Инвестиции в человеческий капитал. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиции в человеческий капитал.



Цели:

• сохранение и наращивание конкурентного преимущества

в сфере человеческого капитала;

• предотвращение «утечки мозгов», бегства элиты и переноса

центров прибыли фирм новой экономики за рубеж.

Россия имеет значительные преимущества в сфере человеческо-

го капитала. По уровню душевого ВВП Россия находится в груп-

пе стран с доходами выше среднего, по доступности первичного

образования — в группе безусловных лидеров, по распространен-

ности высшего (третичного) образования также входит в первую

тридцатку стран. Россия имеет значительный научный потенциал,

мощные научно-образовательные школы в ряде областей (напри-

мер, математическое образование). Эти особенности предопре-

деляют, с одной стороны, недостаточную конкурентоспособность

России в сфере промышленной сборки (завышенные социальные

стандарты в связи с высоким уровнем образования и доходов),

с другой — значительный потенциал успешного постиндустриаль-

ного развития. Между тем весь этот потенциал остается практи-

чески незадействованным в интересах ускорения экономическо-

го роста. Основные причины такого положения вещей:

• недоинвестированность сфер человеческого капитала; в со-

ответствии с выводами Комиссии по экономическому росту

Раздел I. Новая модель роста

и развитию Всемирного банка желательный уровень инвести-

ций в образование, подготовку кадров и здравоохранение —

7–8% ВВП, в том числе 5–6% ВВП — государственные инве-

стиции;

• общие недостатки институциональной среды и делового кли-

мата, не способствующие реализации инновационного потен-

циала и стимулирующие «утечку мозгов» или перенос центров

прибыли и центров капитализации зарубеж;

• нереформированность сфер здравоохранения, образования

и науки, определяющая низкий уровень конкуренции, сла-

бость рыночных стимулов.

Исправлению этого положения соответствуют следующие основ-

ные элементы политики в сфере человеческого капитала:

• повышение доли государственных расходов на образование

и здравоохранение до уровня 5–6% ВВП;

• реорганизация системы ВУЗов (укрупнение), разработка си-

стемы рейтингования и оценки ВУЗов, реализация принци-

па «деньги следуют за учеником», выход на эффективный кон-

тракт с преподавателем;

• финансирование исследовательских программ как части фи-

нансирования ведущих вузов; стимулирование международ-

ной интеграции вузовской науки;

• развитие частного спроса в образовании, образовательного

кредитования и ваучерного софинансирования;

• развитие системы медицинского страхования и рынка меди-

цинских услуг, различных вариантов подушевого финансиро-

вания;

• информатизация медицины (электронная карта пациента,

единые информационные системы).

Глава 2.

Стратегии улучшения делового климата_ и повышения инвестиционной

привлекательности в целях перехода

к модели устойчивого роста

Основные выводы и рекомендации

• На фоне обостряющейся конкуренции за инвестиции

Россия в последние годы демонстрировала сравнительное

ухудшение качества деловой среды, государственного

управления и инвестиционной привлекательности

в сравнении с другими странами-лидерами догоняющего

развития.

• Прагматический подход к проблеме институтов:

заниматься не широким спектром одновременных

институциональных реформ, а последовательным снятием

наиболее значимых институциональных ограничений

и искажений, препятствующих экономическому росту; при

сокращении поля реформ правительство вынуждено

принимать бoльшую ответственность за их

результативность.

• В рамках улучшения делового климата и повышения

инвестиционной привлекательности необходима реформа

Уголовного кодекса и правоприменительной практики

в отношении бизнеса, меры по законодательной защите

конкуренции, меры по изменению мотивации госаппарата,

снижение барьеров входа на рынок, сокращение

регулирующих функций государства и его присутствия

в экономике.

53

• Для защиты прав инвесторов предлагается ввести

механизм «красной кнопки», Уполномоченного по защите

прав инвесторов, необходимо сформировать

Национальный совет по совершенствованию правового

регулирования предпринимательской и инвестиционной

деятельности.

Стратегия улучшения делового климата

(институциональная стратегия) и стратегия

повышения инвестиционной привлекательности

(инвестиционная стратегия) являются ключевыми

элементами формирования условий для новой

модели экономического роста. Они необходимы для

того, чтобы продвинуться в решении важнейших

проблем современной стадии развития российской

экономики. К таким проблемам относятся

чрезмерная зависимость от конъюнктуры внешних

рынков, недостаток «длинных» денег

и качественных инвестиций, быстрый рост

внутренних цен, низкая конкурентоспособность

российских товаров. Все эти проблемы не решаемы

без улучшения качества деловой среды

и инвестиционного климата. Эти стратегии

требуют дальнейшей проработки; в данном разделе

представлены лишь общие цели и направления

указанных стратегий, основные меры по их

реализации перечислены не полностью. Стратегии

должны стать на среднесрочную перспективу

постоянно действующими механизмами выработки

приоритетов, последовательности действий и мер,

направленных на решение тех или иных задач

в улучшении делового климата и повышении

инвестиционной привлекательности, разработки

механизмов контроля результативности, а также

постоянного мониторинга положения дел

в соответствующих сферах.

1. Текущая ситуация

и вызовы международной конкуренции

Институциональные проблемы представляют собой традицион-

ный вызов для стран с формирующимися и развивающимися

рынками. Сокращение институционального отставания, улуч-

шение делового климата является элементом стратегии дого-

няющего развития. Улучшение ___________делового климата и институ-

циональной среды позволяет повысить конкурентоспособность

страны на более высоком уровне развития, сделать конкурент-

ными товары и услуги более высокого технологического уров-

ня. Поэтому это также и необходимый элемент модернизации

экономики.

Реальный экономический рост происходит на микроуровне: в ко-

нечном итоге это рост работающих в экономике компаний. Макроэ-

кономические усилия окажутся недостаточными, если не будут сопро-

вождаться созданием комфортных условий на микроуровне.

Эти проблемы особенно обостряются по мере глобализации

мировой экономики, когда свободное перемещение ресурсов,

капиталов и технологий делает особенно острой проблему кон-

куренции юрисдикций — территорий, на которых будут располо-

жены наиболее капиталоемкие элементы производственной це-

почки, а также центры прибыли. Улучшение делового климата — это

необходимый элемент конкуренции за инвестиции.

1.1. Деловой климат

и инвестиционная привлекательность России в контексте

международных сопоставлений

Центральная проблема перехода к новой модели роста (эконо-

мике предложения) — это улучшение делового климата. Цен-

тральный вызов в этой сфере — происходящее ослабление

позиций России в институциональной и инвестиционной кон-

куренции.

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

54 55

Таблица 1. Динамика (изменение позиций) стран в рейтингах Мирового банка,

характеризующих качество государственного управления и правовой среды,

2005–2009 гг.

Эффективность

правительства

Качество

регулирования

Верховенство

закона

Контроль

коррупции

Сумма

изменений

Бразилия +2 −1 +10 +6 +17

Китай +8 −2 +4 +8 +18

Индия +1 −4 −2 +4 −1

Индонезия +9 +6 +6 +7 +28

Малайзия −3 −6 −1 −7 −17

Мексика +3 −2 −7 +1 −5

Казахстан +13 +2 +6 +1 +22

Россия +3 −11 +1 −16 −23

Таиланд −6 −2 −5 −4 −17

Турция +3 0 +3 +4 +10

Анализ институциональной динамики России в рамках па-

нели лидеров догоняющего развития1 показывает, что за по-

следние годы Россия ухудшила свои позиции, переместившись

из второго эшелона этой группы стран в конец третьего эшелона.

Это демонстрирует ее отставание в институциональных улучше-

ниях от основных конкурентов на рынке инвестиций.

В рейтинге Doing Business Россия потеряла 23 позиции, про-

демонстрировав худшую динамику из всех стран панели. В рей-

тинге конкурентоспособности IMD Россия в 2007 г. занимала

5-е место в панели десяти лидирующих развивающихся стран,

а в 2011 г.— уже только 9-е.

1 Страны, демонстрировавшие высокие темпы роста до кризиса и восстановив-

шие их в 2010 г., страны-лидеры по росту притока инвестиций в 2010 г.— Бра-

зилия, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Мексика, Таиланд, Турция, Юж-

ная Африка. В панель также добавлен Казахстан, конкурент России на рынке

инвестиций и член Таможенного союза. Таким образом, кроме России панель

включает 10 стран.

В рейтингах Мирового банка, характеризующих качество ре-

гулирования и правовой среды (Government Effectiveness, Regulatory

Quality, Rule of Law, Control of Corruption), Россия также

на протяжении последних пяти лет продемонстрировала мак-

симальное ухудшение позиций в рамках выбранной панели (см.

табл. 1). Обращает на себя внимание тот факт, что за послед-

ние пять лет институционально наиболее слабые страны энер-

гично улучшали свои показатели (Китай, Бразилия, Индонезия),

в то время как институциональные лидеры (Малайзия, Таиланд)

демонстрировали регресс. Россия же, занимая место в первой

группе, показала динамику, характерную для второй.

Более детальный анализ позволяет выявить «черные дыры» —

основные зоны институциональных провалов. Так, в рейтинге

Doing Business Россия занимает худшие позиции в специфика-

ции «международная торговля». Россия в гораздо меньшей сте-

пени ориентирована на международную кооперацию, чем все

передовые страны догоняющего развития. Главными проблем-

ными точками здесь являются режим пересечения границы, за-

________

___________

__________

__ ____________

__________

__  _____-

_____

_________

________

_______   ______ ______ __________

___________

________

    _________

__________

__________

________ ___________

______

200

150

100

_______

______

_________

________

________

_____

_______

________

Рис. 1. Россия среди продвинутых развивающихся стран.

Doing business, 2011

Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата...

56 57

бюрократизированность процедур и недостаточное налоговое

стимулирование экспорта.

Также худшие позиции Россия занимает в спецификации «за-

щита инвесторов» (наряду с Китаем) и «разрешение на строи-

тельство» (наряду с Индией и Китаем); худшие показатели в вы-

бранной панели Россия продемонстрировала и по показателю

сложности подключения к электрическим сетям. Значительно

ухудшились в последние годы показатели России в спецификации

«создание предприятий», т. е. возросли барьеры входа на рынок.

В рейтинге конкурентоспособности IMD Россия демонстри-

рует существенное отставание от партнеров по панели в спец-

ификации «эффективность бизнеса». Основные проблемные

зоны — «цены», «институциональное окружение», «законодатель-

ство для бизнеса», «продуктивность и эффективность бизнеса»,

«практика менеджмента». Ухудшение ситуации в области госу-

дарственного управления в рейтингах Всемирного банка (WGI

WB) связано со значительным регрессом в области качества ре-

гулирования (–11) и в области контроля коррупции (–16).

Опросы в рамках мониторинга деловой конъюнктуры и рабо-

ты предприятий (Business Environment and Enterprise Performance

Survey, BEEPS), проводимые ЕББР совместно со Всемирным бан-

ком, также указывают на негативную динамику в области кор-

рупции и в доступе к сетям. Последняя проблема, указанная еще

в 2005 г. предпринимателями как одна из самых малозначимых,

в 2008 г. вышла на 4-е место в списке наиболее острых проблем.

Традиционными провалами в конкурентоспособности россий-

ской экономики, по версии «Индекса глобальной конкурентоспо-

собности Всемирного экономического форума» (GCI WEF), оста-

ются слабость институтов, низкая эффективность товарного рын-

ка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка

(непрозрачность, неравные условия конкуренции, создаваемые

преференциями, получаемыми госбанками), а также недостаточ-

ная продвинутость бизнеса (см. табл. 2). За время кризиса пози-

ции России по этим направлениям продолжали ухудшаться, что

отразилось и в снижении общего рейтинга. Особенно показатель-

ными выглядят ухудшения в группе данных, характеризующих

конкурентоспособность инновационной стадии развития.

Недостатки деловой среды и регулирования ведут к главному

эффекту — низкой деловой активности. Это обстоятельство на-

глядно отражено в данных «Глобального мониторинга предпри-

нимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), демонстриру-

ющих, что уровень предпринимательской активности в России

примерно в 4 раза ниже, чем в Бразилии и Китае, и в 2–3 раза

ниже, чем в Мексике, Турции и ЮАР.

Таким образом, можно выделить следующие «черные дыры»

делового и инвестиционного климата:

1) защита инвестиций;

2) коррупция;

3) барьеры входа на рынок;

4) режим международной торговли (прежде всего — режим пе-

ресечения границы);

5) финансовый рынок;

6) доступ к сетям.

Таблица 2. Спецификации индекса глобальной конкурентоспособности

Всемирного экономического форума (GCI WEF) для России

и их посткризисная динамика

2008 2010 2011

Базовые факторы 56 65 63

Институты 110 118 128

Инфраструктура 59 47 48

Макроэкономика 29 79 44

Здоровье и первое образование 59 63 68



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.43.17 (0.08 с.)