Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление гендерной идентичности дошкольников

Поиск

 

Полоролевое развитие – это процесс и результат овладения половой ролью (идентичностью) в ходе полоролевой социализации (В. Е. Каган).

Гендерная идентичность – чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной или женщиной.

Гендерная идентичность предполагает:

• психологическое отождествление себя с определенным полом;

• предпочтения, эмоциональные мотивационные выборы, связанные с определенным гендером;

• эмоционально‑ценностное отношение, выражаемое по отношению к определенным гендерам (Чекалина А. А.).

Ш. Берн описывает четыре стадии становления гендерной идентичности ребенка:

• гендерная идентификация – отнесение себя к тому или иному полу;

• гендерная константность – понимание того, что гендер неизменен;

• дифференциальное подражание: мальчики обычно – поведению мужчин, девочки – поведению женщин;

• гендерная саморегуляция – ребенок контролирует свое поведение, применяя санкции к самому себе [14].

Данные зарубежных и отечественных исследований (В. Е. Каган, Т. А. Репина, Н. В. Плисенко, О. В. Прозументик, Е. Е. Сапогова, Л. Э. Семенова, Р. Г. Христова, А. А. Чекалина, А. Бандура и др.) позволяют охарактеризовать процесс становления гендерной идентичности дошкольников.

Пол является самой первой категорией, в которой ребенок осознает свое «Я». Первичная половая идентификация, отнесение себя к мужскому или женскому полу происходит у ребенка в полтора года, когда ребенок уже знает, кто он – мальчик или девочка. В период от полутора до трех лет дети учатся правильно относить себя, а также других людей к тому или иному полу (девочка, мальчик, дядя, тетя), но понимание детьми половых различий еще существенно ограничено.

В три года дети достаточно уверенно относят себя к мужскому или женскому полу. По данным исследования Р. Г. Христовой, объясняя свою половую принадлежность, дети трех лет преимущественно ссылаются на утверждения своих родителей: «папа так сказал» [93]. Для детей четырех лет важными признаками, определяющими гендерную принадлежность, являются особенности внешнего вида (прическа, одежда): «у девочек косички», «у мальчиков волосики короткие», «у девочек юбочки». Для девочек привлекательными атрибутами женского пола являются различные аксессуары для прически, а также красивая одежда.

Называя пол других людей, дети четырех лет также ориентируются, прежде всего, на различия мужчин и женщин во внешнем облике (одежда, прическа). Кроме того, в этом возрасте дети начинают обращать внимание на традиционные виды деятельности мужчин и женщин в профессиональной сфере и семье. Важной особенностью полового самосознания младших дошкольников является то, что они еще не осознают постоянство и неизменность половой принадлежности, считают, что пол может измениться с возрастом, при смене одежды или в каких‑либо других ситуациях.

После четырех лет у детей завершается становление полового самосознания и осваивается стереотип полоролевого поведения, что проявляется в гендерных представлениях, ценностных ориентациях мальчиков и девочек, их интересах. В возрасте 4–5 лет дети, как правило, называют два‑три признака, которыми различаются мальчики и девочки, преимущественно, это особенности внешности. Дети в этом возрасте все еще могут считать половую принадлежность обратимой, об этом свидетельствуют детские вопросы: «Папа, когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?» [93].

Старший дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития, становления гендерной идентичности. Дети 5–6 лет достигают гендерной константности, осознают, что их пол постоянен и неизменен. Мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, дядей, папой, дедушкой, а девочка, когда вырастет, будет женщиной, тетей, мамой, бабушкой. Старшие дошкольники не только правильно отвечают на вопрос «Кем ты будешь, когда вырастешь, – мамой или папой (мужчиной или женщиной?)», но и аргументируют свой ответ: «мальчики бывают только мужчинами», «мальчик не может быть тетей», «только девочки бывают мамами».

К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью, формируется система половой идентичности. В исследовании Р. Г. Христовой установлено, что большинство старших дошкольников положительно относятся к своей половой принадлежности. Основной причиной удовлетворенности своим полом для девочек пяти лет является возможность иметь красивую прическу, одежду. Для пятилетних мальчиков важны внешний вид, обладание типичными для пола игрушками и спортивные занятия.

У шестилетних детей увеличивается число признаков, которыми они выражают удовлетворенность своей половой идентичностью. Для девочек 6–7 лет большее значение имеет внешний вид, одежда и аксессуары, а также личностные качества (доброта, ум). Мальчики свое удовлетворение гендерной принадлежностью обосновывают типичными для мужчин качествами и функциями – силой, смелостью, умением защитить более слабого. В. Е. Каган, Р. Г. Христова отмечают, что дети 5–7 лет выделяют преимущество собственного пола перед другим полом, т. е. обнаруживают некоторый «половой субъективизм», когда свой пол считается престижнее, чем другой [32].

Предпочтение своего пола проявляется в характеристиках, которые дети дают представителям своего и противоположного пола. Девочки называют своих сверстниц добрыми, красивыми, послушными, а мальчиков часто называют хулиганами, драчунами. Мальчики отмечают у сверстников наличие силы, смелости, а девочек называют плаксами и др.

В старшем дошкольном возрасте на фоне более высокой оценки своего пола проявляются и межполовые симпатии, первая детская влюбленность, избирательность в общении с представителями противоположного пола. У старших дошкольников складываются достаточно определенные гендерные представления о качествах мужественности и женственности, о типичных для пола видах деятельности взрослых мужчин и женщин.

Исследования И. В. Плисенко, Р. Г. Христовой, И. А. Баранниковой, О. В. Прозументик показали, что мужскими качествами для детей являются сила и смелость, а женскими – красота, доброта и нежность. Важно отметить, что несмотря на изменение содержания мужских и женских ролей в современном мире, их сближение, старшие дошкольники воспринимают мужские и женские роли как контрастные, выделяя прежде всего то, чем эти роли различаются. По мнению Р. Г. Христовой, представления детей об их гендерной идентичности и гендерной дифференциации имеют конкретный, ситуативный и фрагментарный характер, основанный на непосредственных впечатлениях, поэтому они являются неполными и построенными зачастую на базе несущественных признаков.

Особенностью становления гендерной идентичности старших дошкольников является ярко выраженное стремление подражать представителям своего пола в одежде, поведении. Так, характеризуя развитие мальчиков, С. Биддалф отмечает, что примерно в возрасте шести лет у мальчиков «пробуждается желание быть рядом с мужчиной, учиться у него, подражать. Им хочется» учится быть мужчиной»» [15].

В. Е. Каган в динамике формирования половой идентичности выделяет три основных периода: половых различий, номинативного пола и половой идентификации. Критические точки приходятся на три года (первичная половая идентичность) и 5–6 лет (система половой идентичности).

Становление системы половой (гендерной) идентичности характеризуется единством сознания и поведения. Е. Е. Сапогова считает, что при своевременном становлении половой идентичности, формировании психологического пола к шести годам дети должны:

• эмоционально положительно переживать свою принадлежность к определенному полу и осознавать ее необратимость;

• располагать общим набором индивидуальных психологических установок мальчика – будущего мужчины и девочки – будущей женщины на то, какими они должны быть уже сейчас и когда вырастут;

• соотносить свое поведение с поведением взрослых мужчин (женщин);

• лично соотносить себя с другими детьми своего и противоположного пола;

• осознавать значение своей личности как представителя пола для себя самого и для других, вырабатывать полоролевые идеалы, ценности, ориентации.

В конце седьмого – начале восьмого года жизни ребенок входит в этап персональной идентичности или полоролевой индивидуальности (В. Е. Каган, В. А. Петровский). В исследовании Р. Г. Христовой выделены следующие характеристики процесса гендерной идентификации дошкольников [93]:

• этапность, включающая осознание в возрасте 1,5–3 лет и формирование в возрасте 3–5 лет гендерной идентичности, а затем усвоение гендерной роли;

• интегративность;

• противоречивость между наблюдаемым ребенком в окружающем социуме и ожидаемым от него гендерным поведением;

• целостность физического, функционального, интеллектуального, эмоционального и психосоциального развития;

• единство биологического, психологического и социального начал, формирующее психологический пол в процессе гендерной социализации.

Исследование А. А. Чекалиной показало, что формирование психологического пола к началу младшего школьного возраста имеет множество особенностей, проявляющихся в степени отчетливости, глубины осознания ребенком своей половой принадлежности и отношения к ней [94].

В исследовании выделено и описано четыре уровня сформированности половой идентичности детей старшего дошкольного возраста. Наибольшее число детей было отнесено к адекватному уровню. Адекватный уровень характеризуется удовлетворенностью детей собственной половой принадлежностью, чувством гордости за свой пол, осознанием его необратимости, четкостью половых предпочтений в выборе игр, игрушек, партнеров по общению. Дети, относящиеся к данному уровню, представляют свои будущие общественные и семейные роли, проявляют доброжелательное отношение к сверстникам.

Амбивалентные дети выказывают удовлетворенность собственной половой принадлежностью, не проявляют желания изменить пол. Однако в своих предпочтениях больше апеллируют к личностным качествам человека, а не к половым.

Детей, относящихся к индифферентному уровню, отличает: недостаточная определенность отношения к собственной половой принадлежности; недостаточное осознание и понимание гендерных возможностей; недостаточная убежденность в необходимости быть представителем именно своего пола. Дети в основном проявляют безразличное отношение к своей будущей семейной и общественной роли.

Неадекватные дети не проявляют чувства гордости за свой пол, зачастую высказывают желание изменить пол на противоположный; проявляют безразличное отношение к будущей семейной и социальной роли. Многим детям данной группы более привлекательными кажутся возможности и проявления другого пола.

Формирование мужской или женской гендерной идентичности не означает, что все мальчики наделены маскулинными, а девочки фемининными качествами в равной степени. Выделяют четыре типа полоролевого поведения в зависимости от преобладания маскулинных и фемининных качеств: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. Тип полоролевого поведения формируется уже в дошкольном возрасте.

В исследовании Л. Э. Семеновой о типах полоролевого поведения дошкольников показано, что самую многочисленную группу составляют дети с андрогинными предпочтениями (38 %). Соотношение других типов полоролевого поведения представлено следующим образом: с фемининными предпочтениями – 30,44 %, маскулинными – 30,2 %, недифференцированными – 11,4 % [77]. Дана содержательная характеристика детей с разными типами полоролевого поведения.

Для маскулинных детей, большинство которых составляют мальчики, характерны признание авторитета силы, независимость поведения, ориентирование на высокие индивидуальные достижения, авторитарный характер взаимоотношений со сверстниками, соревновательный стиль поведения. Маскулинные дети предпочитают лидирующие позиции, нередко отстаивают свое мнение с применением агрессивных действий.

Фемининным детям (большинство девочки), как мальчикам, так и девочкам, присущ эмоционально‑экспрессивный стиль, проявляющийся в зависимом поведении, отказе от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированность на мнение окружающих. Такие дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми. Фемининные мальчики избегают контактов и взаимодействия со сверстниками своего пола и маскулинными девочками. При этом фемининные девочки в социальных контактах остаются успешными, а у фемининных мальчиков наблюдаются трудности в общении со сверстниками.

Для андрогинных детей характерна относительная свобода от жесткой половой типизации, отсутствие привязанности к традиционным нормам, проявление в поведении как мужских, так и женских черт. Им присуща высокая социальная активность, разнообразные и многочисленные контакты со сверстниками. Проявление маскулинных качеств андрогинными детьми носит конструктивный характер (защита, помощь). Эти дети показывают высокий уровень реальных достижений.

Недифференцированные дети характеризуются отсутствием каких‑либо полоролевых ориентиров, не проявляют выраженного интереса ни к каким видам деятельности. Дети данной группы демонстрируют низкие реальные достижения, они неохотно принимаются в коллективе сверстников, избегают контактов с ними.

На становление гендерной идентичности влияют различные факторы‑как биологические, так и социальные. Неблагоприятная ситуация полоролевого развития может привести к различным отклонениям в становлении половой (гендерной) идентичности. По мнению психологов, у ребенка уже в 5–6 лет можно определить отклонения в половой идентификации. Е. Е. Сапогова выделяет ряд признаков, по которым можно судить о наличии проблем в становлении половой идентичности:

• предпочтение детьми игрушек и игр, выбор ролей в групповых играх не соответствующих полу;

• ярко выраженное стремление не только общаться с представителями противоположного пола, но и подражать им во всем;

• стремление изменить внешность и одежду по стандартам «чужого пола»;

• проявление стремления к общности с «чужим» полом в продуктах фантазии и творчества;

• неудовлетворенность своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы;

• индивидуальный стиль поведения (кокетство, жеманность у мальчиков, проявление мужских качеств девочками) [76].

Таким образом, дошкольный возраст является важным периодом полоролевого развития дошкольников, становления гендерной идентичности. В старшем дошкольном возрасте закладывается система половой идентичности, характеризующаяся единством сознания и поведения. В процессе полоролевого воспитания детей необходимо учитывать не только половую принадлежность, но и тип полоролевого поведения ребенка, степень сформированности гендерной идентичности.

 

Вопросы и задания по теме

• Назовите критические точки в полоролевом развитии дошкольников.

• В чем отличие гендерных представлений детей младшего и старшего дошкольного возраста?

• К какому возрасту формируется гендерная константность?

• Назовите четыре типа полоролевого поведения дошкольников. Приведите пример героя (героини) произведений детской литературы, поведение которого можно отнести к маскулинному или фемининному типу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.95 (0.014 с.)