Развитие государств Средиземноморья, Афины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие государств Средиземноморья, Афины



Помимо римской цивилизации (753 до н. э. — 476 н. э.), в главе будут рассмотрены наиболее значимые государства Средиземноморья, оставившие после себя богатый культурный материал: Греческие города-государства: Афины (XIII в. — 86 до н. э.), Спарта (XI в. до н. э. — 146 до н. э.), Древний Египет (3120 до н. э. — 332 до н. э.). Несомненно, исторически были и Боспорское царство и Понтийское царство и Македонская империя и Эллинистические царства, но данное исследование органически призвано рассматривать наиболее важные государства древности, заложившие фундамент в современную цивилизацию.

В данном исследовании под термином «развитие» понимается диалектическая методология исследования причин и последствий (следствий) приведших как к расширению цивилизационного ареала государства, так и к сужению и исчезновению государств с политической карты мира: развитие есть расцвет и упадок, упадок и расцвет. В данном исследовании автора не интересуют внешние войны, необходимо рассмотреть внутреннюю социальную борьбу в государствах. Следует признать, что государство развивается тогда, когда оно успешно справляется с социальной нестабильностью, которое приводит к расширению социальной базы. Социальная база — социальные слои, на которые опирается государство, социальные слои которые пользуются государством ради достижения своих интересов.

Рассмотрим Древний Афинский полис (XIII в. — 86 до н. э.), развитие и причину гибели, исследуем тезис магистерской диссертации, является ли сужение социальной базы из-за концентрации собственности аналогичной причиной утраты гегемонии Афинского полиса. Следует отметить, что, в отличие от Рима, Афины так и не преодолели полисный кризис, т. е. не трансформировались в настоящее государство, оставшись городом-государством (полисом). Автором данной магистерской диссертации будут рассмотрены следующие эпохи развития Афинского государства: эпоха становления (XIII в. — 594 до н. э.), эпоха Солона (594 — 560 до н. э.), эпоха Писистрата и Клисфена (560 — 500 до н. э.), эпоха Греко-персидских войн (500 — 449 до н. э), эпоха гегемонии (V в. — 431 до н. э.), эпоха Пелопонесских войн (431 — 404 до н. э), Эллинистическая эпоха (323 — 86 до н. э.).

Рассмотрим эпоху становления Афинского государства с древности до реформ Солона (XIII в. — 594 до н. э.)[138]. Как показал Ф. Энгельс, возникновение Афинского государства-полиса явилось типичным примером образования государства в чистом виде, без воздействия внешнего и внутреннего насилия и непосредственно из родового общества из-за появления неравенства. Таким образом, возникновение Афин полностью согласуется с марксистской концепцией возникновения государства. Родовая община из-за роста материального неравенства была разделена на эвпатридов (аристократов), геоморов (рядовых сельских жителей) и демиургов (ремесленников). Постепенно в руках родовой аристократии (эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения. Росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила главным источником рабства. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой — так называемые метеки (у которых один из родителей не был гражданином Афин) — лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Социальная структура Афинского полиса эпохи становления пирамидально сверху вниз: граждане (эвпатриды, геоморы, демиурги), не граждане (метеки), рабы. Социальная база Афинского полиса эпохи становления: граждане (эвпатриды, геоморы, демиурги, см. прилож. табл. 2).

Рассмотрим эпоху Солона (594 — 560 до н. э.). С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, эвпатриды боролись с геоморами и демиургами. В 594 — 593 до н. э. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, аннулированы поземельные долги, установлена свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности. Учрежден новый государственный орган — Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда: пентакосиомедимны (сверхбогатые, от древнегреч. «обладающие доходами в 500 медимнов зерна, масла или вина в год», правители), гиппеи (доходы от 300 медимнов зерна и прочие, позволявшие содержать коня, всадники, высшие и средние управленцы), зевгиты (200 медимнов зерна, большинство населения, мелкие управленцы, гоплиты-пехотинцы), феты (доходы до 200 медимнов зерна)[139]. Таким образом, принадлежность к тому или иному имущественному разряду стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение. Солону удалось создать государство в прямом смысле данного слова, т. е. организовать власть, исходя из имущественного расслоения. Родовая община окончательно была трансформирована в соседскую, кровный союз сменился на имущественный союз. Собственники стали пользоваться государством. По сути, рассматриваемый ранее Сервий Туллий, позже провел аналогичную реформу римского полиса. Солон расширил социальную базу государства, оно стало выгодно собственникам, производителям. Наиболее бедная часть общества (феты) вообще налоги не платили, но и управлять ничем не могли, но позже они добились возможности политического управления (IV в.). Афинское государство времен Солона опиралось на сверхобогатых пентакосиомедимнов, зажиточных гиппеев, средних зевгитов потому, что именно они платили налоги, они имели доступ к должностям, по сути, именно они пользовали государство, затем в социальную базу были включены и феты. Социальная структура Афинского полиса эпохи Солона пирамидально сверху вниз: граждане (пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты, феты), не граждане (метеки), рабы. Реформы Солона реформировали только гражданский коллектив Афин, не касаясь иных социальных слоев. Социальная база Афинского государства эпохи Солона: граждане (пентакосиомедимны, гиппеи, зевгиты, феты, см. прилож. табл. 2).

Рассмотрим эпоху Писистрата и Клисфена (560 — 500 до н. э.).

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата, проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. Писистрат поддерживал крестьян не по причине их большей численности, а по причине того, что они поставляли сырье для ремесленников. Именно политика в интересах производителей-ремесленников возвысила Афинский полис. Данная эпоха известна как эпоха тирании (произвола), характерна не только для Афин, но и для всей Греции (VII — VI вв. до н. э.). Тираны были борцами с родовой знатью, представляли интересы демоса (народа) и ремесленников-торговцев, сыграли позитивную роль в деле развития собственности, но их социальная база опиралась только на войско, отбирая права у родовой знати и давая их демосу, они, зачастую, начинали злоупотреблять доверием демоса, усиливая социальное расслоение, из-за закрепления частной собственности, получали гнев демоса. После смерти Писистрата в 527 году до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но, как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной по причине того, что реально демосу власть не принадлежала, хотя в их интересах и проводилась политика: Гиппарх был убит заговорщиками, а Гиппий — свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 году до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном. Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев. Социальная база осталось широкой, каждый, кто владел рабами, пользовался всеми демократическими правами. Клисфен ввел понятие «остракизм» — изгнание, борьба с сильной родовой знатью. Социальная структура Афинского полиса эпохи Писистрата и Клисфена пирамидально сверху вниз: граждане (гиппеи, зевгиты, пентакосиомедимны, феты), не граждане (метеки), рабы. Социальная база Афинского государства эпохи Писистрата и Клисфена: граждане (гиппеи, зевгиты, феты, см. прилож. табл. 2). Таким образом, реформы Писистрата и Клисфена ограничили власть пентакосиомедимов — зажиточных представителей старых родов. Власть получили ремесленники и средние слои, а земельная аристократия потеряла свои права.

Рассмотрим эпоху Греко-персидских войн (500 — 449 до н. э). По результатам Греко-персидских войн Афины стали морской державой.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Власть ремесленников и средних слоев содействовала развитию торговли и производства. Пирей (гавань Афин) стал местом соединения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии — Афинской демократии с опорой на средние слои собственников, имеющих двух и более рабов, а не власть народа, как принято в буржуазной идеологии. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также «теорикон» — выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога — фороса, который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе. У Афин появились свои колонии, бывших союзников по войне с Персами они стали использовать для увеличения своих богатств. Социальная структура Афинского полиса эпохи Греко-персидских войн пирамидально сверху вниз: граждане (гиппеи, зевгиты, пентакосиомедимны, феты), не граждане (метеки, жители Афинского архе), рабы. Социальная база Афинского государства эпохи Писистрата и Клисфена: граждане (гиппеи, зевгиты, феты, см прилож. табл. 2).

Рассмотрим эпоху гегемонии Афин (V в. — 431 до н. э.). Также, на вторую половину V века до н. э. приходится период величайшего культурного расцвета Афин — так называемый золотой век Перикла. За расцветом экономики, базиса, последовал расцвет надстроек, согласно марксизму, политики, культуры и прочего. В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот, философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, сатирик Аристофан. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей — аттический диалект — получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов. Богатая экономика способствует богатой культуре.

А вот социальная база нуждалась в расширении, члены Афинского архе жаждали гражданства, чего не получали, хотя налоги и дань платили.

Рассмотрим эпоху Пелопонесских войн (431 — 404 до н. э). Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе (союза). Афинский правящий слой концентрировал богатства не за счет своих, а за счет чужих, используя Афинский архе как колонию для развития метрополии, собственно Афин. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические земельные порядки, а не ремесленные — Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счете, противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431 — 404 до н. э). Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии. Афинян погубило то, что их колонии находились не далеко за морем, а рядом, колонии были на сопоставимом уровне развития, объединившись с сильной Спартой, колонии нанесли удар по Афинам. Чужие, которых грабили афиняне, оказались слишком близко к границам афинской метрополии. Афиняне не захотели расширить права гражданства на всех имущих жителей Афинского союза. Не преодолели кризис полисной структуры, как его преодолели римляне, включившие Италиков в граждан. После Пелопоннесской войны на короткий период в Афинах установилась открыто олигархическая власть «Тридцати тиранов», открыто поддерживаемых победившей Спартой. Однако через некоторое время (403 до н. э.) олигархия была свергнута, и в Афинах восстановилась демократия, но демократическими правами теперь обладали 5000 граждан, где самую важную роль играл совет 400. Война привела к сужению демократической политической базы Афинского государства и утрате роли важного полиса. Феты перестали управлять государством, это связано с их малоимущим положением. Социальная структура Афинского полиса эпохи Пелопонесских войн пирамидально сверху вниз: граждане (гиппеи, зевгиты, пентакосиомедимны, феты), не граждане (метеки), рабы. Социальная база Афинского государства эпохи Пелопонесских войн: граждане (гиппеи, зевгиты, см. прилож. табл. 2). Социальная база сузилась, Афины лишились возможности эксплуатации колоний.

Рассмотрим эллинистическую эпоху развития Афин (323 — 86 до н. э.). В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. В 146 году до н. э., разделив участь Греции, Афины попали под власть Рима: находясь на положении города-союзника, они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором. В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу.

Таким образом, в Афинах сужение социальной базы государства явилось причиной ослабления государства. Афинские правящие слои концентрировали богатства не столь за счет своих граждан, как за счет чужих граждан, эксплуатируя их как сырьевые придатки и продавая им ремесленные товары, товары дороже сырья, именно на разнице цен и основан колониальный грабеж. Афины должны были заинтересовать своим государством и жителей союза, распространить на них свое гражданство, поделившись материальными богатствами с иными правящими слоями, но они не преодолели полисный кризис. Афинский правящий слой, эксплуатируя чужих, эксплуатировал и правящие слои полисов афинского союза, чего они не потерпели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.011 с.)