Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические исследования: понятия, виды, программаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Прикладная социология имеет свою логическую структуру, представляя собой сочетание теоретических и эмпирических исследований. Прикладное социологическое исследование проводится с целью подтверждения или опровержения теорий, гипотез. Оно удовлетворяет потребности и заказы отдельных предприятий, организаций, партий или частных лиц, органов средств массовой информации и государственного управления. Оно имеет ряд этапов: 1) Подготовительный; 2) Полевой; 3) Подготовка к обработке и обработка информации; 4) Анализ информации и подготовка итогов документов исследования. На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовится программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материально-технического обеспечения. Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т. д. Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверке с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ. Анализ информации и подготовка итогов документов выступает как заключительный этап. Методологическим инструментом здесь становится программа, составленная на первом этапе. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы, а также оформляются результаты исследования. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе. Различают три вида социологического исследования: 1) пилотажное (разведывательное), 2) описательное, 3) аналитическое. Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50 – 100 человек. Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление. Аналитическое исследование – это самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер. От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное исследование отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают опредленную возрастную группу – кагорту) и исторические (когда состав кагорт меняется). Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать едино-образие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – трудность сохранения выборки от одного исследования до другого. Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В них изучается только молодежь. Во время проведения всех исследований проводят так называемый социальный мониторинг – создание программ и баз данных. Важнейшим социологическим документом является программа исследования. Она состоит из двух частей: методологической и процедурной. В методологическом разделе дается формулировка проблемы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, развертываются рабочие гипотезы. Процедурный раздел состоит из стратегического плана исследования, обоснования выборки исследования, из наброска основных процедур сбора данных и анализа исходных данных. В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на получение какого результата она будет направлена. Проблема – это всегда то, что не изучено. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете. С точки зрения определения задач, исследование может быть теоретическим и прикладным. Приступая к нему, нужно уточнить понятия – объект и предмет исследования. Объектом являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте. Объект исследования имеет следующие признаки: пространственные (город, страна, регион), временные (период и сроки проведения), отраслевые (вид изучаемой деятельности). Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный. Предмет включает в себя все стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае. Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе, это своеобразное движение к новому знанию. Существует три типа гипотез: 1. На количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными). 2. На объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе). 3. Прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.8 (0.008 с.) |