![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарубежные программы полоролевого воспитания дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В западноевропейских странах проблема полоролевого (полового) воспитания дошкольников начала активно разрабатываться в 70‑е годы XX в. В зарубежной педагогике дошкольный возраст рассматривается как важный этап становления половой (гендерной) идентичности. Первые программы полового воспитания в условиях детского сада появились в 80‑е годы. Анализ современных западноевропейских (Германия, Австрия) программ полового воспитания дошкольников дан Т. А. Фуряевой [91]. Теоретической базой полодифференцированного воспитания дошкольников в западноевропейских странах является «новая психология пола». Согласно данной теории, социальный пол усваивается под влиянием социальных факторов. Социальные институты (семья, детский сад), а также информационная среда, содержание детской художественной литературы задают полоролевые ориентиры, образы полоролевого поведения, которым следуют дети. Большое значение в освоении половой роли отводится собственной активности детей. Основной целью полоролевого (сексуального) воспитания в западноевропейских детских садах является обеспечение процесса половой идентификации, формирование психологического пола. Основные задачи сексуального (полового) воспитания в современных детских садах: • формирование естественного отношения к собственному телу; • идентификация половой роли; • ознакомление с процессом зарождения человеческой жизни; • осознание и развитие понимания партнерского характера жизни в семье. В отличие от большинства отечественных программ полоролевого воспитания, ориентированных преимущественно на освоение детьми традиционного содержания социальных половых ролей, программы европейских ДОУ ориентированы на создание в детском саду условий, свободных от жестких стереотипов маскулинности и фемининности, формирование расширенного репертуара полоролевого поведения. При этом воспитателям рекомендуется положительно оценивать поведение детей вне полоролевого стереотипа (мальчиков оценивают позитивно за участие в бытовом труде, девочек не осуждают за активные игры), обращаться к детям по имени, не использовать обращения «мальчики», «девочки». Имеются отдельные программы, основной целью которых является разрушение в сознании детей полоролевых стереотипов. Особенно важна содержащаяся в программах установка на равноценность, одинаковую престижность обоих полов.
Отличительной особенностью европейских программ является ознакомление детей с зарождением человеческой жизни, формирование у детей элементарных знаний о репродуктивных функциях. Методы полового воспитания направлены на когнитивную сферу (формирование представлений), эмоциональную сферу и формирование поведения. Наиболее популярны чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, хороводные игры и др. Поощряются рассказы детей о своей семье, родственниках, семейных традициях. Особое значение придается беседам воспитателя с детьми в связи с возникающими в группе в контексте полового воспитания ситуациями, умению воспитателя доступно отвечать детям на возникающие у них вопросы, обращаться к личному опыту ребенка, говоря, например, о семейных традициях, обычаях. Уделяется внимание созданию партнерских отношений мальчиков и девочек в детском саду, стимулированию их совместной деятельности. Таким образом, в настоящее время разработаны и активно внедряются в педагогическую практику специализированные программы полоролевого воспитания дошкольников, что позволяет обеспечить целенаправленность, систематичность процесса полоролевого воспитания.
Вопросы и задания по теме • Каковы концептуальные основы современных отечественных программ полоролевого воспитания дошкольников? • Каковы задачи полоролевого воспитания дошкольников? • Что составляет методическое обеспечение программ полоролевого воспитания? • Проведите сравнительный анализ двух программ полоролевого воспитания дошкольников, определите, в чем сходство и различие данных программ.
3.3. Гендерный подход в построении предметно‑развивающей среды
В условиях демократизации, гуманизации образовательного процесса, личностно ориентированного подхода к ребенку возрастает роль предметно‑развивающей среды в решении задач физического и психического развития детей, задач формирования личности ребенка. В педагогической литературе содержатся психологические и педагогические требования к построению предметно‑развивающей среды ДОУ, среди которых называются комфортность и безопасность, учет всех направлений развития ребенка, возрастных особенностей, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, возможностей для исследования и др.
Требования к организации, содержательная характеристика предметно‑развивающей среды конкретизируются в программах ДОУ, методических пособиях. Принцип учета половых различий детей в построении предметно‑развивающей среды был обоснован в Концепции построения развивающей среды, разработанной в начале 90‑х годов (В. А. Петровский, Л. М. Кларина и др.). Принцип учета половых различий нацеливает педагогов на необходимость считаться со склонностями и интересами детей разного пола в организации среды. В дальнейшем требования к построению предметно‑развивающей среды с учетом пола детей, «гендерно– ориентированной» среды были конкретизированы в работах Л. В. Коломийченко, О. П. Нагель, Н. Е. Татаринцевой, Т. Н. Дороновой и др. Создание гендерно‑ориентированной среды призвано решать следующие задачи: • способствовать благоприятному процессу полоролевой социализации, становлению гендерной идентичности, формированию адекватной полу модели поведения, качеств мужественности, женственности; • способствовать повышению эффективности образовательного процесса, решению задач физического, познавательно‑речевого, социально‑личностного, эстетического развития детей. Согласно рекомендациям, содержащимся в литературе, реализация гендерного подхода в организации предметно‑развивающей среды предполагает: • обеспечение равенства, одинакового положения мальчиков и девочек в группе детского сада; этому способствует одинаковое количество игр, пособий, адресованных представителям того и другого пола; • учет анатомо‑физиологических, психологических особенностей мальчиков и девочек в организации образовательного процесса ДОУ, что должно способствовать максимально полному сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья мальчиков и девочек. Учет гендерных различий мальчиков и девочек предполагает дифференцированный подход в организации пространства жизнедеятельности детей разного пола, в отборе материальных объектов предметной среды в соответствии с полоспецифическими потребностями и интересами детей. Т. Н. Доронова рекомендует при оформлении помещения детского сада использовать маркеры гендерных различий, позволяющие ребенку утвердиться в своей гендерной идентичности. К гендерным маркерам Т. Н. Доронова относит: разные метки на шкафах для одежды для мальчиков и девочек; разный цвет полотенец, стаканчиков для полоскания рта, покрывал на кровати, мешочков для обуви; разные метки на спортивной форме. При выборе гендерных меток важно учитывать не только гендерные различия, но и индивидуальные потребности, вкусы детей [25]. Учитывая большую двигательную активность мальчиков, их желание активно осваивать пространство, рекомендуется расширять вертикальное и горизонтальное пространство группы (подиумы, лесенки). В игровой или приемной комнатах должно быть спортивное оборудование (тренажеры, гантели и др.), позволяющее обеспечить мальчикам необходимый уровень двигательной активности.
Девочки стремятся ограничивать свое игровое пространство, поэтому необходимо создавать в группе небольшие, уютные уголки для игр и общения девочек, обеспечивать им возможность создать замкнутое игровое пространство с помощью ширм, занавесок. В методической литературе выделены наиболее важные элементы предметно‑развивающей среды, учитывающей гендерные различия дошкольников [25, 40, 53, 85]. Гендерный подход должен прослеживаться в построении предметно‑развивающей среды применительно ко всем видам детской деятельности (игра, труд, познавательная деятельность, продуктивная деятельность). Гендерно‑ориентрованная предметно– развивающая среда предполагает создание в группе уголков, или мини‑сред (по определению Н. Е. Татаринцевой), имеющих гендерную адресность. Уголки игр (мини‑среды) мальчиков и девочек должны содержать следующие атрибуты для сюжетно‑ролевых игр с мужскими и женскими ролями:
для девочек: • разные виды кукол: кукла‑младенец, кукла‑ребенок (девочка/мальчик), кукла‑мама, куклы – представители женских профессий (кукла – медицинская сестра, кукла‑учительница и т. д.), народная кукла; • предметы для сюжетно‑ролевых игр семейно‑бытовой тематики: семья, парикмахерская, больница, школа и др.
для мальчиков: • куклы – представители мужских профессий (моряки, летчики, строители, милиционеры, пожарные); • предметы для сюжетно‑ролевых игр героической и военно‑приключенческой тематики: пилотки, бескозырки, каски, шлемы, бинокли, значки, фонарики и др.). Атрибуты для игр‑драматизаций с мужскими и женскими ролями: костюмы разных эпох; костюмы сказочных персонажей (мужских и женских); атрибуты и аксессуары к костюмам: • для девочек – костюмы крестьянской девочки, сказочных героинь (Золушки, Белоснежки), принцессы; аксессуары к костюмам: шляпы, веера, украшения, сумочки; • для мальчиков – костюмы былинных богатырей, рыцарей, принцев, а также мечи, щиты, кольчуги, шлемы.
Атрибуты для игр мальчиков со строительным материалом, различные виды конструкторов. Игрушки – транспортные средства. Важное место в играх мальчиков на всех возрастных этапах занимают игры с транспортными средствами. Это могут быть сюжетные игры («шоферы», «гараж») или игры, в которых транспорт используется эпизодически (для доставки строительного материала), режиссерские игры с маленькими моделями машин («гонки») и др. В группе необходимо иметь различные виды игрушек – транспортных средств: машины (легковые, грузовые); автобусы; железная дорога; строительная техника (тракторы, экскаваторы), корабли, вертолеты и др.
В младших группах должны быть игрушки, представляющие основные виды транспорта. Чем старше дети, тем более разнообразные виды транспортных средств можно предлагать для игр. В старшем дошкольном возрасте желательно иметь технические игрушки, которые могут трансформироваться, видоизменяться. Необходимо иметь доступные схемы сборки различных моделей машин, самолетов и др. В старших группах должны быть игрушки для режиссерских игр мальчиков и девочек: небольшого размера куклы, солдатики, милиционеры, фигурки, изображающие героев современных мультфильмов. Важное значение в полоролевом воспитании имеют дидактические игры гендерной тематики, позволяющие обогащать и уточнять знания детей о содержании мужских и женских гендерных ролей (внешний вид, одежда, прическа, профессии и др.). Существуют различные виды дидактических игр, в которых решаются задачи полоролевого воспитания детей: дидактические игры с куклой, настольно‑печатные дидактические игры типа «парные картинки», «лото», «домино», «игры‑эстафеты», словесные дидактические игры и др. Содержание дидактических игр определяется требованиями возраста. Так, в младшей группе для закрепления знаний детей об особенностях внешности мальчиков и девочек, мужской и женской одежде необходимо иметь дидактически оформленные куклы мальчика и девочки с соответствующим комплектом летней и зимней одежды. В старших группах для обогащения представлений об особенностях внешности мужчин и женщин, мужских и женских профессиях желательно иметь набор настольно‑печатных игр, в которых представлены различные гендерные атрибуты: мужская и женская одежда, обувь, головные уборы, украшения, народные мужские и женские костюмы. В содержании игр могут быть отражены также мужские и женские виды спорта. Уголки труда (мини‑среды) необходимо создавать тоже с учетом гендерной направленности интересов детей и полотипичных видов труда мальчиков и девочек. Уголки труда должны содержать оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений в традиционных для каждого пола видах труда: для девочек – материалы и инструменты для шитья (различные виды тканей, кружево, тесьма, шнуры, пуговицы, наперстки, иглы, ножницы); для вышивания (пяльцы, выкройки, образцы вышивок, нитки мулине). В группе может быть ткацкий мини‑станок. Для освоения детьми умений в приготовлении пищи можно поместить в группе фрагмент кухонного блока, скалки для раскатывания теста и др.; • для мальчиков – наборы материалов и инструментов для столярного труда с деревом (верстаки, молоток, бруски– заготовки), образцы поделок, бросовый материал для конструирования. В группе необходимо иметь разнообразный наглядно‑иллюстративный материал, позволяющий обогащать гендерные представления детей о внешнем облике мужчин и женщин, мальчиков и девочек, о содержании семейных и профессиональных ролей мужчин и женщин, формировать эмоционально– положительное отношение к половой роли, соответствующую полу модель поведения.
Наглядно‑иллюстративный материал, применяемый для решения задач полоролевого воспитания, достаточно разнообразен. Это например: • репродукции картин известных художников соответствующей тематики в разных жанрах: портрета, бытовой живописи и др. («Портрет сына» В. Тропинина, «Богатыри» В. Васнецова др.); • картины, составляющие дидактическое обеспечение образовательных программ; • иллюстрации к фольклорным произведениям, произведениям художественной литературы; • тематические альбомы, отражающие гендерную тематику «Профессии мужские и женские», «Мужская и женская одежда», «Спорт мужской и женский»; • фотоальбомы, содержащие фотографии членов семьи в разные возрастные периоды, семейных праздников, развлечений, путешествий – «Моя семья», «Семейный отдых», «Братья и сестры» и др.; • модели и схемы: древо семьи, герб семьи, план дома, квартиры; • художественная литература гендерной тематики с героями, обладающими ярко выраженными чертами мужественности и женственности. Н. Е. Татаринцева рекомендует создавать в группе мини– среды светского этикета, где дети упражняются в выполнении правил хорошего тона, мужского и женского этикета. Ею разработаны схемы‑действия, отражающие культурные эталоны поведения мужчин и женщин (мальчиков и девочек), а также карточки‑символы добра, красоты, честности, смелости, силы и др., определяющие поведение мальчиков и девочек. Большое значение в организации предметно‑развивающей среды с учетом гендерных различий имеет активное участие самих детей. Дети могут принимать участие в создании книг гендерной тематики: «Мой папа», «Моя семья», «Моя будущая профессия». Такие книги могут содержать рассказы и рисунки детей. В детском саду организуются выставки детских рисунков, отражающие представления детей о семье, мужских и женских качествах, дружбе мальчиков и девочек. Поделки, изготовленные детьми самостоятельно, могут использоваться для украшения группы (салфетки, вышитые девочками), для игр детей (предметы мебели из дерева, выполненные мальчиками для режиссерских игр). Важно подчеркнуть, что организация среды с учетом гендерных различий должна способствовать максимальному удовлетворению потребностей и интересов мальчиков и девочек. Вместе с тем это не налагает никаких гендерных ограничений. Индивидуальные потребности и интересы детей обязательно должны учитываться. Мальчики могут учиться шитью или вышиванию, а девочки осваивать разные виды конструирования или выполнять в играх роли капитанов, летчиков.
Вопросы и задания по теме • В чем проявляется учет гендерных особенностей детей в организации игрового пространства в группе? • Составьте примерный перечень атрибутов для игр «Салон красоты», «Гараж» для детей старшего дошкольного возраста. • Приведите пример дидактической игры, способствующей решению задач полоролевого воспитания. • Какие задачи полоролевого воспитания помогает решить составление с детьми генеалогического древа семьи? • Подберите книги для детей дошкольного возраста и покажите возможности использования иллюстраций в книгах для решения задач полоролевого воспитания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.168 (0.015 с.) |