Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные различия дошкольников

Поиск

 

Процесс гендерной социализации, становление психологического пола характеризуется проявлением анатомо‑физиологических, психологических, личностных различий мальчиков и девочек. В многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т. А. Репина, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, А. Бандура и др.) отмечается, что различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано.

 

Анатомо‑физиологические особенности

При рождении у мальчиков, как правило, больше вес и рост. Для девочек характерно более раннее и более плавное созревание. На ранних этапах девочки опережают мальчиков в физическом и психическом развитии, они раньше на два‑три месяца начинают ходить и говорить, у них большая, чем у мальчиков, сопротивляемость к заболеваниям. Девочки после рождения спят дольше, чем мальчики, у них ниже пороги тактильной и болевой чувствительности, мальчики раньше начинают поднимать голову, лежа на животе.

В эмбриональном периоде развития под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга.

Интересные данные об особенностях функционирования мозга мальчиков и девочек в дошкольном возрасте получены в исследовании В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман [27].

Уже в первые месяцы жизни мозг мальчиков и девочек работает неодинаково. После трех месяцев мальчики и девочки по‑разному реагируют на поощрение при выработке простых навыков: мальчики лучше обучаются при визуальном поощрении, активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы; девочки активнее реагируют на музыку, лучше обучаются при слуховом поощрении, например, ласковом приговаривании.

У девочек более дифференцированная реакция на разные стимулы (голос, улыбку). Кроме того, мальчики‑младенцы дольше фиксируют свой взгляд на мужских лицах. Девочки демонстрируют более яркую реакцию на пол другого новорожденного, в возрасте шести месяцев дольше смотрят на лица, чем на другие предметы.

Как отмечает Т. В. Бендас, уже на первом году идет гендерная социализация в выборе социальных стимулов: у мальчиков – зрительные, у девочек – слуховые, при этом реакции у детей также различаются: мальчики смотрят, а девочки издают звуки. Реакции мальчиков Т. В. Бендас называет «исследовательскими», а девочек «коммуникативными» [13].

У детей различная скорость созревания мозга: у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек правое. Этим объясняется то, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у девочек быстрее завершается развитие памяти. У мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно‑временной ориентации имеется уже в шесть лет, у девочек ее нет даже в тринадцать лет.

С. Биддалф отмечает, что у мальчиков левое и правое полушария не так тесно связаны. Мальчики в решении некоторых проблем, при написании диктанта или разгадывании кроссворда используют лишь одно полушарие, в то время как девочки задействуют оба [15]. Ученые делают вывод о том, что мозг мальчиков – более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая более экономно [13].

Различна реакция детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек – кто их оценивает и как.

Различия проявляются и в физическом развитии дошкольников. Возрастно‑половые различия дошкольников в конкретных видах движений изучались в исследованиях Е. Н. Вавиловой, М. П. Голощекиной. По данным исследований, мальчики показали лучшие результаты в прыжках в длину и более правильную технику прыжка. Особенно ярко преимущество мальчиков выразилось в метании мешочков с песком на дальность и в цель. Девочки выполняли лучше, чем мальчики, упражнения на равновесие.

Интерес представляют выводы исследований об отношении мальчиков и девочек к двигательной деятельности. Мальчики проявляют больший интерес к движениям, стремление к лучшему результату, большую подражаемость взрослым. Мальчики быстрее преодолевают страх, показывают большую ловкость и смелость, стремятся к усложнению материала, любят упражнения, требующие мышечных усилий. Мальчиков привлекают быстрые резкие движения, элементы соревнования.

Девочки медленнее овладевают двигательными навыками, но их движения отличаются большей ритмичностью, чистотой и выразительностью. В возрасте 5–6 лет девочки обнаруживают повышенный интерес к пластичным и красивым движениям. Однако, как отмечается в исследованиях, показатели в освоении движений зависят не только от пола ребенка, но и от того, к какому типу конституции относится ребенок.

Таким образом, мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них больше, чем у девочек, сила рук и становая сила. У мальчиков выше моторная активность, лучше развита крупная моторика. У девочек лучше развита мелкая моторика, тактильная чувствительность.

Зарубежные и отечественные исследования выявили некоторые особенности познавательных психических процессов на ступени дошкольного возраста у детей разного пола [13, 14, 34, 70].

Особенности зрительного восприятия проявляются в том, что мальчики лучше различают зеленый и желтый цвета, а девочки – фиолетовый и красный. Точность глазомера в дошкольном возрасте в целом выше у мальчиков.

Некоторые различия наблюдаются в проявлении памяти у дошкольников. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух (слова, предложения, рассказы). Уже в три года у девочек наблюдается превосходство в богатстве словесных ассоциаций. Внимание мальчиков более неустойчивое, у них более продолжительный период включаемости. У девочек более высокие показатели по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. Кроме того, для девочек важна эмоциональная окрашенность информации, влияющая на усиление внимания. В интеллектуальной сфере у мальчиков отмечают большую выраженность зрительно‑пространственных способностей, у девочек – вербальных (речевых).

Отличия в речи представителей разного пола проявляется в темпах овладения речью и в специфике использования языковых средств [50, 69].

Мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек (на 4–6 месяцев). В исследовании Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой выявлено, что девочки опережают мальчиков в темпах увеличения словаря, речевой активности и ясности речи. Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков.

В исследовании К. Нельсон дан анализ начального лексикона детей разного пола; выявлены две группы детей по составу начального лексикона: референциальная (преимущественно девочки) и экспрессивная (преимущественно мальчики). Начальный лексикон референциальных детей состоит преимущественно из предметных слов или нарицательных существительных. Словарь детей экспрессивного типа является разнородным и включает слова из разных лексических групп.

В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), девочки склонны к предметно– оценочной речи, употреблению существительных, отрицаний и утверждений.

Исследования Ж. Поллара и К. Роц выявили, что около четверти детей шестилетнего возраста плохо преобразуют услышанную информацию в слова. Такие дети с трудом понимают предложения, в которых более восьми слов. Из этих детей 70 % составляют мальчики [15].

Девочки демонстрируют большую скорость чтения. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше чем девочек (А. А. Чекалина). Мальчики более активны в разговорах со сверстниками своего пола (3–5 лет), при этом их общение часто имеет конкурентный характер. Девочки более активны в общении с матерью (Т. В. Бендас).

На формирование речи детей, по мнению А. Л. Сиротюк, влияет отношение взрослых. Речь педагогов и родителей, обращенная к мальчикам, чаще содержит прямые указания, а в разговоре с девочками чаще употребляются чувственные слова [79].

Современные исследования не выявили существенных различий в интеллектуальных способностях представителей разного пола. По результатам отдельных методик на выявление общего интеллекта, превосходство показывали как мальчики, так и девочки. По мнению ряда исследователей, различия связаны не столько с успешностью решения интеллектуальных задач, сколько со своеобразием способа их выполнения представителями разного пола (Т. В. Бендас, С. В. Зверева).

Специфика выполнения интеллектуальных заданий мальчиками и девочками в настоящее время изучена недостаточно. Однако по данным исследований, проводимых кафедрой психофизиологии РГПУ им. А. И. Герцена, продуктивная интеллектуальная деятельность мальчиков (от 4 до 8 лет) обеспечивается преимущественно посредством затрат энергетического резерва, применением «условно силового» способа решения интеллектуальных задач.

Девочки выполняют аналогичные задания на базе принципиально иных механизмов, так называемой самоорганизации, которые заключаются в своеобразной подстройке процессов регуляции к специфическим особенностям предлагаемых заданий [34]. Девочки успешнее выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. Мальчики показывают лучшие результаты в поисковой деятельности. Обычно после начала занятия девочки быстрее набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики долго «раскачиваются» (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман).

Превосходство в математических способностях у мальчиков проявляется начиная с 12 лет, в дошкольном возрасте существенных различий не выявлено.

Результаты отечественных и зарубежных исследований позволяют говорить о существовании различий в готовности детей разного пола к школе. Исследования С. В. Зверевой, В. Г. Каменской показали лучшую психологическую готовность к школе у девочек, как интеллектуальную, так и эмоционально‑личностную. Девочки имеют лучше выраженный вербальный компонент интеллекта, большие объем и устойчивость пространственно– зрительной памяти, более совершенную зрительно‑моторную координацию, лучшую сформированность произвольности общения и поведения (С. В. Зверева). У девочек лучше развит социальный интеллект (Я. И. Михайлова).

По данным М. М. Безруких, к моменту поступления в школу у 2/3 девочек уже сформированы графические навыки, речь, понимание учебной задачи, у них более высокий уровень смысловой памяти и работоспособности. При этом каждый второй мальчик приходит к школьному обучению в состоянии незрелости.

Выявлены различия мотивационной готовности мальчиков и девочек (В. Г. Каменская, Я. И. Михайлова). Гендерная специфика проявляется в сформированности мотивов учебной деятельности. Мальчики и девочки по‑разному относятся к поступлению в школу. Девочки, как более социально ориентированные, воспринимают учебную деятельность именно как учебную, противопоставляют учебную деятельность игровой. Желание пойти в школу, стать ученицами у девочек вызвано не столько стремлением к получению новых знаний, сколько желанием получить одобрение со стороны семьи, окружающих людей, возможностью социальных достижений.

Мальчиков поступление в школу привлекает новым социальным статусом, возможностью стать «большим». Исследователи делают вывод о том, что мальчики не разделяют учебную и игровую деятельность. У мальчиков к семи годам учебные и игровые мотивы являются единым целым, в отличие от девочек, у которых эти мотивы являются взаимоисключающими. Девочки собираются в школе учиться, а мальчики собираются в школе и учиться и играть одновременно [34].

Результаты исследований свидетельствуют о зависимости между степенью готовности к школьному обучению и адаптацией к учебной деятельности на начальных этапах обучения у детей разного пола. Адаптация к учебной деятельности на начальном этапе обучения у девочек происходит более успешно. Девочки лучше мальчиков понимают объяснения учителя, умеют организовать собственную деятельность на уроке, менее тревожны и характеризуются положительным отношением к школе (М. Ю. Бужигеева, В. Г. Каменская, С. В. Зверева).

Степень готовности к школьному обучению влияет также на успеваемость на начальном этапе обучения. Академическая успешность мальчиков и девочек в первом классе существенно различается. Усредненная оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам равняется 3,9 баллам, а у девочек – 4,3 балла. К концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в 6 раз выше, чем у девочек [34].

Интересные данные о влиянии различных психологических характеристик на академическую успеваемость мальчиков и девочек – учащихся первых классов – получены в исследовании В. Г. Каменской. У мальчиков выявлена зависимость успеваемости от общего (вербального и невербального) интеллекта. Чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе. У девочек не обнаружено непосредственной связи между интеллектуальным развитием и академической успешностью. Для академической успешности девочек более важен вклад вербального компонента интеллекта. При этом задействованность девочками возможностей вербального интеллекта во многом определяется их интересом к предмету и эмоциональным отношением к учительнице. Девочка использует свои речевые возможности для достижения высокой оценки, только если предлагаемые задания ей нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение.

Данное явление исследователи объясняют влиянием социальных стереотипов восприятия мужчин и женщин. Учителя, основываясь на представлениях о том, что мужчины более интеллектуальны, а женщины более социально ориентированы, побуждают мальчиков к использованию интеллекта, а девочек, к развитию социальных качеств.

Академическая успешность мальчиков во многом зависит от уровня развития слухоречевой памяти, социального интеллекта. Положительно влияют на успеваемость мальчиков средне‑высокие значения личностной тревожности, отрицательно – очень высокие показатели тревожности и агрессивности.

На академическую успешность девочек существенно влияет уровень развития произвольности внимания и поведения. Положительно влияют на успеваемость девочек несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности, негативно – высокий уровень агрессивности и крайне низкий уровень социального интеллекта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.011 с.)