Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ



 

3.1. Задачи и содержание полоролевого воспитания дошкольников

 

Полоролевое развитие дошкольников, освоение ими гендерной роли, формирование качеств мужественности, женственности во многом определяется тем, протекает ли процесс полоролевой социализации стихийно или в ходе целенаправленного воспитания.

В настоящее время необходимость целенаправленного полоролевого воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, признается ведущими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание рассматривается как важное направление нравственного воспитания дошкольников, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей [69].

Анализ научно‑методических материалов свидетельствует о различных подходах к определению целей и задач полоролевого (гендерного) воспитания дошкольников. Представители одной точки зрения (Т. А. Репина, Л. В. Коломийченко, Е. А. Кудрявцева, Н. Е. Татаринцева и др.), главной целью полоролевого воспитания называют подготовку к выполнению будущих социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности.

Признавая сближение традиционных ролей мужчин и женщин и размывание границ мужественности и женственности в современном обществе, представители данного направления утверждают, что отсутствие четких ориентиров в содержании социальных ролей отрицательно сказывается на формировании качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Необходимо сохранить в полоролевом воспитании детей ориентацию на традиционные мужские и женские роли, формируя при этом у них представления о равной ценности, значимости обоих полов.

По мнению Т. А. Репиной, полоролевое воспитание ставит своей целью формирование в ребенке с дошкольного возраста основ качеств мужественности или женственности, правильных представлений о психических характеристиках будущего мужчины или будущей женщины. Она подчеркивает, что «общие цели нравственного воспитания закономерны для детей обоего пола, но надо учитывать, что в структуре личности мужчины и женщины отдельные нравственные качества занимают разное место, имеют разный удельный вес» [69].

Цель полоролевого воспитания – формирование маскулинных качеств у мальчиков (мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола), фемининных – у девочек (женственности, заботливости, нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов).

По мнению Л. В. Коломийченко, основной целью полового (полоролевого) воспитания детей дошкольного возраста является становление гуманного, толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола. Н. Е. Татаринцева особое значение в развитии полового сознания придает полоролевому опыту личности. Она рассматривает полоролевое воспитание как социально и педагогически обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме. Для педагога важно выявление личного полоролевого опыта каждого ребенка [85].

Следует отметить, что в отечественной дошкольной педагогике существует и другой подход в определении целей полоролевого воспитания дошкольников. Представители его считают, что существующие в обществе гендерные стереотипы, определяющие, какими должны быть мужчины и женщины, мальчики и девочки, ограничивают развитие личностного потенциала ребенка. Поэтому главной целью полоролевого воспитания является создание в детском саду условий, свободных от жестких стереотипов маскулинности, фемининности, расширение полоролевого репертуара, обеспечение возможностей развивать индивидуальные особенности независимо от половой принадлежности (Е. А. Бабушкина, Е. В. Базуева, К. А. Воронова).

Так, М. А. Радзивилова полагает, что целью полоролевого воспитания является не формирование мужской или женской личности с заданными свойствами, а создание условий для развития личности и индивидуальности. Важным в полоролевом воспитании является развитие интеллекта, эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек, формирование полоролевой воспитанности и содействие позитивной полоролевой социализации. М. Радзивилова делает акцент на формировании гибкости полоролевого поведения. Такая позиция близка современным западноевропейским программам полоролевого воспитания дошкольников.

В литературе определены задачи полоролевого воспитания в дошкольном возрасте. Так, Т. А. Репина выделяет следующие задачи полоролевого воспитания [69].

• Формирование первых идеалов семейных отношений и начальных представлений о мужественности и женственности, а также социально одобряемых половых ролей соответствующих возрасту.

• Обучение реализации этих представлений как в воображаемых ситуациях, так и в реальном взаимодействии с окружающими людьми разного пола, в том числе со сверстниками противоположного пола.

• Воспитание у ребенка чувства гордости за свой пол.

• Преодоление разобщенности между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающей главным образом из‑за различий игровых интересов.

Содержание полоролевого воспитания отражает разные аспекты социальной культуры: нравственно‑этической (правила, нормы взаимоотношений между людьми разного пола); семейно‑бытовой (дифференциация домашних обязанностей, функций в соответствии с половыми признаками); гендерной (специфика внешнего вида, доминирующих видов деятельности, увлечений).

В работах Т. А. Репиной, Л. В. Коломийченко выделено три основных компонента содержания полоролевого воспитания:

• когнитивный (формирование адекватных представлений о качествах мужественности, женственности, семейных ролях);

• эмоциональный (формирование положительного отношения не только к своей, но и противоположной роли, полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций, типичных для пола потребностей и мотивов);

• поведенческий (воспитание соответствующей полу модели поведения).

Рассмотрим подробнее содержание названных компонентов.

Когнитивный компонент предполагает формирование у детей представлений об отличительных особенностях мальчиков и девочек, мужчин и женщин:

• особенности внешности (физическое строение, прическа, одежда);

• особенности поведения в зависимости от половых ролей;

• традиционные для представителей разного пола виды деятельности;

• фемининные и маскулинные качества личности;

• представления о семье и семейных половых ролях: половозрастные семейные роли; внутрисемейные отношения, распределение обязанностей в семье; взаимопомощь в семье, забота мальчиков и девочек о близких; семейные традиции.

Эмоциональный компонент направлен на формирование положительного отношения к своей настоящей (мальчик, девочка) и будущей (мужчина, женщина) гендерной роли, воспитание гордости за принадлежность к своему полу, восхищение лучшими мужскими и женскими качествами, формирование семейных ценностей, положительное отношение к будущей семейной роли.

Поведенческий компонент предполагает формирование соответствующей полу модели поведения в общении с взрослыми и сверстниками, культуры взаимодействия с представителями противоположного пола.

Н. Е. Татаринцева выделяет следующие базовые компоненты полоролевого воспитания дошкольников: ценностный, познавательный, поведенческий, личностный.

Ценностный компонент вводит дошкольников в мир ценностей, способствует формированию личностно значимой системы ценностей. Полоролевые ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами мужского и женского поведения. Познавательный компонент обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке (мужчине и женщине). Поведенческий компонент способствует развитию способов мужского и женского поведения, формированию разнообразного полоролевого репертуара. Личностный компонент обеспечивает познание образа «Я» – мальчика и девочки, развитие рефлексивных способностей [85].

Отдельно следует сказать о возможности включать в содержание полоролевого воспитания дошкольников элементов полового просвещения. Отношение к этому вопросу психологов и педагогов неоднозначно. Ряд исследователей считает возможным включать в содержание работы с дошкольниками элементы полового просвещения, формирование представлений о функциях различных органов человека, зарождении новой жизни, развитии ребенка в материнском организме [2, 52].

Свою позицию они аргументируют тем, что ребенок‑дошкольник уже имеет определенный половой (сексуальный опыт).

Этот опыт складывается из ощущений, наблюдений ребенка. Так, дети достаточно рано замечают анатомические различия представителей разного пола, некоторые дети сталкиваются с ситуацией рождения ребенка в семье, представления о взаимоотношениях полов ребенок может получить при просмотре телепередач. Поэтому организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого‑либо из ее компонентов.

Вместе с тем следует отметить, что методические аспекты решения проблемы полового просвещения в дошкольном возрасте не разработаны и ограничиваются в основном рекомендациями общего характера.

Представители другой точки зрения считают, что вопросы, связанные с сексуальным просвещением, взаимоотношениями полов, репродуктивными функциями человека, нецелесообразно включать в содержание работы с детьми дошкольного возраста. По мнению Т. А. Репиной, половое воспитание, предполагающее детализированное половое просвещение дошкольников, не учитывает возможностей детей и может привести к раннему пробуждению нездорового интереса к сексуальной стороне жизни, в то время как дошкольный возраст является самым нейтральным в сексуальном развитии [69].

Полоролевое воспитание понимается в педагогике как целостная система. Л. В. Коломийченко рассматривает половое воспитание как целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с ребенком, способствующий адекватному восприятию и освоению гендерной культуры и формированию межполовой толерантности [39].

Т. А. Репина выделяет факторы, способствующие эффективности полоролевого воспитания:

• учет особенностей дошкольников разного пола, их интересов и всей ситуации социального развития (положения ребенка в семье и группе детского сада);

• максимальная активизация самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности;

• варьирование различных форм воспитательных воздействий;

• совместное участие мальчиков и девочек в воспитательной работе.

Своевременность и успешность полоролевой социализации обеспечивает целенаправленная организация полоролевого воспитания, важными психолого‑педагогическими условиями которого являются: учет психофизиологических особенностей дошкольников разного пола в процессе полоролевого воспитания; наличие программно‑методического обеспечения; взаимодействие с семьей в решении задач полоролевого развития и воспитания дошкольников.

 

Вопросы и задания по теме

• Какова цель полоролевого воспитания дошкольников?

• Каковы основные компоненты полоролевого воспитания дошкольников?

• Какие гендерные представления формируются у дошкольников?

• В чем проявляется гендерная толерантность у дошкольников?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.67.177 (0.018 с.)