Развитие Азиатских государств, Китай 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие Азиатских государств, Китай



В данном параграфе будет рассматриваться Древняя, рабовладельческая история Китая, разделенная по династическому принципу, последовательно: легендарная династия Ся (2070 — 1765 до н. э.), Шан (1554 — 1046 до н. э.), Чжоу (1045 — 221 до н. э.), Цинь (221 — 206 до н. э.), династия Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).

Рассмотрим эпоху династии Ся (2070 — 1765 до н. э.). Основателем государства является Хуан-ди. Хуан-ди был военным вождем, после трудной борьбы сумел подчинить себе иных вождей отдельных племен и создал первое китайское протогосударство в горах Куньлунь — далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ, государство имело ирригационный характер, а в горах располагалось потому, что на реках происходили регулярные наводнения (совр. провинция Хэнань). Установив мир, Хуан-ди назначил чиновников-управителей и ввел первые в стране законы. Семнадцать государей этой династии правили на протяжении трех с половиной веков. Ряд современных историков считает события эпохи Ся легендарными. Вопрос этот остается спорным и неразрешенным. По крайней мере, никаких письменных памятников этой эпохи пока не обнаружено, лишь обнаружены поздние трактовки событий[184]. Правитель Юй (2025 — 2015 до н. э.) решил проблему постоянных наводнений, обеспечив создание более совершенной ирригационной сети, чем заинтересовал крестьянство.

Рассмотрим социальную структуру династии Ся. Социальная структура Ся реконструируется без опоры на письменные источники.

Известно, что правитель создал свое государство военным путем, очевидно на вершине социальной иерархии был правитель и воины, на которых он опирался.

Далее по социальной иерархии были вассальные цари, правители провинций, очевидно, тоже представители воинского сословия. Их власть была очень сильна, знать влияла на порядок престолонаследия. Так правитель Юй, решив проблему наводнения, по традиции, передавал трон наиболее способному человеку, а не по наследству. Знать же повлияла на выборы правителя: выбрала сына Юя — Ци. В династии Ся была социальная борьба: Хань Чжо повышал налоги на общинников в интересах правящей верхушки, его противник — Шаокан, опираясь на простой народ, сверг Хань Чжо. При нем формируется частное владение землей: вассальные князья, племенные князья, получают землю именно в наследственное владение, что говорит об усилении роли вассальных князей.

Свободные общинники-крестьяне имели как личную свободу, так и поземельную свободу. Очевидно, имели обязанность только уплату налогов, что сначала, было объективно выгодно, так как помогало создавать ирригацию (правитель Юи), но затем сбор налогов привел к вкладыванию правящей династией Ся в роскошь, а не в рост производительных сил и, как следствие, повышение качества жизни. В повышение производительных сил они вкладываться не могли по причине неразвитости таварно-денежных отношений. Так как правитель Юи развивал, в первую очередь, ирригацию, это свидетельствует, что на следующей ступени социальной иерархии после воинов и племенных князей, находились общинники-крестьяне.

Так как товарно-денежные отношения не играли ведущую роль в эпоху династии Ся, хотя «деньги» существовали: морские раковины «каури». Ремесленники обслуживали, в основном, правящие слои воинов, бронзовые предметы, чаши, имели достаточно широкое распространение и качество изготовления. Роль ремесленников повышалась, но в данную эпоху, была соразмерна роли общинников.

Роль рабства в эпоху династии Ся неизвестна, упоминаются военные грабежи, как цель военных походов, если рабство и было, то значимым социальным явлением оно не было, что не позволяет выделить рабство в особую социальную группу.

Чиновников как социльного слоя не существовало в эпоху Ся. Под чиновниками-управителями понимались вассальные князья, имевшие свои земли, а не только денежное довольствие, как типичные чиновники, поэтому, имея иные источники дохода, вассальные князья не особо зависили от воли правителя, служа только авторитетному правителю. Чиновничества, как социального слоя не существовало в эпоху Ся именно из-за неразвитости товарно-денежных отношений, ведь чиновник зависит от правителя только потому, что кормится за счет казны.

Упадок династии был связан с центробежными тенденциями. Система государственного управления была завязана на одной личности, как только у трона была слабая личность (Кунцзя), земельная знать, вассальные князья (военные вожди) значительно усиливались. Династия Ся погрязла в пороках, употребляя собранные налоги не на создание военной машины, а на роскошь, так, правитель Цзе, якобы, повелел создать озеро из вина. В это же время начало усиливаться одно из вассальных племен Ся — Шан, его царь — Шан Тан, покорил восставшие против Ся племена. Более 40 племен поддержало Шан Тана в борьбе против Цзе. Шаньцы разгромили Ся в битве при Миньтяо, Цзе был взят в плен, но позже отпущен. Позже он умер от болезни, вызванной нездоровым образом жизни.

Таким образом, упадок династии Ся связан с внутренними причинами: сужением социальной базы (поддержки) династии, как среди представителей племенной знати, так и народа. Династия Ся употребляла налоги все меньше на совершение ирригации, военной машины, все больше на роскошь, что привело к ее ослаблению.

Социальная структура эпохи династии Ся пирамидально сверху вниз: правитель, воины, вассальные племенные князья, крестьяне, ремесленники.

Социальная база династии Ся эпохи расцвета: правитель, воины, вассальные племенные князья, крестьяне, ремесленники.

Упадок связан с исключением из социальной базы общинников и ремесленников из-за роста налогов и ослабления правителя из-за вкладывания в роскошь, а не накопление военных сил, что давало возможность вассальным князьям свергнуть правителя. Династия Ся стала обслуживать только себя, что делает правителя и его двор единственной социальной базой, кому служило государство, с сужением социальной базы и связан упадок династии Ся из-за концентрации богатств в узких привилегированных кругах и, как следствие, падение авторитета правителя.

Социальная база династии Ся эпохи заката: правитель и его двор (см. прилож. табл. 12).

Формирование рабовладельческого общества начинается в новой эпохе, эпохой династии Шан.

Рассмотрим эпоху династии Шан (1554 — 1046 год до н. э.).

Появление бронзы в древности на территории Китая как раз произошло во время правления династии Шан. Появление бронзы обычно шло рука об руку с возникновением урбанистической цивилизации, то есть со строительством городских центров. Рост прибавочного продукта позволял коллективу крестьян все более освобождать от обязательного физического труда по ведению земледельческого хозяйства следующие слои: правитель с его родственниками, чиновники, жрецы, земельные аристократы (князья), воины, ремесленники, слуги и рабы. Но, как считает синолог Л. Н. Булдыгерова, династия Шан не была автохтонной, не возникла в Китае, что подтверждается археологическими находками царских гробниц[185]. Однако в ряде работ (Е. Б. Баринова) говорится лишь о перенятии технологий у соседей и об автохтонности культуры Шан-Инь[186].

Л. Н. Булдыгерова, аргументируя свою позицию, указывает, что рядом с телом царя были обнаружены великолепные боевые колесницы и запряженные в них боевые лошади. Ни колесниц, ни повозок китайский неолит, предыдущая эпоха, не знал. Не было в неолитическом Китае и одомашненной лошади, не говоря уже о том, что пригодные для колесниц породы лошадей не водились и поныне не водятся в степях Сибири — они были выведены на Ближнем Востоке митаннийцами и хеттами. Обнаруженные археологами в царских гробницах города Аньяна колесницы, по своему типу являются копией хетто-митаннийских и вообще индоевропейских.

Рассмотрим социальную структуру общества эпохи династии Шан и выясним социальную базу государства.

Государство делилось на три зоны. Первая зона династии Шан с центром в столице находилась под непосредственным управлением правителя — «Ди» и его чиновников. Помимо них жили воины, ремесленники и слуги, рабы. Крестьяне не жили в первой зоне, а лишь обслуживали земли правителя, снабжая его продуктами питания, рабы выполняли строительные функции.

Сословие чиновников появилось как раз в эпоху династии Шан. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту, что позволяет включить в социальную базу династии Шан чиновников и воинов и проследить их иерархию, согласно которой чиновники были выше по статусу, чем воины. В отличие от династии Ся, существование чиновничества археологически обоснованно.

Жречества как отдельного сословия не существовало. «Ди» сам совмещал не только военную власть, но и жреческую, являясь верховным жрецом.

Вторая зона государства — обширная территория региональных владений, управляющаяся уполномоченными шанского «Ди» (князьями), его родственниками и приближенными. Это была зона вассалов «Ди». Фактически владения представляли собой небольшие государства, входившее в состав Шан, что не отличалось от принципа организации провинций легендарного государства Ся. Второй зоной управляли князья, что ставит их в социальной иерархии после чиновников, управляющих первой зоной государства.

Затем выгодное социальное положение занимали ремесленники, они обслуживали «Ди». Группы ремесленников поставляли колесницы и шелковые изделия во дворец и несравненно лучше жили, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита. Данные факты также позволяют включить ремесленников в социальную базу династии Шан и поставить выше крестьян в социальной иерархии.

Земли «Ди», царские земли, назывались «большие поля». Рядом с «большими полями» находились поля крестьян. В общественных отношениях шанского времени ведущую роль играла сельская община «и», что значило поселение людей. Обрабатывали «большие поля» приходившие крестьяне из соседних общин. Крестьяне работали на землях «Ди» в порядке трудовой повинности, за услуги военной защиты и платили натуральный налог. Они работали казенными серпами. В работе на этих полях принимали участие «Ди» и его приближенные. Именно в эти времена укреплялось специфическое китайское по своим формам и содержанию чувство взаимной ответственности: как низов перед верхами, так и верхов перед низами, и всем вместе — за свое государство. Очевидно, что «Ди» не мог проводить враждебную крестьянам политику, по крайней мере, на начальном этапе истории династии Шан, что позволяет включить крестьян с социальную базу династии, им даже выдавали орудия для работы на землях правителя. Но крестьяне только обеспечивали правящий слой продуктами питания, но не вели строительные работы для правителя. Крестьяне, как и в эпоху Ся, пользовались всей полнотой экономических и политических прав.

Основные строительные работы (оленья башня Ди-Синя и т. п.) выполнялись рабами. Рабы в отличие от Вавилона, не представляли в Китае единой категории. Социальная иерархия рабов в Китае: военнопленные, заложники, долговые рабы, преступники. Шанский правитель У-Ди ограничил долговое рабство, чтобы заинтересовать крестьян в своей власти, запретил обращать в рабство детей должников. В долговое рабство, в основном, могли попасть либо рядовые воины, либо крестьяне, следовательно, У-Ди беспокоился о том, чтобы социальная база государства: армия и крестьяне не разорялись и не теряли свободу.

Третья зона населялась чуждыми Шан племенами — внешний пояс вай-фу. Войны с ними не прекращались. Данная зона была основным источником военнопленных рабов.

Шанцы с их боевыми колесницами, тысячами хорошо обученных воинов, были опасными для соседей. Но соседи в результате контактов с Шан развивались ускоренными темпами. Среди них особо выделилось племя Чжоу, входившее во вторую зону государства. Они напали на Шан и подчинили его себе, освободив население от произвола правителя Ди-Синя. Шанский правитель Ди-Синь начал унижать привилегированный статус чиновников, армия также отвернулась от Ди-Синя. Он прославился строительством роскошных сооружений (оленья башня), концентрацией богатств только в руках родни правителя и своих собственных руках, что говорит о сужении социальной базы государства, которое вместо правителя, чиновников, армии, князей, ремесленников и крестьянства выгодно теперь только правителю, династия Шан пала по таким же причинам, как и династия Ся. В конце II тыс. до н. э. на смену династии Шан приходит династия Чжоу, правитель Чжоу — У-ван разбивает войска Ди-Синя, у которого армия не сражалась за шанского правителя из-за сужения Ди-Синем социальной базы своего государства. В результате представитель «второй зоны» государства обрушил нелегитимный Шанский трон, бывший князь взял власть и стал правителем, поменяв титул «Ди» на титул «Ван».

Социальная структура Китайского общества эпохи династии Шан пирамидально сверху вниз: правитель (Ди), чиновники, воины, князья, ремесленники, крестьяне, рабы. Социальная база государства периода расцвета: правитель (Ди), чиновники, воины, князья, ремесленники, крестьяне. Социальная база периода заката династии Шан: правитель и его двор (см. прилож. табл. 12). Наступает период эпохи династии Чжоу.

Рассмотрим эпоху Чжоу (1045 — 221  до н. э.).

Данный период был неоднородным, в историографии выделяется западное Чжоу, восточное Чжоу, борющиеся царства, но в данном исследовании, автор рассматривает период Чжоу едино.

После падения династии Шан наступил период Чжоу, продолжавшийся 800 лет, но только 300 из них чжоуские цари обладали реальной властью. В период Чжоу в Китае происходит дальнейшее становление государственной власти, идет дальнейшее становление иерархии бюрократии (чиновничества) и развитие земельной (княжеской) иерархии, что сведетельствует об укреплении сословий князей и чиновников. К концу эпохи Чжоу (Восточное Чжоу) крестьяне и ремесленники исключались из социальной базы государства и государство распадается на удельные княжества.

Рассмотрим начальный этап династии Чжоу (Западное Чжоу), социальную структуру и социальную базу государства.

В начале эпохи (Западное Чжоу) новое царство было значительно больше династии Шан. Правитель также стремился опираться на чиновничество как на свою социальную базу, только за тем, на князей, которые признавали его власть на основе только авторитета. Чтобы укрепить сословие чиновничества и его лояльность трону, решено было платит им не только из казны, но и жаловать поместья (цай — внутренние земельные держания, для чиновничества), правда, после смерти, забираемые опять в пользу государства. Средние чиновники (ши) и солдаты вербовались даже из низов общества, важно, чтобы человек был известен какими-либо делами и знал церемониал, таким образом, крестьяне, успешные крестьяне, имели возможность сменить свой социальный статус, следовательно, сословия как замкнутые социальные группы со своими правами и обязанностями еще не укрепились в эпоху династии Чжоу.

Также теперь развивалась иерархия среди князей. Также как и в эпоху династии Ся и Шан, завоеванные земли были пожалованы во владение удельным князьям, которые поклялись в верности верховному  правителю — Вану и обещали нести службу. Они собирали налоги со своих территорий, часть которых поступала в царскую казну. В конце концов, это приведет к междоусобным войнам при сужении социальной базы, как и в эпоху Шан и Ся. Но на начальном этапе истории, династия Чжоу пыталась ограничить силу князей: первоначально князья не имели права размещать армию в своих удельных княжествах, что способствовало единству Китая. Запрет на размещение армии во владениях удельных князей и отличал начало династии Чжоу (Западное Чжоу) от предыдущих Шан и Ся. Чжоуская династия определяет пять высших титулов для знати: гун, хоу, бо, цзы, нань.

Далее по социальной иерархии, после чиновников и князей, располагалась армия (воины). Армия использовалась только против варваров и располагалась в далеких гарнизонах, князья не имели возможность располагать армию в своих землях, это лишало их слишком избыточного сепаратизма и послужило основой имперского могущества Китая, когда воевали, в основном, с чужими, а не между собою.

Укрепляется контроль правителя над жреческим церемониалом в виде развивития концепции Небесного мандата. В период Чжоу разрабатывается строгий ритуал. Если правитель перестает заботиться о подданных, он теряет небесное покровительство и необходимо его сменить. Развитие религии в Китае имело свои особенности, главное, это поклонение предкам, что подразумевало поклонения каждой семьей, без помощи жречества, вырабатывался лишь церемониал, выучив который, каждый имел право совершать религиозные ритуалы, поэтому жречество как сословие по прежнему не возникло в Китае даже в эпоху Чжоу.

Ремесленники по прежнему находились выше крестьян по социальному статусу, так как обслуживали правящие слои правителя, князей и чиновничества, получали валюту и имели не только продукты питания, но и иные материальные средства.

Общинное землепользование землей было организовано, как и в династии Шан, по принципу малого поля и большого поля, что стало называться системой «колодезных полей». Большое поле продолжало обрабатываться в пользу правителя. Таким образом, Ван, присваивал только часть прибавочного продукта крестьян, не претендуя на полную эксплуатацию. Частная собственность на землю постепенно развивалась, как и в эпоху династии Шан.

Рабы по прежнему, как и в эпоху Шан, рассматривались как имущество и не считались людьми. Среди рабов сохранялась иерархия. Но, в эпоху Чжоу рабам уже разрешалось иметь семьи.

В целом Чжоуское государство уже было рабовладельческим. В истории развития китайского общества эпоха доминирования Чжоу стала называться эпохой Западного Чжоу.

К VIII в. до н. э. княжества превратились в самостоятельные государства, удельные князья приобрели собственные армии и занимались собственными проблемами. Став независимыми от царя, они с неохотой отдавали ему налоги и несли военную службу. К тому же царство Чжоу стали беспокоить кочевники.

Режим Западного Чжоу, который, по мнению китайских историков, в период своего расцвета был образцом справедливого правления, пал, оказавшись не в состоянии справиться с многочисленными проблемами. Как и в эпоху Шан, вся система была завязана на личности Вана (правителя). Чэн-ван и Кан-ван описываются в хрониках как справедливые цари. Правители соседних царств сами им добровольно подчинялись.

Му-ван упорядочил судебную систему, обосновывая презумпцию невиновности.

Ли-ван, пришедший к власти в 861 году до н. э., был бесчеловечным и жестоким правителем. Созрел народный бунт и в 841 году до н. э. Ли-ван бежал из столицы.

Ю-ван зажигал сигнальные огни на сторожевых башнях, чтобы порадовать любимую жену, не используя их по прямому назначению: оповещению о вторжении. Ю-ван зажег сигнальные огни. Местные князья быстро собрали войска на защиту государства, однако на месте обнаружили, что врага нет. Данное событие Ю-ван повторил еще раз. Однако на этот раз он потерял доверие князей. Ю-ван также лишил законного трона наследника престола. Оскорбленные князья и армия обратилась к княжеству Суй и племени Цюаньжун с просьбой атаковать Ю-вана. Ю-ван был убит. Данное событие историки считают концом династии Западного Чжоу и началом династии Восточное Чжоу. А само падение Западное Чжоу привело к войнам между местными государствами, что продолжалось до Циньского объединения Китая. Царство Чжоу сохранилось, но более не доминировало в регионе, столица была перенесена. Ю-ван сузил социальную базу своего государства, занимаясь самодурством, армия и князья были ошеломлены дерзостью и свергли Вана в результате заговора. Таким образом, раскол правящих элит в результате самодурства правителя уничтожил доминирование династии Чжоу. Интересен вопрос, почему простолюдины, крестьяне не стали защищать легитимного правителя. Исследовав данный вопрос, становится понятно, что в государстве ранее произошло землетрясение, что, несомненно, не способствовало авторитету Вана, так как в глазах простолюдинов указывало, что правитель потерял благосклонность неба. Произошел раскол правящих элит из-за сужения социальной базы государства — аналогичная причина падения династий в Египте, Месопотамии и иных царствах.

Социальная структура Древнего Китая в эпоху расцвета династии Чжоу (Западное Чжоу) пирамидально сверху вниз: Ван, чиновники,  князья, воины, ремесленники, крестьяне, рабы.

 Социальная база Древнего Китая эпохи расцвета Западного Чжоу: Ван, чиновники, князья, воины, ремесленники, крестьяне (см. прилож. табл. 12).

Социальная база Древнего Китая эпохи заката Западного Чжоу: Ван и его двор.

Рассмотрим период Чжоу после крушения гегемонии династии Чжоу, известного в историографии как Восточное Чжоу (VIII — V вв. до н. э.). Период характеризуется упадком власти чжоуских Ванов, борьбой между уделами, превратившимися в мощные политически независимые царства.

Ван был теперь формально главным в иерархии, но не реально.

Реальная власть принадлежала удельным князьям (чжухоу), титул Вана лишь культурно связывал воедино китайскую цивилизацию. Шла своя острая политическая борьба между враждующими аристократическими кланами и возникавшими новыми уделами, таким образом, верхушка князей (цины) не осознавали свои классовые интересы и активно соперничали между собою. Цины владели землей и передавали ее по наследству. Правитель княжеского ранга носил титул «Гун».

К числу низших князей принадлежала прослойка «дафу». Они не владели землей, а получали ее за службу. В условиях постоянных воин они быстро истребляли друг друга, не создавая проблем с обеспечением их как аристократов достойным образом жизни. Это была знать, но не наследственная. Дафу формировались из верхов общества.

Таким образом, сложилась княжеская иерархия: Гун, цины, дафу.

Заметное влияние играли крупные чиновники «циндафу», но чиновничество, в условиях раздробленности, уступает первенство в социальной иерархи — князьям. Циндафу земли жаловались вместе с людьми. Постепенно чиновники образовали сильные семейные роды. Этот процесс опирался на служивое сословие «ши». «Ши» являлись чиновниками средней руки. Формировались из крестьян и воинов. Сословие «ши» было представлено цзянши — воинами и веньши — занимавшиеся гражданскими делами. Были мелкие чиновники, и порученцы — микэ.

Ремесленники активно развивали товарно-денежные отношения. Усилились внутренние связи между различными частями чжоуского Китая, создавая предпосылки для экономического развития, процесса развития частного землевладения, товарно-денежных отношений, что способствовало сложению фундамента будущей китайской общности. В период Восточного Чжоу в Китае наступил железный век. В Восточном Чжоу повысился уровень производительных сил, так как железо стало доступным и дешевым. Рост производительных сил сельского хозяйства стимулировал развитие ремесла, которое поднялось на более высокую ступень по сравнению с ремеслом Западного Чжоу. Ремесленники по прежнему были выше по социальной иерархии, чем крестьяне.

Так как города превращаются в торговые центры, возрастает роль купечества, купечество постепенно оформляется в эпоху Чжоу как сословие, о положении купцов относительно ремесленников судить сложно, но возможно, так как купцы стремились увеличивать свои земельные владения в эпоху Восточного Чжоу. Это позволяло им иметь различные источники доходов, что ставило их выше ремесленников по материальным богатствам в эпоху Восточного Чжоу, поэтому в социальной иерархии купцы обгоняют ремесленников, но общественность по прежнему считала их единым социальным слоем (гуншан), что говорит не о достаточно зрелых товарно-денежных отношениях в эпоху Чжоу.

На уровне крестьянской общины (шужэнь) протекали свои интенсивные процессы развития. Система колодезных полей не отвечала интересам правителей. Происходит ее разрушение. Наибольшее развитие этот процесс получил в период в VI в. до н. э. Обработка общественных полей земледельцами заменялась уплатой налога со всей обрабатываемой ими земли в пользу правителя царства или сановников-чиновников. Для рабовладельческой аристократии введение земельного налога в условиях, когда война могла начаться в любое время, было выгодным. Это приводит к концентрации земель в одних руках, развитию частной собственности. Одни захватывали земли, другие их теряли. Этот процесс продолжался до IV в. до н. э. Родовое и общинное владение землей сменяется семейным владением.

Конечный итог борьбы был различным в разных царствах. В Цинь и Чу правители царств (Гун) сравнительно быстро подмяли под себя знать. В других, как Ци борьба вела к усилению цинов (князей) и к захвату одним из них трона, в остальных, как Цзинь и Лу к распаду царства на части или к его ослаблению.

Институт рабства не претерпел существенные изменения, однако постоянные войны негативно сказывались на благосостоянии свободного большинства, возможность попасть в долговое рабство увеличивалась.

Между всеми социальными категориями существовали внешние материальные и общественные различия. Аналогичные регламентации существовали в одежде, жилище, оружии. Социальные различия находили отражения и в терминологии. Таким образом, в период Восточного Чжоу сословное деление общества окончательно сложилось в Древнем Китае.

Все изменения, происшедшие в китайском обществе в период Восточного Чжоу, резко ухудшили положение народных масс. В результате изменений в системе землевладения многие общинники потеряли землю. Простое население находилось под тяжелым гнетом податей и налогов. Длительные войны между княжествами приносили народу неисчислимые страдания. Также существовала угроза плена и превращения в раба. Многие чиновники, ремесленники, торговцы лишались должности, имущества и пополняли огромную армию нищих и обездоленных. В ответ на усиление гнета вспыхивали бунты и восстания. В эпоху Восточного Чжоу социальная база государства сузилась, нельзя больше рассматривать крестьян и ремесленников как слои, которым служит государство. Социальная структура китайского общества эпохи Восточного Чжоу пирамидально сверху вниз: гун (правитель княжества), правитель Китая (ван), чжухоу (князья), цины (высшие князья), дафу (низшие князья), циндафу (высшие чиновники), ши (средние чиновники), цзянши (воины), веньши (гражданские чиновники), микэ (низшие чиновники), воины, гуншан (купцы и ремесленники), шужэнь (крестьяне), рабы. Социальная база государства периода Восточного Чжоу: гун (правитель княжества), правитель Китая (ван), чжухоу (князья), цины (высшие князья), дафу (низшие князья), циндафу (высшие чиновники), ши (средние чиновники), цзянши (воины), веньши (гражданские чиновники), микэ (низшие чиновники), воины (см. прилож. табл. 12). По сути, Китайское государство стало выгодно князьям и чиновничеству.

Далее начинается период «Борющихся царств», как подэтап эпохи Чжоу (V — III вв. до н. э.).

 Данный период характеризуется дальнейшим развитием товарно-денежных отношений, что выразилось в экономические предпосылки объединения Китая, так как для товарной экономики нужно единое экономическое пространство, но объединяли Китай не ремесленники и купцы, а средние чиновники, выходцы из сословия ши, которые также занимались данными делами, но и еще и управляли государством.

Встал вопрос, как философски обосновать необходимость лишения власти князей.

В царстве Лу возникли следующая модель развития, в основе которой лежала идея уважения к наследственной аристократии (князьям). Государство это семья, правитель отец родной, Конфуций, выходец из «ши», пытался добиться союза ши и князей, чтобы они осознали необходимость единства.

Вторая модель, ци-цзиньская — установка на реалии, на власть силы, на радикальные реформы, порывающие с традициями (легизм). Ши, как сословие, занимающиеся управлением и товарно-денежными операциями, должны отобрать у князей власть и объединить Китай.

Основной тезис легистов — культ закона, административных распоряжений, осуществляющих централизованную власть правителя. Легизм оказался той доктриной, которая в условиях чжоуского Китая наиболее последовательно выразила интересы централизованного государства.

Рассмотрим предпосылки возможности объединения сословием ши Китая. Во-первых, железные орудия, позволяли не только ускорить развитие экономики, но и вооружить армию. На смену колесницам пришла хорошо вооруженная пехота. Война перестали быть прерогативой сословия князей и стала прерогативой сословия ши, среднего чиновничества. Князья потеряли доминирование в армии.

Во-вторых, совершенствование производства железа способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли. Из-за роста товарно-денежных отношений усилилось неравенство и сословная, классовая борьба. Экономическая роль сословия ши возросла, но в отличие от ремесленников, ши стали служить еще и в армии.

В-третьих, процветание частного сектора в сочетании с возвышением «ши», вело к тому, что простолюдины начали выбиваться наверх, играть важную роль в обществе. Они становились богаче и влиятельнее князей.

Царству Цинь, его чиновничеству «ши», удалось объединить Китай.

Рассмотрим эпоху Цинь (221 — 206 до н. э.).

В 256 до н. э. княжество Цинь, реализовав реформы по земене князей на чиновничество, аннексировало домен чжоуского Вана. В 221 до н. э. Цинь завершило объединение Китая под своей властью. Вся Поднебесная оказалась в руках Ин Чжэна. Он основал новую династию Цинь.

Рассмотрим социальную структуру и социальную базу династии Цинь.

Власть императора была неограниченной. Его ближайшими помощниками являлись два первых советника-чиновника (чэнсян). Все чиновники имели соответствующие административные ранги. Чиновники были повязаны круговой порукой, с взаимной слежкой, наказанием за недоносительство, с ответственностью поручителей за своих протеже. Чиновники являлись социальной базой государства и правящим слоем.

Цинь Ши-хуанди (Ин Чжэн) издал указ о введении единых для всей страны мер длины, объема и веса, чем создал единое экономическое пространство и удовлетворил потребности чиновничества.

Аппаратом насилия, позволившим императору Цинь установить авторитаризм, являлась армия, а точнее изменение принципа ее комплектования, она теперь вербовалась не из общинников, а была профессиональной. В данном исследовании социальную структуру воинов в эпоху Цинь, не связанных с общиной, будем называть профессиональной армией. С помощью такой армии император подавлял и князей. Таким образом, после чиновничества на следующей ступени иерархии стояла профессиональная армия.

Князья полностью подавлялись Циньской династией, но по прежнему сохраняли земельные владения, которые и не гарантировали им богатств, но были крупнее, чем у крестьян, поэтому по своему положению князья оставались выше крестьян, но ниже армии.

Цинь Ши-хуанди всячески поощрял занятие сельским хозяйством. Земледелие в отличие от торговли и ремесла официально считалось «основным занятием». Но затем, крестьян стали использовать как государственных рабов.

Ремесленники и купцы были подавлены и стали по социальной иерархии ниже крестьян, лишь занятие чиновнических должностей позволяло им вырваться из объятий государства. Произошло урегулирование товарно-денежных отношений и их полное подчинение государству. Да, сословие ши занималось торговлей, но прежде всего это было сословие среднего чиновничества еще с эпохи Чжоу, поэтому государственные интересы для них были важнее частных, а у ремесленников и купцов присутствуют только частные интересы, поэтому ши и подавили данные сословия. Но укрепление государства обеспечивалось эксплуатацией крестьян, хотя им и создали ирригационные сети, то после объединения Китая, их стали использовать на стройках (Великая Китайская стена) как государственных рабов.

Институт рабства расширяется, из-за усиления чиновников, происходит усиление государства. Государство может и делает труд наименее привилегированных слоев — крестьян, принудительным, фактически превращая их в государственных рабов. С периода эпохи Цинь появляется государственное рабство как значимое социальное явление.

Происходит растущее недовольство народных масс. К ним стали присоединяться князья. Вспыхнули восстания. К 206 до н. э. из нескольких действующих в стране армий выделились две наиболее сильные. Одну из них возглавил бывший староста небольшой деревеньки Лю Бан (крестьянин). Очень гибкий и осторожный политик Лю Бан сумел завоевать и расположение народных масс, и симпатии военачальников из князей. Везде, где Лю Бан проходил со своей армией, он объявлял об освобождении от налогов и повинностей, об отмене циньских законов и освобождении осужденных в рабство, что привлекло к нему массы народа.

Вместе с тем он уважительно относился к князьям. Политика лавирования обеспечила ему успех. Впоследствии он стал основателем династии Хань.

Социальная структура Циньского Китая пирамидально сверху вниз: император, чиновники (ши), профессиональная армия, князья, крестьяне, купцы и ремесленники, частновладельческие рабы, государственные рабы.

 Социальная база государства эпохи Цинь: император, чиновники (ши), профессиональная армия (см. прилож. табл. 12).

Начинается последняя эпоха Древнего, рабовладельческого Китая, на смену которой пришел феодализм.

Основанная Лю Баном династия стала назваться Хань (206 до н. э. — 220 н. э.). Династия прерывалась периодом кризиса-междуцарствия (Ван Ман), и предшествовавшая ему эпоха получила название Западная Хань (206 до н. э. — 8 н. э.), а последующая называлась Восточная Хань (25 — 220 гг.).

Сразу по прихода к власти Лю Бан решил расширить социальную базу государства: издал указ о роспуске всех профессиональных армий, армия стала вновь состоять из воинов общинников; стали чинить разрушенные ирригационные сооружения, чтобы заинтересовать крестьян; Лю Бан отменил наиболее жестокие законы империи Цинь; провозгласил широкую амнистию, освобождались заключенные, и все кто продал себя в рабство во время голода.

Однако когда власть прочно оказалась в руках нового императора, характер его политики изменился. Был установлен твердый земельный налог в размере 1/5 урожая, достаточно высокий. Затем введен новый налог — подушный, которым облагалось все население империи в возрасте от 15 до 56 лет.

На вершине социальной иерархии эпохи Западного Хань стояли чиновники (ши), традиционно для Китая.

Первые императоры династии Хань в целом проводили политику примирения, расширения социальной базы государства.

После чиновников власть имели крупные землевладельцы, которые назывались уже не князьями (чжухоу), а «сильными домами». Их положение усиливалось, так как из-за роста товарно-денежных отношений они активно концентрировали богатства обедневших крестьян, покупая землю.

В 141 г. до н. э. императором стал У-ди. Он вступил на престол в 15-летнем возрасте и правил 54 года, став одним из самых знаменитых китайских императоров.

Он стремиться создать для крестьян социальные лифты, позволяющие им тоже стать чиновниками. У-ди создал школу, в которой обучались дети незнатных фамилий. По окончании школы они сдавали экзамены в присутствии государя. Этим было положено начало экзаменационной системе китайских империй.

Для контроля за действиями чиновников при дворе существовал штат цензоров, которые осуществляли надзор за всеми чиновниками и ведали подачей документации трону.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.087 с.)