Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.7 Культура в системе социологического знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте План: 2.7.1 Общество как социокультурная система. 2.7.2 Культура и нормативная регуляция поведения. 2.7.3 Основные концепции культуры в современной социологии. 2.7.4 Функции культуры в обществе, ее структура. Основные формы культуры.
Общество как социокультурная система
Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В римскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств (утонченность, воспитанность и начитанность). При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта: 1) групповой характер общественной жизни; 2) поведение людей в группах, которое регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил. Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей взаимосвязаны, так как социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит, как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов. Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями – общество (социальная система) и культура (система культуры). В конце 60-х гг., этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. (О.И. Генисаретский, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов). В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к следующему: 1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни; 2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д. В современной западной социологии, начиная с 30-х гг., в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж.Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий «обществ» и «культура». При этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном – в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества. Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом. Отмечаются три характеристики культуры: 1) культура представляет собой систему ценностей, символов и значений; 2) культура – это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности; 3) культура – это все то, что транслируется от поколения к поколению. Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Следует различать два уровня в системе культурных ценностей: 1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом; 2) уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |