Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежные программы полоролевого воспитания дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В западноевропейских странах проблема полоролевого (полового) воспитания дошкольников начала активно разрабатываться в 70‑е годы XX в. В зарубежной педагогике дошкольный возраст рассматривается как важный этап становления половой (гендерной) идентичности. Первые программы полового воспитания в условиях детского сада появились в 80‑е годы. Анализ современных западноевропейских (Германия, Австрия) программ полового воспитания дошкольников дан Т. А. Фуряевой [91]. Теоретической базой полодифференцированного воспитания дошкольников в западноевропейских странах является «новая психология пола». Согласно данной теории, социальный пол усваивается под влиянием социальных факторов. Социальные институты (семья, детский сад), а также информационная среда, содержание детской художественной литературы задают полоролевые ориентиры, образы полоролевого поведения, которым следуют дети. Большое значение в освоении половой роли отводится собственной активности детей. Основной целью полоролевого (сексуального) воспитания в западноевропейских детских садах является обеспечение процесса половой идентификации, формирование психологического пола. Основные задачи сексуального (полового) воспитания в современных детских садах: • формирование естественного отношения к собственному телу; • идентификация половой роли; • ознакомление с процессом зарождения человеческой жизни; • осознание и развитие понимания партнерского характера жизни в семье. В отличие от большинства отечественных программ полоролевого воспитания, ориентированных преимущественно на освоение детьми традиционного содержания социальных половых ролей, программы европейских ДОУ ориентированы на создание в детском саду условий, свободных от жестких стереотипов маскулинности и фемининности, формирование расширенного репертуара полоролевого поведения. При этом воспитателям рекомендуется положительно оценивать поведение детей вне полоролевого стереотипа (мальчиков оценивают позитивно за участие в бытовом труде, девочек не осуждают за активные игры), обращаться к детям по имени, не использовать обращения «мальчики», «девочки». Имеются отдельные программы, основной целью которых является разрушение в сознании детей полоролевых стереотипов. Особенно важна содержащаяся в программах установка на равноценность, одинаковую престижность обоих полов. Отличительной особенностью европейских программ является ознакомление детей с зарождением человеческой жизни, формирование у детей элементарных знаний о репродуктивных функциях. Методы полового воспитания направлены на когнитивную сферу (формирование представлений), эмоциональную сферу и формирование поведения. Наиболее популярны чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, хороводные игры и др. Поощряются рассказы детей о своей семье, родственниках, семейных традициях. Особое значение придается беседам воспитателя с детьми в связи с возникающими в группе в контексте полового воспитания ситуациями, умению воспитателя доступно отвечать детям на возникающие у них вопросы, обращаться к личному опыту ребенка, говоря, например, о семейных традициях, обычаях. Уделяется внимание созданию партнерских отношений мальчиков и девочек в детском саду, стимулированию их совместной деятельности. Таким образом, в настоящее время разработаны и активно внедряются в педагогическую практику специализированные программы полоролевого воспитания дошкольников, что позволяет обеспечить целенаправленность, систематичность процесса полоролевого воспитания.
Вопросы и задания по теме • Каковы концептуальные основы современных отечественных программ полоролевого воспитания дошкольников? • Каковы задачи полоролевого воспитания дошкольников? • Что составляет методическое обеспечение программ полоролевого воспитания? • Проведите сравнительный анализ двух программ полоролевого воспитания дошкольников, определите, в чем сходство и различие данных программ.
3.3. Гендерный подход в построении предметно‑развивающей среды
В условиях демократизации, гуманизации образовательного процесса, личностно ориентированного подхода к ребенку возрастает роль предметно‑развивающей среды в решении задач физического и психического развития детей, задач формирования личности ребенка. В педагогической литературе содержатся психологические и педагогические требования к построению предметно‑развивающей среды ДОУ, среди которых называются комфортность и безопасность, учет всех направлений развития ребенка, возрастных особенностей, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, возможностей для исследования и др. Требования к организации, содержательная характеристика предметно‑развивающей среды конкретизируются в программах ДОУ, методических пособиях. Принцип учета половых различий детей в построении предметно‑развивающей среды был обоснован в Концепции построения развивающей среды, разработанной в начале 90‑х годов (В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др.). Принцип учета половых различий нацеливает педагогов на необходимость считаться со склонностями и интересами детей разного пола в организации среды. В дальнейшем требования к построению предметно‑развивающей среды с учетом пола детей, «гендерно– ориентированной» среды были конкретизированы в работах Л. В. Коломийченко, О. П. Нагель, Н. Е. Татаринцевой, Т. Н. Дороновой и др. Создание гендерно‑ориентированной среды призвано решать следующие задачи: • способствовать благоприятному процессу полоролевой социализации, становлению гендерной идентичности, формированию адекватной полу модели поведения, качеств мужественности, женственности; • способствовать повышению эффективности образовательного процесса, решению задач физического, познавательно‑речевого, социально‑личностного, эстетического развития детей. Согласно рекомендациям, содержащимся в литературе, реализация гендерного подхода в организации предметно‑развивающей среды предполагает: • обеспечение равенства, одинакового положения мальчиков и девочек в группе детского сада; этому способствует одинаковое количество игр, пособий, адресованных представителям того и другого пола; • учет анатомо‑физиологических, психологических особенностей мальчиков и девочек в организации образовательного процесса ДОУ, что должно способствовать максимально полному сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья мальчиков и девочек. Учет гендерных различий мальчиков и девочек предполагает дифференцированный подход в организации пространства жизнедеятельности детей разного пола, в отборе материальных объектов предметной среды в соответствии с полоспецифическими потребностями и интересами детей. Т. Н. Доронова рекомендует при оформлении помещения детского сада использовать маркеры гендерных различий, позволяющие ребенку утвердиться в своей гендерной идентичности. К гендерным маркерам Т. Н. Доронова относит: разные метки на шкафах для одежды для мальчиков и девочек; разный цвет полотенец, стаканчиков для полоскания рта, покрывал на кровати, мешочков для обуви; разные метки на спортивной форме. При выборе гендерных меток важно учитывать не только гендерные различия, но и индивидуальные потребности, вкусы детей [25]. Учитывая большую двигательную активность мальчиков, их желание активно осваивать пространство, рекомендуется расширять вертикальное и горизонтальное пространство группы (подиумы, лесенки). В игровой или приемной комнатах должно быть спортивное оборудование (тренажеры, гантели и др.), позволяющее обеспечить мальчикам необходимый уровень двигательной активности. Девочки стремятся ограничивать свое игровое пространство, поэтому необходимо создавать в группе небольшие, уютные уголки для игр и общения девочек, обеспечивать им возможность создать замкнутое игровое пространство с помощью ширм, занавесок. В методической литературе выделены наиболее важные элементы предметно‑развивающей среды, учитывающей гендерные различия дошкольников [25, 40, 53, 85]. Гендерный подход должен прослеживаться в построении предметно‑развивающей среды применительно ко всем видам детской деятельности (игра, труд, познавательная деятельность, продуктивная деятельность). Гендерно‑ориентрованная предметно– развивающая среда предполагает создание в группе уголков, или мини‑сред (по определению Н. Е. Татаринцевой), имеющих гендерную адресность. Уголки игр (мини‑среды) мальчиков и девочек должны содержать следующие атрибуты для сюжетно‑ролевых игр с мужскими и женскими ролями:
для девочек: • разные виды кукол: кукла‑младенец, кукла‑ребенок (девочка/мальчик), кукла‑мама, куклы – представители женских профессий (кукла – медицинская сестра, кукла‑учительница и т. д.), народная кукла; • предметы для сюжетно‑ролевых игр семейно‑бытовой тематики: семья, парикмахерская, больница, школа и др.
для мальчиков: • куклы – представители мужских профессий (моряки, летчики, строители, милиционеры, пожарные); • предметы для сюжетно‑ролевых игр героической и военно‑приключенческой тематики: пилотки, бескозырки, каски, шлемы, бинокли, значки, фонарики и др.). Атрибуты для игр‑драматизаций с мужскими и женскими ролями: костюмы разных эпох; костюмы сказочных персонажей (мужских и женских); атрибуты и аксессуары к костюмам: • для девочек – костюмы крестьянской девочки, сказочных героинь (Золушки, Белоснежки), принцессы; аксессуары к костюмам: шляпы, веера, украшения, сумочки; • для мальчиков – костюмы былинных богатырей, рыцарей, принцев, а также мечи, щиты, кольчуги, шлемы.
Атрибуты для игр мальчиков со строительным материалом, различные виды конструкторов. Игрушки – транспортные средства. Важное место в играх мальчиков на всех возрастных этапах занимают игры с транспортными средствами. Это могут быть сюжетные игры («шоферы», «гараж») или игры, в которых транспорт используется эпизодически (для доставки строительного материала), режиссерские игры с маленькими моделями машин («гонки») и др. В группе необходимо иметь различные виды игрушек – транспортных средств: машины (легковые, грузовые); автобусы; железная дорога; строительная техника (тракторы, экскаваторы), корабли, вертолеты и др. В младших группах должны быть игрушки, представляющие основные виды транспорта. Чем старше дети, тем более разнообразные виды транспортных средств можно предлагать для игр. В старшем дошкольном возрасте желательно иметь технические игрушки, которые могут трансформироваться, видоизменяться. Необходимо иметь доступные схемы сборки различных моделей машин, самолетов и др. В старших группах должны быть игрушки для режиссерских игр мальчиков и девочек: небольшого размера куклы, солдатики, милиционеры, фигурки, изображающие героев современных мультфильмов. Важное значение в полоролевом воспитании имеют дидактические игры гендерной тематики, позволяющие обогащать и уточнять знания детей о содержании мужских и женских гендерных ролей (внешний вид, одежда, прическа, профессии и др.). Существуют различные виды дидактических игр, в которых решаются задачи полоролевого воспитания детей: дидактические игры с куклой, настольно‑печатные дидактические игры типа «парные картинки», «лото», «домино», «игры‑эстафеты», словесные дидактические игры и др. Содержание дидактических игр определяется требованиями возраста. Так, в младшей группе для закрепления знаний детей об особенностях внешности мальчиков и девочек, мужской и женской одежде необходимо иметь дидактически оформленные куклы мальчика и девочки с соответствующим комплектом летней и зимней одежды. В старших группах для обогащения представлений об особенностях внешности мужчин и женщин, мужских и женских профессиях желательно иметь набор настольно‑печатных игр, в которых представлены различные гендерные атрибуты: мужская и женская одежда, обувь, головные уборы, украшения, народные мужские и женские костюмы. В содержании игр могут быть отражены также мужские и женские виды спорта. Уголки труда (мини‑среды) необходимо создавать тоже с учетом гендерной направленности интересов детей и полотипичных видов труда мальчиков и девочек. Уголки труда должны содержать оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений в традиционных для каждого пола видах труда: для девочек – материалы и инструменты для шитья (различные виды тканей, кружево, тесьма, шнуры, пуговицы, наперстки, иглы, ножницы); для вышивания (пяльцы, выкройки, образцы вышивок, нитки мулине). В группе может быть ткацкий мини‑станок. Для освоения детьми умений в приготовлении пищи можно поместить в группе фрагмент кухонного блока, скалки для раскатывания теста и др.; • для мальчиков – наборы материалов и инструментов для столярного труда с деревом (верстаки, молоток, бруски– заготовки), образцы поделок, бросовый материал для конструирования. В группе необходимо иметь разнообразный наглядно‑иллюстративный материал, позволяющий обогащать гендерные представления детей о внешнем облике мужчин и женщин, мальчиков и девочек, о содержании семейных и профессиональных ролей мужчин и женщин, формировать эмоционально– положительное отношение к половой роли, соответствующую полу модель поведения. Наглядно‑иллюстративный материал, применяемый для решения задач полоролевого воспитания, достаточно разнообразен. Это например: • репродукции картин известных художников соответствующей тематики в разных жанрах: портрета, бытовой живописи и др. («Портрет сына» В. Тропинина, «Богатыри» В. Васнецова др.); • картины, составляющие дидактическое обеспечение образовательных программ; • иллюстрации к фольклорным произведениям, произведениям художественной литературы; • тематические альбомы, отражающие гендерную тематику «Профессии мужские и женские», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский»; • фотоальбомы, содержащие фотографии членов семьи в разные возрастные периоды, семейных праздников, развлечений, путешествий – «Моя семья», «Семейный отдых», «Братья и сестры» и др.; • модели и схемы: древо семьи, герб семьи, план дома, квартиры; • художественная литература гендерной тематики с героями, обладающими ярко выраженными чертами мужественности и женственности. Н. Е. Татаринцева рекомендует создавать в группе мини– среды светского этикета, где дети упражняются в выполнении правил хорошего тона, мужского и женского этикета. Ею разработаны схемы‑действия, отражающие культурные эталоны поведения мужчин и женщин (мальчиков и девочек), а также карточки‑символы добра, красоты, честности, смелости, силы и др., определяющие поведение мальчиков и девочек. Большое значение в организации предметно‑развивающей среды с учетом гендерных различий имеет активное участие самих детей. Дети могут принимать участие в создании книг гендерной тематики: «Мой папа», «Моя семья», «Моя будущая профессия». Такие книги могут содержать рассказы и рисунки детей. В детском саду организуются выставки детских рисунков, отражающие представления детей о семье, мужских и женских качествах, дружбе мальчиков и девочек. Поделки, изготовленные детьми самостоятельно, могут использоваться для украшения группы (салфетки, вышитые девочками), для игр детей (предметы мебели из дерева, выполненные мальчиками для режиссерских игр). Важно подчеркнуть, что организация среды с учетом гендерных различий должна способствовать максимальному удовлетворению потребностей и интересов мальчиков и девочек. Вместе с тем это не налагает никаких гендерных ограничений. Индивидуальные потребности и интересы детей обязательно должны учитываться. Мальчики могут учиться шитью или вышиванию, а девочки осваивать разные виды конструирования или выполнять в играх роли капитанов, летчиков.
Вопросы и задания по теме • В чем проявляется учет гендерных особенностей детей в организации игрового пространства в группе? • Составьте примерный перечень атрибутов для игр «Салон красоты», «Гараж» для детей старшего дошкольного возраста. • Приведите пример дидактической игры, способствующей решению задач полоролевого воспитания. • Какие задачи полоролевого воспитания помогает решить составление с детьми генеалогического древа семьи? • Подберите книги для детей дошкольного возраста и покажите возможности использования иллюстраций в книгах для решения задач полоролевого воспитания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.012 с.) |