Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социологических исследований: метод опроса, наблюдение, анализ документов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует много методов сбора социологических данных: опрос, наблюдение, анализ документов. Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Негативные факторы данного метода: 1) личность опрашиваемого (он не всегда обладает хорошей памятью, высоким уровнем культуры), 2) качества самого социолога (он может не найти контакт с опрашиваемым), 3) присутствие посторонних, 4) несоблюдение анонимности. Основными видами опроса выступают анкетный опрос и интервью. Они бывают сплошные и выборочные, массовые и экспертные, индивидуальные и групповые, устные и письменные, одноразовые и многоразовые, очные и заочные, стандартизированные и нестандартизированные. Специфика опросных методов заключается в том, что в них реализуется система вопрос – ответ с последующей обработкой результатов. Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводной части, содержательной и заключительной частей. Самое сложное задание при проведении анкетного опроса – правильно сформулировать сами вопросы анкеты. Оптимальное время заполнения анкеты: 35 – 45 минут (на 25 – 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из ста человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице. По способу распространения анкеты делятся на следующие виды: – раздаточные (социолог вручает анкету и ждет ее заполнения), – почтовые, – прессовые (через печатный орган), – телетайпные. По типу исследовательских задач анкеты бывают: – глубинные, – фокусированные (по конкретной ситуации), – стандартизированные (статистические данные), – социометрические (о малых группах). По уровню компетентности респондентов: 1) массовый (мнение неспециалиста); 2) симптоматический (знание информации без осмысления); 3) экспертный (опрос специалистов). Социологическое интервью – это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. Важен контакт с опрашиваемым. Существуют несколько видов интервью: 1) формализованное интервью – поведение респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником, содержащим закрытые вопросы, и инструкцией по его заполнению, предназначенной для интервьюера; 2) интервью с открытыми вопросами предполагает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность вопросов и их формулировки; респондент дает ответы в свободной форме, а задачей интервьюера является их четкая фиксация; 3) фокусированное интервью имеет своей целью сбор данных по поводу конкретной информации, явлений, их последствий и причин; 4) глубиннее интервью предполагает обсуждение заранее определен-ной темы и соответствующего ей предварительного круга вопросов; последовательность вопросов не закрепляется в единой форме; с каждым новом респондентом характеристики могут меняться, включая новые вопросы, аспекты проблемы; 5) свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы, определяется только тема интервью. Социологическое наблюдение – это один из основных методов сбора информации. Здесь прямой контакт, можно фиксировать особенности поведения людей, получать оперативную и объективную информацию из первых рук. Недостаток метода в том, что социолог невольно может вмешаться в события, поэтому его желательно использовать вкупе с другими методами. Процесс наблюдения подразделяется на подготовительный, полевой и заключительный. При невключенном наблюдении наблюдатель находится вне изучаемого объекта, он не задает вопросов, при включенном же наблюдении он находится в контакте с наблюдаемыми (оно бывает скрытым и открытым). Лабораторное наблюдение осуществляется в искусственно созданных условиях, полевое – в реальной жизненной среде. Систематическое наблюдение проводится по графику, при эпизодическом же наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации строго не учитывается. Случайное наблюдение – это такое наблюдение, когда ничего заранее не оговорено и фиксируются интересные факты. Эксперимент – это такой метод исследования, с помощью которого путем управления ситуацией проверяются и испытываются гипотезы о причинных связях. Он основан на создании модели рассматриваемого явления. Для него характерно активное вмешательство исследователя, планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, а также контроль за всеми существенными факторами, возможные комбинации с другими факторами. По характеру процедур эксперименты бывают реальные и мысленные, когда проверяются не реальные явления, а информация о них. При проведении модельного эксперимента проверка гипотез производится не на реальных объектах, а на их заменителях – на натурных моделях. По специфике поставленной задачи различаются научные и прикладные эксперименты, проективные и ретроспективные (направленные в будущее или в прошлое), одно и многофакторные. По характеру логической структуры они бывают параллельные (существует экспериментальная и контрольная группы) и последовательные (контрольная группа отсутствует). По характеру ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные. Проводить экспериментальное исследование сложно, поскольку трудно устранить влияние отношений, находящихся за чертой эксперимента и добиться его чистоты. Анализ документов является важной областью социологии. Документ всегда несет знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-то носителе. Документы можно классифицировать по разным основаниям: 1) по способу фиксации информации документы делятся на письменные (вербальные и статистические), фонетические и иконографические; 2) по статусу источника документы делятся на неофициальные и официальные; 3) по критерию авторства разделяются на индивидуальные и коллективные; 4) по опосредованности – на первичные и вторичные документы; 5) по спонтанности появления – на заданные и самопроизвольные документы. С целью преодоления субъективизма в подходе к документам, был разработан контент-анализ. Контент-анализ – это метод качественно-количественного анализа массива документов с целью получения информации об объективной реальности. В тексте выделяются ключевые понятия. Элементами контент-анализа являются: отдельное слово, суждение, персонаж. Потом определяют частоту их повторения. Существуют разные способы для анализа документов. Часто для решения конкретных управленческих задач, для анализа конкретной проблемной ситуации применяется оперативное социологическое исследование, которое сразу же должно дать способы решения данной проблемы. Заключение С древнейших времен человека интересовали проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей, проблемы организации социального пространства, проблемы социальной реальности. Однако понимание необходимости изучения социологии появилось сравнительно недавно. Переходный период, становление нового общества в России конца XX – начала XXI вв. вызвал определенный интерес к социологии. Опыт западных государств вне сомнения: уровень массового социологического сознания существенно влияет на социальные процессы. Потребность в основах социологического образования в нашей стране очевидна: в непрофильных вузах (около 600 государственных и 300 негосударственных) ведется подготовка специалистов нового поколения с опорой на социологическое знание; накоплен значительный опыт преподавания социологии для будущих экономистов, юристов, менеджеров, программистов, дизайнеров и т. д. – всех тех, кто пополнит ряды специалистов, способных стать субъектом нового российского общества. Социология занимает одну из ведущих позиций в блоке социально-гуманитарных дисциплин, призванных развивать гражданственность, общую культуру, способствовать формированию профессиональных компетенций специалиста любого профиля. Социология – молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются новые направления. Как целостная наука об обществе она дает ответы на фундаментальные мировоззренческие вопросы, связанные как с жизнью отдельного человека, так и общества в целом. Анализ современных социальных проблем общества и отдельных социальных групп; диагностика, объяснение, прогнозирование и оптимизация социальных процессов и социальных отношений; их регулирование и управление – все это не только необходимые составляющие компетенций специалиста любого профиля, но и важные составляющие компетенции человека, члена общества, гражданина. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Вопросы для самопроверки 1. Парадигма, предмет, структура социологического знания. 2. Функции социологического знания. 3. Типы структур социологии. 4. Основные этапы развития зарубежной социологической мысли. 5. Основные этапы развития социологии в России. 6. Общество как социальная система. 7. Признаки общества. Условия жизнедеятельности общества. 8. Структурная композиция общества. 9. Социальные институты. 10. Семья как социальный институт. 11. Основные черты социальной организации. 12. Типы организаций. Основные элементы организаций. 13. Государство и гражданское общество. 14. Понятие социальной общности и ее разновидности. 15. Социальные группы и общности. 16. Этнические общности. Нация. 17. Малая социальная группа. 18. Социальная стратификация. 19. Исторические типы стратификации. 20. Социальный статус личности. 21. Социальная мобильность. 22. Социализация. 23. Социальные изменения и социальная стабильность. 24. Социология конфликтов. 25. Социология пола и гендерных отношений 26. Гендерная адаптация. Пол и гендер. 27. Гендерный конфликт. Гендерная проблема. 28. Социальный контроль. 29. Личность как биосоциальная система. Человек. Индивид. Личность. 30. Личность и общество. Структура личности. 31. Культура в социологическом знании. 32. Общество как социокультурная система. 33. Основные концепции культуры в современной социологии. 34. Функции культуры в обществе, ее структура. Основные формы культуры. 35. Концепция эволюционного и революционного развития общества. 36. Теория культурно-исторических типов. 37. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире. 38. Социологические исследования: понятия, виды, программа. 39. Методы социологического исследования. Приложение 2 Вопросы для самостоятельной подготовки (темы сообщений, докладов, рефератов) Разделы: социальное пространство и социальная структура, развитие общества, социальная стратификация, социальная мобильность, социальные институты, отклоняющееся поведение, семья и брак, политические институты общества, методы социальных наук. 1. Структура общественного мнения. 2. Общественное мнение: методы изучения. 3. Общественное мнение: механизм, формирование и функции. 4. Управление общественным мнением. 5. Статусная несовместимость. 6. Статусная кристаллизация. 7. Статусная консистентность. 8. Общество среднего класса. 9. Закрытость и открытость российского общества. 10. Маргинализация в России. 11. Миграционная система современной России. 12. Рынок иностранной рабочей силы. 13. Вынужденная миграция и беженцы. 14. Эволюция социальных институтов. 15. Агенты и инструменты социального контроля. 16. Трактовки отклоняющегося поведения. 17. Делинквентное поведение. 18. Криминальное поведение. 19. Профессиональная преступность. 20. Хозяйственная преступность. 21. Корыстная преступность. 22. Организованная преступность. 23. Жизненный цикл семьи. 24. Добрачное поведение. 25. Исторические формы брака. 26. Классификация типов брака. 27. Современная семья: распределение ролей, проблема лидерства. 28. Кризис института семьи и брака. 29. Выборы как политический институт. 30. Дисфункции избирательных институтов. 31. Структура анкеты и виды вопросов. 32. Маркетинговые исследования. 33. Эффект интервьюера. Список основной литературы 1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. Учебное пособие для вузов / Т.З. Адамьянц. – М.: Дрофа. 2009. – 204 с. 2. Бачинин В.А. Социология: энцикл. словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 287 с. 3. Иванов Д.В. Социология: теория и история: учеб. пособие для студ. вузов / Д.В. Иванов. – М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2006. – 160 с. 4. Кравченко А.И. Социология. Учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2008. – 534 с. 5. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект, 2006. – 508 с. 6. Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. вузов / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2006. – 534 с. 7. Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. вузов / А.И. Кравченко. – М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2008. – 431 с. 8. Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. вузов / А.И. Кравченко. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. 9. Кравченко А.И. Социология: учебник для студ. вузов / А.И. Кравченко. – СПб.: Питер, 2011. – 431 с. 10. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник для студ. вузов / С.А. Кравченко. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2007. – 750 с. 11. Радугин А.А. Социология: курс лекций: учеб. пособие для студ. вузов / А.А. Радугин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2008. – 223 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.166.215 (0.009 с.) |