Лилия Вениаминовна Градусова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лилия Вениаминовна Градусова



Лилия Вениаминовна Градусова

Гендерная педагогика: учебное пособие

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=657595

«Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова»: Флинта; Москва; 2011

ISBN 978‑5‑9765‑1022‑7, 978‑5‑02‑037437‑9

Аннотация

 

В пособии изложены основные вопросы теории и практики гендерной педагогики. Цель пособия – дать знания, необходимые для реализации гендерного подхода в образовании.

Для студентов факультетов дошкольного образования вузов, а также педагогов‑практиков, аспирантов и преподавателей.

 

Лилия Вениаминовна Градусова

Гендерная педагогика

 

Введение

 

Успешное решение задач подготовки будущих специалистов во многом определяется интенсивным обновлением содержания образования. В последние годы в различных областях научного знания, в том числе и в педагогике, все активнее заявляет о себе гендерная проблематика. В современной педагогической науке отделилась самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола.

Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Ребенок рождается и развивается как представитель определенного пола – мальчик или девочка. Личность всегда имеет четкую половую идентификацию, мужскую или женскую.

Однако отечественную педагогику на протяжении длительного времени отличала «бесполость», т. е. одинаковый, унифицированный подход в воспитании мальчиков и девочек. Образовательные программы и технологии не учитывали психологических различий мальчиков и девочек, не были ориентированы на дифференциацию целей, задач, методов воспитания представителей разного пола. В последние десятилетия положение существенно изменилось. Необходимость подходить к формированию личности, учитывая все ее характеристики, в том числе такую важную характеристику, как пол ребенка, все более осознается исследователями и педагогами‑практиками.

Гендерная педагогика изучает специфику воспитания мальчиков и девочек и представляет собой активно развивающуюся современную отрасль педагогического знания.

В настоящее время гендерный подход интенсивно внедряется в педагогическую теорию и практику, что определяет необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе. Вместе с тем гендерная проблематика недостаточно отражена в образовательных стандартах, учебных пособиях, что не позволяет эффективно формировать гендерную компетентность будущих специалистов.

В частности, пока недостаточно учебных пособий, освещающих вопросы гендерного воспитания на ступени дошкольного детства. В то время как дошкольный возраст является сензитивным периодом полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода в воспитании, начиная с дошкольного детства.

В представленном пособии предпринята попытка на основе анализа и обобщения имеющихся в педагогике научно‑методических материалов по гендерной проблематике показать современные подходы к проблеме гендерного воспитания.

Цель пособия – помочь студентам усвоить теоретические основы, на которых базируется гендерная педагогика, систематизировать имеющиеся знания, познакомить с современными подходами к гендерному воспитанию, с существующими в практике программами и технологиями воспитания с учетом пола детей, познакомить с различными точками зрения на ту или иную проблему.

В первой главе пособия рассматриваются общие основы гендерной педагогики, дается характеристика предмета, задач, понятийного аппарата этой дисциплины, краткий исторический обзор становления гендерного подхода в педагогике, анализ актуальных проблем гендерной педагогики на современном этапе.

Во второй главе освещаются вопросы, составляющие психологические основы гендерной педагогики: сущность и значение гендерной социализации, факторы гендерной социализации, гендерные характеристики личности на разных возрастных этапах. Особое внимание уделяется характеристике полоролевого развития и гендерных различий дошкольников.

Третья глава посвящена вопросам гендерного воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В ней раскрываются задачи и содержание гендерного (полоролевого) воспитания дошкольников, дается характеристика современных программ полоролевого воспитания, его форм, средств и методов.

В конце каждого раздела предлагаются вопросы и задания для лучшего усвоения материала и формирования собственной гендерной позиции.

В приложении дан словарь терминов, планы семинарских занятий, тестовые задания по содержанию материала пособия, диагностические методики по выявлению уровня полоролевой идентификации детей и гендерных представлений педагогов.

Пособие адресовано, в первую очередь, студентам факультета дошкольного образования вузов, а также студентам педагогических колледжей, педагогам‑практикам, аспирантам и преподавателям.

 

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Дидактические игры

Дидактические игры – это обучающие игры, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможности дидактических игр в решении задач полоролевого воспитания дошкольников показаны в работах Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцевой, Ю. С. Григорьевой и др. С помощью дидактических игр решаются задачи формирования представлений детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин (одежда, прически, атрибуты), половозрастных особенностях, специфических видах деятельности (спорт, труд, отдых).

Ю. С. Григорьева значение дидактических игр в полоролевом воспитания видит не только в их содержании, но и особенностях организации. Дидактические игры предполагают равное взаимодействие детей разного пола, что ориентирует их на проявление гендерной толерантности, формирует культуры межполовых отношений. Соблюдение существующих в дидактических играх правил влияет на взаимоотношения между детьми, актуализирует фемининные (доброжелательность, бесконфликтность, миротворчество и др.) и маскулинные (решительность, смелость, умение достойно проигрывать) качества.

В полоролевом воспитании можно использовать различные виды дидактических игр: игры с куклой; настольно‑печатные игры типа «Лото», «Разрезные картинки», «Домино»; словесные игры.

В младшей группе особое значение в полоролевом воспитании имеют дидактические игры с куклой, позволяющие закрепить знания об особенностях внешнего вида девочки и мальчика (прическа, одежда, имя): «Оденем куклу Машу на прогулку».

Ю. С. Григорьевой разработана серия дидактических настольно‑печатных игр для детей старшего дошкольного возраста, в которых дети осваивают различные стороны гендерной культуры: внешний вид, труд, семейные роли мужчин и женщин. Примерная тематика дидактических игр для старших дошкольников: «Модный салон», «Мужские и женские предметы», «Кому что нужно для отдыха», «Женские образы в сказках», «Мужские образы в сказках», «Женские украшения», «Детали машин», «Мужчины – герои мифов», «Женщины – героини мифов» и др.

Например, в дидактической настольно‑печатной игре «Кому что нужно» закрепляются представления детей о мужской и женской одежде, головных уборах, обуви. В дидактической настольно‑печатной игре‑эстафете «Одна дома» закрепляются представления о семейных женских функциях, половозрастных ролях. Игровые правила предписывают ребенку как можно быстрее добраться до малыша. Для этого ребенок, опираясь на имеющиеся знания и опыт полоролевого поведения, должен выбирать в различных ситуациях соответствующую полу модель поведения, из пары представленных на игровом поле предметов (соска и карандаш) выбрать тот, который нужен малышу.

Конкретизировать знания детей о мужских и женских качествах, их проявлении в жизни помогают игры с отгадыванием кроссвордов по содержанию сказок, былин, мифов, легенд с мужскими и женскими образами.

Важную роль в полоролевом воспитании Н. Е. Татаринцева отводит народным играм, в которых дети отражают социально одобряемые полоролевые модели поведения, взаимоотношения между представителями разного пола, семейные отношения. Игры девочек с народными куклами – «пеленашкам» готовят к выполнению материнской функции. Любимые народные игрушки мальчиков‑дошкольников – лошадки, солдатики – способствуют ориентировке детей в традиционных мужских видах деятельности.

Народные подвижные игры часто имеют дифференциацию по половому признаку. Игры мальчиков в казаков‑разбой– ников, в городки требуют проявления силы, ловкости, быстроты, включают элементы соревнования.

Фольклорные народные игры, построенные на совместных действиях представителей одного пола («А мы просо сеяли»), способствуют освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики», «мы девочки».

Н. Е. Татаринцевой разработан ряд игр, способствующих воспитанию качеств мужественности и женственности, самосовершенствованию женской и мужской индивидуальности [85]:

символические игры, в которых в качестве игрового материала используются карточки‑символы, обозначающие различные качества: доброту, силу, смелость и т. д.;

имитационные игры, в которых дети, исполняя роли различных персонажей, должны показать жестами и мимикой эмоциональное состояние героя «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Веселый папа»;

игры‑состязания, в которых дети реализуют имеющиеся у них представления о качествах мужественности, женственности, народных традициях воспитания.

Таким образом, различные виды игр являются важным средством формирования качеств мужественности, женственности при условии развития у детей адекватных представлений об этих качествах; привлечения внимания детей к мотивам поступков персонажей, поощрения проявления качеств мужественности женственности при создании игровых образов и в повседневной жизни.

 

Вопросы и задания по теме

• Какова роль игровой деятельности в полоролевом воспитании дошкольников?

• Назовите тематику сюжетно‑ролевых игр, позволяющую организовать совместные игры мальчиков и девочек.

• Каково ваше отношение к играм мальчиков в войну? Обоснуйте свое мнение.

• В чем значение игр с куклой в полоролевом воспитании детей?

• Приведите пример дидактической игры, используемой в полоролевом воспитании.

 

Литература

 

• Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

• Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3.

• Агеев B. C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – № 2.

• Алешина Ю. В., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 1991. – № 4.

• Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

• Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

• Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: Просвещение, 1968.

• Арчер Дж. Детство идеальное и настоящее. – Новосибирск, 1994.

• Бабунова Е. С. Профессионально‑педагогические аспекты этнокультурного образования: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2006.

• Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – М.: Сфера, 2007.

• Базарный В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно‑познавательной деятельности в детских садах и школах. – Красноярск, 1989.

• Баранникова Н. А. Сформированность полоролевых представлений у детей 5–7 лет // Практическая психология и логопедия. – 2007. – № 6.

• Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.

• Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм‑Еврознак; М.: ОЛМА‑ПРЕСС, 2001.

• Биддалф С. Воспитание мальчишек: пер. с англ. – М.: Рипол‑классик, 2005.

• Бочкарева Л. П. Воспитание дружбы между мальчиками и девочками // Игровая деятельность в дошкольном учреждении: межвузовский сборник научных трудов. – Ульяновск: УГПИ им. И. Н. Ульянова, 1989.

• Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. – 2002. – № 8.

• Верхозина Л. Г. К проблеме формирования полоролевого поведения мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3.

• Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983.

• Гендерное образование в подготовке учителя: материалы Всероссийской конференции. – Томск, 2006.

• Григорьева Ю. С. Воспитательные возможности игры в аспекте полоролевой социализации детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретический и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2007.

• Демидова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4.

• Деркунская В. А., Харчевникова А. Н. Как и во что играют мальчики и девочки 4–5 лет // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 7.

• Доброва Г. Р. Усвоение детьми терминов и отношений родства // Человек. – 2003. – № 3.

• Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка‑Пресс, 2009.

• Дыбина О. В. Полоролевая ориентация детей в предметном мире // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

• Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб., 1998.

• Захаров А. Н. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.

• Зверева С. В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек: мнение специалиста // Дошкольная педагогика. – 2002. – № 2.

• Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико‑психологические аспекты. – 2‑е изд. – Л.: Медицина, 1988.

• Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. – М., 1991.

• Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. – 2000. – № 2.

• Как помочь ребенку войти в современный мир? / под ред. Т. В. Антоновой. – М., 1995.

• Каменская В. Г., Зверева С. В. Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб.: ДЕТСТВО‑ПРЕСС, 2004.

• Каптерев П. Ф. Избранные труды. – М.: Педагогика, 1987.

• Клецина И. С. Гендерная социализация: учеб. пособие. – СПб.: Изд‑во РГПУ, 1998.

• Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2000.

• Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. – М., 1986.

• Коломийченко Л. В., Прозументик О. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

• Коломийченко Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

• Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. – № 3.

• Кон И. С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.

• Коои Г. Мужественность и женственность // Изменение положения женщины в семье. – М., 1977.

• Коробанова Ж. Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

• Концепция развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова // Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно‑правовых документов и научно‑методических материалов. – М.: ACT, 1997.

• Красоткина И. По‑разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12.

• Крыгина Н. Н. Основы психологии пола. – Магнитогорск, 2003.

• Кудрявцева Е. А., Дедовских Н. К. О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9.

• Куликова Т. Д. Современная семья: проблемы, тенденции развития // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4.

• Дашкова Л. Л. Гендерные проявления в речевом развитии дошкольников // Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: сб. научных статей по материалам международной научно‑практической конференции. – СПб.: Изд‑во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.

• Лунин И. И. Структура полоролевого репертуара и формирование личности ребенка // Психиатрические аспекты педиатрии. – Л., 1985.

• Мазниченко М., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5.

• Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Избранные педагогические сочинения. – М., 1977.

• Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982.

• Мид М. Культура и мир детства: избранные произведения: пер. с англ. – М.: Наука, 1988.

• Мухина B. C. Проблема генезиса личности ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

• Нагель О. П. О гендерном образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4.

• Нагель О. П., Березка Т. Г., Хорошилова Н. А. Технологическая компетентность педагога в осуществлении гендерного подхода к образованию детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 4.

• Надолинская Л. Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. – 2004. – № 5.

• Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / под ред. С. А. Козловой. – М.: Академия, 2002.

• Отвечалина О. Б. Особенности гендерных представлений воспитательниц дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис…. канд. псих. наук. – М., 2005.

• Панкова Н. В. Образ семьи у детей‑дошкольников из семей «группы риска» // Семейная психология и семейная терапия. – 2002. – № 2.

• Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005.

• Попова Л. В. Гендерные особенности психического развития в дошкольном возрасте // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 2.

• Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. – 2004. – № 5.

• Радзивилова М. А. Подготовка студентов педагогических училищ и колледжей к воспитанию дошкольников в процессе полоролевой социализации // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

• Репина Т. А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4.

• Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. – 1984. – № 4.

• Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. – М.; Воронеж, 2004.

• Репина Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка // Как помочь ребенку войти в современный мир / под ред. Т. В. Антоновой. – М., 1995.

• Репина Т. А. Социально‑психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988.

• Ривина Е. К. Родословная в детском саду: история и образ семьи // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12.

• Романова А. Л. Сравнительный анализ современных и советских игрушек // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – № 1.

• Руссо Ж. – Ж. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М.: Худ. лит., 1961. Т. 1.

• Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. –

• – № 7.

• Сапогова Е. Е. Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте // Журнал практического психолога. – 1996. – № 5.

• Семенова Л. Э. Гендерный аспект стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2002. – № 6.

Симонов В. П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. – 2005. – № 4.

Сиротюк А. Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. – 2003. – № 8.

Соломенникова О., Баранникова Н. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

Столярчук Л. И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: Монография. – Волгоград: Перемена, 1999.

Суслова Э. К. Половое воспитание детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 5.

Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М., 1981. – Т. 1. Т. 3.

Тархова Л. П. Воспитать мужчину. – М.: Педагогика‑Пресс, 1992.

Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: учебно‑практическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учеб. пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.

Татаринцева Н. Е. Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 1.

Тельнюк И. Полоролевая социализация детей в элементарной трудовой деятельности // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

Терещенко М. Н. Гендерный подход как основа повышения качества подготовки детей к школе // Детский сад от А до Я. – 2007. – № 5.

Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек. – СПб., 2001.

Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика детства: учеб. пособие. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2004.

Хрипкова А. Г. В семье растут сын и дочь. – М.: Просвещение, 1985.

Христова Р. Г. Представления дошкольников о своей гендерной принадлежности // Современный детский сад. – 2008. – № 8.

Чекалина А. А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: Ось‑89, 2006.

Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2006.

Шустова Л. П. Становление гендерной идентичности ребенка‑дошкольника // Современный детский сад. – 2008. – № 5.

 

Приложения

 

Приложение 1

Словарь терминов

 

Андрогиния – баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт.

Гендер – «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Гендерная идентичность – базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу (гендеру), осознание себя мужчиной или женщиной.

Гендерные особенности психики – психологические явления, обусловленные полом и связанными с ним социальными стереотипами, ожиданиями и требованиями.

Гендерная педагогика – раздел педагогики, посвященный изучению гендерной социализации и особенностей развития и воспитания мальчиков и девочек.

Гендерная психология – отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы формирования и развития гендерных характеристик личности, а также особенности отношений и взаимодействия между гендерами.

Гендерная роль – набор ожидаемых образов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Гендерные свойства – свойства, дифференцирующие индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Гендерная ситуация – характеристика среды, в которой действует индивид, по признакам связанности с полом.

Гендерная социализация – процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами.

Гендерный стереотип – шаблонные житейские представления о различиях между мужчинами и женщинами, предписывающие мужчинам и женщинам вести себя в соответствии с выработанными в обществе правилами для представителей определенного пола.

Гендерные установки – позитивный или негативный настрой, отношение к своему и противоположному полу, предпочтение соответствующих половых ролей, занятий.

Идентификация – тип подчинения социальным нормам, при котором человек повторяет действия ролевой модели.

Маскулинность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин.

Пол – комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально‑культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку.

Пол психологический – система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующих представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.

Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических признаков, на основании которых различают мужской и женский пол.

Половое воспитание – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни.

Полоролевое воспитание – направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых ролей.

Фемининность – нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин.

 

Приложение 2

Интервью полоролевой идентификации для 5–7‑летнего возраста (А. А. Чекалина)

 

1. Как тебя зовут? Твое имя мужское или женское?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Хочешь быть мальчиком (девочкой)? Почему хочешь (не хочешь)?

4. Когда вырастешь, будешь мамой или папой?

5. Когда вырастешь, будешь дядей или тетей?

6. В какие игры интереснее играть мальчикам? В какие‑девочкам?

7. Если бы волшебник мог тебя превратить в самого сильного или самого красивого, кем бы ты захотел быть – самым сильным или самым красивым?

8. Если бы волшебник превратил тебя в мальчика (девочку), как бы ты стал(а) себя вести? Что стал(а) делать? В какие игры играть (и т. д.)?

9. На кого ты похож, на папу или маму? На кого ты хочешь быть похожим? Почему?

10. Когда вы играете в «семью», какая роль тебе достается?

11. Хочешь, чтобы воспитателем (учителем) в вашей группе (классе) был мужчина? Почему хочешь? Не хочешь?

12. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

13. Кто в твоей семье самый сильный?

14. Кто в твоей семье самый главный?

15. Кто в твоей семье самый красивый?

16. С кем интереснее играть, с мамой или папой?

17. Кому интереснее помогать, маме или папе?

18. Кто у вас в группе (классе) самый сильный?

19. Кто у вас в группе (классе) самый красивый?

20. С кем интереснее играть, с мальчиком или девочкой?

21. С кем интереснее дружить, с мальчиком или девочкой?

 

Приложение 3

Методика «Незаконченные Предложения» (автор О. Б. Отвечалина)

 

Цель: выявить гендерные представления у воспитательниц.

Вам предлагаются незаконченные предложения. Необходимо дополнить каждое из них так, как Вы считаете нужным. Нам важно Ваше собственное мнение. Здесь нет правильных и неправильных ответов.

1. Воспитательница детского сада – это ________________________________

2. Я бы в поведении девочек поощряла ________________________________

3. Я бы в поведении мальчиков поощряла ________________________________

4. Следует ругать девочку за ________________________________

5. Следует ругать мальчика за ________________________________

6. Мне приходится говорить родителям девочки о ее

________________________________

7. Мне приходится говорить родителям мальчика о его

________________________________

8. Мне приятно видеть девочку, одетую в ________________________________

9. Мне приятно видеть мальчика, одетого в ________________________________

10. Для меня девочка, играющая в паровозики, – это

________________________________

11. Для меня мальчик, играющий в куклы, – это ________________________________

12. Я обычно на занятиях уделяю больше внимания мальчикам потому, что

________________________________

13. Я обычно на занятиях уделяю больше внимания девочкам потому, что

________________________________

14. Предпочтительнее видеть мальчика, играющего с

________________________________

15. Предпочтительнее видеть девочку, играющую с

________________________________

16. Ваша фамилия, имя, отчество ________________________________

17. Ваш возраст 18. Ваш стаж работы в ДОУ ________________________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

 

Приложение 4

Планы семинарских занятий

 

 

Приложение 5

Лилия Вениаминовна Градусова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.158 с.)