Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность и общество. Структура личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования. Личность можно определить как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений в конкретных социальных качествах. К элементам, составляющим социальные качества личности, относятся: 1) социокультурные нормы и ценности общества, приобретенные ею; 2) занимаемые социальные позиции и выполняемые социальные роли; 3) ожидания в отношении реализации этих ролей; 4) знаковая система, которую личность использует в общении и поведении; 5) совокупность знаний, позволяющих выполнять взятые на себя роли; 6) уровень образования и профессиональной подготовки; 7) социально-психологические особенности (способности, воля, память, установки и ориентации). Личность, обладая общественной сутью, всегда носит индивидуальный характер, т. е. любой человек по-своему, индивидуально воплощает в себе социально-типичное, общее, присущее группе, общности. Как целостная социальная система, личность имеет свою внутреннюю структуру. Существуют различные подходы к ее пониманию: 1) отечественная социология к важнейшим компонентам структуры личности относит: память, культуру, деятельность; 2) в основе определения структуры личности 3. Фрейдом лежат: биопсихологизм, индивидуальная психология, идея бессознательного, Эдипов комплекс, дуализм инстинктов жизни и смерти; 3) современная социология включает в структуру личности следующие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, потребности и интересы. Одними из важных элементов в структуре личности являются ценностные ориентации и установки. Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор её поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий её предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Как правило, выделяют четыре уровня установок: 1) первый уровень – привычки; 2) второй уровень, ориентированный на объекты и ситуации; 3) третий уровень, связанный с выделением главного в реакции человека; 4) четвертый уровень выражает общую направленность человека на объекты потребностей и интересов, т. е. самые общие или общепринятые установки и ориентации, заданные самим обществом, его нормами и требованиями. Среди ценностных ориентаций выделяют два основных типа: 1) Первый – ориентацию на фундаментальные (базисные) ценности, которые усваиваются в качестве жизненных идеалов и целей (например, свобода, справедливость, благосостояние). Они служат опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений; 2) Второй тип связан с непосредственной готовностью личности действовать определенным образом для достижения поставленных целей. Речь идет о выборе тех или иных способов деятельности человека. Таким образом, ценностные ориентации и установки: – образуют стержень личности; – определяют общую социальную направленность ее деятельности; – выступают в качестве регулятора поведения личности (нормативные рамки, которые предписаны обществом); – помогают человеку ориентироваться в многообразии ролевых предписаний; – обеспечивают упорядоченность, координацию многообразных форм деятельности личности, направленность и продуктивность этой деятельности. Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов, результатом которого является их преобразование в цель личности. Потребности выступают как исходные побудители деятельности личности. Осознанные потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. Под мотивами принято понимать внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. Стимулы выступают как внешние побудители к деятельности, это многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Поскольку жизнедеятельность человека очень богата, то и вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. В зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют её образ жизни. В процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между её внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности (Радугин).
Социализация
Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как члена общества, является социализация. Этот процесс концептуализируется двумя путями. 1. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы устанавливаются человеком сами «для себя», являются частью собственной индивидуальности личности. Таким образом, индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде. 2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия: как повышение собственного имиджа через получение одобрения и повышения статуса в глазах других. Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. В литературе обычно выделяют две фазы социализации личности: 1. Адаптация. Психика ребенка пластична и легко адаптируется к той среде, в которой он растет. Проблема адаптации нередко возникает и перед взрослыми, когда они меняют место жительства, страну, гражданство. 2. Интериоризация представляет собойусвоение социально-культурных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения. Между этими фазами нет строгой границы. Например, интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет становление собственного воззрения на мир. Итак, в процессе социализации: 1) индивид приобретает социальное «Я», становится личностью со своей системой оценок, убеждений, привычек и поведения; 2) культура передается от одного поколения к другому; 3) молодежь «входит» в общество, изучая социальные роли, получая знания и навыки. Процесс социализации раскрывается через исследование так называемых агентов социализации, т. е. тех социальных структур, которые составляют социальную среду обитания индивида. Основными агентами социализации являются: семья, школа, средства массовой информации, литература, искусство, социальная среда и др. Следует обратить внимание на то, что роль агентов социализации неодинакова на различных этапах процесса формирования социальных качеств и в различных обществах (традиционных и современных, аграрных и индустриальных, восточных и западных, мусульманских и католических и т. д.) (Радугин). Существенное значение в процессе социализации имеет система знаков. Знаки (слова, жесты) являются средством организации и трансляции совместной деятельности людей. Посредством знаков социальная общность управляет деятельностью индивидов. Для того чтобы индивид мог участвовать в социальной деятельности, он должен усвоить принятые в данной социальной общности знаки и способы их сочетания. К «механизмам» или способам осуществления социализации относятся: деятельность (игровая, учебная, трудовая); общение (многообразное взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания (самостоятельная работа ума и сердца), в результате чего углубляется индивидуальность, осуществляется социальная самоидентификация личности (осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и т. д.). Социальный контроль
В процессе социализации индивид одновременно вырабатывает регуляторы своего поведения – внутренний контроль, и находится под внешним контролем со стороны социальной группы, государства. Таким образом, взаимодействие с обществом происходит в условиях социального контроля. Социальный контроль – это механизм саморегуляции личности и регуляции личности со стороны общества, это использование различных средств поощрения и наказания для поддержания нормального поведения людей в данной группе или общности. Структуру социального контроля можно представить в виде трех взаимосвязанных процессов: 1) наблюдение за деятельностью личности; 2) оценка этой деятельности с точки зрения ее соответствия принятой норме (социальной роли); 3) реакция в форме той или иной санкции. Социальными санкциями называют все многообразные средства социального воздействия на личность со стороны общества с целью привести в соответствие ролевое исполнение ролевому ожиданию. Выделяются следующие два типа социальных санкций: формальные и неформальные. Формальные санкции – это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные санкции – это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, то есть непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение. По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции: 1) правовые санкции – это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом; 2) этические санкции – это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы; 3) сатирические санкции – это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято. Слабые и случайные формы отклоняющегося поведения, проявляющиеся в нарушении нормативного порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, грубость, халатность, или, с другой стороны, услуга, помощь, совет, просто «доброе дело» и т. д.), как правило, корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимо-действия, т. е. в действие вступают неформальные положительные или отрицательные санкции. Более серьезные устойчивые формы социального отклонения (и, прежде всего, аморальное и противоправное поведение, или геройский поступок, высокие показатели в труде и т. д.) приводит в действие формальные (положительные или отрицательные) санкции. Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции – через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.). В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций. Негативные неформальные санкции могут выступать как выражение неудовольствия, огорчения на лице, как прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т. п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т. д.). Негативные формальные санкции – это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т. п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков. Неформальные позитивные санкции – это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т. п.). Формальные позитивные санкции – это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т. п.). Многообразие видов социальных отклонений обуславливает множество форм социального контроля. Государство имеет монополию социального контроля, основанного на законе, поддержания порядка в обществе, определения системы наказания (если отклонение касается установленных государством и обществом норм и правил поведения, закрепленных в законах).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.235 (0.013 с.) |