Раздел 1 Введение в социологию. Становление и основные этапы развития социологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Введение в социологию. Становление и основные этапы развития социологии



О.П. Пивоварова

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»

 

О.П. Пивоварова

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

Челябинск

УДК 001.891

ББК 72

П 32

 

 

Автор:О.П. Пивоварова – кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-правовых дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики».

Рецензенты: М.Д. Даммердоктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»;

Е.А. Терещук – кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Челябинского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;

И.Ю. Коробейникова – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математических, технических и естественнонаучных дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики».

 

Пивоварова, О.П.

Социология: учебное пособие / О.П. Пивоварова. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2012. – 134 с.

ISBN

 

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

В предлагаемом читателю пособии по общей социологии в систематическом порядке рассматриваются базовые темы программы, составляющие основу курса.

Оно предназначено как для студентов, обучающихся по направлениям: 230100.62 «Информатика и вычислительная техника»; 230200.62 «Информационные системы»; 230400.62 «Информационные системы и технологии»; 080100.62 «Экономика»; 080500.62 «Менеджмент»; 270300.62 «Архитектура»; 070600.62 «Дизайн»; 190700.62 «Технология транспортных процессов»; 270800.62 «Строительство»; 030900.62 «Юриспруденция» и преподавателей высших учебных заведений, так и для всех интересующихся социальными основами нашей жизни. Учебное пособие соответствует ГОС впо III поколения.

 

ISBN© Издательство ЧОУ ВПО «Южно-

Уральский институт управления и

экономики», 2012

© Пивоварова О.П., 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. .......................................................................................................................................5

Раздел 1 Введение в социологию. Становление и основные этапы развития социологии 7

Тема 1.1 Введение в социологию. Основные этапы развития социологии. Современная социология. 7

1.1.1 Определение социологии. Функции социологического знания. 7

1.1.2 Система социологического знания. Типы структур социологии.. 9

1.1.3 Основные этапы развития социологии.. 12

Раздел 2 Общество.. 20

Тема 2.1 Общество. Социальные институты.. 20

2.1.1 Основные подходы к определению понятия «общество».. 20

2.1.2 Признаки общества. Условия жизнедеятельности общества.......................24

 

2.1.3 Структурная композиция общества. 26

2.1.4 Социальные институты.. 29

Тема 2.2 Социальные организации.. 37

2.2.1 Основные черты социальной организации.. 37

2.2.2 Типы организаций. Основные элементы организаций.. 39

2.2.3 Марксистское учение о государстве как социальной организации

классово-антагонистического общества. Государство

и гражданское общество............................................................................................43

 

Тема 2.3 Социальные группы и общности.. 48

2.3.1 Понятие социальной общности и ее разновидности.. 47

2.3.2 Социальные группы. Виды социальных групп. Малая социальная группа 49

2.3.3 Этнические общности.. 55

Тема 2.4 Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальный статус. 58

2.4.1 Определение социальной стратификации. Критерии социальной стратификации 58

2.4.2 Исторические типы стратификации.. 59

2.4.3 Социальное неравенство и его причины.. 65

2.4.4 Социальная мобильность. Природа социальной мобильности.. 67

2.4.5 Социальный статус. 69

Тема 2.5 Социология пола и гендерных отношений.. 71

2.5.1 Определение гендера. 71

2.5.2 Гендерная культура и ее типы.. 73

2.5.3 Гендерная адаптация. Пол и гендер. Гендерные стереотипы.. 75

2.5.4 Гендерный конфликт. Гендерная проблема. 80

Тема 2.6 Личность как социальный тип.. 82

2.6.1 Человек. Индивид. Личность. 82

2.6.2 Личность и общество. Структура личности.. 85

2.6.3 Социализация. 89

2.6.4 Социальный контроль. 91

Тема 2.7 Культура в системе социологического знания. 94

2.7.1 Общество как социокультурная система. 94

2.7.2 Культура и нормативная регуляция поведения. 96

2.7.3 Основные концепции культуры в современной социологии.. 98

2.7.4 Функции культуры в обществе, ее структура. Основные формы культуры. Основные формы культуры..............................................................100

Тема 2.8 Социальные изменения. Концепции социального прогресса. 103

2.8.1 Концепция эволюционного и революционного развития общества. 103

2.8.2 Теория культурно-исторических типов. 108

2.8.3 Глобализация социальных и культурных процессов

в современном мире..................................................................................................111

 

Раздел 3 Методы социологического исследования. 114

Тема 3.1 Методы социологического исследования. 114

3.1.1 Социологические исследования: понятия, виды, программа. 114

3.1.2 Методы социологических исследований: метод опроса,

наблюдение, анализ документов..........................................................................118

 

Заключение. 123

Приложение 1.. 124

Приложение 2.. 125

Список литературы.. 127

 

 

Введение

 

 

Социология – одна из самых молодых, но содержательных наук об обществе. Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов; именно такие понятия и положения включены в данное учебное пособие.

Курс социологии нацелен на приобретение студентами знаний об окружающих их социальных явлениях и процессах в современном обществе. Социология развивает у студентов способности к анализу и прогнозированию развития социальных процессов. Изучение социологии является важнейшим условием формирования активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов. Современные условия диктуют необходимость подготовки специалистов, владеющих достаточно четким и конкретным набором теоретических и прикладных знаний о принципах функционирования современного общества, о социологическом знании в целом.

Предложенный в данном пособии учебный курс соответствует ФГОС ВПО третьего поколения по направлениям: 230100.62 «Информатика и вычислительная техника»; 230200.62 «Информационные системы»; 230400.62 «Информационные системы и технологии»; 080100.62 «Экономика»; 080500.62 «Менеджмент»; 270300.62 «Архитектура»; 070600.62 «Дизайн»; 190700.62 «Технология транспортных процессов»; 270800.62 «Строительство»; 030900.62 «Юриспруденция». Требования к результатам освоения рабочей учебной программы по социологии обусловили включение в пособие материала, способствующего формированию следующих общекультурных компетенций:

– способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

– способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

– способность прогнозировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе и возможное их развитие в будущем.

Основой для данного пособия стала программа учебного курса по социологии, который прошел апробацию в Южно-Уральском институте управления и экономики в течение 10 лет.

Цели и задачи изучения социологии можно сформулировать следующим образом. Студенты должны:

– получить представления об этой науке (о теоретических положениях и прикладной ее части, занимающейся проведением опросов и изучением общественного мнения;

– уметь объективно оценивать социальное состояние общества, ориентироваться в его внутренних проблемах;

– определять конфликтные ситуации в социальной сфере и находить пути их решения;

– выработать навыки научного анализа, объективного научного подхода к проблемам, связанным с общественными явлениями.

Знания, навыки и умения, приобретенные в ходе изучения дисциплины, позволят будущим специалистам ориентировать в сложном социальном мире.

Курс «Социология» изучается студентами всех форм обучения. Для студентов младших курсов данная дисциплина представляет особую трудность, что обусловлено сложностьютеоретических положений, дискуссионностью отдельных вопросов, насыщенностью фактическим материалом.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Экономика», «Политология», «Статистика», «Право», «Психология», «Философия», «История», «Культурология» и т. п.

Пособие подготовлено согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Социология». Оно является первой частью учебно-методического комплекса по социологии. В то же время, благодаря своей структуре, пособие может носить и самостоятельный характер. Структурно данное пособие состоит из трех разделов. В приложениях приводятся контрольные вопросы и дополнительные вопросы, необходимые для более полного освоения курса.

 

Типы структур социологии

 

В зависимости от критерия, положенного в основу типологии, выделяются три типа структур социологии.

Первая структура – микросоциология и макросоциология. Микросоциология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые, в свою очередь, определяют стабильность, революционные или эволюционные изменения в обществе.

В макросоциологии основное внимание уделяется моделям поведения – экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи и т. п. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Макро-социология относится к фундаментальной науке.

В современной науке на макросоциологическом уровне преобладают в основном два подхода:

1) функционализм Э. Дюркгейма, Т. Парсонса;

2) теории конфликта К. Маркса, Р. Дарендорфа.

Вторая структура состоит из общесоциологических теорий, теорий среднего уровня и конкретных социологических исследований. Общесоциологические теории исследуют общие закономерности социального развития.

Специальные социологические теории среднего уровня касаются одной отдельно взятой социальной общности, социальной группы. Существуют социологические теории семьи, студенчества, города, деревни, спорта, досуга и т. д. Такой термин введен в науку американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня позволяют обобщать и структурировать эмпирические социологические данные в пределах отдельных отраслей научного знания.

Частные или специальные социологические теории среднего уровня опираются на общую теорию, но, в свою очередь, развиваясь, дополняют ее, прочно связывая общесоциологические теории и эмпирические социологические данные.

С одной стороны, идут активные процессы дифференциации социологического знания. Это вызвано тем, что общество – сложнейшая структурированная система, и она усложняется по мере своего развития.

В последнее время выделили социологию гражданского общества, социологию рынка, рыночных отношений, социологию общественного мнения, социологию международных отношений, политическую социологию, экономическую социология, экологическую социологию.

С другой стороны, социология интегрируется с иными науками об обществе. Существуют, например, такие направления как экономическая социология, этносоциология, а также социально-экономические, социально-политические, историко-социологические исследования.

Третья структура социологии – фундаментальная теоретическая и прикладная эмпирическая наука. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы, что познается (определение объекта, предмета науки) и как познается (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня.

Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.

Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития: разработку концептуальной социологической модели исследования; познание социальной реальности; преобразование социальной действительности. В рамках теоретической социологии существуют различные социальные и частные социологические теории.

Прикладная социология предусматривает нахождение средств для осуществления социально значимых целей, осуществление практической реализации теоретической социологии, осуществление социального управления; реализацию методов социального планирования и прогнозирования.

Античный период

 

Первых социологов античности называют социальными фило­софами. Платон (427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Они изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции. Итогом теоретических изысканий становились практические рекомендации: как усовершенствовать общество. Поскольку в античности общество и государство не различали, оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон. Первым в истории трудом по общей социологии считается «Государство» Платона. Мыслитель подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса:

1) высший класс, состоящий из мудрецов, управляющих государством;

2) средний класс, включающий воинов, охраняющих государство от смуты и беспорядка;

3) низший класс, представляющий собой общность ремесленников и крестьян.

Высший класс, имея огромные привилегии, постоянно злоупотребляет властью. По мысли Платона, высший класс должен лишиться частной собственности, так как она развращает нравы людей; управлять обществом должны высокообразованные и талантливые люди, достигшие пятидесятилетнего возраста.

Аристотель. Согласно учению Аристотеля, опорой порядка выступал средний класс. В структуру общества также была включена богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Управлениегосударством эффективно, если пролетариат не отстранен от участия в управлении; интересы богатых контролируются обществом; средний класс многочис­леннее и сильнее, чем два других.

Общество, по Аристотелю, совершенствуется лишь в том случае, если осуществляется моральное совершенствованием людей и выравниваются жизненные шансы. Частной собственностью может владеть каждый, однако она не должна вредить нравам людей и развивать эгоистические интересы. Опасно для государ­ства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносил об­щество, в котором средний класс сильнее других.

 

Новое время (XV – XVII вв.)

Николо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) первым из мыслителей Ново­го времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Вглавном произведении Н. Макиавелли «Государь» акцент поставлен на поведении политического лидера. Социология стала и наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли считал, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

Первый закон: нашими действиями правят честолюбие и мотив власти. Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания, чтобы не попасть в зависимость от подчиненных. Третий закон: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу – такое наказание считается более справедливым, чем растянутое во времени.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Само государство он рассматривал как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».

Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого состояла в обеспечении мира и безопасности. Государство превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как идеологического орудия государственной власти для обуздания народа.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.). Широкую известность принёс Т. Мору его диалог «Утопия», который содержал описание идеального строя фантастического острова Утопия (с греческого языка буквально – «Нигдения»). Это место, которого нет; это придуманное слово стало впоследствии нарицательным. Впервые в истории человечества Мор изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления, но обобществлены производство и быт.

Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до шести часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистического быта, она организована не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Мор не мыслил себе революционного пути осуществления этого идеала, он был противником народных движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию. Написанная по латыни в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, «Утопия» в середине XVI в. была переведена на другие европейские языки. Она оказала большое влияние на реформаторов последующих столетий, в частности Э. Морелли, Г. Бабёфа, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей утопического социализма.

 

3. Классический этап (середина XIXначало XX вв.)

 

Этот этап отличается от предшествующего тем, что европейское общество окончательно и бесповоротно вступило на путь капиталистического развития. Наиболее яркие мыслители названного периода О. Конт и К. Маркс (застали начальную стадию капитализма), а также Э. Дюркгейм и М. Вебер (жили в условиях продвинутого капитализма). Естественно, что они описывали совершенно разные общества, отсюда и различие их взглядов.

Огюст Конт (1798 – 1857 гг.) дал имя социологии. В своем творчестве идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы, он выразил в положениях о необходимости создания точной и объективной науки об обществе. Новая наука называлась «социология».

О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии. Социология Конта разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития.

Социология призвана открывать универсальные законы развития и функцио­нирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход называют позитивизмом.

Общество же есть высшая реальность, по Конту. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием).

Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) выдвинул иной подход к пониманию общества. Его считают автором теории социального конфликта. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс выступал за революционный путь изменения общества, иные социологи – за реформистский путь.

В отличие от Конта Маркс придавал аномалиям, т. е. негативным сторонам капитализма, а именно эксплуатации, обнищанию, преступности, не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.

Антагонизм –непримиримое противоречие основных классов любого общества. Если существуют классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки.

Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное ими имущество и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 гг.) предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. Но Дюркгейм был уверен, что названные явления существуют независимо от индивида наподобие природных фактов. Одним из достижений французского социолога является создание новой методологии современной социологии.

Немало заслуг у Дюркгейма и перед научной теорией. Он счи­тал, что социальная солидарность цементирует и сплачивает человеческое общество, а разделение труда, т. е. специализация и распределение людей по профессиям, создает общественное целое. Солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Разделение труда вносит в общество разнообразие, и чем оно больше, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства, вступают во взаимодействие. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Договор покупателя с продавцом или предпринимателя с рабочим – форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, личность и коллектив дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов.

Макс Вебер (1864 – 1920 гг.) превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и созна­нием. Коллективное сознание – скорее метафора, нежели точное понятие.

«Класс», «государство», «общество» представляют собой собирательные понятия. Мы говорим о капиталисте, предпринимателе, рабочем или короле как о среднем, типичном, представителе данного слоя. Но предпринимателя или рабочего вообще не существует. Это абстракция, придуманная учеными для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений. Иначе их можно назвать идеальными типами.

Вебер подчеркивал, говоря о методах исследования, что уповать только на социальную статистику неправильно. Второй шаг – поиск мотивов, которые могут раскрыть содержательную связь явлений. Статистика и изучение мотивов, которые игнорировали О. Конт, К. Маркс и Э. Дюркгейм, являются взаимодополняющими друг друга частями социологического исследования.

Наблюдая цепочку реальных действий, социолог должен сконструировать правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов ее участников. Мотивы других людей мы раскрываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково.

Так Вебер подошел к теории социального действия, выделив следующие четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное.

Два последних не входят в предмет социологии, так как человек выполняет эти действия либо автоматически, сообразуясь с традициями, либо бессознательно, подчиняясь чувствам (аффектам). Только первые два он относил к социологии и называл их рациональными (осознанными).

Раздел 2 Общество

Определения общества

1) Общество – это установившееся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей и отношений, больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами, определяемая особенностями производства материальных и духовных благ (Г.В. Осипов);

2) Общество – это социальный организм, самостоятельное целое, мегасистема, включающая все виды сообществ и характеризующуюся целостностью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием (Г. Сбаровских).

Таким образом, общество предстает как органическое единство основных социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, организаций и социальных институтов), взаимодействующих на определенной исторически конкретной ценностно-нормативной основе, источником которой является культура данного общества.

Основной задачей системного подхода является объединение знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы быть основой единой теории общества. Это подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Системный подход дополняется детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход ярко выражен в марксизме. Общество в нем предстает как целостная система, состоящая из подсистем (которые, в свою очередь, можно рассматривать как системы): экономической, социальной, политической, идеологической.

 

Типология общества

За основные критерии типологии общественных систем берутся социальные индикаторы. Социальные индикаторы (или шкала ценностей) позволяют выяснить роль доминирующих связей и отношений, обеспечивающих устойчивое, стабильное и эффективное развитие.

В качестве подобных индикатороввыступают:

– соотношение форм собственности (частная, государственная, ассоциированная и др.);

– соотношение плановых и рыночных регуляторов экономики; формы и технология власти;

– соотношение производства, распределения и потребления;

– качество и уровень жизни граждан;

– социальная защищенность личности, ее права и свободы, их реальные гарантии.

На основе таких социальных показателей все общественные системы подразделяются на два типа– устойчивые и неустойчивые (дисперсные):

1) для устойчивых систем характерно, прежде всего, наличие многообразных форм собственности, широкая демократия, естественноисторический характер развития;

2) неустойчивые типы общества, как правило, носят переходный характер.

По характеру взаимодействия с другими системами типы общества делятся на «открытые» и «закрытые»:

– общество закрытого типа отличается относительной самоизоляцией, неразвитыми внешними связями;

– для открытых общественных систем характерно широкое взаимодействие и связь с окружающим миром, включенность в общемировое развитие, рациональное освоение международного передового опыта форм организации социальной жизни, быстрые темпы развития.

Наиболее известными классификациями являются деление общества на следующие типы:

 

Социальные институты

 

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Ролевые отношения в семье

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на следующие:

– супружеские (жена, муж);

– родительские (мать, отец);

– детские (сын, дочь, брат, сестра);

– межпоколенные и внутрипоколенные роли (дед, бабка; старший, младший) и т. д.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласиемили ролевым конфликтом. Ролевой конфликтможет проявляться как:

1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных (рост самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях), и негативных для общества последствий (демографическое поведение, снижение рождаемости и увеличение смертности).

Элементы организации

 

В организации выделить отдельные элементы: социальную структуру, цели, участников, технологии, внешнее окружение.

1. Социальная структура. Социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения. Социальная структура организации различается по степени формализации.

Формальная социальная структура – это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции (например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей).

Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на регламентах, положениях и закреплены в официальных документах.

Формальная организация имеет сильную тенденцию превращаться в бюрократическую систему. В социологии существуют противоположные оценки и характеристики этой системы. М. Вебер высоко оценивал возможности бюрократии. По М. Веберу, идеальный типбюрократии включает следующие свойства:

– управленческая деятельность осуществляется постоянно;

– власти и компетенции каждого уровня и индивида в аппарате управления четко очерчены, что образует основной принцип контроля над чиновником;

– управленческая деятельность становится особой профессией; существует система образования по подготовке чиновников, управленческие функции документируются;

– в управлении господствует принцип безличности.

Главное достоинствобюрократии, по М. Веберу, – это высокаяхозяйственно-экономическая эффективность:точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный же недостаток – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

В качестве противовеса возникают и функционируют неформальные организации. Неформальные организациипредставляют собой спонтанно сложив­шуюся систему социальных связей, взаимодействий или норм межличностных и межгруппового общения.

Неформальная организация как непосредственная спонтанная общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагает личностные неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формальных предписаний. В ней нет жестокого закрепления безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, преобладают групповые нормы.

2. Цели. Не имеющая цели организация бессмысленна, она не существует продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. По А.И. Пригожину, существуют три взаимосвязанных вида организационных целей.

Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Предприятиям они даются министерством или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов), это задания, которые определяют целевое существование организаций.

Цели-ориентации – это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

Цели-системы – это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т. е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Цели-системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации.

3. Члены организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определенным набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.

4. Технология. Технология представляет собой совокупность основных характеристик процесса производства (создания) того или иного продукта. Технология алгоритмизирует деятельность.

5. Внешнее окружение. Организация существует в физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Организация всегда взаимодействует с окружением.

 

Этнические общности

 

Социальный статус

 

Социальный статус(от лат. status – положение) представляет собой соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

Статусы как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.222.124 (0.029 с.)