Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа сверстников как фактор полоролевого развития

Поиск

Важным фактором полоролевого развития зарубежные и отечественные исследователи называют группу сверстников (Л. Кемпбел, М. Леви, В. В. Абраменкова, Я. Л. Коломинский,

• C. Мухина, Т. А. Репина). Сообщество сверстников в группе детского сада ускоряет процесс формирования психологического и социального пола.

Сверстники как своего, так и противоположного пола, активно влияют друг на друга в процессе повседневного общения, совместных игр. Общество сверстников имеет большое значение в формировании взглядов, поведения, ценностных ориентаций. Идентификация со сверстником своего пола является важным механизмом формирования полоролевого поведения. И. С. Кон называет общество сверстников «универсальным агентом половой социализации». В среде сверстников ребенок испытывает себя в качестве представителя «пола», «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослым общении [42].

Предпочтение детьми в играх сверстников своего пола наблюдается уже в раннем возрасте. Примерно с трехлетнего возраста дети начинают обращать внимание на типичное и нетипичное для пола поведение сверстников. Объединение в однополые группы происходит посредством механизма идентификации по схеме «Я – мальчик. Он‑тоже мальчик.

Мы – мальчики». Этот процесс сопровождается противопоставлением своей половой принадлежности (мы – мальчики) противоположному полу (они‑девочки) [56].

Психологи отмечают различную роль группы сверстников для мальчиков и девочек в процессе полоролевой социализации. Мальчики более чувствительны, чем девочки, к социальному давлению со стороны сверстников. Одна из функций группы сверстников для мальчиков состоит в том, что в группе сверстников мальчики приобретают мужские черты, независимость от матери через солидарность со сверстниками. Кроме того, для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек. Девочки больше, чем мальчики, тяготеют к семье, взрослым.

В ряде исследований выявлено, что группа сверстников проявляет более жесткие требования к соответствию поведения мальчиков их половой роли. Мальчики, играющие с детьми противоположного пола, чаще становятся объектом шуток и насмешек, менее популярны в их среде, чем те, кто подчиняется полоролевым стереотипам [1, 4, 8].

Важное значение в становлении гендерной идентичности, формировании полоролевого поведения имеют детские игры и игрушки.

Игрушки помогают ребенку освоить нормы и правила жизни в обществе, в том числе нормы гендерных взаимоотношений. В играх дети отражают типичные для пола семейные и профессиональные роли.

Дети очень рано отдают предпочтение игрушкам, традиционным для их пола. Мальчики дошкольного возраста предпочитают транспортные средства, оружие, конструкторы, мячи; девочки выбирают куклы, мягкие игрушки, посуду.

По данным исследований, в 3 года 29 % девочек просят ген‑дерно специфические игрушки, в 5 лет таких девочек уже 73 %. К шести годам 75 % девочек отказываются менять специфические для пола игрушки на те, которые подходят одинаково обоим полам (Л. В. Попова).

Многие исследователи считают, что на формирование предпочтений детей в выборе игрушек влияет социальное окружение, так как родители, покупая своим детям игрушки, ориентируются на их пол и руководствуются своими гендерными установками, какие игрушки нужны девочкам и мальчикам. Позднее на выбор игрушек детьми влияет мнение сверстников, телевизионная реклама. Так, анализ в зарубежных исследованиях содержания игровых комнат детей показал, что в комнатах мальчиков имеются конструкторы, машины, разнообразные настольные игры, спортивное оборудование, коньки, клюшки, велосипед. Комната девочки наполнена игрушками, ориентированными на дом, – это куклы и наборы игрушек, необходимые для воссоздания в игре семейного быта: кухонная утварь, предметы детской мебель, коробки с украшениями др. (Дж. Элиум, Д. Элиум).

Влияние игрушек на процесс полоролевой социализации детей современные психологи и педагоги оценивают по‑разному.

Согласно одной точке зрения, традиционные игры способствуют усвоению детьми своей гендерной семейной и профессиональной роли. Девочки в игре «дочки‑матери» осваивают роль матери, хозяйки дома. Игры мальчиков влияют на усвоение мужской роли – защитника, воина, подготовку к мужским профессиям. Кроме того, традиционные для пола игрушки способствуют формированию типичных мужских и женских качеств.

Ребенок, не играющий с типичными для пола игрушками, в дальнейшем может испытывать трудности в общении с представителями своего пола [1].

Сторонники другой точки зрения отстаивают идею равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни общественной, семейной, профессиональной. Традиционный по половой принадлежности набор игрушек, по их мнению, способствует закреплению гендерных стереотипов, господствующих в обществе. Игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных представлений, математических навыков, поощряют независимое, лидерское поведение, а игрушки для девочек ограничивают их интересы бытовыми, домашними проблемами.

Традиционный выбор игрушек для мальчиков и для девочек не отражает особенностей современной жизни, успешное освоение женщинами считавшихся ранее мужскими профессий и видов деятельности. Ориентация в выборе игрушек на традиционные гендерные стереотипы ограничивает свободу выбора детей и тем самым закрепляет гендерное неравенство в обществе.

Информацию о правильном полоролевом поведении дети получают также через детскую литературу, телевидение, которые отражают господствующие в обществе гендерные стереотипы, модели мужского и женского поведения. Персонажи художественных и анимационных фильмов, произведений детской литературы являются источниками ролевых моделей для подражания и способны активно влиять на формирование полоролевых предпочтений (выбор одежды, прически, атрибутики, игрушек, стиля поведения).

Так, в одном из зарубежных исследований выяснялись особенности гендерного маркирования предметов, изображенных на иллюстрациях в детских книгах. По результатам исследования, персонажи женского пола значительно чаще изображались с предметами, относящимися к домашнему хозяйству, а мужчины – с предметами для работы вне дома [14].

Ученые утверждают, что чтение детских книг, в содержании которых прослеживаются гендерные стереотипы, приводит к увеличению полотипичного поведения в детских играх.

В современных условиях влияние средств массовой информации, телевидения на формирование полоролевых стереотипов возрастает. Телевидение успешно соперничает с родителями и педагогами в качестве источника гендерных стереотипов. Исследования показали, что значительное место в досуге детей дошкольного возраста занимает просмотр телевизионных шоу, фильмов, рекламы, предназначенных для взрослой аудитории и демонстрирующих различные образцы моделей полоролевого поведения.

Экспериментально доказано влияние просмотра телевизионных передач, рекламных роликов на выбор модели поведения. Так, ребенок отказывался от игрушки, если в просмотренном ролике с такой же игрушкой играл ребенок противоположного пола [14].

Таким образом, гендерная социализация происходит под влиянием различных социальных факторов: семьи, общества сверстников, игрушек, средств массовой информации. Для каждого ребенка характерна своя социальная ситуация гендерного развития, определяемая спецификой социального окружения ребенка.

 

Вопросы и задания по теме

• Чем объясняется важность семьи в полоролевом развитии дошкольников?

• В чем проявляются гендерные установки родителей в воспитании детей разного пола?

• Чем различаются отцовский и материнский стили поведения?

• Каково значение общества сверстников в освоении полоролевой модели поведения?

• Какие игрушки необходимы современным мальчикам и девочкам?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.176.111 (0.01 с.)