Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности игрового взаимодействия детей разного пола
Дошкольники предпочитают сверстников своего пола в качестве партнеров по игре (Т. А. Репина). На протяжении всего дошкольного детства преобладают игровые объединения, однородные по половому составу. Самая яркая гендерная типизация в игровом партнерстве проявляется между пятым и шестым годом жизни, причем у девочек этот процесс наступает до 5 лет, а у мальчиков – после 5 лет. Объединение девочек основано на их отношении друг к другу, а у мальчиков – на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре. В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости, к утверждению своей индивидуальности, стараются отделиться от воспитателя или матери. Девочки более ориентированы на взаимозависимость, установление социальных связей. В играх девочек меньше агрессивности, больше взаимности, доверительности [96]. Различия в общении проявляются и в том, что мальчики предпочитают играть в больших объединениях, ориентируясь на содержание совместной деятельности, а девочки более склонны к интимной дружбе, небольшим игровым объединениям в 2–3 человека, при этом для них важны эмоциональные межличностные связи. Мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики придают большее значение соблюдению общих правил, а для девочек личное отношение важнее правил. Причины дифференциации игровой деятельности детей разного пола в научной литературе объясняются по‑разному. Одни исследователи видят причины различий в играх мальчиков и девочек в биологических особенностях, свойственных представителям разного пола: проявлении инстинкта материнства у девочек, определяющего их любовь к играм с куклой; проявлении инстинкта агрессии у мальчиков, выражающегося в стремлении к военным играм. Так, по мнению П. Ф. Каптерева, «органическая разность полов и особенности их будущего призвания рано сказываются на детской игре, какой‑то таинственный инстинкт или какая‑то органическая причина побуждают девочек играть так, а мальчиков иначе» [35]. Представители другой точки зрения считают, что в основе дифференциации игровых интересов лежит подражание, которое направляет интересы детей. Дети отражают то разделение ролей, которое они видят в жизни. «Некоторые различия в выборе роли наблюдаются всегда: мальчик чаще бывает инженером, летчиком, офицером, девочка – учительницей, врачом, игра в дочки‑матери была и остается любимой игрой девочек. Такое деление отражает естественное положение вещей, то, что дети видят в жизни» [54, с. 55].
Согласно еще одному подходу, решающим фактором в формировании игровых интересов и игрового опыта детей является воспитание, в частности, соответствующий подбор игрушек и поощрение либо запрещение взрослыми игр, традиционно приписываемых полу. Так, в зарубежных исследованиях анализировались видеозаписи свободных игр детей совместно с родителями. Оказалось, что отцы девочек не поощряют активных игры своих дочерей, а отцы мальчиков поощряют активные игры сыновей, тем самым родители моделируют социальные стереотипы пола детей. В исследовании В. А. Деркунской, А. Н. Харчевниковой отмечается, что ролевое взаимодействие, возникающие между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Девочки не меняют освоенных ролевых действий, готовы повторять их по нескольку раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты. Игры девочек имеют однообразный, но стабильный характер. Мальчики распределяют роли конфликтно, не хотят уступать, меняться ролями. Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается дифференциация игровых интересов детей разного пола, проявляющаяся в выборе игрушек, ролей, содержании и сюжетах игр, а также в предпочтении игрового общения с сверстниками своего пола. Дети выбирают игрушки и роли, типичные для пола, и отражают в играх содержание мужских и женских социальных ролей.
Вопросы и задания по теме 1. Назовите любимые игрушки, игры, роли мальчиков и девочек. 2. В чем особенности взаимодействия мальчиков и девочек в играх? 3. Обоснуйте причины выполнения детьми в играх ролей другого пола. 4. Какова позиция взрослого в формировании игровых интересов мальчиков и девочек?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.007 с.) |