Развитие Американских государств, Майя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие Американских государств, Майя



Начало формирования цивилизации Майя относят к Предклассической эре (2000 до н. э. — 317 н. э.), цивилизация Майя достигла пика своего развития в Классический период (317 — 987 н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке, именуемым Постклассическим периодом (987 — XVI в.).

Информацию о социальной структуре Майя обоснуют из следующих источников: испанских хроник XVI в. и обнаруженного археологического материала. Первый источник отражает условия, существовавшие в момент завоевания. Но эти данные не могут быть точно приложимы к Классической эпохе, так как к приходу испанцев область Майя уже на протяжении нескольких веков находилась под властью чужеземных народов, вторгшихся из Центральной Мексики. Это вторжение изменило многие стороны жизни Майя. Однако интерпретация археологических данных, связанных с классическим периодом, в основном не противоречит исторической информации относительно социальной организации Майя.

Рассмотрим наиболее исследованный Постклассический период (987 — XVI в.).

К моменту конкисты Юкатан делился на 16 маленьких городов-государств.

Майя никогда не преодолевали кризис полисной структуры, не создавали государство в современном понимании термина, жили замкнутыми городами, как древние Греки.

В Постклассическую эпоху земли были общинные, родовые или клановые (цукулъ), земли знати и частные земли. Родовые земли как предполагают, ввели в области Майя захватчики науа (родственники Ацтеков), но данное деление прижилось, следовательно, Майя могли сами создать родовые земли ввиду усложнения социальной структуры. В классический период родовых земель не было. Не важно, какая семья владела землей, важно, чтобы земля оставалась на балансе селения.

Рассмотрим земли знати. Знать считала земли селений своими по воле богов, которые их распределили. Интересно, что правитель у Майя (классических Майя) обожествлялся, таким образом, земли знать получала от правителя за службу, т. е. земли не являлись собственностью знати, как только служба заканчивалась, землю возвращали обратно правителю.

Знать также владела и частными землями. Эти земли представляли собой подлинное богатство и находились в абсолютной собственности их владельцев. Следует предположить, что в классическую эпоху также сосуществовали две формы землевладения, но при этом, вероятно, частная собственность была менее распространена, чем коллективная. В самом деле, область майя в течение пяти или шести веков находилась под властью захватчиков, сначала пришедших с ее западных границ, а позднее - из Центральной Мексики. Разумеется, что при военном захвате часть земель отчуждалась у их владельцев и передавалась в наследственную собственность военным вождям, а также гражданским и религиозным властям победителей. Поэтому, естественно, в классический период общинные земли, вероятно, составляли большую часть используемых земель, чем после вторжения чужеземцев. К тому же, развитие товарно-денежных отношений не было существенным в Классический период, тогда как в Постклассический развитие товарно-денежных отношений приводило к концентрации земель за конкретными владельцами.

Все производительные работы, особенно земледельческие, выполнялись простыми людьми под руководством жречества, которое монополизировало астрономические и календарные знания, являвшиеся основой процесса земледельческих работ.

Социальное расслоение в эпоху Постклассическую представляло форму территориального проживания. Богатые жили в центре города, бедные на периферии. Испанский хронист Ланда, а также Когольюдо, Педро Мартир упоминают господ (имея виду военную знать, жречество и торговцев с ремесленниками), простолюдинов (крестьян) и рабов[190].

Современные авторы делят общество Майя на четыре класса в Постклассическую эпоху[191].

На вершине иерархии стоял правитель (халач-виником, настоящий человек). Халач-виник был и гражданским и религиозным владыкой. В зависимых городах правил батаб — военный вождь, князь. Князь возглавлял класс военной знати. Знать была не Майянская по происхождению: тольтекской или ацтекской. Иначе говоря, знать Майя на большей части этой области происходила от чужеземных завоевателей. Военная знать, несомненно, была социальной базой государства Постклассического периода.

Следующей группой в социальной иерархии Постклассического периода были жрецы (ахкинооб). Довольно высокий статус жреца в структуре власти. Жрецы считались господами, главами, превосходившими всех, и именно они наказывали и поощряли, и им подчинялись с большим старанием. Поле деятельности жрецов было шире, разумеется, чисто религиозного и охватывало политическую и судебную функции, но не военную, что не позволяло им с оружием в руках добиваться вершины иерархии, поэтому они стояли ниже военной знати по положению в городе-государстве. Жрецы также занимались управлением вместе с военными вождями. Данные факты свидетельствуют о том, что жрецы были социальной базой государства.

Чиновников (альмехенооб) как сословия существовало только в эпоху Постклассических Майя, где специальный человек ведал судебными вопросами, тем не менее, чиновничество не достигло развития, так как основными вопросами управления занимались жрецы и военная знать. Тем не менее, занятие правосудием ставит в иерархии их на следующие место после вождей и жрецов. В Классическую эпоху чиновничества как сословия не существовало, так как каждый крестьян на год в обязательном порядке должен был заниматься организацией управления. Возможно, и в Предклассическую эпоху чиновничества не существовало.

Другая группа, группа торговцев, также доминировала над простолюдинами (крестьянами). Ацтеки и Майя имели сословия торговцев, в отличие от рассмотренных нами Инков в Постклассический период. В Классический и Предклассический данное сословие не было развито. Очевидно, торговцы и ремесленники являлись социальной базой государства Постклассического периода. В Классический период существовали ремесленники, возводившие города, они также являлись социальной базой государства. В Предклассический период они также существовали.

Большая часть населения составляла класс крестьян, называвшихся на языке Майя (ах чембаль виникооб, низшие, грубые люди). По закону в Постклассическую эпоху они считались свободными, но не имели экономические права (основную часть урожая забирало государство: жрецы, воины, правитель), и политических прав не имели, власть их опиралась только на семью и дом.

Другим классом, стоящим на еще более низком уровне был класс рабов (пентакооб). Хронисты уточняют, что в рабство обращали за совершение уголовных преступлений, за долги; рабами становились попавшие в плен во время войн; рабами были и дети рабов. Раб не пользовался никакими правами; кроме того, он всегда был в положении потенциальной жертвы при человеческих жертвоприношениях. Таким образом, социальное расслоение в Постклассическую эпоху существовало. Товарно-денежные отношения были достаточно развиты, о чем свидетельствует долговое происхождение рабства. Неизвестен характер рабства в Предклассическую и Классическую эпоху, поэтому, в данном исследовании, будем считать, что категорий рабов не существовало.

Некоторые исследователи высказывают сомнения относительно социального расслоения в Классическую эпоху, так как по данным археологии, в селениях жрецы и простые люди жили вместе и находились примерно на одном и том же экономическом и социальном уровне.

Крестьяне в Классическую эпоху имели политические и экономические права, участвуя в управлении, избираясь сроком на год для чиновнических должностей.

Тем не менее, историческая информация XVI в. о Классическом периоде должна восприниматься с большой осторожностью и даже отвергаться, так как вторжения завоевателей из Центральной Мексики на протяжении нескольких веков, предшествовавших приходу испанцев, настолько изменили формы жизни и организации общества Майя, что все описания хронистов не соответствуют действительным условиям жизни Майя Классического периода.

Предклассический период. Очень вероятно, что на предшествовавшем этапе социально-экономического развития, до образования различных классов, группы Майя были организованы в рамках родовой общины, равной только потому, что не было еще накоплено достаточно богатств, и торговля не существовала. Класс торговцев не существовал в Предклассическую эпоху и Классическую упоху. О данных фактах свидетельствуют археологические раскопки, где социальное неравенство не проявлялось в помещениях, зданиях. Крестьяне в Предклассическую и Классическую эпоху являлись социальной базой государства, это право они потеряли только в Постклассическую эпоху.

Особенностью цивилизации Майя является низкое развитие экономики (базиса), но высокое развитие культуры (надстройки), что противоречит марксистской концепции истории. Возможно, это связано с крайней высокой степени развития ирригации, во главе которой стояли жрецы, что позволяет выдвинуть тезис, что в Предклассическую эпоху у власти находилась не военная знать, а жречество, как в Древней Месопотамии, Египте и прочих ирригационных государствах.

Постклассические города-государства Майя имели узкую социальную базу, выгодны были только чужеродным наемникам, захватчикам. Так, в 1441 году жители города Майяпана уничтожили правивших чужеземцев и покинули город. Очевидно, упадок цивилизации Майя был связан с узкой социальной базой, после захвата городов чужеземцами, крестьяне лишались всех прав, покидали города, правящая элита, без земледельческой обслуги быстро погибала, так как не могла крестьянам предложить ничего взамен: товары им были не нужны, ввиду натурального вида жизни крестьян. Испанцы пришли уже в умирающую цивилизацию, которая, впрочем, боролась с испанцами в тех городах, где правили Майя, а не чужеземцы. Но цивилизация ослабла не из-за болезней, а именно из-за внутреннего кризиса. Болезни стали катализатором, довершили начатое.

Социальная структура Майя Предклассического периода пирамидально сверху вниз: правитель (жрец), жречество, военная знать, крестьяне, ремесленники.

Социальная база государства Предклассического периода: правитель (жрец), жречество, военная знать, крестьяне, ремесленники.

Социальная структура Майя Классического периода пирамидально сверху вниз: правитель (жрец), жречество, военная знать, крестьяне, ремесленники.

Социальная база государства Классического периода: правитель (жрец), жречество, военная знать, крестьяне, ремесленники, рабы.

Социальная структура Майя Постклассического периода пирамидально сверху вниз: правитель (вождь), военная знать, жречество, торговцы, ремесленники, крестьяне, рабы.

Социальная база государства Постклассического периода: правитель (вождь), военная знать, жречество, чиновники (см. прилож. табл. 16).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.012 с.)