, что делало государство орудием меньшинства для подавления большинства, большинство, во главе с Уруинимгина, восстало, но большинством руководили жрецы и родовая аристократия они подавляли ростовщичество и чиновничество.

Шумеролог Самюэль Крамер называл Уруинимгина первым известным социальным реформатором в истории[117].

Сначала он восстанавливал «свободу в Лагаше», снижая налоговую нагрузку, но, не устраняя причины роста социального неравенства. На деле реформа сводилась к борьбе со следствием роста неравенства, а не причиной: земли божеств были изъяты из собственности семьи правителя, прекращены были поборы, уменьшены платежи ремесленников, улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах (сословие «гуруш»). Таким образом, по существу, положение изменилось мало как раз из-за борьбы не с причиной, а следствиями неравенства. Причины обеднения общинников, заставлявшие их брать долг, также не были устранены. Он стал меньше грабить народ, но система оставалась той же.

Затем осознав, что борется со следствиями, Уруинимгина стал бороться с причиной неравенства, с возможностью экспроприации собственности бедных. Он стремился защитить собственность бедняков от посягательств. Он лишил знать дешевого подневольного труда общинников, затруднив им накопление богатств, замедлив рост социального неравенства, охранял граждан Лагаша от ростовщической кабалы.

Рассмотрим экспертное оценивание реформ в историографии. Реформы Уруинимгина широко оцениваются современными авторами как прогрессивные, нацеленные на расширение равенства и свободы, однако вопрос о социальной базе и направленности деятельности этого правителя остается спорным. Так, советский востоковед В. В. Струве рассматривал его реформы как демократические, направленные на защиту интересов общинников-крестьян, превратившихся в полноправных граждан. С другой стороны, советский востоковед И. М. Дьяконов видел в реформах выражение борьбы жречества и родовой аристократии, возглавляемых Уруинимгиной, который был выходцем из жреческого сословия, против светской служилой знати (чиновников) за контроль над храмовым хозяйством. Уничтожая кабалу, ограничивая ростовщичество, Уруинимгимна унижал торговую знать, возвышая земельную, что делали многие века спустя спартиаты, борясь с ремесленниками по всей Греции.

Помимо нома Лагаша, и в остальных государствах южной Месопотамии разорение от нескончаемых войн привело к пониманию необходимости консолидации. В конце XXIV в. до н. э. возникла конфедерация из Уро-Урукского государства, Уммы и некоторых других государств Шумера, возглавляемая Лугальзагеси. Итогом стала затяжная война Уруинимгины с Лугальзагеси, в ходе которой Лагаш потерял большую часть своей территории. Объединение Шумера силами элиты шумеров не удалось. Тем временем на севере, в Ки-Ури, в Аккаде, вспыхнуло социальное восстание низов, возглавляемое предводителем, принявшим имя «Царь истинен» (Шарру-кин, Саргон Древний, Аккадский). Впоследствии войска Саргона смогли нанести поражение Лугальзагеси, окончательно разгромить ном Лагаш и объединить всю Южную Месопотамию в рамках Аккадского царства. Таким образом, из-за узкой социальной базы Шумерские города-государства теряют независимость, Аккадское царство, создаваемое выходцами из социальных низов, имело настолько широкую поддержку, что объединяет весь Шумер, всю Месопотамию, заканчивая Раннединастический период в истории Шумера и период Ниневии V в истории Аккада. Бесчисленные войны номов между собою прекращены, настала эпоха первого единого государственности Месопотамии в современном понимании данного термина. Вслед за Раннединастическим периодом наступает Аккадский период, характеризующийся объединением Месопотамии.

Рассмотрим Аккадский период (около 2316 — около 2137 до н. э.). Аккадский период представляет собою процесс образования единого аккадо-шумерского объединения номов-городов в древневосточную ирригационную деспотию — сильного, централизованного государства, довлеющего над обществом, но не тоталитарного, как последующее Шумеро-Аккадское царство. Данная форма деспотии имеет социальную базу в лице чиновников, так как власть правителя-деспота опирается на развитый бюрократический аппарат. Данная деспотия не использует армию как аппарат подавления населения, что характеризует ее как ирригационную деспотию, а не военную деспотию, в которую затем переродится государственность Месопотамии, поэтому Аккадский период менее тоталитарный, чем последующие: Шумеро-Аккадский, Староассирийский и прочие.

Рассмотрим социальную структуру Аккада периода расцвета. Саргон и его потомки (Саргониды) совершали захватнические походы в соседние земли. Появляются храмовые и царские рабы (государственные), вардумы, рабов было мало. Рабы располагались в самом низу социальной лестницы Аккада.

Свободные общинники представляли следующую ступень социальной лестницы Аккада, из них вербовалась армия. Государство во многом и было создано данным сословием, поэтому права данного сословия не ущемлялись.

На следующей ступени стояли ремесленники, как уже отмечалось, Месопотамия, в отличие от Египта, находилась на пересечении торговых путей, что ставило товарное хозяйство выше натурального и, следовательно, ремесленников. Выделение из числа ремесленников сверх богатых торговцев (тамкаров) еще не произошло, что говорит о незавершенности процесса первоначального накопления капитала.

Далее следует сословие чиновничества. Сословие чиновников еще не окрепло, государство представляло собою скорее объединение номов, чем централизованное образование.

На следующей ступени иерархии располагалось жречество. Жрецы бывших номов плели заговоры, желая восстановить свою власть. В правление Саргона энси набирались из местной знати при условии лояльности Аккаде, очень часто они эту лояльность теряли. Большая часть правления сыновей Саргона — Римуша (2261 — 2252 до н. э.) и Маништушу (2252 — 2237 до н. э.) — прошла в подавлении крупных мятежей жрецов.

Подавление жречества было бы невозможным без опоры царя на воинов-общинников, что говорит о том, что государство опиралось на воинов-общинников в качестве социальной базы.

На самой вершине социальной лестницы было царское хозяйство.

Таким образом, социальная структура Аккадской эпохи периода расцвета пирамидально сверху вниз: царь, воины-общинники, жрецы, чиновники, ремесленники, крестьяне, государственные рабы (вардумы). Социальная база: царь, воины-общинники, крестьяне. Таким образом, мы имеем чрезвычайно широкую социальную базу, потому такое государство (выгодное, почти, всем слоям общества) смогло объединить Месопотамию (см. прилож. табл. 7).

Лишь в царствование Нарам-Суэна, внука Саргона (2236 — 2200 до н. э.), внутреннее положение было стабилизировано, государственность укрепилась и приобрела черты бюрократической, чиновнической деспотии. Правление Нарам-Суэна — пик аккадского могущества. Чиновники окончательно оформляются как сословие и становятся социальной базой государства, находясь уже выше воинов-общинников.

Нарам-Суэн сохранил управление номами через энси, но лояльность жрецов теперь была обеспечена принципом заложничества, когда родственники жрецов обязаны были жить при дворе царя. Государство всячески ущемляло интересы данного сословия ради достижения единства.

Нарам-Суэн впервые сам объявил себя богом и потребовал своего культа. Мнение ученых разделились. Одни полагали, что это лишь культовые функции, связанные с урожаем. Другие полагали, будто обожествление было единственным способом, с помощью которого создатели месопотамских держав могли обеспечить себе полное подчинение со стороны различных энси (жрецов) своего царства. Однако оба эти объяснения весьма спорные[118].

Из-за прежней незначительности город Аккаде не имел сильной олигархической элиты, земельной аристократии, жречества, ростовщичества, что способствовало установлению неограниченной царской власти. Таким образом, система управления Аккада эволюционировала от объединения Раннединастических (номовых) институтов при Саргоне до организации в форме древневосточной ирригационной деспотии (при Нарам-Суэне).

Ремесленники сохраняли более высокое положение относительно крестьян из-за факта основного проживания населения в городах, а с ростом могущества государства, правящих слоев, возросла и их роль, они получали заказы на изделия.

Положение свободных общинников стало меняться. В условиях развития товарно-денежных отношений община стала разваливаться, образуется новый социальный слой общинников «неудачников» — «гуруши». Царь активно скупает земли не только жрецов, но и разорившихся общинников, что позволяет сделать вывод, что за их счет правитель усиливал свою власть.

Роль труда «гурушей», полусвободных работников храмовых и царских хозяйств возрастала в экономике. Категория людей возникла еще в Раннединастическую эпоху, но как сословие сформировалось в период Аккадского царства, когда усиление государства усилило царские хозяйства и, следовательно, увеличило численность полусвободных общинников, работающих на данных хозяйствах. Но все же основу аккадского общества составляли свободные жители, крестьяне и ремесленники, объединявшиеся в патриархальные большесемейные общины. Гуруши еще не были на положении рабов, но в последующем Шумеро-Аккадском периоде с ними это произойдет.

Роль рабства при поздних Саргонидах не изменилась. По-прежнему незначительную долю аккадского общества составляли государственные рабы (вардумы).

Последние годы царствования Нарам-Суэна прошли в ожесточенной борьбе с враждебными силами. Источники единодушно связывают бедствия наступившие в конце его правления с нашествием племен гутиев с гор Загроса. Но автор данной магистерской диссертации помнит тезис данного исследования: государства рушатся, в первую очередь, из-за внутренних противоречий, сужения социальной базы, бунта народа либо заговора среди аристократии. Так вот заговор аристократии и положил конец Аккадскому периоду развития Месопотамии.

В поэтическом произведении «Проклятие Аккада» рассказывается, как рухнула империя, созданная Саргоном[119]. По-видимому, в конце царствования Нарам-Суэна у него произошел конфликт со жречеством, засуха заставила Нарам-Суэна экспроприировать богатства знати для раздачи беднякам, так Нарам-Суэн позволил своим воинам ворваться в Экур, храм Энлиля в Ниппуре. За такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккаде, а Энлиль для защиты города Ниппура призвал гутиев с гор. То есть в этом произведении гутии представлены в качестве союзников Ниппурцев и, в конечном итоге, шумеров. Нашествие этих диких горцев вызвало повсеместный голод, мор и эпидемии вследствие разрушения ирригационной сети и сильной власти.

Таким образом, внутренние враги, жречество, которые притеснялись, спровоцировало падение Аккадской деспотии, климатическая засуха («засуха 4200 лет назад») стала катализатором недовольства знати, зревшего всю эпоху Аккадского царства, не стоит обелять царей Аккада, они усиливали свою власть за счет жречества и общинников, но не бунт народа погубил Аккад, а раскол правящих элит. Социальная база Аккада сузилась, внешние враги доделали свою дело, разрушив ирригационную сеть.

Аккад пал по схожим причинам, как и рассматриваемое автором данной магистерской диссертации Древнее Царство Египта. Не климат погубил ирригационную сеть, а социальное насилие, развал государственности, климат вскрыл противоречия, раздул их. Таким образом, социальная структура Аккадской деспотии времен заката пирамидально сверху вниз: царь, чиновники, воины-общинники, жречество, ремесленники, крестьяне, гуруши, рабы государственные (вардум). Социальная база государства эпохи заката Аккада: царь, чиновники, воины-общинники (см. прилож. табл. 7). Начинается период развала единой Месопотамской государственности, известный как владычество гутиев (XXIII — 2109 до н. э.).

При кутиях произошел откат к Раннединастическим традициям управления: власть местных правителей ослабла, а роль совета старейшин, храмов и народного собрания — возросла. Гутии в ответ предоставляли местным энси широкие полномочия в управлении покоренными землями. Жрецы получили что хотели.

Простой народ не мог терпеть сговора жрецов с гутиями. Лидерство в борьбе против кутиев принял город Урук, где у власти оказался рыбак Утухенгаль. Утухенгаль поднял всеобщее восстание. Владычество иноземцев закончилось. Утухенгаль принял титул «царь Шумера и Аккада» (V династия Урука, Шумеро-Аккадская эпоха). Начинается новая эпоха Шумеро-Аккадского царства — вновь единого и более сильного государства, чем Аккадское царство, теперь автор исследования имеет дело с тоталитарной военной деспотией, ибо такое государство имело социальную базу не в лице чиновничества, а в лице армии.

Рассмотрим эпоху Шумеро-Аккадского царства (2112 — 2003 год до н. э.). Царь Утухенгаль в свое правление, управляя Шумеро-Аккадским царством, опирается в основном на Шумер. Существует версия, что энси-жрец Лагаша — Наммахани убил царя за нарушения интересов жречества[120], к власти приходит правитель нома Ура — Ур-Намму, военачальник и тесть Утухенгаля. Он переносит столицу из Урука в Ур, где были сильнее его позиции. Став верховным правителем Ур-Намму немедленно расправился с энси Лагаша Наммахани, вообще подавив все жречество. Он стал опираться исключительно на армию, что не удивительно для его положения военачальника.

Ур-Намму строил управление государством по образу Аккадского царя прошлой эпохи Нарам-Суэна. Энси становятся лишь назначаемыми царем губернаторами. При Ур-Намму чиновники замещали множество полномочий жречества. Ур-Намму боялся и всесилия чиновничества, чтобы избежать этого, он издал судебник, от которого сохранились лишь фрагменты. Судебник появился раньше, чем знаменитые в историографии законы Хаммурапи. Он покончил с рядом наиболее характерных бюрократических злоупотреблений. Также Ур-Намму урегулировал систему весов и мер, чтобы обеспечить честность на рынках.

От периода Шумеро-Аккадского царства дошло подавляющее большинство известных нам шумерских литературных текстов: мифов, эпических сказаний, гимнов и т. д. Это был последний расцвет шумерской письменной культуры, иногда обозначаемый как «шумерский ренессанс», за которым могло стоять угасание живой традиции и массовое распространение аккадского на разговорном уровне.

В правление Шульги (2093 — 2047 до н. э.) восстановление было завершено. Итак, рассмотрим систему управления Шумеро-Аккадским царством.

Чиновники и армия. Государство имело черты сформировавшейся древневосточной военной деспотии. Во главе государства стоял царь. Его власть была неограниченной, военной, а личность — божественной. Существовала государственная идеология — нам-лугала («учение о царственности»), обосновывавшая божественное происхождение царской власти и ее преемственность от первых правителей земли (царей «до Потопа»). Цель идеологии: подавить оппозиционность жречества. Государство разрабатывало многочисленные нормативы ведения хозяйства, регулировало социальные и религиозные отношения, пронизывало практически все сферы шумеро-аккадского общества; как раз по этой причине в бюрократизме Шумеро-Аккадского царства или как его называют еще, III династия Ура, иногда, усматривают черты тоталитарного государства.

Можно даже говорить о возникновении писцов как сословия. Огромный штат писцов разрабатывал хозяйственные нормативы, осуществлял бухгалтерский учет, распределял пайки и оплату чиновникам.

 Жречество. В отличие от Аккадского периода, где существовали полунезависимые жрецы, в Шумеро-Аккадском царстве помнили об их роли в развале империи, потому полностью подчинили.

Тамкары. Из-за дальнейшего развития товарно-денежного хозяйства роль богатых купцов и ремесленников возросла, стало формироваться сословие «тамкаров», но оно подавлялось государством, что ставило тамкаров выше ремесленников по социальному положению, но подавление данного сословия не позволяет автору отнести его к правящим слоям (подавлялись путем прощения долгов заемщикам), поэтому, тамкары представляли собою, скорее, торговых агентов, а не правящий слой государства в Шумеро-Аккадскую эпоху.

Положение крестьян. За пределами царско-храмовых хозяйств предполагается существование общинных владений и сохранение самой общины, однако письменные источники слабо освещают эту сторону шумеро-аккадского общества. Жесткий полицейский режим обеспечивал высокий уровень безопасности, как следствие, в период III династии Ура впервые распространяются мелкие неукрепленные поселения — деревни. Очевидно, хоть и крестьяне законодательно были защищены от долговой кабалы, не являлись социальной базой Шумеро-Аккадского царства, так как источники даже не затрагивают их роль в жизни общества.

 Гуруши стали фактически находиться на положении рабов.

Рабство распространилось и на женщин-пленниц: подневольные работницы прямо назывались рабынями — «нгеме», но они не были женами вардумов или урдумов. Работники были лишены собственности и семьи, за каждый трудовой день они получали продуктовый паек. Основным источником этого типа работников были пленные. Роль рабства возросла, оно стало не только государственным (вардумы), как в Аккадское время, но и частновладельческим (урдумы).

Социальная структура Месопотамии периода расцвета Шумеро-Аккадского эпохи пирамидально сверху вниз: царь, чиновники, воины-общинники, писцы, тамкары, ремесленники, крестьяне, гуруши, нгеме, вардумы, урдумы. Социальная база Шумеро-Аккадского царства эпохи расцвета: царь, чиновники, писцы, воины-общинники (см. прилож. табл. 7).

Но чиновники все же, являясь правящим сословием, обратили власть против правителя, желая больше полномочий. В правление царя Ибби-Суэна (2028 — 2004 до н. э.) усилился натиск кочевников-амореев, которые обошли оборонительные сооружения и вторглись в страну с востока. Иноземцев поддержали высшие чиновники и войска, а также работники царско-храмовых хозяйств, замученные тяжелой работой (гуруши, рабы). Таким образом, если Аккад пал из-за раскола правящих слоев: жречества с правителем, где жрецы пригласили гутиев для помощи, то Шумеро-Аккадское царство выучило уроки и подавило жречество, но рост силы государства был связан с усилением эксплуатации общинников и пленников-рабов. Чиновники стали слишком сильны. Общинники же отказывались служить в армии, опасность социального взрыва вынуждала правителя приглашать иностранцев-амореев, правитель стал свое население бояться больше, чем чужое. Как и в Аккадкую эпоху, в гибели Шумеро-Аккадского царства участвовали верхи и низы общества, но все началось с верхов. Шумеро-Аккадское царство пало из-за собственных внутренних противоречий, вызванных чрезмерным усилением государства.

Социальная структура Шумеро-Аккадского эпохи периода заката пирамидально сверху вниз: царь, чиновники, воины-амореи, писцы, тамкары, ремесленники, крестьяне, гуруши, нгеме, вардумы, урдумы. Социальная база Шумеро-Аккадского царства эпохи заката: царь (см. прилож. табл. 7).

Отныне, государственность Месопотамии состояла из двух географических зон: севера (Ассирия) и юга (Вавилон). Для Ассирии характерна опора на армию, климат не благоприятствовал ирригации. Для Вавилона характерно опора на торговлю, храмы и ирригацию. Ассирия была всегда более тоталитарной, чем Вавилон по причине получения богатств путем военного грабежа или торговли, тогда как Вавилон мог получать богатства от ведения ирригации. В свою очередь, развитый базис Вавилонии: экономика, вызывала рост культуры, поэтому духовным центром Месопотамии был юг (Вавилон). Таким образом, именно базис: экономика, приспособленная к климату, сформировала различные цивилизационные модели Месопотамской государственности.

Рассмотрим Староассирийский период, характеризующий Север Месопотамии (XX — сер. XVIII вв. до н. э.).

Это период гегемонии нома Ашшура на севере Месопотамии. В староассирийский период включается также время существования державы Шамши-Адада I, а также нахождение территорий Северной Месопотамии в составе Старовавилонского царства Хаммурапи. Название периода условно: собственно Ассирии в то время еще не существовало.

Рассмотрим социальное развитие Ашшура. Правитель города-государства Ашшур носил титул «ишшиаккум» (аккадский вариант шумерского «энси»); в мирное время он руководил культовыми и строительными мероприятиями, а в военное — командовал войском. Таким образом, военный титул и жреческий совмещались одним лицом. Система управления сохраняла пережитки военной демократии: имелось народное собрание.

После царя ведущее положение играли крупные торговцы и ростовщики (тамкары). Именно они играли ведущую роль в староашшурском обществе до Шмаши-Адада I по причине связи с межрегиональным обменом, так как Ашшур находился на перекрестке торговых путей.

Далее были сословия воинов-общинников, затем ремесленников, затем крестьян, затем рабов. Особенностью Ассирии являлось то, что рабы вербовались из-за долговой кабалы, а не путем захвата, что лишний раз свидетельствует о всесилии тамкаров и товарно-денежных отношений.

 Новый период в истории Ашшура наступил в 1810 году до н. э., когда город захватил аморейский вождь Шамши-Адад I (1824 — ок. 1780 до н. э.).

В историографии государство Шамши-Адада I именуется Cтароассирийской державой. Новый формат государства требовал иной организации управления. В державе Шамши-Адада I высшая власть принадлежала царю, который опирался на разветвленный бюрократический аппарат. Затем силовой опорой государства, социальной базой, помимо чиновничества, было войско, комплектовавшееся из профессиональных воинов и ополчения. Также государство опиралось на сословие тамкаров, крупных ростовщиков и купцов. Именно Шамши-Адад I преобразовал ном Ашшур в военную деспотию древности.

В середине XVIII века до н. э. Ассирия была подчинена вавилонским царем Хаммурапи. Период Староассирийского царства заканчивается. Таким образом, социальная структура общества Ашшура сильно отличалась от юга Месопотамии, во-первых, источники рабства было иными, во-вторых, ростовщики имели большую власть, чем в древней Вавилонии из-за географического положения Ашшура на перекрестке торговых путей, в-третьих, Ашшур был военной деспотией, а Вавилон был ирригационной деспотией. То есть Ашшур, как государство, опирался не на чиновников, а на армию и торговые слои (тамкары). Несомненно, Ашшур обладал неширокой социальной базой. Социальная структура Ассирии Староассирийского периода государства Шамши-Ададад I пирамидально сверху вниз: царь, чиновники, армия, тамкары, ремесленники, крестьяне, рабы. Социальная база государства: царь, чиновники, армия и тамкары (см. прилож. табл. 7). С потерей армии, Ашшур был завоеван Вавилонией, основная масса населения не оказала сопротивления, что говорит об узкой социальной базе государства[121].

Рассмотрим Южную Месопотамию и характерный для нее период Старовавилонской эпохи (ок. 1894 — ок. 1595 до н. э.). Амореи активно расселились по южной Месопотамии. Смерть царя Шамши-Адада I позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764 — 1756 гг. до н. э. образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи. По сути Старовавилонский период представляет собою эпоху правления амореев в Месопотамии. Остальное население было шумеро-аккадским.

При Хаммурапи достигли высшего развития процессы, начавшиеся после падения III династии Ура (Шумеро-Аккадского царства): рост товарно-денежных отношений, усиление торговли и бюрократизма.

Армия и чиновники состояла и из «авилумов», которые были свободными людьми, и из «мушкенумов», возвысившихся на службе царя, и существовала на государственном обеспечении. Цари не создавали крупной собственности пожалованиями, а община была весьма крепка, и внутри нее крупные частные эксплуататоры тоже возникать не могли. Купцы были поверстаны в государственную службу и окончательно стали правительственными торговыми агентами тамкарами (через них государство вело внешнюю торговлю и устанавливало твердые цены на внутреннем рынке), а с ростовщиками цари Старовавилонского периода боролись, раз в 10-15 лет аннулируя все долги. Тамкары окончательно стали одним из правящих сословий, но подавлялись их частные интересы, поощрялись государственные. Таким образом, государство подавляло, как сейчас бы сказали, «буржуазные» слои общества, чтобы сдерживать рост социального неравенства в обществе и добиться социальной стабильности.

В правление аморея Хаммурапи (1792 — 1750 до н. э.) храмы щедро одаривались, что говорит о том, что жречество также включалось в социальную базу государства, но чиновники и тамкары имели больший вес, вследствие усиления централизации и роста товарно-денежных отношений.

В народных обществах Месопотамии этого времени выделяются три сословия: свободные общинники авилумы («люди»), «царские люди» мушкенумы («склоняющиеся под чье-то покровительство») и государственные рабы по сословию (вардумы). Также укрепилось сословие урдумов — частновладельческих рабов.  Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели самоуправления. Они отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить от него земельный надел, и сидели отдельными мелкими хозяйствами на царской земле (на них и лежало основное бремя податей, кроме того, особые группы мушкенумов несли воинскую повинность как военные колонисты или находились на иной царской службе). Положение мушкенумов было лучше положения более ранних гурушей. Мушкенум мог стать авилумом, но должен был продолжать исполнять повинности мушкенума, таким образом, жесткой социальной стратификации не наблюдалось в обществе Вавилонии.

Людей разных сословий закон ценил по-разному. За убийство авилума карали смертью, виновному в убийстве раба достаточно было возместить хозяину ущерб и т. д. Вардум, в отличие от прошлых эпох, уже мог иметь собственное имущество и семью. Сословие женщин-пленниц, которым запрещалось вступать в брак (нгеме) исчезло. Вардум-раб уже считался человеком, а не вещью, господин распоряжался лишь его временем и трудом.

Хаммурапи расширил социальную базу государства, но сдерживал развитие экономики, сдерживал концентрацию собственности в руках отдельных лиц, чем и заслужил славу народа. Поэтому капитализм возникнуть в Месопотамии не мог, нельзя было грабить свой народ, не жертвуя стабильностью, а соседей грабить было опасно, чтобы не бороться с коалицией врагов, а слабых соседей за морем жители Вавилонии не знали. Важнейшее условие возникновения капитализма, экспроприация собственности для накопления первоначального капитала, не могло работать в Месопотамии.

Социальная структура Вавилонии Старовавилонского периода пирамидально сверху вниз: царь, чиновники, армия, тамкары, авилумы, мушкенумы, вардумы, урдумы. Социальная база государства: царь, чиновники, армия, тамкары, авилумы (см. прилож. табл. 8).

Держава Хаммурапи в полном объеме просуществовала недолго: при его преемнике Самсуилуне (1749 — 1712 гг. до н. э.) ее постигла настоящая катастрофа. В 1742 до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей ранее неиндоевропейские племена с этнонимом «касс».

Начался Средневавилонский период характерный для южной Месопотамии — время правления касситской династии, а уже не аморейской. Но падения Вавилона не произошло: государство имело достаточно широкую социальную базу, лишь сменилась правящая династия. История же северной Месопотамии характеризуется Среднеассирийским периодом и была представлена двумя государствами: Ассирией и государством Митанни. Средневавилонский и Среднеассирийский периоды — периоды господства колесниц в Месопотамии, усиления родоплеменных отношений, сельских общин, так как завоеватели находились на более низком уровне развития, чем жители Месопотамии.

Рассмотрим, что собою представлял Средневавилонский период в Южной Месопотамии, представленный Касситским царством.

Вавилон перестраивается по квартальному, прямоугольному принципу, что свидетельствует о росте торговли, так как кольцевая система городостроения не выдерживает испытание повышенной загруженности транспортом.

Были и минусы. Уровень общественного развития у касситов был ниже, чем у вавилонян и Средневавилонский период, в целом, характеризовался рядом регрессивных черт в социально-экономическом развитии страны. Значительное уменьшение числа письменных источников (по сравнению со Старовавилонской эпохой) свидетельствует о спаде городской культуры, но наряду с этим укреплялась сельская община.

Рабство становится вновь долговым и мало того, частное рабство преобладает над государственным из-за того, что касситский Вавилон был слабоцентрализованным государством.

Роль мушкенумов растет. Уже большинство населения входило в категорию «царских людей».

Децентрализация охватывает и города, жрецы и тамкары перестали подавляться: автономные города — Вавилон, Ниппур, Сиппар — получили небывалую степень самостоятельности, в частности, они были полностью освобождены от налогов и повинностей, имели свои собственные воинские контингенты. Так как государственная эксплуатация было для этих городов упразднено, то в результате началось бурное развитие экономики, с одной стороны, и частной эксплуатации — с другой. Полным цветом разрастались ростовщичество и долговая кабала.

Деецентрализация охватила и управление: роль чиновничества падает. Касситские цари жаловали касситским родовым объединениям земли в пожизненное, частное владение часто с одновременным освобождением от налогов и повинностей. Цель: укрепиться на завоеванных землях. Акт такого пожалования именовался «кудурру». Таким образом, не вельможи-чиновники, а кланы и роды касситов играли особую роль в касситской Вавилонии. Тем самым они превращались в подлинные княжества соответствующих родов, автономные по отношению к Касситской державе, в составе которой существовали. Все это ставит касситские родовые объединения основной опорой государства, выше и тамкаров, чиновников и жрецов. Армия, как сословие, также вербовалась из касситских родовых объединений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.048 с.)