Причины стабильного развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины стабильного развития



Во второй главе исследования автор данной магистерской диссертации рассматривал развитие государств древности. В процессе исследования затрагивались вопросы социальной структуры общества, выяснения социальных слоев, групп, которые управляли государством, и, следовательно, исследованы слои, которых государства Древности обслуживали (социальная база), а обслуживает государство, вопреки мнениям представителей идеализма, не всех. Никогда государство не обслуживало все слои общества, даже в государствах с широкой социальной базой, большинство паразитировало на меньшинстве, на рабах. Так демократическому афинянину, чтобы восседать на народных собраниях, нужны были рабы, которые в данное время работали бы на гражданина.

Оказалось — что подвергающийся критике современными странами победившего капитализма — марксизм, научно обоснован и позволяет осуществлять прогноз, то есть данная теория претендует на универсальность. Государства это орудия осуществления воли правящего класса, а законы есть воля правящего класса, выраженные в письменной форме, как утверждал В. И. Ленин. Государства возникают из-за социального неравенства, защищая и организовывая слои собственников для защиты от людей, не имеющих собственность или других собственников, желающих пограбить.

Исследуя развитие государств древности, становится понятно, что правящий класс всегда образуется из слоя, монополизировавшего знания (жречества), и слоя, владеющего оружием, способным подавлять не только внешних врагов, но и внутренних. Каким бы образом не именовались воины: кшатриями в Индии, или плебеями в Риме, или спартиатами (гомеями) в Спарте, во всех государствах древности данные слои были создателями государственности.

Когда государства усиливались, борясь за гегемонию между собою, к жречеству и воинам присоединились сословия чиновничества, именуемые в различных государствах по-разному. Усиление государства всегда связано с усилением управления, следовательно, появление сословия, которое должно управлять. Первоначально усиление государство выгодно всем слоям общества: концентрация ресурсов повышается, внешние враги побеждаются, ирригационные сети возводятся. Но очень скоро, класс чиновничества позволяет жрецам и воинам концентрировать богатства не за счет внешних завоеваний, которые могут обернуться несоизмеримыми расходами и гибелью для представителей правящего класса, а за счет ограбления своих слабых социальных слоев, путем ужесточения контроля над обменом, подавлением торговцев, как в Китае и Индии, повышением налогов, как в Риме эпохи Поздней империи. Усиление государства всегда, во всех странах, вначале вело к внешним победам, а затем к победам внутренним: победам правящего слоя над своим неудачливым большинством, крестьянами, которые лишались не только политических, но и экономических прав. С момента сужения социальной базы, большинство уже было не заинтересовано и не участвовало во внешних войнах, правящий класс оставался в одиночке, и погибал, государство пало. Римляне не стали защищать Рим, Китайскую династию Шан вообще «предала» половина ее же армии. Гуптская империя в Индии не выдержала многолетнего противостояния с кочевниками и была развалена своим же народом, ненавидевшим, прежде всего, индийских богачей, а только затем кочевников. Жители Нововавилонского царства сами открыли ворота чужому царю Киру II Великому, изнывая от налогового бремени «родной отчизны».

Но, в битве при Каннах, римляне, от мала до велика, встали на защиту республики, в чем же причина? Почему же данные римляне, на закате империи палец о палец не ударили, чтобы защищать империю? Современные авторы идеалистического понимания мироустройства будут навязывать следующие представления, почему римская республика была более стабильна, чем империя: человек был воспитан по иному, роскошь не опутала его мысли, уровень жизни не способствовал развращению нравов, гражданин был, прежде всего, воин, а имперскую эпоху деньги всех развратили-совратили. Материалист же, марксист, будет искать причину в экономическом базисе, и что же он выяснит, оказывается, государство в эпоху республики не забирало у населения политических и экономических прав, а в эпоху империи, все было отобрано, еще бонусом около 140 налогов платили граждане Рима. Таким образом, причина стабильного существования государств является широкая социальная база государства, когда большинству выгодно существование государства, а когда выгодно? Когда большинство населения имеет политические права, экономические права (государство не пытается «шарить» в ваших карманах) и личные свободы (вы можете уехать куда хотите, читать что хотите, проповедовать любую религию или быть атеистом, говорить любые слова). Именно широкая социальная база есть абсолютное условие стабильности государственной машины. Однако, человек существо биологическое, а не только социальное. Особям человеческого вида свойственно постоянно увеличивать потребности будучи животными, а для этого нужно увеличивать ресурсы (собственность в своих руках, перетягивать ресурсы на себя). Либо правящий класс грабит чужих, либо грабит своих, грабить чужих не всегда возможно, соседи накинуться на правящий класс, поэтому многие правящие классы концентрируют собственность за счет своего большинства, которое не может себя защитить из-за экономической занятости, так как нет времени на войну, нужно выращивать продукты питания. Как уже было отмечено, «ограбление» происходит в форме лишения: политических, экономических прав и личных свобод. После этого государство выгодно очень узкой прослойке лиц. Внешние враги, а также изменения климата не являются здесь причиной развала государств, они являются катализатором (ускорителями) процессов. На примере истории Египта жрецы, будучи богаче фараона, воспользовались засухой и натравили массы религиозных крестьян (которые фараоном ранее лишались всех прав) на фараона, мол, потерял «парень-фараон» покровительство богов, в итоге государственность была развалена. Итог: за стабильное развитие государства всегда ответственен правящий слой государства или правящие слои, они, не грабя свой народ, делают свою власть стабильной по причине того, что в ней заинтересовано большинство, но, тем не менее, государство всегда на каком-либо слое паразитирует, в Древности государство паразитировало на рабах — на меньшинстве общества.

Напоследок, внимательный читатель возразит, почему обязательно правящий класс грабит своих, либо чужих, разве нельзя накапливать собственность в результате самостоятельного заработка. Нельзя, представьте, вы прогрессивный жрец, вам нужна земля для расширения посевов, вы желаете землю да еще она и свободна. Вы купили землю, кажется, пока никто не живет, о нет, на этой земле кто-то рыбачит или охотиться, вы же собственник, поэтому выгоняете гостей с вашей земли. Гостям есть, где рыбачить, но лучший улов был на вашей земле, теперь рыбаку приходится рыбачить в неудобном месте, у него меньше рыбы, вы кого-то «ограбили». Схожие примеры, возможно, привести и по иным темам, не следует воспринимать «грабеж» образом насилия, когда у вас буквально отобрали вещь. Поэтому накапливать богатства путем заработка нельзя. Чтобы у вас что-то прибыло, надо, чтобы где-то убыло. Чтобы вы купили себе вещь, нужно, чтобы человек потратил ресурсы и время, производя вещь для вас. Все взаимозависимы, ничего не появляется из воздуха.


 

Причины упадка

Причина упадка рассмотренных в данном исследовании государств полностью соответствует выдвинутому автором тезису: «узкая социальная база — главная причина упадка государств».

Ассирия, будучи военной деспотией, опиралась только на армию и на лидера, руководившего армией, как только во главе армии встал лидер со слабыми способностями, система разрушилась, большинство населения не поддерживало армию, враги уничтожили армию, и большинство ассирийцев приняло власть чужеземного правителя, который, с целью заинтересовать народ еще и понижал налоги, иногда.

Засуха в Египте 2200 года до н. э. не уничтожила государство Древнего царства Египта, она обострила противоречия. Жрецы стали сильным слоем, концентрируя богатства, тяготились властью фараона. Крестьяне же лишались прав уже самим фараоном. Жрецы использовали крестьян как «массовку» против власти фараона. Войны привели к разрушению ирригационной сети, что еще более ухудшило последствия засухи.

Засуха в Аккаде 2200 года до н. э. также стала катализатором, а не причиной упадка. Правитель сузил социальную базу государства, исключив жречество из правящего слоя, пытаясь изымать содержимое зернохранилищ храмов в пользу голодающих, жрецы призвали гутиев и те уничтожили государственность Аккада. Не климат, а призванные жрецами Гутии, вследствие того, что жрецов обидели, сокрушили государственность. Сужение социальной базы это причина ослабления государства. Внешние враги это последствие ослабления государства.

Только в одном государстве, рассмотренном в данном исследовании, сужение социальной базы не являлось причиной гибели, но была ли гибель или же была постепенная деградация? Критики скажут, что Хараппская цивилизация пала не из-за сужения социальной базы, а из-за перемещения ее носителей из пятиречья в долину р. Ганг. Действительно, сужение Социальной базы там не произошло, цивилизация исчезла, так как долина реки Ганг благоприятствовала занятию сельским хозяйством и города, строящие ирригационные сети стали не нужны. А произошло ли вообще крушение Хараппской цивилизации? Города исчезли, а цивилизация? Цивилизация вообще не исчезла, она приспособилась к благоприятным климатическим условиям, в которых вообще существование городов-государств не нужно было. Она не исчезла, она просто деградировала. Сужение социальной базы не стало причиной исчезновения Хараппской цивилизации просто потому, что не было самого исчезновения, не было гибели, была деградация. Подобно тому, как великий человек потворствует порокам, превращаясь в люмпенизированное существо? Исчезает ли великий человек в нем или деградирует?

Римская империя пала из-за сужения социальной базы: падения заинтересованности населения в своем государстве, отсюда рассмотренные нами следствия-последствия: демографический кризис (ограбленное большинство не способно содержать детей); варваризация армии (ограбленное большинство не хочет служить «родине»); упадок патриотизма (ограбленное большинство не уважает государство); восстания, сокрушавшие империю; жители, молившиеся в храмах, но не стоящие на стенах. Они верили в бога? Далеко нет, они не желали воевать за государство, а храмовые стены гарантировали им безопасность, так как площади культа по военной этике того времени грабить нельзя, хотя грабили, были прецеденты. Изменение климата и вызванное этим переселение народов это кулинарная приправа, вскрывшая противоречия.

 В данном исследовании, на основе графиков раздела «приложение», наглядно представлена ситуация, когда большинство, а в традиционном рабовладельческом обществе Древнего мира это крестьяне, теряют политические, экономические и личных права (окончательная потеря личных прав произойдет при феодализме), государства становятся нестабильными, срок их существования сокращается, количество восстаний возрастает, наступает демографический кризис, кризис сокращения налогоплательщиков (династические кризисы Китая), так как человек, лишенный всего, не платит налогов, вступая под чужое покровительство. Армия из народной (воины-общинники) становиться наемной, профессиональной, чтобы она не была связана с народными массами, жаждующими передела собственности. За упадком базиса (экономики), следует упадок надстройки (культуры). Культура, прославляющая деятельного человека, деградирует, так как обездоленные люди, являющиеся уже большинством, не воины, не борцы и не герои.


Глава IV. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Пояснительная записка

Элективный курс по всеобщей истории для 10-ых классов по теме: «Возникновение и развитие государств Древнего мира, историко-сравнительный анализ на примере Древнего Рима».

Автор – Ширшов И. О., учитель истории МБОУСОШ п. Сахзавод, Бековского района, Пензенской области.

Элективный курс, связанный с всеобщей историей, может быть проведен в рамках предпрофильной подготовки.

Целью курса является профильная ориентация учащихся на продолжение образования в историческом и обществоведческом профилях. При изучении данного элективного курса учащиеся смогут проявить свои интересы и склонности к государственному управлению и принять решение относительно продолжения обучения в соответствующем профильном ВУЗе. Стоит подчеркнуть, что целью данного курса является не только освоение каких-либо конкретных знаний, но и возбуждение интереса к изучению истории, государственному управлению, социальной динамике развития, причины упадка государств и падения заинтересованности общества в защите того или иного государства.

Задачами данной программы являются:

•   Ознакомить учащихся с причинами величия и упадка римской цивилизации.

•   Показать применение исторических законов и причинно-следственную связь (диалектика).

•   Развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся.

•   Дать представление учащимся о специфике профессии государственное управление.

Небольшой объем курса (8 часов) позволяет встраивать его как модуль в систему предпрофильной подготовки образовательного учреждения. Особенностью курса должна стать его взаимосвязь с жизненным опытом учащихся. Например, в ходе изучения курса и, особенно во время выполнения исследовательской работы, учащиеся могут сопоставлять исторические события с нынешней действительностью.

При изучении элективного курса учащиеся привлекаются к самостоятельному поиску и самостоятельному изучению истории. Организация уроков в форме исследовательской работы предоставляет учащимся максимальную самостоятельность, возможность выдвинуть свою гипотезу, обосновать и проверить ее.

Результатом реализации данной программы является осознанный выбор профиля, развитие экспериментальных умений учащихся.

Итоги реализации данной программы могут быть подведены на защите учащимися исследовательских работ.

Требования к уровню усвоения учебного материала:

В результате изучения программы курса, учащиеся получают возможность:

Знать/понимать:

- роль системы сдержек и противовесов в организации власти;

- сущность понятий: социальная база, государство, неравенство, концентрация богатств, SPQR, республика, империя, принципат, доминат, социальная группа, страта.

Уметь:

- характеризовать систему SPQR, принципат, доминат;

- осуществлять исследования по предложенной тематике и разрабатывать мини-проект;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа данного элективного курса осуществляет следующие функции:

Компенсаторную (формирует необходимый запас знаний, умений, опыта);

Трансляционную (поддерживает непрерывность в историческом пространстве, преемственность культуры повседневности, передает из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее образцы поведения);

Персоналистическую (обеспечивает понимание усиление роли личности, одной социальной группы в истории при отсутствии системы сдержек и противовесов);

Практическим результатом программы должно стать умение учеников учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая образовательные продукты организационно-деятельностного и предметного плана, обеспечивающее эффективное усвоение учениками образовательных стандартов на личностно-значимом уровне.

Формы организации занятий:

- лекция, семинарские занятия.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

- групповая и индивидуальная;

Формы контроля:

- тестирование;

- защита проектов.

Учебно-методическое обеспечение:

- печатное пособие (курс лекций).

Технические средства обучения.

- компьютер, электронный проектор;


Содержание элективного курса

Результаты исследования применяются на основе тематического планирования по всеобщей истории, составленного на основе программы общеобразовательных учреждений по Всеобщей истории для 10 класса (Загладин Н. В. Загладина Х. Т. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н. В. Загладина, Н. А. Симония «Всеобщая история 10 класс». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2013.).

Календарно-тематический план для 10 класса по Всеобщей истории ориентирован на использование учебника: Н. В. Загладин. «Всеобщая история. 10 класс» / Н. В. Загладин, Н. А. Симония. – М.: Русское слово, 2013.

На основе данной программы, годовой учебный курс по Всеобщей истории для 10 класса рассчитан на 34 часов преподавания.

Место исследования в тематическом планировании представлено: разделом III. Цивилизации древнего мира. (4 ч.); темой 8. Эпоха Античности; темой 9. Кризис античной цивилизации (урок № 6-7. §9-13, стр.116-126).

Раздел III. Цивилизации древнего мира (4 ч.)[192].

№ урока Тема урока Источник (домашнее задание)
4 Введение в историю Древнего мира §6
5 Первые цивилизации Азии и Африки §7-8
6-7 Эпоха античности. Кризис античной цивилизации §9-13

В данном элективном курсе исследуются причины роста Римской Империи и причины ее упадка, как одной из цивилизаций древности. Из всего многообразия тем, автор исследования выбрал римскую цивилизацию, исходя из трех тезисов: во-первых, римская цивилизация является европейской цивилизацией, российская цивилизация аналогично является европейской, поэтому набор ценностей сопоставим, что будет актуально среднестатистическим российским учащимся системы среднего школьного образования. Во-вторых, римская цивилизация, несомненно, одна из самых изученных цивилизаций, так как находилась, в нынешних условиях, в одном из наиболее развитых регионов мира, что разнообразило методы исследования, методологические приемы, капиталовложения. В-третьих, российская правовая система построена на европейских принципах, которые, в свою очередь, базируются на римском судопроизводственном праве.

Данный элективный курс призван доказать положения, согласно которым возвышение римской цивилизации произошло в республиканский период благодаря системе сдержек и противовесов во власти, которые не позволяли сформировываться волюнтаризму, то есть подчинение всей власти воли одного человека или класса, группы избранных, что ставит государство в зависимость от интересов меньшинства, а не большинства. Именно благодаря республике («общему делу» с лат.) римляне сделали систему стабильной, которая поддерживалась интересом множества людей (расширили социальную базу государства), в которой один класс или группа не могла подчинить госаппарат своим интересам.

Данный элективный курс теоретически опирается на базис, сформулированный в научном издании «Размышления о причинах величия и падения римлян», представляющий собою философско-исторический трактат Шарля-Луи де Монтескье. Первое издание вышло в 1734, исправленное издание в 1748[193]. В «Размышлениях» автор на примере римской истории доказывал, что только там, где граждане свободны и независимы, там, где весь народ участвует в управлении государством, общество в состоянии успешно развиваться. В прочих случаях государство теряет свое величие и, в конечном счете, терпит поражение сначала от внутренних, а затем и внешних врагов.

Целеполагание данного курса: подготовка учащихся к профильному обучению по программе государственного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.041 с.)