Развитие Ближневосточных государств, Древний Египет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие Ближневосточных государств, Древний Египет



Рассмотрим развитие государственности и причины краха Древнего Египта от эпохи Раннего царства (3120 до н. э.) до эпохи Позднего царства (332 до н. э.), периодов, когда, Египет был независим как в политическом, так и в культурном плане.

Рассмотрим эпоху Раннего царства. (I — II династии, 3120 — 2649 до н. э). Многочисленные номы, протогосударства были объединены в единый Египет. Протогосударства (номы) Египта образовались по причине расслоения общества в полном соответствии с учением К. Маркса, но К. Виттфогель, последователь Маркса, но, затем, ярый критик Марксизма, создавая свою ирригационную теорию, не зря заметил, что соединение номов в единый Египет было выгодно не только правящим слоям, чтобы получать больший прибавочный продукт, но и самой общине по причине того, что только единое сильное государство способно контролировать строительство ирригационной сети на протяжении всей реки Нил. Государство создавалось по заказу самого общества, поэтому государство не довлело над обществом в эпоху Раннего царства. Контроль за единым строительством ирригационной сети увеличивал прибавочный продукт, сохраняя урожай, все общество объективно богатело, минимизировался ущерб от разливов реки Нил. Таким образом, образовавшийся единый Египет имел чрезвычайно широкую социальную базу, он был выгоден как народу, так и власти. Но Египет был объединен благодаря воинам и вождям, т. е. силою, а не добровольно (фараон Менес), но власть фараонов не была авторитарной, скорее его слушали не из-за угрозы насилия, а из-за осознания необходимости единства. Египетское государство эпохи Раннего царства представляло собою более родоплеменной союз, чем орудие насилия правящего слоя.

Рассмотрим сословия Египта эпохи Раннего царства. Самым многочисленным сословием были свободные крестьяне, объединенные в общины, но крестьяне были не индивидуалистами, как в Риме, Спарте, Афинах, а коллективистами, именно коллективный труд помогал сохранять урожай в климатических условиях Египта. Община часть доходов сдавала государству (правящим слоям) Египта. В социальной иерархии Раннего царства выше крестьян были сословия вождя, воинов, номархов, ниже — жрецы, ремесленники. Вождь, в лице фараона и воинов, защищал ирригационную сеть от посягательства извне, именно это сословие объединило Египет, вождь опирался на номархов, бывших вождей независимых ранее номов, которые тоже имели свои военные отряды, что не содействовало централизации государства. Жрецы же, были не только слугами культа, но и управленцами, архитекторами, писцами, т. е. грамотным сословием, обслуживающим ирригационную сеть и ведущими астрономические наблюдения с целью выяснения разливов Нила, по положению, в эпоху Раннего царства, они были после сословия вождя, воинов, номархов и крестьян. Зависимость жречества от сословия крестьян в эпоху Раннего царства была обусловлена тем, что именно крестьяне спонсировали жрецов, ведущих ирригационные работы, а вождь лишь защищал общину крестьян. Вождя не обожествляли, так как жрецы не были заинтересованы в данном факте. Однозначно одно, Раннее царство имело широкую социальную базу в лице вождя (фараона), номархов, крестьян. Социальная дифференциация не была существенной, так для правителей, фараонов, строятся небольшие глинобитные гробницы-мастабы. Ремесленники как сословие лишь обслуживают ирригационную сеть, господство натуральной экономики, т. е. производство для личных нужд, не позволяло им нарастить богатства по причине отсутствия доминирующих в экономике товарно-денежных отношений, однозначно ремесленники обслуживали общины крестьян, создавая и поддерживая орудия для создания плотин, обслуживали и воинов, изготовляя им орудия. Сословие рабов еще не возникло в эпоху Раннего царства, страна стремилась создавать единую ирригационную сеть, во внешних походах не участвовала, лишь около 2900 до н. э. египтяне совершают первые грабительские походы против иных народов (Нубия, Бедуины). В эпоху Раннего царства, египтяне не знают внешней морской торговли, что сдерживало рост имущественного неравенства. Египет был изолирован пустынями и полагался на земледелие.

Социальная структура Египта эпохи Раннего царства пирамидально сверху вниз: вождь-фараон, воины, номархи (земельные аристократы),  свободные крестьяне, жрецы, ремесленники. Социальная база египетского государства эпохи Раннего царства: вождь, воины, номархи, крестьяне (см. прилож. табл. 5).

 Раннее царство не исчезло под воздействием каких-либо причин, но исследователи оканчивают эпоху Раннего царства 2649 до н. э. только потому, что после этого года в Египте происходит кардинальное усиление государства, власти, рост богатств и, как следствие, рост неравенства, появляются рабы, что представляет уже новую эпоху, эпоху Древнего царства.

Рассмотрим эпоху Древнего царства (III — VI династии, 2649 — 2119-2118 до н. э.).

На протяжении данной историографической эпохи Египет из децентрализованного государства трансформировался в централизованное сильное государство, где силен правящий слой, наблюдался расцвет страны, затем, из-за общего роста благосостояния, оппозиция власти возросла, положение правящего слоя стало неустойчивым и вновь возобладали децентрализованные тенденции, приведшие к распаду государства под катализатором пагубных климатических изменений и внешних врагов, призываемых жречеством для борьбы с вельможами и фараоном. Следствием усиления правящего слоя фараона являются изменения в архитектуре, вместо мастаб в качестве усыпальниц фараонов начали возводиться огромные египетские пирамиды, на постройку которых (как и других сооружений монументальной архитектуры) мобилизовывались массы крестьян и ремесленников. Несмотря на усиление централизации, номархи, сохраняли значительную власть на местах, зависимость которых от центрального правительства ограничивалась формальным признанием верховенства и выплатой налогов. Так почему же автор данной магистерской диссертации утверждает об усилении централизации. Централизация произошла именно потому, что в эпоху Древнего царства возникает новое сословие, в отличие от номархов полностью зависящие от фараона, это сословие управленцев-чиновников (вельмож). Чиновники не имели иных доходов, разве что доходы за службу, потому и были преданны фараону, номархи же, владели и земельными участками и прочими богатствами, что позволяло им иметь источники дохода, не зависящие от действий фараона. По мере развития эпохи Древнего царства, фигура вождя-фараона стала обожествляться, но это было не ради усиления персональной власти. Обожествлялись его «профессиональные обязанности», а не личность, так как строгое соблюдение им предписанных ритуалов считалось необходимым для нормального течения природных циклов. Таким образом, обожествлялся единый институт власти, институт власти правящего слоя, а не конкретный правитель. Все это свидетельствует об усилении влияния жрецов, контролировавших культ, а усилившееся государство уже им платило, а уже не крестьяне. Это ставит жрецов на следующую ступень после воинов и чиновников и номархов. Государственная задача жрецов была снизить влияние номархов на сознание крестьяне, поддерживать единство, что ставит номархов ниже жрецов по социальной иерархии, так как фараон старался опереться, прежде всего, именно на жрецов. В период около 2707 — 2150 до н. э. Египет активизирует внешнюю торговлю и проводит военные походы. Данные факты приводят к следующим последствиям: во-первых, усиливается рост имущественного неравенства в обществе, при господстве натурального хозяйства расширяется роль товарного хозяйства (начало проникновения египтян на Синай, в Ливию, Финикию, порт Библ центр египетской торговли), во-вторых, в Египте появляются первые рабы, принудительный труд также содействовал благосостоянию отдельных лиц (фараон Снофру). Но рабство в эпоху Древнего царства было государственным, рабов было мало и в личных подсобных хозяйствах они не применялись. Итак, в период около 2613 — 2467 до н. э при IV династии Египет уже представлял сильное централизованное государство. Культ Ра, объявленного отцом фараонов, становится государственной религией, что приводит к включению жречества в категорию правящего слоя. Накоплению богатств благоприятствовал и климат, количество осадков увеличилось, это позволило Египту эпохи Древнего царства пережить расцвет. Положение крестьян сильно не ухудшается в эпоху Древнего царства, как уже отмечено, они лишь теперь мобилизовывались на строительство великих усыпальниц-пирамид. Сами они не считали данный факт усилением эксплуатации, в их мироощущении участие в совместных ирригационных проектах и иных общественных работах, считалось ритуально необходимым для поддержания нормального функционирования хозяйственной системы. Грандиозные строительные работы позволяли не концентрировать богатства в руках номархов, поэтому это еще одна польза от циклопических сооружений для фараона. Сословие ремесленников на всем протяжении истории Древнего царства по прежнему было ниже крестьян по социальной иерархии ввиду важного значения земледелия, а не товарно-денежных отношений для Египта. Итак, именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Сословие номархов стремились ограничивать, поэтому автор данной диссертации не относит к социальной базе государства номархов, наоборот, из-за потребности централизации их можно и нужно было ограничивать, чем фараон и занимался. На закате эпохи Древнего царства, рост социального неравенства и общий рост уровня благосостояния, привел к тому, что жреческие храмовые хозяйства, хозяйства номархов, воинов, стали богаче царских хозяйств, хозяйств фараона, так фараон Пиопи II освобождает храмовые хозяйства и многие поселения от повинностей на «дом фараона», что свидетельствует об ослаблении его власти и невозможности далее облагать повинностями данные хозяйства[114]. Ослабление власти фараона на закате Древнего царства привело к тому, что вторую ступень социальной иерархии чиновники уступают жрецам и номархам. Государство имеет тенденцию к децентрализации. Из крестьянской общины, посредством роста благосостояния и, следовательно, расслоения, выделяются «неджесы» (царские люди), на закате эпохи Древнего царства это были мелкие предприимчивые крестьяне-собственники, сословие только зарождалось и не представляло весомой силы. В эпоху Среднего царства, данный вопрос автор исследует ниже, их роль меняется. Неджесы были богаче крестьян, поэтому в социальной иерархии стояли на ступень выше. Долгое правление Пиопи II было для Египта большим бедствием, поскольку в течение последних 20 или более лет он должен был быть слишком стар, чтобы управлять своим царством. Крупные вельможи (чиновники), помогавшие ему поддерживать правительство, давно умерли, оставив старика на шатающемся троне. Очевидно, что правящий слой родственников фараона, не концентрировал богатства в достаточной мере. Очевидно на примере Древнего царства, в данном исследовании наблюдается ситуация, когда родственники фараона, представляющие правящий слой, из-за недостаточной концентрации богатств потеряли лидерство в обладании богатствами, уступив это номархам и жрецам. Государство становится выгодно только родственникам фараона, жрецы и номархи желают изменение государства под себя, имея материальные средства для борьбы. Единственным сторонником власти фараона оставался народ, в лице ремесленников и крестьян, но с наступлением на планете засухи (2200 до н. э.) поддержка власти народом прекратилась. Засуха длилась в течение всего столетия и способствовала падению не только Древнего царства в Египте, но и Аккадской империи в Месопотамии. Засуха могла также привести к переселению носителей Хараппской цивилизации в Индии. Сильная и долгая засуха расшатала хозяйство Египта, вина за природный катаклизм была возложена в массовом сознании на центральное правительство и личность фараона, в стране начались беспорядки, чем воспользовались для захвата власти номархи и жрецы. Древнее царство прекратило свое существование, начался «Первый переходный период» с распадом на 42 отдельных нома. Итак, развал государства был вызван слабостью центральной власти по причине сужения социальной базы из-за ослабления правящего слоя, вследствие концентрации богатств уже не в правящих, а оппозиционных кругах, что соответствует тезису магистерской работы о сужении социальной базы как главной причины падения государств. Утрата государственного единства стала причиной развала общеегипетской ирригационной системы, вызвавшего экономический кризис и массовый голод, усилившие последствия столетней засухи. Без централизованного управления сложное административное устройство приходило в упадок, в стране бродили разбойничьи шайки. И к началу «Первого переходного периода» почти все пирамиды и усыпальницы были разграблены и опустошены. На закате эпохи Древнего царства из сословия жрецов выделяются писцы, которые были ниже рангом, относительно жрецов. Их появление было экономически обусловлено ростом материального богатства, и, как следствие, усложнения социальных функций и хозяйства (разделение труда). На закате эпохи Древнего царства ремесленники и крестьяне из-за роста социального неравенства начинают беднеть.

Социальная структура Египетского общества эпохи расцвета Древнего Царства пирамидально сверху вниз: фараон, воины, чиновничество, жречество, номархи (земельная аристократия), свободные крестьяне, ремесленники, рабы государственные. Социальная база египетского государства эпохи расцвета Древнего царства представлена сословиями: вождь-фараон, воины, чиновничество, жречество, крестьяне. Социальная структура Египетского общества эпохи заката Древнего Царства пирамидально сверху вниз: воины, жрецы, писцы, номархи, фараон, чиновничество, неджесы, беднеющие крестьяне и ремесленники, рабы государственные. Социальная база египетского государства на закате эпохи Древнего царства: фараон, воины (см. прилож. табл. 5).

Следует отметить, что климатические изменения выступили катализатором распада Древнего царства, но никак не причиной, к засухе Египет пришел с ослабленной центральной властью, деградацией правящего слоя родственников фараона и чиновничества. Не было сильной власти, способной уравнять потребности номов в пропитании, распределить скудные запасы, бороться с бандитизмом, экономическое значение жрецов и номархов не соответствовало их политической власти, воспользовавшись ухудшением климата и слабостью власти, они направили народный гнев против правящих слоев фараона.

Рассмотрим Первый переходный период (2250 — 2050 гг. до н. э).

Как уже отмечалось в исследовании, Первый переходный период представляет собою развал египетской государственности, но в данный период неспособность номов собственными силами справиться с экономическими трудностями усилила объединительную тенденцию. Первым претендентом на роль «собирателя» египетских земель стал Гераклеополь, один из крупнейших городов на севере Верхнего Египта. В борьбе за объединение Египта Гераклеопольское царство встретило соперника в лице образовавшегося на юге Фиванского царства. Их конфронтация завершилась в конце XXI века до н. э. победой Фив при фараоне Ментухотепе II, основавшем XI династию. Целостность Египетского государства была восстановлена. Началась новая эпоха Среднего царства, вновь объединенного Египта. О социальной структуре первого переходного периода источники крайне скупо повествуют, известно лишь, что все жители Египта страдали от раздробленности и были не против объединения, которое произошло силой армии и фараона, которые вновь выступили правящим слоем Первого переходного периода.

Рассмотрим эпоху Среднего царства (2040 — 1783, или 1640 до н. э.). Время нового подъема, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства. В середине эпохи Среднего царства централизация государства завершена, Египет стал мировой державой, наблюдался подъем науки, вследствие подъема экономики. XII династии удалось создать сильную армию, при ней Египет не только восстановил единую ирригационную сеть, но и значительно ее улучшил (фаюмский оазис). Присвоение территорий сопровождалось захватом больших партий рабов, скота, материальных ценностей. Общественная структура Древнего Египта периода Среднего царства характеризуется тем, что общество все более расслаивается. Происходят социальные изменения роли рабов в Египте эпохи Среднего царства. Рабов стало так много, что теперь они используются не только государством, как в эпоху Древнего царства, но и используются в подсобных хозяйствах, частными лицами. Именно в эпоху Среднего царства происходит масштабное разрастание рабовладельческого строя. Именно в период Среднего царства «средний класс» египетского общества («неджесы», царские люди),  составляют опору правящего слоя фараона. Неджесы в эпоху Среднего царства представляли собою как мелких собственников, они, в отличие от крестьян, владели землей самостоятельно, а не посредством общины, так и воинов и чиновников. Именно, зажиточные неджесы пополняли ряды чиновничества, воинов и образовывали среднюю, служилую прослойку господствующего слоя, соперничавшую с рабовладельческой знатью жрецов, номархов. Итак, по сути, государство эпохи Среднего царства стало опираться на средние слои общества. Неджесы, как и писцы, землевладельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания. Положение крестьян в эпоху Среднего царства ухудшается из-за возрастания степени эксплуатации вследствие дальнейшего роста материального неравенства. Ухудшающие положение ремесленников вследствие усиления эксплуатации, проявляется в следующем факте. Этим временем датируются деревянные саркофаги, в которых связанные союзом с ворами ремесленники делали замаскированные отверстия. Неудивительно, поэтому, что почти все пирамиды Среднего царства, начиная примерно с 1650 до н. э. вплоть до наступления периода Нового царства (около 1554 до н. э.), были опустошены.

Социальная структура Египта эпохи Среднего Царства пирамидально сверху вниз: фараон, воины, чиновничество, неджесы с номархами (земельные аристократы) и жречеством, писцы, крестьяне и ремесленники, рабы государственные, рабы частновладельческие. Социальная база государства эпохи Среднего царства: фараон, воины, чиновники, неджесы. Жрецы же и номархи желали власти, как и в Древнем царстве (см. прилож. табл. 5).

Как мы видим, номархи и жречество находились в жестком противостоянии с неджесами, а народ беднел. Все этого делало социальный взрыв не только возможным, из-за обнищания населения, но и вероятным, из-за противостояний внутри правящих слоев. Во время правления Аменемхета IV и его сестры Нефрусобек, начался упадок государства. Около 1785 до н. э. социальные противоречия привели к взрыву народного недовольства. В результате восстания социальных низов (бедноты и рабов) Среднее царство прекратило свое существование. Возникшим тяжелым внутренним положением в стране воспользовалась смешанная этническая группа, получившая название гиксосы (протоевреи, семиты). Гиксосам удалось оккупировать всю Дельту, а затем распространить свою власть и в Верхнем Египте из-за наличия колесниц и лошадей, чего египетская военная наука не знала. Начался период господства гиксосов, так называемый «Второй переходный период» (1640 — 1552 до н. э.).

Гиксосы в качестве XV и XVI династий правили Египтом. XVII династия из Фив (фараоны Таа I, Таа II, Камос) в союзе с критянами и нубийцами пытаются противостоять гиксосской власти. Именно правитель Камос подчиняет остальные верхнеегипетские номы и, несмотря на противодействие знати номархов и жрецов (боялись потерять богатства из-за длительной войны), начинает при поддержке рядовых воинов борьбу за изгнание гиксосов. Таким образом, Камос расширил социальную базу своего Фиванского государства, опирался не на привилегированное меньшинство, а на угнетенное большинство, вооруженное большинство (воины происходили из сословия неджесов). Решающего перелома в войне с чужеземцами добивается брат и наследник Камоса: Яхмос I. Очевидно власть Яхмоса, как и Камоса опиралась на воинское сословие в противовес не только гиксосам, но и египетской знати: номархам, жрецам и, даже, вельможам. После изгнания гиксосов, Яхмосу пришлось подавлять восстание Египетской знати. Народ же в лице крестьян, ремесленников, стал считать Яхмоса богом, фараоном-освободителем. В своих действиях Яхмос стал основателем Нового царства, вновь единого Египта, помимо воинов, опиравшегося на династии номархов Эйлейтииасполя, отдав им многие посты, но лишив их наследственного статуса владения номом. Номархи утрачивают аристократический статус и окончательно становятся наместниками, формируемыми из чиновнического сословия. Вместе с основанием Нового царства, Яхмос стал основателем новой XVIII династии Египта. Таким образом, номархи из землевладельческой верхушки, не связанной с фараоном, при Яхмосе I преобразуются в чиновническое, административное сословие. Как и в эпоху Среднего царства, Египет эпохи Нового царства вновь объединили воины и фараон. Воины же происходили из неджесов, средних слоев, таким образом, средние слои вновь объединили Египет.

Рассмотрим эпоху Нового царства (1550 — 1069 годами до н. э). В данную эпоху, Египет, благодаря сбалансированной армии и опорой на средние слои общества (неджесы), становится мировой державой, захватывает Палестину, Финикию, Сирию.

Захватнические войны в период Нового царства влияют, прежде всего, на увеличение количества рабов. Но большинство земли закрепляются не за воинами и неджесами, несмотря на то, что именно они были социальной базой государства Нового царства. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Так как в эпоху Нового царства номархи более не существуют, как представители земельной аристократии, это облегчило централизацию государства, но лишь в начале эпохи Нового царства. Поэтому в данном исследовании автор более не выделяет сословие номархов, оно исчезло и стало разновидностью должности чиновника. К работе же на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество эпохи Нового царства — замкнутый слой, попасть в который можно только по родственному принципу. В обществе исчезновение земельной знати и управление местных округов огромной армией маленьких коронных чиновников открыли для среднего класса (неджесы) еще более широкий путь к бесчисленным карьерам, нежели в эпоху Среднего царства. Так как земельной знати, номархов, больше не существовало, то высшие правительственные чиновники составляли знать империи, чиновники формировались из неджесов, следовательно, неджесы стали вторым сословием после фараона и его окружения. Чиновник, описывавший сословия в эпоху XVIII династии, делил народ на «солдат, жрецов, царских крепостных и всех ремесленников», и эта классификация подтверждается всем, что нам известно относительно эпохи. Следует, однако, иметь в виду, что все подразделения свободного среднего класса включены здесь в число «солдат»[115]. Таким образом, Неджесы формировали и солдатское сословие, костяк государства. В политическом отношении влияние среднего слоя неджесов увеличивалось с каждым царствованием, и вскоре они стали тем принудительным фондом, из которого фараон должен был черпать заместителей гражданских должностей, чиновничества. Крестьяне же стали царскими крепостными. Итак, в эпоху Нового царства в Египте, сословие жрецов, неджесов, — крепнет, сословие крестьян и рабов ухудшают свое положение.

Социальная структура Египта эпохи расцвета Нового царства пирамидально сверху вниз: фараон, неджесы, жречество, царские крепостные (крестьяне) и ремесленники, рабы государственные, рабы частновладельческие. Социальная база Египта эпохи расцвета Нового царства: фараон, неджесы, жрецы (см. прилож. табл. 6).

Итак, Египет эпохи Нового царства имел чрезвычайно широкую социальную базу, опираясь на средний слой (неджесы), но не было единства внутри правящих слоев. Жречество постоянно соперничало с фараоном за власть, стремясь стать правящим сословием. Таким образом, развал египетского Нового царства во многом был предопределен борьбой двух правящих слоев египетского общества — фараона и неджесов со жрецами. Как Среднее царство развалилось из-за противостояния номархов (земельной знати) и жрецов, так и Новое царство из-за противостояния фараона и неджесов со жрецами. Влияние жреческого сословия обеспокоило еще Тутмоса IV, а к концу правления его сына Аменхотепа III значительно возросло, что ущемляло властные функции фараона. В их противовес он активно выдвигал культ солнечного божества. Аменхотеп IV выдвинул на передний план одного из аспектов солнечного божества — зримый диск Атона (солнца). Этот резкий шаг сопровождался закрытием множества храмов по всему Египту, разгоном жрецов и секуляризацией (изъятием земель у жрецов). Вскоре фараон сменил свое имя на Эхнатон («действенный от духа Атона») и построил новую столицу — Ахетатон. Религиозная революция положила крах великой империи. Эхнатон установил жесткий террор, от которого страдали как жрецы, так и простой народ. Казна опустела, Египет потерял прежние международные приоритеты, и разразился глубокий внутренний кризис. Социальная база сузилась, жрецам и простолюдинам более стало не выгодно Новое египетское царство. Жрецы активно натравливали простолюдинов, крестьян и ремесленников против фараона. Жрецы после смерти Эхнатона восстановили свои позиции. При этом усилилось начавшееся еще во время правления Эхнатона политическое и экономическое разделение Нижнего и Верхнего Египта, где власть постепенно сосредоточилась в руках фиванских жрецов Амона. При этом, пост верховного жреца Амона в Фивах стал фактически наследственным. По сути, из Египта выделилось теократическое государство жрецов. Во время правления Рамсеса XI, последнего правителя XX династии, в руках верховного жреца Амона Херихора оказались сосредоточены все высшие государственные должности — чати (высший советник) и главы армии. Жрецы, в борьбе с фараонами победили, став правящим сословием, но не все египтяне были за. Начинается смута, известная как «Третий переходный период». Из-за борьбы внутри правящих слоев, наступил развал единой Египетской государственности эпохи Нового царства. Социальная структура Египта эпохи заката Нового царства пирамидально сверху вниз: фараон, жречество, писцы, неджесы, царские крепостные (крестьяне) и ремесленники, рабы государственные, рабы частновладельческие. Социальная база Египта эпохи заката Нового царства: фараон, жрецы, писцы (см. прилож. табл. 6). Начинается эпоха Третьего переходного периода.

Рассмотрим эпоху Третьего переходного периода (1075 — 664 до н. э.).

Традиционно считается, что после смерти Рамсеса XI власть в Южном Египте оказалась в руках верховного жреца Херихора, который провозгласил себя фараоном, образовав независимое жреческое государство. При этом в Дельте это не признали, там образовалась своя династия — XXI, правившая из Таниса, также жреческая по своей сути. В результате Египет как единое государство перестал существовать, именно так начался период древнеегипетской истории, который и называется Третьим переходным периодом.  Ливийцы переселяются в Египет и становятся костяком армии, ливийские правители захватывают нижний Египет, отстраняют жречество от власти с переменным успехом. Эфиопы и Нубийцы захватывают власть в Египте (Кушитское царство) и подавляют жречество и номархов-неджесов (XXV династия), опираясь на египетский простой народ. Третий переходный период заканчивается объединением Египта иноземной эфиопо-нубийской Кушитской династией.

Рассмотрим эпоху Позднего царства в истории Древнего Египта, охватывающую правление фараонов XXVI — XXX династий (664 — 332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.

При Кушитах в Египте происходит последний подъем традиционной культуры, возрождение. Простой народ обожал Эфиопо-нубийскую династию Кушитов. Вновь строятся пирамиды. Кушиты подавляют аппетиты жрецов и египетских чиновников, что не могло не заинтересовать народ. Царь Ассирии Асархаддон, пользуясь поддержкой ненавистных эфиопам египетских чиновников, которые занимали посты наместников (номархов), вторгается в Нижний Египет и берет Мемфис, разделив Египет между 20 номархами и отстранив эфиопов и кушитов из управления. Последняя династия формально была независима, но по факту, Египет был вассалом Ассирии, затем завоеван Персией. Таким образом, заканчивается история Египетской государственности, основывающейся, исключительно, на египетской культуре. Из десяти фараонов, только шесть фараонов были египтянами, в эпоху Позднего царства. Социальная база государства так сузилась, что фараон Априй, Псамметиха I, подавляя жречество, опирался на греческих наемников, греческих купцов и греческих торговцев, так как бедный египетский народ не имел материальные средства для формирования армии и ненавидел власть фараона. Сословие неджесов размылось из-за нестабильности, средних слоев общества более не существовало. Обозначились либо богатые, либо крайне бедные слои общества.

Социальная структура египетского государства эпохи Позднего царства пирамидально сверху вниз: фараон, иностранные солдаты, чиновники, жрецы, писцы, царские крепостные и ремесленники, рабы государственные, рабы частновладельческие. Социальная база Египетского государства эпохи Позднего царства: фараон, иностранные солдаты (нубийцы, греки, эфиопы).

Большинству Египтян свое же государство стало невыгодно, ввиду сужения социальной базы, даже чиновники не были заинтересованы в нем. Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, — жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией «рабы, крестьяне — знать»[116]. Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона, вызывая развал правящих слоев. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта из-за роста социального неравенства. Графическое отображение социального развития Древнего Египта отображено в исследовании (см. прилож. табл. 5, 6).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.025 с.)