Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа сверстников как фактор полоролевого развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным фактором полоролевого развития зарубежные и отечественные исследователи называют группу сверстников (Л. Кемпбел, М. Леви, В. В. Абраменкова, Я. Л. Коломинский, • C. Мухина, Т. А. Репина). Сообщество сверстников в группе детского сада ускоряет процесс формирования психологического и социального пола. Сверстники как своего, так и противоположного пола, активно влияют друг на друга в процессе повседневного общения, совместных игр. Общество сверстников имеет большое значение в формировании взглядов, поведения, ценностных ориентаций. Идентификация со сверстником своего пола является важным механизмом формирования полоролевого поведения. И. С. Кон называет общество сверстников «универсальным агентом половой социализации». В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя «пола», «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослым общении [42]. Предпочтение детьми в играх сверстников своего пола наблюдается уже в раннем возрасте. Примерно с трехлетнего возраста дети начинают обращать внимание на типичное и нетипичное для пола поведение сверстников. Объединение в однополые группы происходит посредством механизма идентификации по схеме «Я – мальчик. Он‑тоже мальчик. Мы – мальчики». Этот процесс сопровождается противопоставлением своей половой принадлежности (мы – мальчики) противоположному полу (они‑девочки) [56]. Психологи отмечают различную роль группы сверстников для мальчиков и девочек в процессе полоролевой социализации. Мальчики более чувствительны, чем девочки, к социальному давлению со стороны сверстников. Одна из функций группы сверстников для мальчиков состоит в том, что в группе сверстников мальчики приобретают мужские черты, независимость от матери через солидарность со сверстниками. Кроме того, для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек. Девочки больше, чем мальчики, тяготеют к семье, взрослым. В ряде исследований выявлено, что группа сверстников проявляет более жесткие требования к соответствию поведения мальчиков их половой роли. Мальчики, играющие с детьми противоположного пола, чаще становятся объектом шуток и насмешек, менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется полоролевым стереотипам [1, 4, 8]. Важное значение в становлении гендерной идентичности, формировании полоролевого поведения имеют детские игры и игрушки. Игрушки помогают ребенку освоить нормы и правила жизни в обществе, в том числе нормы гендерных взаимоотношений. В играх дети отражают типичные для пола семейные и профессиональные роли. Дети очень рано отдают предпочтение игрушкам, традиционным для их пола. Мальчики дошкольного возраста предпочитают транспортные средства, оружие, конструкторы, мячи; девочки выбирают куклы, мягкие игрушки, посуду. По данным исследований, в 3 года 29 % девочек просят ген‑дерно специфические игрушки, в 5 лет таких девочек уже 73 %. К шести годам 75 % девочек отказываются менять специфические для пола игрушки на те, которые подходят одинаково обоим полам (Л. В. Попова). Многие исследователи считают, что на формирование предпочтений детей в выборе игрушек влияет социальное окружение, так как родители, покупая своим детям игрушки, ориентируются на их пол и руководствуются своими гендерными установками, какие игрушки нужны девочкам и мальчикам. Позднее на выбор игрушек детьми влияет мнение сверстников, телевизионная реклама. Так, анализ в зарубежных исследованиях содержания игровых комнат детей показал, что в комнатах мальчиков имеются конструкторы, машины, разнообразные настольные игры, спортивное оборудование, коньки, клюшки, велосипед. Комната девочки наполнена игрушками, ориентированными на дом, – это куклы и наборы игрушек, необходимые для воссоздания в игре семейного быта: кухонная утварь, предметы детской мебель, коробки с украшениями др. (Дж. Элиум, Д. Элиум). Влияние игрушек на процесс полоролевой социализации детей современные психологи и педагоги оценивают по‑разному. Согласно одной точке зрения, традиционные игры способствуют усвоению детьми своей гендерной семейной и профессиональной роли. Девочки в игре «дочки‑матери» осваивают роль матери, хозяйки дома. Игры мальчиков влияют на усвоение мужской роли – защитника, воина, подготовку к мужским профессиям. Кроме того, традиционные для пола игрушки способствуют формированию типичных мужских и женских качеств. Ребенок, не играющий с типичными для пола игрушками, в дальнейшем может испытывать трудности в общении с представителями своего пола [1]. Сторонники другой точки зрения отстаивают идею равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни общественной, семейной, профессиональной. Традиционный по половой принадлежности набор игрушек, по их мнению, способствует закреплению гендерных стереотипов, господствующих в обществе. Игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных представлений, математических навыков, поощряют независимое, лидерское поведение, а игрушки для девочек ограничивают их интересы бытовыми, домашними проблемами. Традиционный выбор игрушек для мальчиков и для девочек не отражает особенностей современной жизни, успешное освоение женщинами считавшихся ранее мужскими профессий и видов деятельности. Ориентация в выборе игрушек на традиционные гендерные стереотипы ограничивает свободу выбора детей и тем самым закрепляет гендерное неравенство в обществе. Информацию о правильном полоролевом поведении дети получают также через детскую литературу, телевидение, которые отражают господствующие в обществе гендерные стереотипы, модели мужского и женского поведения. Персонажи художественных и анимационных фильмов, произведений детской литературы являются источниками ролевых моделей для подражания и способны активно влиять на формирование полоролевых предпочтений (выбор одежды, прически, атрибутики, игрушек, стиля поведения). Так, в одном из зарубежных исследований выяснялись особенности гендерного маркирования предметов, изображенных на иллюстрациях в детских книгах. По результатам исследования, персонажи женского пола значительно чаще изображались с предметами, относящимися к домашнему хозяйству, а мужчины – с предметами для работы вне дома [14]. Ученые утверждают, что чтение детских книг, в содержании которых прослеживаются гендерные стереотипы, приводит к увеличению полотипичного поведения в детских играх. В современных условиях влияние средств массовой информации, телевидения на формирование полоролевых стереотипов возрастает. Телевидение успешно соперничает с родителями и педагогами в качестве источника гендерных стереотипов. Исследования показали, что значительное место в досуге детей дошкольного возраста занимает просмотр телевизионных шоу, фильмов, рекламы, предназначенных для взрослой аудитории и демонстрирующих различные образцы моделей полоролевого поведения. Экспериментально доказано влияние просмотра телевизионных передач, рекламных роликов на выбор модели поведения. Так, ребенок отказывался от игрушки, если в просмотренном ролике с такой же игрушкой играл ребенок противоположного пола [14]. Таким образом, гендерная социализация происходит под влиянием различных социальных факторов: семьи, общества сверстников, игрушек, средств массовой информации. Для каждого ребенка характерна своя социальная ситуация гендерного развития, определяемая спецификой социального окружения ребенка.
Вопросы и задания по теме • Чем объясняется важность семьи в полоролевом развитии дошкольников? • В чем проявляются гендерные установки родителей в воспитании детей разного пола? • Чем различаются отцовский и материнский стили поведения? • Каково значение общества сверстников в освоении полоролевой модели поведения? • Какие игрушки необходимы современным мальчикам и девочкам?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.01 с.) |