Классификация методов полоролевого воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов полоролевого воспитания



Методы воспитания – это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение [37].

В литературе существуют различные подходы к классификации методов полоролевого воспитания дошкольников. Т. А. Репина выделяет следующие методы:

• восприятие произведений художественной литературы, содержащих положительные мужские и женские образы, этические беседы по содержанию художественных произведений;

• ролевые игры, игры‑драматизации, игры‑инсценировки по сюжетам литературных произведений;

• дидактические игры;

• разрешение в воображаемом плане проблемных ситуаций, близких жизненным;

• специально созданные ситуации реального взаимодействия детей разного пола в различных видах деятельности.

Н. Е. Татаринцева предлагает свою классификацию методов полоролевого воспитания:

познавательно‑развивающие: этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, прогнозирование ситуаций, дидактические, сюжетно‑ролевые игры и др.;

диалогово‑рефлексивные: игровые диалоги, диалоги персонажей литературных произведений, реальные диалоги (взрослые‑дети, мальчик‑девочка, девочка‑девочка), диалоги с самим собой;

театрально‑игровые: имитационные, сюжетно‑ролевые, игры‑драматизации, игры с элементами ритуалов, театральной педагогики;

сюжетно‑образные: символические игры, моделирование жизненно‑значимых ситуаций, схемы, эксперименты;

состязательные: игры‑состязания, конкурсы, турниры– викторины и т. д.

Главным в выборе методов полоролевого воспитания является обеспечение комплексности в их применении, воздействии методов на когнитивную сферу (формирование представлений), эмоциональную сферу (формирование ценностных отношений), поведенческую сферу (формирование полоролевого поведения).

В формировании гендерных представлений особое значение имеет восприятие детьми произведений художественной литературы и этические беседы. В формировании эмоционально‑положительного отношения к половой роли и адекватной полу модели поведения особенно важны игровые методы.

Рассмотрим воспитательные возможности отдельных средств и методов полоролевого воспитания.

 

3.4.1. Художественная литература и фольклор как средства полоролевого воспитания

 

Значение художественной литературы и фольклора в решении задач воспитания подрастающего поколения, формирования личности является общепризнанным в педагогической теории и практике. Особую роль художественная литература играет в нравственном воспитании дошкольников, приобщении их к моральным ценностям, развитии нравственных чувств и привычек поведения.

Произведения фольклора и художественной литературы служат одним из важных источников формирования детских представлений о мужских и женских социальных ролях, о качествах мужественности и женственности, так как отражают существующие в обществе гендерные стереотипы.

В методической литературе выделены принципы отбора художественных произведений для решения задач полоролевого воспитания дошкольников: доступность, эмоциональная привлекательность, динамичность сюжета, эмоциональное и образное описание главных героев, проявление героями качеств мужественности, женственности.

В полоролевом воспитании возможно использование художественных произведений разных жанров и тематики.

• Произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, поэзия пестования.

• Произведения, отражающие традиционные мужские и женские виды деятельности (профессии, спорт).

• Произведения о детях, проявлении мальчиками и девочками качеств мужественности, женственности.

• Произведения о семье, знакомящие дошкольников с семейными ролями и ценностями.

Рассмотрим возможности произведений разных жанров и содержания в решении задач полоролевого воспитания дошкольников.

В произведениях фольклора, сказках, пословицах, поговорках отражен опыт народной педагогики, представления народа о назначении мужчины и женщины, о том, какими качествами они должны обладать, об особенностях воспитания мальчиков и девочек.

В работах Е. С. Бабуновой, Н. Е. Татаринцевой указаны народные традиции полоролевого воспитания, приобщение к которым возможно через фольклор. Почитание семьи как важнейшего института воспитания: уважительные отношения между родителями; возвышенное отношение к женщине (матери); уважение и почитание детьми своих родителей; любовь родителей к детям. Развитие у мальчиков чувства товарищества, верности слову и делу, мужества, самоотверженности; развитие у девочек нежности, терпимости, отзывчивости, сострадания. Воспитание у детей обоих полов таких нравственных качеств, как доброта, честность, порядочность, правдивость, надежность, бережливость; уважительное отношение к старшим, забота о младших по возрасту, гостеприимство, милосердие и благотворительность; приобщение детей к труду, добротворческой, созидательной деятельности [9, 86].

Каждый фольклорный жанр обладает специфическими возможностями в решении задач полоролевого воспитания дошкольников.

Важным средством полоролевого воспитания является «поэзия пестования» (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки). Поэзия пестования сопровождает ранние этапы развития ребенка, способствует решению различных воспитательных задач.

Основное назначение колыбельных песен – успокоить ребенка, обеспечить крепкий сон, физическое здоровье. Пестушки помогают детям освоить основные движения. Потешки и прибаутки знакомят с окружающим миром, забавляют и развлекают ребенка, создают у него бодрое и радостное настроение. Наряду с этим колыбельные, пестушки и потешки способствуют половой идентификации ребенка, так как содержат гендерно‑ориентированные обращения к детям: «сынок», «доченька», «внучок»: «Наша доченька в дому, что оладышек в меду»; «Уж я Ванюше пирог испеку, уж я внученьку румяненький».

Произведения фольклора знакомят детей с половыми семейными ролями, распределением трудовых обязанностей в семье.

 

Баю, баю, зыбаю.

Отец ушел за рыбою.

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

А бабушка уху варить,

Тебя, Машенька, кормить.

 

Поэзия пестования через фольклорные образы, выразительные средства (эпитеты, интонации) приобщает ребенка к миру семейных ценностей, позволяет почувствовать любовь родителей к детям, заботу о них.

Знакомство с пословицами и поговорками помогает приобщить детей к народному идеалу семьи. В пословицах и поговорках отражены важность семьи, родных и близких в жизни человека, любовь к матери, почитание старших, любовь и забота о детях: «На что и клад, коли в семье лад»; «Вся семья вместе, так и душа на месте»; «При солнце тепло, а при матери добро»; «Коли есть отец и мать, так ребенку благодать»; «Сын да дочь – ясно солнце, светел месяц»; «Братская любовь лучше каменных стен».

В пословицах отражены народные идеалы «настоящего мужчины» – главы семьи, хозяина, защитника отечества, мужественного воина: «Всякий дом хозяином держится», а также идеал «настоящей женщины» – заботливой матери, хорошей хозяйки: «Нет такого дружка, как родная матушка».

Приобщение детей к фольклорным произведениям необходимо начинать с раннего возраста. Знакомство с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах (одевание, умывание, укладывание спать); на специальных занятиях по ознакомлению с фольклорными произведениями; на других видах занятий (рассматривание картины, занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия).

Важно обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении фольклорного произведения. Ребенок может участвовать в диалоге, выполнять различные действия (хлопать в ладоши). Полученный фольклорный опыт дети могут использовать в самостоятельной деятельности (петь колыбельные песни своим дочкам‑куклам в сюжетно‑ролевых играх, развлекать их потешками).

Важное место в полоролевом воспитании дошкольников принадлежит сказкам. Сказка вводит ребенка в мир социальных взаимоотношений, знакомит с образцами мужского и женского поведения, социально ценными мужскими и женскими качествами.

Сказки для детей раннего и младшего дошкольного возраста («Репка», «Курочка‑Ряба», «Колобок», «Гуси‑лебеди» и др.) знакомят детей с половозрастными семейными ролями (родители, бабушки, дедушки, дети, внуки). В этих сказках отражены народные идеалы семейной жизни, которые помогают детям понять важность семьи в жизни человека, знакомят с семейными функциями, взаимоотношениями («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и др.).

Волшебные сказки позволяют формировать у детей представления о качествах мужественности, женственности. Герои сказок обладают лучшими мужскими и женскими качествами. В сказках в художественных образах «доброго молодца» и «красной девицы» отражены народные представления об идеальных мужских и женских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник родины и народа, храбрый воин, борец со злом. Образы богатырей, добрых молодцев представлены в русских народных сказках «Иван – крестьянский сын» и «Чудо‑Юдо», «Никита‑Кожемяка». Настоящими мужскими качествами обладают былинные герои‑богатыри Илья Муромец, Алеша Попович.

«Красна девица» – красавица, обладающая лучшими женскими качествами – добротой, терпимостью, отзывчивостью, миролюбием, сердечностью («Крошечка‑Хаврошечка», «Морозко»).

Волшебные сказки привлекают детей своим динамизмом, многочисленными ситуациями, в которых герой преодолевает препятствия. Дети стремятся подражать героям сказок, охотно переносят эпизоды сказок в свои игры.

Н. Е. Татаринцева отмечает особое значение в формировании полоролевой идентичности детей, полотипичного поведения тех сказок, героями которых являются дети, так как идентификация с главным героем, близким по возрасту, повышает уверенность ребенка в себе. К таким сказкам относятся как народные («Мальчик с пальчик», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), так и авторские («Цветик‑семицветик» В. Катаева).

В формировании представлений детей о профессиональных мужских и женских ролях важное место занимают произведения о представителях мужских и женских профессий, которые знакомят детей со спецификой мужского и женского труда, расширяют их кругозор. Дети узнают, что самую трудную и опасную работу обычно выполняют мужчины – пожарные, летчики, спасатели (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Бахревский «Вертолетчики»). Необходимо показать детям, что традиционные женские профессии – учитель, врач, продавец – также важны в обществе и требуют большого мастерства и умений.

Н. К. Дедовских предлагает включать в репертуар для детского чтения исторические рассказы о защитниках отечества (О. И. Алексеев «Рассказы о Суворове и русских солдатах», Л. А. Кассиль «Твои защитники»), обогащающие представления детей о мужской роли защитника отечества, воспитывающие мужество.

Особое значение в решении задач полоролевого воспитания имеют произведения, героями которых являются дети – мальчики и девочки. Эти произведения отражают жизненные ситуации, понятные ребенку, позволяют идентифицировать себя с героями, показывают образцы полоролевого поведения в разных ситуациях, в общении со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми, с членами семьи.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать произведения о мальчиках, проявляющих качества мужественности: смелость, заботу о младших, слабых, девочках (Я. Сегель «Как я был мамой», Г. Мамлин «Самый смелый» и др.), и произведения о девочках, проявляющих традиционные женские качества: доброту, приветливость, заботу о близких (А. Барто «Младший брат», Е. Благинина «Научу брата одеваться» и др.).

Важная роль в полоролевом воспитании принадлежит произведениям, которые дают дошкольникам представления о счастливой семье, в которой все любят друг друга, заботятся друг о друге (Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Счастливый день», Е. Серов «Папа дома», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Эти произведения помогают формированию у детей образа семьи, семейных идеалов.

Формы работы с художественными произведениями разнообразны: чтение на специальных занятиях, этические беседы по содержанию произведений, драматизация художественных произведений, использование примеров из произведений при обсуждении ситуаций, возникающих в группе, разрешении конфликтов между мальчиками и девочками.

Усилению воздействия художественных произведений способствует проведение этических бесед по их содержанию. В беседе необходимо обратить внимание детей на проявление героями произведений качеств мужественности, женственности.

Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям позволяет обогащать представления детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин, помогает понять их эмоциональное состояние.

Эффективно обращение в беседе к личному опыту детей (Из кого состоит ваша семья? Есть ли у тебя брат, сестра? Как ты помогаешь маме дома?). Это способствует конкретизации гендерных представлений, осознанию своего поведения.

Таким образом, ценность произведений фольклора и художественной литературы в полоролевом воспитании дошкольников обусловлена воздействием содержащихся в произведениях мужских и женских образов на когнитивную и эмоциональную сферу дошкольников.

 

Вопросы и задания по теме

1. Чем обусловлено значение произведений фольклора и художественной литературы в полоролевом воспитании дошкольников?

2. Приведите пример сказки, герои которой проявляют качества мужественности (женственности).

3. Приведите примеры пословиц, отражающих семейные ценности.

4. Приведите примеры художественных произведений, знакомящих детей с мужскими и женскими профессиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.96 (0.033 с.)