Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кадровые, нормативные, инфраструктурные условияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Российские школы не уступают странам с высоким уровнем ВВП по показателям теоретической подготовки учителей. Согласно исследованию TEDS-M (TeacherEducationStudy), в 2008 г. резуль- таты российских студентов педвузов превышали средние меж- дународные показатели. Однако лишь 5% студентов, участво- вавших в исследовании, уверены в том, что преподавательская деятельность будет их профессией на всю жизнь. Началось обновление инфраструктуры общего образова- ния. Выделение средств на улучшение материально-техниче- ской базы учреждений и закупку оборудования в рамках Наци- онального проекта «Образование», национальной образователь- ной инициативы «Наша новая школа» способствовало росту доли общеобразовательных учреждений, условия обучения в которых соответствуют современным требованиям (с 14% в 2006 г. до 66% в 2010 г). Однако вложения в инфраструктуру, как известно, пря- мо не ведут к повышению качества образовательных результатов. В последнее время удалось продвинуться в институциональ- ных реформах, основные направления которых были определе- ны в 2000‑е гг. Завершается формирование нормативной базы, обеспечивающей реализацию в системе образования современ- ных организационных и экономических механизмов. В боль- шинстве субъектов Федерации в разных вариантах вводится новая система оплаты труда (на основе интенсивности и резуль- тативности, на основе окладного принципа, на основе тарифов), нормативно-подушевое финансирование, развивается практика публичной отчетности образовательных учреждений и участия общественности в управлении (управляющие советы). Приня- тие подготовленного проекта закона «Об образовании в Россий- ской Федерации» призвано закрепить новую модель российской системы образования. С повышением образовательного уровня родителей возрас- тает активность семей в образовании детей. Современные рос- сийские родители стали активнее заниматься с детьми разными видами деятельности, которые обеспечивают готовность к овла- дению навыками успешного обучения в школе. По данным ис- следования PIRLS (2006 г.), родители 75% учащихся активно об- учали своих детей чтению в дошкольный период. Родители все более ответственно подходят к выбору школы,
уделяют много внимания поддержке обучения детей в началь- ных классах. Исследования показывают1, что большинство ро- дителей видят необходимость активно участвовать в образова- нии ребенка, как в дошкольный период, так и в старшей школе. Улучшились показатели наличия в семьях книг, журналов, ком- 1 Исследование «Анализ и экспертиза ресурсов семей, местного сообщества и со- циокультурной среды в образовании и социализации детей и подростков», проведенное РАНХ по заказу авторской группы данного доклада. Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 308 309 пьютеров. Развиваются родительские клубы и сообщества, ори- ентированные на задачи воспитания и образования. По данным опросов Фонда общественного мнения1, не ме- нее 54% респондентов признают ситуацию, сложившуюся сегод- ня в сфере образования, хорошей (12%) или удовлетворитель- ной (42%). По данным Левада-Центра2, в 2011 г. 3% респондентов оценили состояние системы образования в России как отличное, 24% — как хорошее и 48% — как посредственное. Не удовлетво- рены нынешней системой образования лишь 21% россиян. При этом 32% опрошенных считают, что их дети и внуки могут полу- чить хорошее образование в России. * * * Таким образом, сегодня в России решена базовая проблема до- ступности образования. По отдельным направлениям существу- ют очаги высокого качества образования. Вместе с тем ожидания населения и потребности экономической и социально-культур- ной модернизации страны превышают достигнутый «достаточ- ный для стран с аналогичным подушевым ВВП» уровень образо- вания и ставят существенно более амбициозные задачи. 1.2. Сегодняшние вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции Очевидно, что ряд слабых элементов сферы образования и соци- ализации, а также негативные тенденции в традиционно силь- ных сегментах создают риск снижения качества и конкуренто- способности российского образования. 1.2.1. Недостаточная доступность услуг дошкольного образования Дошкольное образование и воспитание, система заботы о ран- нем детстве сегодня приобрели особую значимость. Это связано, во‑первых, с ростом потребности в таких услугах в связи с об- щим повышением рождаемости в России; во‑вторых, с тем, что
в последние годы проведен ряд исследований, подтверждающих высочайшую эффективность инвестиций в ранний возраст для 1 Опрос «ФОМнибус» от 4–5 июня 2011 г. 2 Общественное мнение-2011. М.: Левада-Центр, 2012. выравнивания стартовых возможностей детей, повышения ка- чества последующего образования и качества человеческого ка- питала в целом. Многие развитые страны, опираясь на эти дан- ные, сделали дошкольное образование всеобщим или стремятся к максимальному охвату детей вариативными программами раннего развития. По показателям зачисления в ДОУ (чистый показатель зачис- ления мальчиков и девочек в возрасте 3–5 лет составляет 59%) Российская Федерация находится между развитыми и развива- ющимися странами: среднее значение аналогичного показателя для ЕС-19 составляет 80%, однако для стран ОЭСР, не входящих в ЕС, он равен всего лишь 57%1. По данным Росстата, охват детей в возрасте 1–6 лет дошколь- ными образовательными учреждениями в 2010 г. составил около 60% от общего количества детей. Этот показатель неуклонно рас- тет (58,1% — в 2005 г.; 59,8% — в 2010 г.), но все еще остается ниже уровня 1991 г., когда охват составлял 63%. Следует также отме- тить, что охват дошкольным образованием существенно разли- 1 EducationataGlance, 2010. 20 40 60 80 1990 1995 2000 2005 2010 _____ _____ _____ _____ ___ ______ ___ _____ ___ ____ Рис. 3. Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет, %, по годам Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 310 311 чается по возрастным группам: в возрасте от 1 года до 3 лет он составляет всего 32,5%. На сегодняшний день, по данным Департамента общего обра- зования Министерства образования и науки РФ, в списках детей, нуждающихся в устройстве в образовательные учреждения, реа- лизующие основную общеобразовательную программу дошколь- ного образования, числятся около 1,5 млн чел. По ряду причин экономического характера, а также из-за не- дооценки важности дошкольного образования на этапе от предро- дового периода до трех лет, в существующих региональных систе- мах образования акцент смещается на предоставление услуг детям от трех до семи лет, причем наибольшее внимание и финансиро- вание получают учреждения и группы для детей пяти–семи лет. Одной из причин низкого охвата детей дошкольным обра- зованием является недостаток учреждений. По данным Мини- стерства образования и науки с 1995 по 2009 г. число дошколь- ных образовательных учреждений сократилось с 68,6 тыс. до 45,3 тыс. при одновременном росте рождаемости с 2000 г. в сред- нем на 2,3% в год. В отдельных субъектах Федерации в 2010 г. де- фицит мест превышал 10% от приема в дошкольные учреждения. Такая ситуация не только осложняет будущие образовательные 5555 5350 5300 5200 5000 5110 5200 5400 5600 5750 5800 5950 5950 6100 6050 6200 5100 5005 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 4990 4900 4850 4800 4800 4800 4800 4800 4800 4800 4800 4800 4800 4800 _____ _ ________ 3–6 ___ (___.__) ____ _ _ (___.) Рис. 4. Соотношение мест в ДОУ и количества детей в возрасте 3–6 лет траектории большого числа детей, но и является источником со- циального напряжения. Показатели очередности свидетельствуют о том, что внутрен- ние резервы расширения охвата системой дошкольного образо- вания уже исчерпаны. Пик потребности в местах в дошкольных образовательных учреждениях придется на 2015 г., после чего
начнется постепенное сокращение численности детей дошколь- ного возраста. В такой ситуации необходимо найти оптималь- ный баланс между привлечением инвестиций в строительство традиционных дошкольных учреждений и стимулированием развития вариативных форм, негосударственного сектора и го- сударственно-частного партнерства. В настоящее время доля негосударственных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования, составляет не более 2% от их общего числа. Серьезным препятствием в раз- витии негосударственного сектора до недавнего времени явля- лось отсутствие равного доступа к бюджетному финансированию. В 2011 г. внесены изменения в законодательство, гарантирую- щие бюджетное финансирование услуг негосударственных до- школьных образовательных учреждений. Сегодня важно реали- зовать законодательную норму на практике. Дошкольное образование в большей степени, чем другие уровни системы образования, зависит от заинтересованно- сти и участия родителей. Оно представляет собой динамически развивающийся рынок услуг, пользующихся большим спросом, вариативных и ориентированных на ребенка. Развитию этого рынка мешают сохраняющиеся барьеры в развитии негосудар- ственного сектора, избыточная регламентация предоставления услуг (СанПИн, СНИП и др.), высокие ставки арендной платы.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.01 с.) |