Развитие Американских государств, Инки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие Американских государств, Инки



В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. — 1-м тыс. н. э. возникли земледельческие цивилизации Чавин, Паракас и др. В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка — верховный правитель. Он переселяется в новую столицу — Куско. Легендарный Инка Манко Капак создал развитую ирригацию, чем заслужил обожествление. В данном исследовании автор будет рассматривать непосредственно Имперскую эпоху инков (XV — XVI вв.), игнорируя историю инков как города-государства (XII — XIV вв.),

Седьмой Инка — Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил девятый Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, преобразовав империю для знати города Куско в империю для всех городов, то есть, включив местную знать в состав государства, расширил социальную базу государства.

При покорении соседних племен инки, помимо использования армии, привлекали к себе правящие слои покоряемых районов. Прежде, чем атаковать, инки трижды предлагали правителям региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы, однако с помощью умелых законов запретив смешиваться с инками города Куско, защищая свою замкнутость как правящего слоя. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли свое положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.

Рассморим социальную структуру инского государства.

Инка и его родственники образовывали высшую знать, пользующуюся экономическими и политическими правами. Земля считалась принадлежащей индейцам-крестьянам, в то время как правителю — принадлежали доходы с труда общин. После смерти Инки тела бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско жрецами, причем к каждому приставлялся особый штат жрецов, что говорит об опоре правителя на жреческое сословие, а не только на армию.

Личная власть Инки защищалась военной элитой, комплектовавшейся из инков, отличных от солдат покоренных народов (аука руна). Таким образом, армия состояла из двух сословий, расположенных на разных ступенях социальной иерархии.

Помимо военной элиты, Инка опирался на вассальных правителей покоренных городов и селений, называвшихся «курака». Они имели иерархию, что говорит о развитости данного сословия, в данном исследовании автор именует сословие — князьями. Князья не платили податей, имели всю полноту прав, что позволяет отождествлять их с социальной базой государства.

Жрецы занимали следующую ступень социальной иерархии. Жрецы выдавали своих дочерей за представителей знати. Верховный жрец был инкой по происхождению. Таким образом, семья правителя (Инки) контролировала институт жречества, жрецы податей не платили, обладали политическими и экономическими правами, что свидетельствует об их статусе как социальной базы государства.

Низшая категория жречества — колдуны и предсказатели аналогично не платили податей, но они уже не имели политических прав, что не позволяет их отнести к аристократическим сословиям.

За жречеством следовали учителя. Учителя учили чиновников счету, от них зависело, сдаст ли экзамены человек и получит ли он должность чиновника, что ставило их выше чиновничества в социальной иерархии. Аристократы-инки поддерживали центры учености, сами учась у учителей счету. Право управлять государством учителя не имели, что не позволяет отнести их к социальной базе государства.

Сбор налоговых поступлений империи Инков контролировали сословие «кипукамайок» — чиновники-счетоводы. Они находились на полном государственном обеспечении, но влиять на государство они не могли, не обладая политическими правами, что не позволяет отнести их к социальной базе государства, зато они не платили податей. Их главной задачей был верный учет налогов, перепись населения, учет жертвоприношений. Чиновники имели иерархию, что говорит о развитости данного института.

Далее в социальной иерархии следовало сословие «руна» — лично свободные крестьяне. В состав данного слоя инки включали и ремесленников, что не говорит о господстве натурального хозяйства, товарно-денежные отношения не играли весомой роли.

Простые солдаты, не являющиеся военной элитой — «аука руна», вербовались из общинников не инкского происхождения, они принудительно вербовались князьями, поэтому их положение можно назвать нижестоящим, по отношению к свободным общинникам, но могли рассчитывать на часть добычи.

Несвободные сословия включали рабов, военнопленных, наложниц, они не обладали никакими правами.

Торговцев не существовало[189]. Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена — особенность общества инков в отличие от ацтеков. Она объясняется тем, что в Андах высотная поясность делала обмен очень важной составной частью хозяйства, и этот ресурс довольно рано был монополизирован властью. Обмен выступал в форме государственного распределения ресурсов, как следствие, рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена. Все продукты труда поступали в общественные (государственные) хранилища, откуда они перераспределялись властью не в форме торговли, а в форме государственных поставок по установленным нормам.

Инкское государство столкнулось с гражданской войной, и формально враждовали два царевича, тем не менее, каждый из них представлял разные социальные группы и города. На, собственно, Инков опирался царевич Уаскар из города Куско. На князей опирался царевич Атуальпа города Кито. Очевидно, хотя гражданская война к приходу испанцев завершилась победой князя Атуальпы (незаконного наследника), государство было нестабильно из-за раскола правящих слоев инков и вассальных князей, что облегчило завоевание испанцами. Испанец Писарро встретил не сильную империю, а государство, раздираемое междоусобицами и эпидемиями. Произошло сужение социальной базы государства, инки сами истощили свою главную социальную опору в гражданской войне: военную элиту. Все это вызывало ропот покоренных народов, которые охотно входили в союз с испанцами. Империя инков разваливается самими племенами. Инка Манко пытался бороться с испанцами, но после его смерти вожди, князья, не поддержали войну с испанцами, так как лишись военной элиты в боях, а опираться на крестьян было бессмысленно, ввиду отсутствия у них времени на военное обучение.

Социальная структура инкского общества Имперской эпохи пирамидально сверху вниз: правитель (Инка), военная элита, князья (курака), жрецы, учителя, чиновники (кипукамайок), крестьяне (руна), солдаты (аука руна), несвободные.

Социальная база государства: правитель (Инка), военная элита, князья (курака), жрецы (см. прилож. табл. 15). К приходу испанцев военная элита полностью истощила себя в войне.

       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.006 с.)