Развитие Американских государств, Ацтеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие Американских государств, Ацтеки



Как и иные цивилизации, развитие ацтеков началось с образования городов-государств. Ацтеки или мешика или науа, оставили богатую письменную культуру, благодаря которой есть возможность реконструировать развитие ацтекских государств и их социальную структуру. В историографии ацтеков выделяют Классический период (до IX в.), Постклассический период (IX — XIV вв.), эпоху Монтесумы I или имперскую эпоху (XV — XVI вв.).

Рассматривая социальную структуру в данном исследовании, объединим классические и постклассический периоды в единое целое, так как социальная структура существенно не менялась.

В классическую эпоху ацтеки пришли с севера на территорию современной Мексики. Расселение ацтеков связано с изменением климата, который стал засушливым. Города-государства уже сложились на данной территории.

После IX века, в постклассический период, все крупнейшие города-государства были почти наверняка заселены народами ацтеков.

Одно из племен науа называлось мешика. К приходу мешика земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, мешика обосновались как служивые воины на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан основан в 1325 г.

В первые годы после основания династии мешика, Теночтитлан платил дань Аскапоцалько, самому влиятельному городу-государству. Помимо снабжения воинами, мешика получали часть дани от завоеванных государств.

В дальнейшем образовался тройственный союз Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана, вместе они покорили город Аскапотцалько в 1428 году, уничтожили город. После этой победы, Теночтитлан стал самым влиятельным городом в долине Мехико и из тройственного союза была основана Ацтекская империя. Города-государства захватываются. Образовалась империя не в современном понимании термина, ацтеки не включали население иных городов в состав своего города-государства, полисный кризис не был преодолен. Государство было выгодно только ацтекам Теночтитлана и держалось на крови, сродни военным деспотиям европейской и азиатской древности.

Рассмотрим эпоху Монтесумы I или Имперскую эпоху.

Монтесума, помимо завоеваний, укрепил власть правящего класса ацтекских воинов и восстановил в правах покоренных правителей, присягнувших в верности Теночтитлану, чтобы добиться лояльности местной знати. Чиновники как сословие не существовало в эпоху ацтеков, конечно, были управители, но их функции были военными, таким образом, социальной опорой ацтеков были воины и вассальная знать.

В 1469 году следующим правителем стал Ашаякатль, который продолжил завоевательную политику.

В 1481 году, после смерти Ашаякатля, следующим правителем был избран его старший брат Тисок. Коронационная кампания Тисока против Отоми из Метцитлана потерпела неудачу, поскольку он проиграл главное сражение и сумел привести только 40 пленников, предназначенных для принесения в жертву для его церемонии коронации. Увидев слабость нового правителя (тлатоани), многие подчиненные города-государства восстали. Таким образом, власть правителя опиралась на военную силу, следовательно, правитель был военным вождем.

Следующим правителем был Ауисотль. После восстания в городах Алауицтлан и Оцтотикпак, Ауисотль приказал казнить все местное население и заселить регион выходцами из долины Мехико. Данная политика аналогична политике геноцида, которую проводила Ассирийская империя, которая, тоже была военной деспотией.

Предпоследний правитель был Монтесума II. Помимо традиционных завоеваний, он реформировал классовые структуры ацтекского общества, усложнив процесс вступления для крестьян в сословие воинов, которое раннее было возможно, если человек доказывал свою доблесть в бою. Он также ввел строгий кодекс, ограничивающий доступ к предметам роскоши, доступный представителям низших сословий. Данные мероприятия не позволяют считать крестьянство социальной базой государства в Имперскую эпоху. Он усилил жречество, раздав жрецам земли, являляясь сам жрецом высокого ранга до избрания его правителем.

В 1517 году, Монтесума получил первые известия о таинственных кораблях на побережье мексиканского залива недалеко от Чемпоаллана с воинами из неизвестной цивилизации (испанцы).

После изгнания испанцев из города, следующим тлатоани (правителем) стал Куитлауак, бывший советник Монтесумы, который укрепил оборону Теночтитлана против испанских захватчиков и их союзников. Он правил только 80 дней, возможно умерев от занесенной испанцами оспы. Его сменил Куаутемок и последний независимый тлатоани, до самой своей смерти проводивший оборону Теночтитлана. Ацтеки были повержены из-за занесенных болезней, а также из-за помощи испанцам многочисленных союзников в лице ранее порабощенных городов-государств. Даже и без болезни, ацтеки были бы повержены из-за узкой социальной базы, их власть держалась только на насилии. Таким образом, главной причиной быстрого развала Ацтекской империи являлась узкая социальная база, из-за чего испанцам активно помогали индейцы-враги ацтеков. Несомненно, массовые болезни выступили лишь катализатором, благодаря которому государство исчезло быстро, но и отсутсвие болезни не переломило бы для ацтеков гибель, в условиях военного превосходства испанцев.

Рассмотрим развитие социальной структуры Ацтекского общества.

На низшей ступени иерархии были пленники, их сразу убивали, чтобы подчеркнуть авторитет ацтекских воинов. Пленниками могли стать строптивые рабы. Мотолиния пишет, что с некоторыми пленными, будущими жертвами жертвоприношений, обращались как с рабами по всем правилам ацтекского рабства до их жертвоприношения[187]. Таким образом, рабы находились по статусу выше пленников, рабов запрещено было убивать.

Затем на социальной иерархии находились рабы или «тлакотин». Рабство было личным, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность, и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны доказать, что с ними жестоко обращались. Раба проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение как пленника; такие рабы продавались за более высокую цену. Данные факты свидетельствуют не о любви к рабам со стороны ацтеков, а о незрелых классовых отношениях, когда строгое подавление одного слоя другим еще не сложилось. Также свободный ацтек мог стать рабом в качестве наказания за убийство, непослушание отцу, долг. Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Таким образом, рабы обладали экономическими правами, что, фактически, ставит их не на рабское положение, а на положение народных масс.

Свободные ацтеки были представлены сословиями крестьян (масеуалли), затем сословием пилли (воины).

Воины не были замкнутым сословием, если после трех битв воин не мог захватить пленников, то его объявляли крестьянином. Воины представляли знать империи, социальную базу, опору режима. Изначально статус военной знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пили, захватывая пленников. Ацтекские крестьяне становились пилли благодаря своим воинским достижениям, что прервал Монтесума II, сделал статус пилли наследственным. Все это обеспечивало успех военной машины ацтеков, заставлявших воинов постоянно совершенствовать свое мастерство.

С воинами власть делили жрецы. По мнению С. Тоскано, к моменту Конкисты власть жречества была ослабленной[188], однако большинство исследователей считают, что жрецы наряду с военными к тому времени играли решающую роль. Поэтому ацтекское государство было по сути своей военно-теократическим, так как особенно возросла роль храмов при Монтесума II, возможно потому, что он стал тлатоани (в возрасте около 40 лет), уже, будучи жрецом самого высокого ранга. Есть предположение, что Монтесума II видел путь укрепления своей власти в усилении жречества, поэтому он всячески покровительствовал последнему, способствуя в данной связи и росту храмового землевладения и тому, что жрецы являлись, по сути, социальной базой государства. Однако воины оставались выше по социальной иерархии, чем жрецы, так как именно воины обеспечивали жрецов «материалом» для жертвоприношений (человеческими телами).

Вершину социальной иерархии замыкал правитель (тлатоани). Интересно, что воин мог стать правителем, если в одиночку захватит не менее 17 пленников, но ему нужно было еще пройти процедуру выборов, так же жрецы могли стать провителями.

Позднее, в эпоху Монтесумы, имперскую эпоху, богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (торговцы). Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими воинами. Но пилли их презирали, однако, так или иначе, отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары. Таким образом, между воинами (пилли) и почтека (торговцами) существовал антагонизм. Два класса боролись за доминирование. Торговцы не обладали политическими правами.

В поздние годы империи из сословия крестьян-масеуалли выделилось ремесленное сословие, их работы были важным источником прибыли для города, что ставило ремесленников выше по социальной иерархии, чем крестьян, но ремесленники также не обладали политическими правами. Постепенно отходя от земледелия, ацтеки заставляли поставлять продовольствие покоренные города-государства.

Социальная структура ацтекского общества пирамидально снизу в Классическую и Посткласическую эпоху: пленники, рабы (тлакотин), крестьяне (масеуалли), жрецы, воины (пилли), правитель.

Социальная база ацтекского общества: правитель, воины, жрецы.

Социальная структура ацтекского общества в Имперскую эпоху, эпоху Монтесумы пирамидально снизу: пленники, рабы (тлакотин), крестьяне (масеуалли), ремесленники, торговцы (почтека), жрецы, воины (пилли), правитель (тлатоани).

Социальная база ацтекского общества: правитель, воины, жрецы (см. прилож. табл. 14).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.01 с.)