Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные различия дошкольниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс гендерной социализации, становление психологического пола характеризуется проявлением анатомо‑физиологических, психологических, личностных различий мальчиков и девочек. В многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т. А. Репина, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, А. Бандура и др.) отмечается, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано.
Анатомо‑физиологические особенности При рождении у мальчиков, как правило, больше вес и рост. Для девочек характерно более раннее и более плавное созревание. На ранних этапах девочки опережают мальчиков в физическом и психическом развитии, они раньше на два‑три месяца начинают ходить и говорить, у них большая, чем у мальчиков, сопротивляемость к заболеваниям. Девочки после рождения спят дольше, чем мальчики, у них ниже пороги тактильной и болевой чувствительности, мальчики раньше начинают поднимать голову, лежа на животе. В эмбриональном периоде развития под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Интересные данные об особенностях функционирования мозга мальчиков и девочек в дошкольном возрасте получены в исследовании В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман [27]. Уже в первые месяцы жизни мозг мальчиков и девочек работает неодинаково. После трех месяцев мальчики и девочки по‑разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы; девочки активнее реагируют на музыку, лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании. У девочек более дифференцированная реакция на разные стимулы (голос, улыбку). Кроме того, мальчики‑младенцы дольше фиксируют свой взгляд на мужских лицах. Девочки демонстрируют более яркую реакцию на пол другого новорожденного, в возрасте шести месяцев дольше смотрят на лица, чем на другие предметы. Как отмечает Т. В. Бендас, уже на первом году идет гендерная социализация в выборе социальных стимулов: у мальчиков – зрительные, у девочек – слуховые, при этом реакции у детей также различаются: мальчики смотрят, а девочки издают звуки. Реакции мальчиков Т. В. Бендас называет «исследовательскими», а девочек «коммуникативными» [13]. У детей различная скорость созревания мозга: у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек правое. Этим объясняется то, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у девочек быстрее завершается развитие памяти. У мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно‑временной ориентации имеется уже в шесть лет, у девочек ее нет даже в тринадцать лет. С. Биддалф отмечает, что у мальчиков левое и правое полушария не так тесно связаны. Мальчики в решении некоторых проблем, при написании диктанта или разгадывании кроссворда используют лишь одно полушарие, в то время как девочки задействуют оба [15]. Ученые делают вывод о том, что мозг мальчиков – более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая более экономно [13]. Различна реакция детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек – кто их оценивает и как. Различия проявляются и в физическом развитии дошкольников. Возрастно‑половые различия дошкольников в конкретных видах движений изучались в исследованиях Е. Н. Вавиловой, М. П. Голощекиной. По данным исследований, мальчики показали лучшие результаты в прыжках в длину и более правильную технику прыжка. Особенно ярко преимущество мальчиков выразилось в метании мешочков с песком на дальность и в цель. Девочки выполняли лучше, чем мальчики, упражнения на равновесие. Интерес представляют выводы исследований об отношении мальчиков и девочек к двигательной деятельности. Мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату, большую подражаемость взрослым. Мальчики быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Мальчиков привлекают быстрые резкие движения, элементы соревнования. Девочки медленнее овладевают двигательными навыками, но их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью. В возрасте 5–6 лет девочки обнаруживают повышенный интерес к пластичным и красивым движениям. Однако, как отмечается в исследованиях, показатели в освоении движений зависят не только от пола ребенка, но и от того, к какому типу конституции относится ребенок. Таким образом, мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У мальчиков выше моторная активность, лучше развита крупная моторика. У девочек лучше развита мелкая моторика, тактильная чувствительность. Зарубежные и отечественные исследования выявили некоторые особенности познавательных психических процессов на ступени дошкольного возраста у детей разного пола [13, 14, 34, 70]. Особенности зрительного восприятия проявляются в том, что мальчики лучше различают зеленый и желтый цвета, а девочки – фиолетовый и красный. Точность глазомера в дошкольном возрасте в целом выше у мальчиков. Некоторые различия наблюдаются в проявлении памяти у дошкольников. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух (слова, предложения, рассказы). Уже в три года у девочек наблюдается превосходство в богатстве словесных ассоциаций. Внимание мальчиков более неустойчивое, у них более продолжительный период включаемости. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания. В интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно‑пространственных способностей, у девочек – вербальных (речевых). Отличия в речи представителей разного пола проявляется в темпах овладения речью и в специфике использования языковых средств [50, 69]. Мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек (на 4–6 месяцев). В исследовании Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой выявлено, что девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи. Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков. В исследовании К. Нельсон дан анализ начального лексикона детей разного пола; выявлены две группы детей по составу начального лексикона: референциальная (преимущественно девочки) и экспрессивная (преимущественно мальчики). Начальный лексикон референциальных детей состоит преимущественно из предметных слов или нарицательных существительных. Словарь детей экспрессивного типа является разнородным и включает слова из разных лексических групп. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), девочки склонны к предметно– оценочной речи, употреблению существительных, отрицаний и утверждений. Исследования Ж. Поллара и К. Роц выявили, что около четверти детей шестилетнего возраста плохо преобразуют услышанную информацию в слова. Такие дети с трудом понимают предложения, в которых более восьми слов. Из этих детей 70 % составляют мальчики [15]. Девочки демонстрируют большую скорость чтения. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше чем девочек (А. А. Чекалина). Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3–5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью (Т. В. Бендас). На формирование речи детей, по мнению А. Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых. Речь педагогов и родителей, обращенная к мальчикам, чаще содержит прямые указания, а в разговоре с девочками чаще употребляются чувственные слова [79]. Современные исследования не выявили существенных различий в интеллектуальных способностях представителей разного пола. По результатам отдельных методик на выявление общего интеллекта, превосходство показывали как мальчики, так и девочки. По мнению ряда исследователей, различия связаны не столько с успешностью решения интеллектуальных задач, сколько со своеобразием способа их выполнения представителями разного пола (Т. В. Бендас, С. В. Зверева). Специфика выполнения интеллектуальных заданий мальчиками и девочками в настоящее время изучена недостаточно. Однако по данным исследований, проводимых кафедрой психофизиологии РГПУ им. А. И. Герцена, продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков (от 4 до 8 лет) обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва, применением «условно силового» способа решения интеллектуальных задач. Девочки выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов, так называемой самоорганизации, которые заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий [34]. Девочки успешнее выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. Мальчики показывают лучшие результаты в поисковой деятельности. Обычно после начала занятия девочки быстрее набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики долго «раскачиваются» (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман). Превосходство в математических способностях у мальчиков проявляется начиная с 12 лет, в дошкольном возрасте существенных различий не выявлено. Результаты отечественных и зарубежных исследований позволяют говорить о существовании различий в готовности детей разного пола к школе. Исследования С. В. Зверевой, В. Г. Каменской показали лучшую психологическую готовность к школе у девочек, как интеллектуальную, так и эмоционально‑личностную. Девочки имеют лучше выраженный вербальный компонент интеллекта, большие объем и устойчивость пространственно– зрительной памяти, более совершенную зрительно‑моторную координацию, лучшую сформированность произвольности общения и поведения (С. В. Зверева). У девочек лучше развит социальный интеллект (Я. И. Михайлова). По данным М. М. Безруких, к моменту поступления в школу у 2/3 девочек уже сформированы графические навыки, речь, понимание учебной задачи, у них более высокий уровень смысловой памяти и работоспособности. При этом каждый второй мальчик приходит к школьному обучению в состоянии незрелости. Выявлены различия мотивационной готовности мальчиков и девочек (В. Г. Каменская, Я. И. Михайлова). Гендерная специфика проявляется в сформированности мотивов учебной деятельности. Мальчики и девочки по‑разному относятся к поступлению в школу. Девочки, как более социально ориентированные, воспринимают учебную деятельность именно как учебную, противопоставляют учебную деятельность игровой. Желание пойти в школу, стать ученицами у девочек вызвано не столько стремлением к получению новых знаний, сколько желанием получить одобрение со стороны семьи, окружающих людей, возможностью социальных достижений. Мальчиков поступление в школу привлекает новым социальным статусом, возможностью стать «большим». Исследователи делают вывод о том, что мальчики не разделяют учебную и игровую деятельность. У мальчиков к семи годам учебные и игровые мотивы являются единым целым, в отличие от девочек, у которых эти мотивы являются взаимоисключающими. Девочки собираются в школе учиться, а мальчики собираются в школе и учиться и играть одновременно [34]. Результаты исследований свидетельствуют о зависимости между степенью готовности к школьному обучению и адаптацией к учебной деятельности на начальных этапах обучения у детей разного пола. Адаптация к учебной деятельности на начальном этапе обучения у девочек происходит более успешно. Девочки лучше мальчиков понимают объяснения учителя, умеют организовать собственную деятельность на уроке, менее тревожны и характеризуются положительным отношением к школе (М. Ю. Бужигеева, В. Г. Каменская, С. В. Зверева). Степень готовности к школьному обучению влияет также на успеваемость на начальном этапе обучения. Академическая успешность мальчиков и девочек в первом классе существенно различается. Усредненная оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам равняется 3,9 баллам, а у девочек – 4,3 балла. К концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в 6 раз выше, чем у девочек [34]. Интересные данные о влиянии различных психологических характеристик на академическую успеваемость мальчиков и девочек – учащихся первых классов – получены в исследовании В. Г. Каменской. У мальчиков выявлена зависимость успеваемости от общего (вербального и невербального) интеллекта. Чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. У девочек не обнаружено непосредственной связи между интеллектуальным развитием и академической успешностью. Для академической успешности девочек более важен вклад вербального компонента интеллекта. При этом задействованность девочками возможностей вербального интеллекта во многом определяется их интересом к предмету и эмоциональным отношением к учительнице. Девочка использует свои речевые возможности для достижения высокой оценки, только если предлагаемые задания ей нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение. Данное явление исследователи объясняют влиянием социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин. Учителя, основываясь на представлениях о том, что мужчины более интеллектуальны, а женщины более социально ориентированы, побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек, к развитию социальных качеств. Академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, социального интеллекта. Положительно влияют на успеваемость мальчиков средне‑высокие значения личностной тревожности, отрицательно – очень высокие показатели тревожности и агрессивности. На академическую успешность девочек существенно влияет уровень развития произвольности внимания и поведения. Положительно влияют на успеваемость девочек несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности, негативно – высокий уровень агрессивности и крайне низкий уровень социального интеллекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.011 с.) |