Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерная адаптация. Пол и гендер. Гендерные стереотипы

Поиск

 

Гендерная адаптация представляет собойвид социальной адаптации, выступающей как процесс приспособления мужской и женской общностей в ходе переструктурирования системы общественного разделения труда, её элементами являются социально-экономическое, политическое и правовое приспособление.

Гендерная адаптация в равной степени актуальна для мужчин и женщин. Общество предстает перед социологом как система, в рамках которой складывается определенный гендерный баланс, в основе которого лежит гендерный контракт, оформленный в действующем праве и морали и определяющий комплекс социальных ролей мужской и женской общностей.

Происходящие в обществе изменения существенно деформируют гендерное равновесие и обуславливают необходимость пересмотра гендерного контракта как условия социальных отношений гендерных общностей государства.

Анализ развития гендерных общностей также представляет собой один из аспектов рассмотрения хода человеческой истории. Каждая стадия исторического развития находит свое отражение в исторических типах личности, складывающихся в системе развивающихся общественных отношений.

Гендерный подход позволяет развить представление о типах личности, фиксировать роль гендера в качестве стратообразующего, типологического признака, позволяет содержательно определить характер и содержание преемственности и развития в личностных характеристиках женщин и мужчин, приобретаемых в историческом движении общества.

 

Пол и гендер

В отличие от русского языка, в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: «пол», – английский язык имеет два понятия: секс (sex) – пол и гендер (gender) – это своего рода «социопол». Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социополовой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и подобных стратификаций.

Sex обозначает биологический пол, суммирует биологические различия между мужчиной и женщиной. Гендер, в свою очередь, является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий.

Sex и Гендер находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией.

Гендер – конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формировании различий является культура: «женщиной не рождаются, ею становятся».

Гендерные стереотипы

Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин; гендер – это структурированная под влиянием культуры система различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним.

Гендер – это социальная организация сексуальных отличий, хотя это и не означает, что гендер отражает фиксированные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, гендер – это знание, устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени.

Сексуальное различие не может рассматриваться никак иначе, кроме как функционирование нашего знания о теле: это знание не является «абсолютным, чистым», оно не может быть изолировано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстов.

Сексуальное отличие не является обычной причиной, из которой в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена.

«Сексуально-гендерное поле» человека возникает еще в преднатальный период: современные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах.

Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья и женский труд (воспроизводство рода, выхаживание, воспитание и т. п.) получает более высокую оценку.

Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала XX в. сохранялась традиция умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями.

Через игры и игровые структуры, одежду и т. п. ребенок начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в «дочки-матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т. п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии.

Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, монизмом в поведении, стремлением к монологу, вызову и утверждению собственного «Я», эгоцентризмом и эгоизмом.

Эти и подобные качества, проявляемые женщиной, скорее вызовут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находящихся под влиянием соответствующих культурных стереотипов. Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, ценностью равенства, справедливости и свободы и т. п.

Общество насаждает и воспроизводит представления о гендере. Этот процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь человека. В книге Джона Масиониса «Социология» указаны черты, которые американцы традиционно связывают с феминным и маскулинным поведением.

Таблица 2 – Черты феминного и маскулинного поведения

 

Женские черты Мужские черты
Подчинение Доминирование
зависимость Независимость
Невысокий интеллект и некомпетентность Высокий интеллект и компетентность
Эмоциональность Рациональность
Восприимчивость Напористость
Интуитивный склад ума Аналитический склад ума
Слабость Сила
Робость Храбрость
Способность довольствоваться малым Амбициозность
Пассивность Активность
Отзывчивость Соперничество
Чувственность Бесчувственность
Сексуальный объект Сексуальность агрессивность
Привлекательность определяется физичес-кой внешностью   Привлекательность определяется достиже-ниями

 

Как видим, многие из этих черт противопоставлены друг другу. Гендер не только влияет на представление человека о себе, но и учит его поступать определенным образом. Поэтому и возникло понятие гендерные роли, под которыми понимаются установки и виды деятельности, которые общество увязывает с тем или иным полом.

Гендер является одним из измерений социальной организации, определяющим наши отношения с окружающими и представление о себе. Не менее важно и то, что гендер подразумевает иерархию, делящую мужчин и женщин на разные категории по власти, богатству и другим ресурсам. Поэтому социологи говорят о гендерной стратификации, или неравном распределении материальных благ, власти и привилегий между мужчинами и женщинам.

Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Любой тип гендерной культуры в чистом виде построен на доминировании одного пола над другим, что ведет к гендерному конфликту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.007 с.)