Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полоролевое воспитание в игровой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сюжетно‑ролевые игры Сюжетно‑ролевая игра – основная деятельность дошкольника, в ней формируются его личностные качества. Развивающее, воспитательное значение сюжетно‑ролевой игры ученые связывают с познанием ребенком в игре окружающего мира, развитием его мышления, чувств, воли, становлением самосознания, формированием взаимоотношений со сверстниками, всей личности ребенка. Как указывает С. Л. Рубинштейн, играя роль, ребенок «не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность» [69]. Сюжетно‑ролевая игра – это и незаменимая школа полоролевой социализации. Дети, выполняя в игре роли, идентифицируют себя с мужскими или женскими образами, подражают модели их поведения. Как отмечает Т. А. Репина, важное значение игры в полоролевом развитии дошкольников обусловлено возможностью «практиковать» в игре, пусть в воображаемом плане, поведение модели, соответствующей полу. Ценность сюжетно‑ролевых игр во многом определяется их воздействием на эмоциональную сферу ребенка. Как справедливо замечает Т. А. Репина, «… хотя игровая ситуация воображаемая, но чувства, которые переживает дошкольник в игре, реальные, настоящие. Мальчик, сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка – «мама» испытывает нежность к своему» ребенку‑кукле», тревогу за него, когда он» болеет»» [69, с. 164]. Участие ребенка в играх, соответствующих его интересам, выполнение роли, свойственной полу, способствует воспитанию эмоционально‑положительного отношения к будущей социальной роли (семейной, профессиональной), обогащению опыта полоролевого поведения, формированию способов взаимодействия мальчиков и девочек. Можно выделить два основных направления в руководстве сюжетно‑ролевыми играми с учетом специфики игровых интересов мальчиков и девочек: • активизация сюжетно‑ролевых игр в соответствии с игровыми интересами детей разного пола (игр героической тематики, отвечающих интересам мальчиков, игр семейно– бытовой тематики, отвечающих интересам девочек); • развитие интереса детей к играм представителей другого пола и стимулирование совместных игр мальчиков и девочек. Активизации игровой деятельности детей способствует: • обогащение содержания игр детей через чтение художественной литературы, просмотр спектаклей, экскурсии; • использование ярких красочных гендерно‑типичных атрибутов для выполнения мужских и женских ролей; • обучение детей способам сюжетосложения со свободным высказыванием детьми своего мнения. Успешность решения задач полоролевого воспитания дошкольников в игровой деятельности обеспечивается использованием разнообразных приемов, направленных на формирование гендерных представлений, эмоционально положительного отношения к выполняемой роли, освоение соответствующей полу модели поведения. Беседа о характере героя, изображаемого в игре, позволяет обратить внимание детей на гендерную специфику его образа, проявление им качеств мужественности (женственности), понять мотивы поступков героя, поддержать эмоционально положительное отношение к нему, желание подражать. Беседа должна проходить в непринужденной форме. Рассматривание картин. В исследовании Л. П. Бочкаревой показано влияние художественно‑графических произведений на обогащение игровых образов. Рассматривание картин может по‑разному влиять на игровую деятельность. Художественно‑графические произведения стимулируют развертывание игры по сюжету произведения, подсказывают новые образы, эпизоды, позы, действия персонажей, помогают правильно передать внешний вид игровых персонажей. Обсуждение ролевого поведения детей, его соответствия характеру изображаемого персонажа. Особое внимание уделяется отражению в игре качеств мужественности, женственности. Воспитатель задает вопросы, которые помогают детям самим сделать выводы. Поощрение проявления детьми качеств мужественности (рыцарское отношение к девочкам), женственности (забота о мальчиках, малышах) как в игре, так и в повседневной жизни. Полоориентированное обращение воспитателя к ребенку позволяет детям идентифицировать свое «Я» с определенной социальной мужской или женской ролью. Мальчик – мужчина, рыцарь, джентльмен; девочка – дама, сударыня, принцесса. О. П. Нагель в руководстве играми рекомендует использовать опору на традиционную гендерную символику в общении с ребенком. Символы мальчиков: свобода и путешествия (ветер, горизонт, море, самолеты); враги (драконы, роботы); сила и борьба (меч, копье, лук); победа (флаг, горн). Символы девочек: материнство (куклы‑невесты, детские коляски); женственность (воздушные шарики, принцессы); очаг и домашний уют (дом, стол, занавески); женская красота (цветы, украшения). Организация совместных игр мальчиков и девочек способствует освоению полоролевой модели поведения, способов взаимодействия с представителями противоположного пола, формированию дружеских взаимоотношений. Особо благоприятны совместные игры, в которых как мальчики, так и девочки имеют возможность проявить свои мужские и женские качества. Так, в игре «Переезд на новую квартиру» мальчики в роли папы могут выполнять типичную мужскую работу (грузить мебель на машину и перевозить на машине в новую квартиру). Девочки в роли мамы выполняют типичные женские функции (собирают детей, домашнюю утварь, одежду, наводят порядок в новом доме, украшают дом, сервируют стол и др.). Л. А. Арутюновой выделены приемы, помогающие привлечь мальчиков к совместным с девочками сюжетно‑ролевым играм. К наиболее эффективным приемам можно отнести: обращение педагога к мальчику с просьбой помочь девочке, которая уже играет, в выполнении каких‑либо действий (в уходе за детьми); подсказ ребенку действия «на ушко»; одобрение игр и игровых действий, в которых положительно отражались семейные роли.
Сюжетно‑ролевые игры семейно‑бытовой тематики Семья вводит ребенка во все многообразие полоролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта. Психологами установлено, что социальная ориентация детей в общественной жизни начинается с образа семьи. Многое из усвоенного ребенком в детстве определяет его качества будущего семьянина. Большое значение в освоении дошкольниками семейных социальных ролей, формировании образа семьи имеют сюжет – но‑ролевые игры семейно‑бытовой тематики, к которым дети проявляют устойчивый интерес на протяжении всего дошкольного детства. Игры в «семью» способствуют освоению детьми содержания семейных половозрастных женских и мужских ролей: «дочка – сестра – мама – бабушка», «сын – брат – отец‑дедушка», формированию модели полоролевого поведения. Отражение в играх детско‑родительских отношений и ситуаций семейной жизни помогает ребенку осознать собственный семейный опыт и обогатить его общечеловеческим. Дети младшего дошкольного возраста осваивают в игре основные семейные роли родителей и детей. Наиболее распространен сюжет, отражающий заботу мамы о своем ребенке, дочке или сыночке. Девочки в роли мамы заботятся о своих детях, кормят, одевают, купают, укладывают спать, водят на прогулку. В младших группах в играх в семью охотно участвуют и мальчики. Воспитателю важно обращать внимание не только на разнообразие игровых действий, выполнямых детьми, но и на образ мамы, создаваемый ими. Воспитатель, участвуя в играх младших дошкольников, демонстрирует образ заботливой, любящей, ласковой мамы. Она бережно одевает детей, ласково разговаривает с ними, называет нежно «доченька», «сыночек», поет колыбельные песни. Тематика семейно‑бытовых игр детей среднего и старшего дошкольного возраста значительно расширяется. Возможны следующие сюжеты игр: «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город», «День рождения мамы», «День рождения дочки», «Переезжаем на новую квартиру», «Поездка в отпуск», «Брат вернулся из армии», «У меня появилась сестричка» и др. С точки зрения гендерной социализации названная тематика позволяет отразить в играх различный состав семьи (бабушки, дедушки, родители, дети, внуки, дяди, тети, братья, сестры); разнообразные семейные функции: воспитание детей, ведение хозяйства, трудовые обязанности «отца» и «матери»; семейные традиции (гостеприимство); проявление заботы и внимания в семье к родителям и детям; социальные контакты с соседями, друзьями. В старшем дошкольном возрасте проявление в играх заботы мамы о детях более разнообразно, это не только повседневный уход за детьми, но и подготовка их к школе, заучивание с детьми стихотворений, рассматривание книжек. Как отмечается в исследованиях, старшие дошкольники начинают понимать, что в семье все заботятся не только о маленьком ребенке, но и об остальных членах семьи. Дети подмечают различные стороны внутрисемейных взаимоотношений и отражают их в играх. Вместе с тем анализ педагогической практики показывает, что несмотря на большую популярность семейных игр у девочек, сюжеты подобных игр часто однообразны. Девочки нередко демонстрируют негативное отношение к членам семьи, кричат на своих «детей», наказывают их. Поэтому обогащение детских игр семейной тематики общественно ценным содержанием является особенно важным. Эффективными методами обогащения представлений детей о жизни семьи являются: чтение произведений художественной литературы соответствующей тематики; просмотр анимационных фильмов, кукольных спектаклей; рассматривание иллюстративного материала (картины, иллюстрации, фотографии); обращение к личному опыту детей. Богатый материал для обогащения содержания игр семейной тематики дают произведения художественной литературы и фольклора. Формированию представлений о составе семьи, семейных половозрастных ролях помогают сказки «Репка», «Гуси‑лебеди». Уточнить знания дошкольников об уходе за младенцем в семье, показать чуткое, заботливое отношение к нему помогают произведения «Аленушка» Е. Благининой, «Машенька» А. Барто. Обогащению представления детей о взаимоотношениях в семье, проявлении заботы друг о друге, семейных традициях способствуют произведения «Трудный вечер» Н. Артюховой, «Денискины рассказы» В. Драгунского и др. Разнообразить тематику детских игр, а также игровые действия персонажей поможет рассматривание с детьми иллюстративного материала. Это могут быть репродукции картин известных художников, отражающих сцены семейной жизни (3. Серебрякова «За обедом», О. Ренуар «Мадам Шарпантье со своими детьми» и др.), иллюстрации к детским книгам соответствующего содержания, специально созданные дидактические картины, отражающие семейный быт. Н. Е. Татаринцева отводит важную роль в обогащении содержания детских игр народным традициям семейного воспитания: знакомству детей с материнским фольклором (колыбельные, пестушки, потешки), гостеприимством. Уже девочки младшего дошкольного возраста могут, укладывая «дочку спать», напевать ей несложные колыбельные песенки.
Значение игрушки в играх семейно‑бытовой тематики Игрушка выполняет важную функцию в сюжетно‑ролевых играх, от нее во многом зависит содержание игры, игрушка оказывает большое влияние на создание игрового образа. Главное место в сюжетно‑ролевых играх дошкольников отводится кукле. Кукла – это образная игрушка, обобщенный образ человека. Кукла имеет особое значение в жизни малышей, особенной любовью кукла пользуется у девочек. Она может выполнять в игре разные роли, позволяет отразить различные стороны жизни человека. Часто дети одушевляют куклу, видят в ней своего друга. В играх современных дошкольников в «семью» присутствуют различные виды кукол: народная кукла, кукла‑младенец (голыш), кукла в образе ребенка (мальчика или девочки), кукла в образе взрослого человека. Каждый из названых видов кукол имеет свои особенности и позволяет решить специфические задачи воспитания. Народные куклы‑<<пеленашки>> не столь часто встречаются в играх современных дошкольников. Вместе с тем игры с куклами – «пеленашками» традиционно использовались в народной педагогике как важное средство подготовки девочек к будущему материнству. Пеленашка – модель ребенка с акцентированными младенческими признаками. Как подчеркивает Н. Е. Татаринцева, усиление конкретности в образе куклы, наделение ее определенными свойствами и способностями помогает формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним. Близки к играм с «пеланашками» игры с современной куклой‑младенцем, они позволяют формировать у детей заботливое отношение к маленькому ребенку, навыки ухода за ним (одевание, кормление), а также знакомят детей с различными средствами ухода за младенцем. Современные варианты куклы‑младенца имеют богатый набор аксессуаров, необходимых младенцу. Кукла‑ребенок особенно любима детьми, ее образ близок дошкольнику. Такая кукла позволяет отражать в игре самые разнообразные сюжеты. В настоящее время особой популярностью у девочек пользуется куклы, отражающие образы девушек, куклы‑красавицы. Наиболее любима девочками кукла Барби, воплощающая образ идеальной девушки. Игры с куклой Барби приобщают ребенка к отражению взрослой жизни. В последние годы появились другие варианты кукол‑красавиц, например, кукла Братц. Несмотря на огромную популярность у детей куклы Барби и ее аналогов оценка психологами и педагогами воспитательных возможностей современных кукол‑красавиц неоднозначна. Многие считают, что традиционная отечественная кукла– ребенок в большей степени способна решать задачи развития и воспитания дошкольников. Этому способствует удобная конструкция куклы, средний размер (30–50 см), позволяющие выполнять с куклой различные действия, кормить, одевать и т. д. Реалистичный облик куклы, соответствующий образу ребенка‑дошкольника, позволяет ребенку видеть в кукле свое отражение, партнера и разыгрывать сюжеты из семейной жизни, близкие опыту ребенка. А. Л. Романова отмечает, что через образ слабого существа, заложенного в кукле и направляющего игру, для ребенка открываются ценности общения, любви, сопереживания. Игрушка, с одной стороны, обладает четкими ориентирами, направляющими игру в «семейное русло», и с другой – достаточно открыта, чтобы ребенок мог вкладывать в нее собственное содержание [73]. В литературе отмечается невысокий игровой потенциал современных кукол‑красавиц. Максимально конкретизированный облик задает стереотипный сюжет, ограничивает применение куклы в другой роли. Так, образ куклы Братц далек от семейной тематики и непосредственных интересов ребенка. Кукла Барби в основном ориентирует девочек на бесконечное приобретение нарядов и многочисленных аксессуаров к ним, что может привести к формированию стремления к красивой жизни. Психологи обращают внимание на то, что далекие от реальных форм современные куклы искажают представления ребенка о действительности и могут задавать неадекватное представление о человеке. В дальнейшем это может привести к неприятию девочками собственного телесного образа и желанию быть похожей на куклу Барби. Современные куклы диктуют ребенку жестко заданную систему действий и тем самым ограничивают проявления фантазии в игре. Педагогам нужно очень внимательно относиться к выбору кукол. Дети должны иметь возможность играть с разными куклами. Основное внимание должно быть направлено на стимулирование и развитие игр с куклой‑ребенком. Участие мальчиков в играх семейно‑бытовой тематики. Мальчики младшего дошкольного возраста достаточно охотно участвуют в играх семейно‑бытовой тематики. В более старшем возрасте, с усилением половой консолидации, интерес к играм семейной тематики у них падает. Девочки не всегда охотно принимают мальчиков в свои игры. Кроме того, девочки в этих играх выполняют, как правило, главные роли, а второстепенные роли не всегда привлекают мальчиков. Многие мальчики проявляют отрицательное отношение к играм с куклой, считая, что в куклы играют только девочки. Учитывая, что в играх семейной тематики мальчики осваивают свою будущую семейную роль отца, а также обогащают опыт взаимодействия с девочками, необходимо привлекать мальчиков к участию в таких играх. Для вовлечения мальчиков в игры семейной тематики и формирования положительного отношения к играм с куклой А. А. Анциферова рекомендует использование сюжетов «как будто мамы нет дома», «мама заболела», в которых мальчикам предлагается в отсутствии мамы позаботиться о маленьком братике – «кукле‑младенце». Здесь мальчику дается возможность проявить свои мужские качества – ответственность, самостоятельность, заботу о более слабом. Воспитателю необходимо одобрять игры, в которых представлено нравственно ценное содержание: проявление заботы о членах семьи, совместное выполнение домашней работы, поддержание семейных традиций.
Сюжетно‑ролевые игры героической и военно‑приключенческой тематики Игры героической и военной тематики являются любимыми среди мальчиков‑дошкольников, но вызывают противоречивую оценку педагогов. Отрицательная оценка военных игр связана с проявлением детьми в играх агрессии. Противники военных игр отмечают, что они часто сводятся только к стрельбе, беготне и не имеют воспитательной ценности. Следует отметить, что предпринимались попытки запрещения военных игр и игрушек. Однако, как справедливо отмечает Т. А. Репина, запрет военных игрушек не эффективен, потому что в качестве оружия дети могут использовать любой предмет. Важно помнить, что в военных играх ребенок реализует свои представления о мужском поведении, качествах мужественности, смелости, храбрости, проявить которые мужчина может прежде всего в бою. В силу возраста ребенок не имеет возможности проявить эти качества в реальной жизни, поэтому, лишив мальчиков привлекательных для них игр героического содержания, мы не даем им почувствовать себя настоящим мужчинами, героями. Отечественные педагоги отмечают важную роль военных игр в патриотическом воспитании детей. На воспитательную ценность военных игр указывал В. А. Сухомлинский. Возможность использования военных игр в воспитании мальчиков‑дошкольников показана в исследованиях Л. И. Беляевой, Г. И. Григоренко и др. [19]. Немаловажно, что военно‑приключенческие игры и игры героического содержания позволяют обеспечить высокий уровень двигательной активности, столь необходимый мальчикам. В военных играх важны не только действия героев, участие их в сражениях, боях, но и мотивы действий героев игр (спасение, защита слабых). Важно сделать эти игры увлекательными, насыщенными действиями, показать благородную роль армии и военных. В педагогике показаны разные подходы в руководстве военными и героическими играми, позволяющие, учитывая игровые интересы мальчиков, реализовать воспитательный потенциал этих игр, воспитывать у мальчиков качества мужественности. Один подход связан с целенаправленным расширением тематики и содержания героических и военных игр: отражением в них профессиональной деятельности представителей мужских профессий, чей труд связан с проявлением смелости, силы, преодолением препятствий (летчики, пожарные, подводники, милиционеры, спасатели, полярники, каскадеры, ковбои). Другой подход ориентирует педагогов на организацию игр, в которых отражается жизнь армии, военных в мирное время. Содержание игр может включать физическую подготовку солдат, учения, походы. Подобные игры позволяют включать разнообразные двигательные упражнения (например, солдаты преодолевают полосу препятствий: бегают, прыгают, лазают, метают в цель и др.). Необходимым условием организации подобных игр является обогащение и углубление знаний детей о представителях мужских героических профессий в процессе экскурсий, чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, организации встреч с интересными людьми. Так, иллюстрации к «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака позволяют более точно передать действия пожарного: «ребенок, изображая в игре пожарного, идет по карнизу, повернувшись спиной к стене, широко раскинув руки, медленно переступая, как это изображено на иллюстрации. Иллюстрации позволяют внимательно рассмотреть и сравнить военную форму представителей разных родов войск – пограничников, десантников, моряков» [19]. Мальчиков, как правило, привлекают активные действия героев, связанные с опасными ситуациями, различные сражения, бои, а также разнообразные технические средства, в то время как мотивы поступков героев дети не всегда осознают. Крайне важно помочь детям понять мотивы героических поступков (помощь попавшим в трудную ситуацию, защита слабых). Интерес мальчиков к военной атрибутике, военной форме, значкам, оружию также необходимо учитывать при организации подобных игр. К играм героической тематики необходимо привлекать и девочек. Воспитательное значение участия девочек в играх героической тематики заключается, во‑первых, в расширении тематики традиционных игр девочек, появлении у них новых интересов, во‑вторых, совместные игры мальчиков и девочек способствуют формированию их взаимоотношений, накоплению опыта полоролевого взаимодействия. Однако предусматривая участие девочек в играх героической и военно‑приключенческой тематики, необходимо учитывать их интересы и желания. Важно заинтересовать девочек содержанием игры, игровыми образами и вызвать положительное отношение к участию в играх. Участие девочек в играх героической тематики в зависимости от выполняемых ими ролей по‑разному направляет их взаимоотношения с мальчиками. В одних случаях девочки выполняют роли, которые по своему характеру близки тем, что выполняют мальчики. Так, в игре на тему «спасатели» мальчики могут выполнять роли спасателей, врачей, водителей, а девочки могут выполнять роли как врачей и медсестер, так и спасателей. В других случаях, девочки выполняют в играх роли, в отношении которых мальчики выступают как защитники и покровители (мама больного ребенка, девочка, которая заблудилась в лесу и др.) Желательно, чтобы девочки выполняли в играх роли того и другого плана.
Игры‑драматизации Игры‑драматизации по сюжетам художественных произведений – общепризнанное средство развития личности, творческих способностей, нравственных качеств дошкольников. В работах Е. А. Кудрявцевой, Н. К. Ледовских, Е. А. Конышевой показаны возможности игры‑драматизации в решении задач полоролевого воспитания, формировании качеств мужественности, женственности, гендерной толерантности. Участие в играх‑драматизациях позволяет детям следовать заданной в образе героя полоролевой модели поведения. Ребенок‑дошкольник не всегда может проявить себя как носитель определенных гендерных черт. Так, мальчикам‑дошкольникам сложно проявить столь привлекательные для них качества – храбрость, смелость – в реальной жизни. Игра– драматизация дает возможность предстать сильным богатырем, храбрым воином, сразиться в поединке с противником. Участие детей в игре‑драматизации воздействует на эмоциональную сферу, вызывает чувство эмпатии, сопереживания герою. В игре‑драматизации происходит идентификация ребенка с героем, поэтому художественную основу игр должны составлять произведения, в которых представлены образы героев, обладающих ярко выраженными положительными мужскими и женскими качествами. Это могут быть народные и авторские сказки «Иван – крестьянский сын» и «Чудо‑Юдо», «Никита‑Кожемяка», «Морозко», «Айболит», приключенческие повести. В педагогической литературе выделены следующие принципы отбора художественных произведений для драматизации: доступность возрасту; эмоциональная привлекательность; динамичность сюжета; эмоциональное и образное описание главных героев; наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру. Методика руководства игрой‑драматизацией включает проведение предварительной работы: чтение детям художественного произведения (сказки, рассказа) на занятии или в свободное время; проведение беседы по содержанию сказки, направленной на выявление отношения детей к героям сказки, выяснению мотивов поступков героев. Очень важно в беседе акцентировать внимание детей на мужских и женских качествах героя, мотивах его поступков. В беседу можно внести элементы драматизации (воспроизведение реплик героев с нужной интонацией, выполнение пластических этюдов). Для углубления понимания образа героя можно использовать рассматривание иллюстраций, рисование детьми понравившихся эпизодов. Большое значение в играх‑драматизациях имеют атрибуты. Так, девочек очень привлекают костюмы героинь сказок, различные аксессуары – головные уборы, веера, сумочки и др. Для мальчиков привлекательно оружие героев – мечи, сабли, щиты, палицы и др. К изготовлению атрибутов необходимо привлекать самих детей. В игре‑драматизации необходимы действия особенно эмоционально привлекательные для мальчиков и девочек, позволяющие продемонстрировать качества мужественности, женственности. Для мальчиков – это сражение главного героя с отрицательным персонажем: Никиты‑Кожемяки со Змеем Горынычем («Никита‑Кожемяка»); комарика с пауком («Муха‑Цокотуха»). Для девочек привлекательным является бал, где они могут показать свое умение наряжаться, танцевать, петь. Отдельно нужно сказать об исполнении детьми ролей отрицательных сказочных персонажей (Чудо‑Юдо, Змей Горыныч). По мнению психологов, для усвоения нравственного смысла произведений, важно выполнение детьми роли не только положительного, но и отрицательного персонажа. Такую роль первоначально может исполнять взрослый или это может быть условный противник («голова Змея Горыныча»). Роль отрицательного персонажа не следует давать детям, отличающимся агрессивным поведением. Недопустимо, чтобы ребенок постоянно выполнял в игре только роли отрицательных персонажей. Важно, чтобы ребенок стремился перенести качества и поступки, отражаемые в игре, в обычную жизнь, для этого необходимо обращать внимание детей на мотивы поступков героев, подчеркивать их благородство, обращаться к образу героя при обсуждении каких либо ситуаций, возникающих в группе.
Дидактические игры Дидактические игры – это обучающие игры, созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Возможности дидактических игр в решении задач полоролевого воспитания дошкольников показаны в работах Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцевой, Ю. С. Григорьевой и др. С помощью дидактических игр решаются задачи формирования представлений детей об особенностях внешнего вида мужчин и женщин (одежда, прически, атрибуты), половозрастных особенностях, специфических видах деятельности (спорт, труд, отдых). Ю. С. Григорьева значение дидактических игр в полоролевом воспитания видит не только в их содержании, но и особенностях организации. Дидактические игры предполагают равное взаимодействие детей разного пола, что ориентирует их на проявление гендерной толерантности, формирует культуры межполовых отношений. Соблюдение существующих в дидактических играх правил влияет на взаимоотношения между детьми, актуализирует фемининные (доброжелательность, бесконфликтность, миротворчество и др.) и маскулинные (решительность, смелость, умение достойно проигрывать) качества. В полоролевом воспитании можно использовать различные виды дидактических игр: игры с куклой; настольно‑печатные игры типа «Лото», «Разрезные картинки», «Домино»; словесные игры. В младшей группе особое значение в полоролевом воспитании имеют дидактические игры с куклой, позволяющие закрепить знания об особенностях внешнего вида девочки и мальчика (прическа, одежда, имя): «Оденем куклу Машу на прогулку». Ю. С. Григорьевой разработана серия дидактических настольно‑печатных игр для детей старшего дошкольного возраста, в которых дети осваивают различные стороны гендерной культуры: внешний вид, труд, семейные роли мужчин и женщин. Примерная тематика дидактических игр для старших дошкольников: «Модный салон», «Мужские и женские предметы», «Кому что нужно для отдыха», «Женские образы в сказках», «Мужские образы в сказках», «Женские украшения», «Детали машин», «Мужчины – герои мифов», «Женщины – героини мифов» и др. Например, в дидактической настольно‑печатной игре «Кому что нужно» закрепляются представления детей о мужской и женской одежде, головных уборах, обуви. В дидактической настольно‑печатной игре‑эстафете «Одна дома» закрепляются представления о семейных женских функциях, половозрастных ролях. Игровые правила предписывают ребенку как можно быстрее добраться до малыша. Для этого ребенок, опираясь на имеющиеся знания и опыт полоролевого поведения, должен выбирать в различных ситуациях соответствующую полу модель поведения, из пары представленных на игровом поле предметов (соска и карандаш) выбрать тот, который нужен малышу. Конкретизировать знания детей о мужских и женских качествах, их проявлении в жизни помогают игры с отгадыванием кроссвордов по содержанию сказок, былин, мифов, легенд с мужскими и женскими образами. Важную роль в полоролевом воспитании Н. Е. Татаринцева отводит народным играм, в которых дети отражают социально одобряемые полоролевые модели поведения, взаимоотношения между представителями разного пола, семейные отношения. Игры девочек с народными куклами – «пеленашкам» готовят к выполнению материнской функции. Любимые народные игрушки мальчиков‑дошкольников – лошадки, солдатики – способствуют ориентировке детей в традиционных мужских видах деятельности. Народные подвижные игры часто имеют дифференциацию по половому признаку. Игры мальчиков в казаков‑разбой– ников, в городки требуют проявления силы, ловкости, быстроты, включают элементы соревнования. Фольклорные народные игры, построенные на совместных действиях представителей одного пола («А мы просо сеяли»), способствуют освоению детьми своей половой роли и идентификации с представителями своего пола: «мы мальчики», «мы девочки». Н. Е. Татаринцевой разработан ряд игр, способствующих воспитанию качеств мужественности и женственности, самосовершенствованию женской и мужской индивидуальности [85]: • символические игры, в которых в качестве игрового материала используются карточки‑символы, обозначающие различные качества: доброту, силу, смелость и т. д.; • имитационные игры, в которых дети, исполняя роли различных персонажей, должны показать жестами и мимикой эмоциональное состояние героя «Ласковая девочка», «Любящая мама», «Веселый папа»; игры‑состязания, в которых дети реализуют имеющиеся у них представления о качествах мужественности, женственности, народных традициях воспитания. Таким образом, различные виды игр являются важным средством формирования качеств мужественности, женственности при условии развития у детей адекватных представлений об этих качествах; привлечения внимания детей к мотивам поступков персонажей, поощрения проявления качеств мужественности женственности при создании игровых образов и в повседневной жизни.
Вопросы и задания по теме • Какова роль игровой деятельности в полоролевом воспитании дошкольников? • Назовите тематику сюжетно‑ролевых игр, позволяющую организовать совместные игры мальчиков и девочек. • Каково ваше отношение к играм мальчиков в войну? Обоснуйте свое мнение. • В чем значение игр с куклой в полоролевом воспитании детей? • Приведите пример дидактической игры, используемой в полоролевом воспитании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 897; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.013 с.) |