Разрешение проблемных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрешение проблемных ситуаций



Одним из методов, обеспечивающим реализацию сформированных представлений о качествах мужественности, женственности, упражнение в типичном для пола поведении, является разрешение проблемных ситуаций.

Н. К. Дедовских разработана серия проблемных ситуаций для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Например, для реализации представлений детей о семейных отношениях рекомендуются ситуации: «Помощь мальчику», «Плачет малыш», «Уговори малыша съесть кашу» и др.

Так, в ситуации «Просьба о помощи» девочка должна обратиться к мальчику с какой‑либо просьбой. Просьба должна быть выражена в доброжелательной форме, с обращением к мальчику по имени и с выражением благодарности за выполнение просьбы. Педагогическая ценность подобных упражнений заключается в активизации полоролевых представлений детей, формировании способов взаимодействия со сверстниками противоположного пола [69].

В ситуациях «Почему ты плачешь, бабушка?», «У мамы подгорела каша» детям предлагается разыграть маленькие сценки, в которых ребенок должен суметь выразить сочувствие, предложить помощь и оказать услугу.

Н. Е. Татаринцева рекомендует метод прогнозирования и моделирования жизненно значимых ситуаций. Этот метод включает разные варианты:

специально организованные проблемные ситуации, когда педагог описывает проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются в жизни девочки и мальчики (неумение поделить игрушки, проявление заботы), дети сравнивают поступки с действиями героев художественных произведений;

прогнозирование ситуации, когда детям предлагается ситуация, в которой они должны спрогнозировать свои действия;

моделирование жизненно значимой ситуации. Предлагаемая ситуация содержит проблему и ряд действий, которые ребенок должен выбрать. Ситуации включают различные модели поведения со сверстниками и взрослыми. Например, детям предлагается выбрать действия из нескольких названных в ситуации, когда «Мама просит помочь убрать посуду со стола после обеда», «Мальчик отбирает игрушку у девочки» и др.

Н. Е. Татаринцева рекомендует использовать в работе со старшими дошкольниками с целью формирования способов полоролевого поведения коммуникативные методы (подарить подарок, сделать комплимент, дать совет и т. д.). Например, в игре «Сделай комплимент» педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что‑нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.

Л. А. Арутюнова с целью актуализации представлений детей о взаимоотношениях мальчиков и девочек использовала методику Ш. А. Амонашвили «Секретные совещания», модифицированную для дошкольников. Данная методика предполагает организацию в группе тайных «мужских» и «женских» обществ, участники которых соблюдают основные правила общества, которые обсуждаются на «секретных» совещаниях.

Например, основные правила тайного мужского общества старших дошкольников: не обижать девочек; всегда пропускать девочек вперед; более тяжелую «мужскую» работу брать на себя; не садиться за стол, пока не сядут девочки; помогать девочкам снимать и надевать пальто; готовить девочкам подарки к 8 марта. Правила для тайного общества девочек: всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание; замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, помогать им его устранять; помогать мальчикам более аккуратно застилать постель; стараться доставлять им радость, дарить подарки, изготовленные своими руками. Проведение секретных совещаний обязательно должно быть эмоциональным, привлекательным для детей.

Полоролевое воспитание призвано обеспечить единство сознания и поведения. Ребенок должен не только знать, как необходимо вести себя в той или иной ситуации представителю того или иного пола, но и проявлять полотипичное поведение. Чтобы перевести знания ребенка в практическую сферу, сферу действий, крайне важно создавать условия для проявления мужских и женских качеств, обучать типичным для пола формам поведения. Наиболее эффективны в решении данной задачи игровые методы полоролевого воспитания.

 

Вопросы и задания по теме

• Предложите проблемную ситуацию для мальчика/девочки, в которой ребенок может проявить полотипичные качества.

• Какие задачи можно решить с применением коммуникативных методов полоролевого воспитания?

• Предложите ситуацию реального взаимодействия детей разного пола, в которой возможно формировать опыт полоролевого взаимодействия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.005 с.)