Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные различия в эмоциональной сфере и личностных качествах

Поиск

В исследовании В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман выявлена разная роль эмоций в организации сложных видов деятельности (восприятие, запоминание, речевое мышление) у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Результаты эксперимента показали, что у мальчиков эмоции более избирательно повышают активность отделов коры мозга, ответственных за организацию конкретной, эмоционально значимой для них деятельности. Мозг у мальчиков более асимметричен, больше включаются моторные центры коры и лобные отделы, в большей степени включается либо правое, либо левое полушарие.

У девочек на эмоциональное воздействие мозг реагирует более активно, но менее избирательно: включаются почти все центры коры, ответственные за различные функции. В то же время у девочек значительно выше способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные межполушарные контакты.

По времени выраженность эмоциональных реакций у мальчиков и девочек также различна. Мальчики на эмоциональный фактор реагируют кратковременно, но ярко и избирательно, а затем мозг перестает реагировать на воздействия, и мальчики переключаются на продуктивную деятельность. Девочки, напротив, дают мощную эмоциональную реакцию, которая усиливается при повторном воздействии. При этом нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры.

Имеются данные о большей подверженности мальчиков неврозам (А. И. Захаров, Т. А. Репина), у них больше выражена неуверенность (Т. О. Смолева).

Одним из наиболее значимых различий мужчин и женщин, которое проявляется уже в дошкольном возрасте, является большая агрессивность мальчиков по сравнению с девочками. Факт преобладания агрессивности у мальчиков подтвержден многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями. Вместе с тем этот факт объясняется не только врожденными особенностями, а разными для мальчиков и девочек социально одобряемыми моделями поведения. В то время как агрессивные реакции у девочек считаются несоответствующими их полу, осуждаются и запрещаются («Ты же девочка, девочки не дерутся!»), к агрессивным реакциям мальчиков взрослые относятся более снисходительно, рассматривая в них проявление силы, активности, умения постоять за себя.

По данным исследований М. С. Пономаревой и А. И. Захарова, у девочек склонность к страху во всех возрастных группах выражена больше, чем у мальчиков, количество страхов больше у девочек, чем у мальчиков [28].

Достаточно противоречивы результаты исследований (в основном зарубежных) о проявлении таких личностных качеств, как зависимость, застенчивость, боязливость, тревожность. Ряд исследований (Б. Фагот, Дж. Каган, X. Мосс, Б. Дж. Уайтинг и др.) показал, что данные качества в большей степени присущи девочкам. Вместе с тем, многие исследователи считают, что в раннем и младшем дошкольном возрасте данные черты проявляются в поведении как мальчиков, так и девочек, однако в дальнейшем, под влиянием господствующих в обществе гендерных стереотипов и социальных ожиданий окружающих, данные качества закрепляются в поведении девочек.

С. Биддалф подчеркивает, что мальчики в большей степени, чем девочки, склонны переживать разлуку с близкими людьми, у них чаще наблюдается эмоциональный стресс от ощущения брошенности. В результате развивается беспокойство и агрессивность [15]. Различия в проявлении эмоций многие психологи объясняют особенностями воспитания и влиянием стереотипов. Для девочек проявление эмоций считается более приемлемым, чем для мальчиков.

Большое влияние на формирование многих личностных качеств оказывает стиль воспитания в семье, поощрение родителями проявления тех или иных черт личности. Так, А. Бандура считает, что высокая степень зависимости проявляется у детей, воспитывающихся в семьях у сверхэмоциональных родителей, поощряющих зависимость детей. Е. Кох подчеркивает зависимость проявления таких качеств, как агрессивность, соревновательность, от положения ребенка в семье (младший, старший).

Во многих исследованиях отмечается большая социальная ориентированность девочек на других людей, их более высокая социальная активность, а также преобладание деловой ориентации у мальчиков. Различия мальчиков и девочек проявляются в системе самооценки: мальчики больше всего ценят свои физические возможности, а девочки – социальную компетентность (Л. Э. Семенова).

Гендерные различия проявляются также в формировании типичных для пола интересов, предпочтений, особенно ярко в игровой деятельности. Как показывают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Броди, В. Хартуп, Л. А. Арутюнова, Р. А. Иванкова, Е. А. Кудрявцева, Т. А. Репина и др.), в дошкольном возрасте наиболее значимы различия в сюжетно– ролевых играх: в тематике, содержании игр, предпочитаемых игровых сюжетах, ролях, игрушках. Мальчики наибольший интерес проявляют к играм героической, военно‑приключенческой тематики, а также к строительным и конструктивным играм. Девочек привлекают игры семейно‑бытовой тематики («Дом», «Дочки‑матери»).

Различия в игровой деятельности проявляются и в предпочтении сверстников своего пола в качестве партнеров по игре (Т. А. Репина). В играх девочки в большей степени ориентируются на партнеров по игре, а мальчики – на сам ход игры (Т. В. Антонова).

Гендерная направленность интересов дошкольников проявляется также в изобразительной, музыкальной деятельности, в познавательном отношении к различным сторонам действительности. Большинство рисунков мальчиков посвящено индустриальной и военной тематике, у девочек преобладает природоведческая и бытовая тематика. Рисунки девочек чаще имеют элементы декоративности, носят более законченный характер; рисунки мальчиков часто схематичны, но более динамичны (B. C. Мухина).

В музыке девочки предпочитают лирические произведения, а мальчиков привлекает активная маршевая музыка.

С. А. Козлова, О. В. Дыбина отмечают различия в познавательном отношении к действительности, в ориентации мальчиков и девочек в предметном мире, проявляющих интерес к разным сторонам окружающей действительности. Мальчиков привлекает мир техники, вещей, предметов, а девочек – взаимоотношения людей, предметы быта.

Специфика восприятия окружающего мира проявляется и в том, что дети по‑разному объясняют способы использования одних и тех же предметов. Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещи, девочки лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее потребительскую пользу.

Гендерные различия проявляются в использовании детьми символических средств‑действий для обобщения и выражения своего опыта деятельности. Мальчики чаще в присвоении опыта взрослого, продуктов его труда применяют действия разного характера (исследовательские, моделирующие, алгоритмические), девочки чаще затрудняются действовать в соответствии с алгоритмом. Дети разного пола по‑разному преобразуют предметы: мальчики более активны, проявляют фантазию, воображение, называют разные варианты использования одного и того же предмета, выражают желание доделать предмет [26].

Гендерная специфика ценностных ориентаций старших дошкольников изучалась в исследовании Т. А. Репиной. С этой целью использовалась методика «Волшебный цветок». Детям предлагалось с помощью лепестков волшебного цветка загадать четыре желания. Анализ высказанных детьми желаний показал, что наиболее значимы различия между девочками и мальчиками в бытовой сфере и выборе игрушек. Девочки высказали в два раза больше желаний, обращенных к бытовой сфере, чем мальчики. У девочек было много пожеланий, связанных с красотой быта (дом, мебель, одежда). У мальчиков было в три раза больше, чем у девочек, пожеланий, связанных с игровой сферой. При этом у мальчиков было более ярко выражено желание иметь какую либо игрушку, чем у девочек, а перечень желаемых игрушек у мальчиков оказался намного разнообразнее. Мальчики называли разные виды техники, спортивные, военные и мягкие игрушки. В то время как выбор девочек ограничивался, в основном, разными видами кукол и атрибутами к ним [69].

Следует отметить, что несмотря на большое количество экспериментальных исследований, в настоящее время не существует единой точки зрения на природу гендерных психологических различий.

Одни исследователи считают психологические различия продолжением биологических, другие объясняют их наличие влиянием социальных факторов – различием социальных ролей мужчин и женщин, приводящим к образованию стереотипов поведения, воздействие которых проявляется уже в дошкольном возрасте.

Большинство ученых считают, что гендерные особенности имеют средне‑статистический характер и не означают обязательного наличия или отсутствия тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности. Оба пола равноценны и обладают преимуществами в определенных отношениях или ситуациях.

 

Вопросы и задания по теме

1. В каком виде деятельности наиболее ярко проявляются гендерные различия в дошкольном возрасте?

2. Назовите различия в эмоциональной сфере дошкольников.

3. В чем причины гендерных различий дошкольников?

4. Чем, по вашему мнению, обусловлена большая агрессивность мальчиков?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.009 с.)