Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные различия в эмоциональной сфере и личностных качествахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В исследовании В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман выявлена разная роль эмоций в организации сложных видов деятельности (восприятие, запоминание, речевое мышление) у мальчиков и девочек дошкольного возраста. Результаты эксперимента показали, что у мальчиков эмоции более избирательно повышают активность отделов коры мозга, ответственных за организацию конкретной, эмоционально значимой для них деятельности. Мозг у мальчиков более асимметричен, больше включаются моторные центры коры и лобные отделы, в большей степени включается либо правое, либо левое полушарие. У девочек на эмоциональное воздействие мозг реагирует более активно, но менее избирательно: включаются почти все центры коры, ответственные за различные функции. В то же время у девочек значительно выше способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты. По времени выраженность эмоциональных реакций у мальчиков и девочек также различна. Мальчики на эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, а затем мозг перестает реагировать на воздействия, и мальчики переключаются на продуктивную деятельность. Девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторном воздействии. При этом нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры. Имеются данные о большей подверженности мальчиков неврозам (А. И. Захаров, Т. А. Репина), у них больше выражена неуверенность (Т. О. Смолева). Одним из наиболее значимых различий мужчин и женщин, которое проявляется уже в дошкольном возрасте, является большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. Факт преобладания агрессивности у мальчиков подтвержден многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями. Вместе с тем этот факт объясняется не только врожденными особенностями, а разными для мальчиков и девочек социально одобряемыми моделями поведения. В то время как агрессивные реакции у девочек считаются несоответствующими их полу, осуждаются и запрещаются («Ты же девочка, девочки не дерутся!»), к агрессивным реакциям мальчиков взрослые относятся более снисходительно, рассматривая в них проявление силы, активности, умения постоять за себя. По данным исследований М. С. Пономаревой и А. И. Захарова, у девочек склонность к страху во всех возрастных группах выражена больше, чем у мальчиков, количество страхов больше у девочек, чем у мальчиков [28]. Достаточно противоречивы результаты исследований (в основном зарубежных) о проявлении таких личностных качеств, как зависимость, застенчивость, боязливость, тревожность. Ряд исследований (Б. Фагот, Дж. Каган, X. Мосс, Б. Дж. Уайтинг и др.) показал, что данные качества в большей степени присущи девочкам. Вместе с тем, многие исследователи считают, что в раннем и младшем дошкольном возрасте данные черты проявляются в поведении как мальчиков, так и девочек, однако в дальнейшем, под влиянием господствующих в обществе гендерных стереотипов и социальных ожиданий окружающих, данные качества закрепляются в поведении девочек. С. Биддалф подчеркивает, что мальчики в большей степени, чем девочки, склонны переживать разлуку с близкими людьми, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развивается беспокойство и агрессивность [15]. Различия в проявлении эмоций многие психологи объясняют особенностями воспитания и влиянием стереотипов. Для девочек проявление эмоций считается более приемлемым, чем для мальчиков. Большое влияние на формирование многих личностных качеств оказывает стиль воспитания в семье, поощрение родителями проявления тех или иных черт личности. Так, А. Бандура считает, что высокая степень зависимости проявляется у детей, воспитывающихся в семьях у сверхэмоциональных родителей, поощряющих зависимость детей. Е. Кох подчеркивает зависимость проявления таких качеств, как агрессивность, соревновательность, от положения ребенка в семье (младший, старший). Во многих исследованиях отмечается большая социальная ориентированность девочек на других людей, их более высокая социальная активность, а также преобладание деловой ориентации у мальчиков. Различия мальчиков и девочек проявляются в системе самооценки: мальчики больше всего ценят свои физические возможности, а девочки – социальную компетентность (Л. Э. Семенова). Гендерные различия проявляются также в формировании типичных для пола интересов, предпочтений, особенно ярко в игровой деятельности. Как показывают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Броди, В. Хартуп, Л. А. Арутюнова, Р. А. Иванкова, Е. А. Кудрявцева, Т. А. Репина и др.), в дошкольном возрасте наиболее значимы различия в сюжетно– ролевых играх: в тематике, содержании игр, предпочитаемых игровых сюжетах, ролях, игрушках. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм героической, военно‑приключенческой тематики, а также к строительным и конструктивным играм. Девочек привлекают игры семейно‑бытовой тематики («Дом», «Дочки‑матери»). Различия в игровой деятельности проявляются и в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по игре (Т. А. Репина). В играх девочки в большей степени ориентируются на партнеров по игре, а мальчики – на сам ход игры (Т. В. Антонова). Гендерная направленность интересов дошкольников проявляется также в изобразительной, музыкальной деятельности, в познавательном отношении к различным сторонам действительности. Большинство рисунков мальчиков посвящено индустриальной и военной тематике, у девочек преобладает природоведческая и бытовая тематика. Рисунки девочек чаще имеют элементы декоративности, носят более законченный характер; рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны (B. C. Мухина). В музыке девочки предпочитают лирические произведения, а мальчиков привлекает активная маршевая музыка. С. А. Козлова, О. В. Дыбина отмечают различия в познавательном отношении к действительности, в ориентации мальчиков и девочек в предметном мире, проявляющих интерес к разным сторонам окружающей действительности. Мальчиков привлекает мир техники, вещей, предметов, а девочек – взаимоотношения людей, предметы быта. Специфика восприятия окружающего мира проявляется и в том, что дети по‑разному объясняют способы использования одних и тех же предметов. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещи, девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее потребительскую пользу. Гендерные различия проявляются в использовании детьми символических средств‑действий для обобщения и выражения своего опыта деятельности. Мальчики чаще в присвоении опыта взрослого, продуктов его труда применяют действия разного характера (исследовательские, моделирующие, алгоритмические), девочки чаще затрудняются действовать в соответствии с алгоритмом. Дети разного пола по‑разному преобразуют предметы: мальчики более активны, проявляют фантазию, воображение, называют разные варианты использования одного и того же предмета, выражают желание доделать предмет [26]. Гендерная специфика ценностных ориентаций старших дошкольников изучалась в исследовании Т. А. Репиной. С этой целью использовалась методика «Волшебный цветок». Детям предлагалось с помощью лепестков волшебного цветка загадать четыре желания. Анализ высказанных детьми желаний показал, что наиболее значимы различия между девочками и мальчиками в бытовой сфере и выборе игрушек. Девочки высказали в два раза больше желаний, обращенных к бытовой сфере, чем мальчики. У девочек было много пожеланий, связанных с красотой быта (дом, мебель, одежда). У мальчиков было в три раза больше, чем у девочек, пожеланий, связанных с игровой сферой. При этом у мальчиков было более ярко выражено желание иметь какую либо игрушку, чем у девочек, а перечень желаемых игрушек у мальчиков оказался намного разнообразнее. Мальчики называли разные виды техники, спортивные, военные и мягкие игрушки. В то время как выбор девочек ограничивался, в основном, разными видами кукол и атрибутами к ним [69]. Следует отметить, что несмотря на большое количество экспериментальных исследований, в настоящее время не существует единой точки зрения на природу гендерных психологических различий. Одни исследователи считают психологические различия продолжением биологических, другие объясняют их наличие влиянием социальных факторов – различием социальных ролей мужчин и женщин, приводящим к образованию стереотипов поведения, воздействие которых проявляется уже в дошкольном возрасте. Большинство ученых считают, что гендерные особенности имеют средне‑статистический характер и не означают обязательного наличия или отсутствия тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности. Оба пола равноценны и обладают преимуществами в определенных отношениях или ситуациях.
Вопросы и задания по теме 1. В каком виде деятельности наиболее ярко проявляются гендерные различия в дошкольном возрасте? 2. Назовите различия в эмоциональной сфере дошкольников. 3. В чем причины гендерных различий дошкольников? 4. Чем, по вашему мнению, обусловлена большая агрессивность мальчиков?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.009 с.) |