Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инвестиции в человеческий капитал.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цели: • сохранение и наращивание конкурентного преимущества в сфере человеческого капитала; • предотвращение «утечки мозгов», бегства элиты и переноса центров прибыли фирм новой экономики за рубеж. Россия имеет значительные преимущества в сфере человеческо- го капитала. По уровню душевого ВВП Россия находится в груп- пе стран с доходами выше среднего, по доступности первичного образования — в группе безусловных лидеров, по распространен- ности высшего (третичного) образования также входит в первую тридцатку стран. Россия имеет значительный научный потенциал, мощные научно-образовательные школы в ряде областей (напри- мер, математическое образование). Эти особенности предопре- деляют, с одной стороны, недостаточную конкурентоспособность России в сфере промышленной сборки (завышенные социальные стандарты в связи с высоким уровнем образования и доходов), с другой — значительный потенциал успешного постиндустриаль- ного развития. Между тем весь этот потенциал остается практи- чески незадействованным в интересах ускорения экономическо- го роста. Основные причины такого положения вещей: • недоинвестированность сфер человеческого капитала; в со- ответствии с выводами Комиссии по экономическому росту Раздел I. Новая модель роста и развитию Всемирного банка желательный уровень инвести- ций в образование, подготовку кадров и здравоохранение — 7–8% ВВП, в том числе 5–6% ВВП — государственные инве- стиции; • общие недостатки институциональной среды и делового кли- мата, не способствующие реализации инновационного потен- циала и стимулирующие «утечку мозгов» или перенос центров прибыли и центров капитализации зарубеж; • нереформированность сфер здравоохранения, образования и науки, определяющая низкий уровень конкуренции, сла- бость рыночных стимулов. Исправлению этого положения соответствуют следующие основ- ные элементы политики в сфере человеческого капитала: • повышение доли государственных расходов на образование и здравоохранение до уровня 5–6% ВВП; • реорганизация системы ВУЗов (укрупнение), разработка си- стемы рейтингования и оценки ВУЗов, реализация принци- па «деньги следуют за учеником», выход на эффективный кон-
тракт с преподавателем; • финансирование исследовательских программ как части фи- нансирования ведущих вузов; стимулирование международ- ной интеграции вузовской науки; • развитие частного спроса в образовании, образовательного кредитования и ваучерного софинансирования; • развитие системы медицинского страхования и рынка меди- цинских услуг, различных вариантов подушевого финансиро- вания; • информатизация медицины (электронная карта пациента, единые информационные системы). Глава 2. Стратегии улучшения делового климата_ и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста Основные выводы и рекомендации • На фоне обостряющейся конкуренции за инвестиции Россия в последние годы демонстрировала сравнительное ухудшение качества деловой среды, государственного управления и инвестиционной привлекательности в сравнении с другими странами-лидерами догоняющего развития. • Прагматический подход к проблеме институтов: заниматься не широким спектром одновременных институциональных реформ, а последовательным снятием наиболее значимых институциональных ограничений и искажений, препятствующих экономическому росту; при сокращении поля реформ правительство вынуждено принимать бoльшую ответственность за их результативность. • В рамках улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности необходима реформа Уголовного кодекса и правоприменительной практики в отношении бизнеса, меры по законодательной защите конкуренции, меры по изменению мотивации госаппарата, снижение барьеров входа на рынок, сокращение регулирующих функций государства и его присутствия в экономике. 53 • Для защиты прав инвесторов предлагается ввести механизм «красной кнопки», Уполномоченного по защите прав инвесторов, необходимо сформировать Национальный совет по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности. Стратегия улучшения делового климата (институциональная стратегия) и стратегия повышения инвестиционной привлекательности (инвестиционная стратегия) являются ключевыми
элементами формирования условий для новой модели экономического роста. Они необходимы для того, чтобы продвинуться в решении важнейших проблем современной стадии развития российской экономики. К таким проблемам относятся чрезмерная зависимость от конъюнктуры внешних рынков, недостаток «длинных» денег и качественных инвестиций, быстрый рост внутренних цен, низкая конкурентоспособность российских товаров. Все эти проблемы не решаемы без улучшения качества деловой среды и инвестиционного климата. Эти стратегии требуют дальнейшей проработки; в данном разделе представлены лишь общие цели и направления указанных стратегий, основные меры по их реализации перечислены не полностью. Стратегии должны стать на среднесрочную перспективу постоянно действующими механизмами выработки приоритетов, последовательности действий и мер, направленных на решение тех или иных задач в улучшении делового климата и повышении инвестиционной привлекательности, разработки механизмов контроля результативности, а также постоянного мониторинга положения дел в соответствующих сферах. 1. Текущая ситуация и вызовы международной конкуренции Институциональные проблемы представляют собой традицион- ный вызов для стран с формирующимися и развивающимися рынками. Сокращение институционального отставания, улуч- шение делового климата является элементом стратегии дого- няющего развития. Улучшение ___________делового климата и институ- циональной среды позволяет повысить конкурентоспособность страны на более высоком уровне развития, сделать конкурент- ными товары и услуги более высокого технологического уров- ня. Поэтому это также и необходимый элемент модернизации экономики. Реальный экономический рост происходит на микроуровне: в ко- нечном итоге это рост работающих в экономике компаний. Макроэ- кономические усилия окажутся недостаточными, если не будут сопро- вождаться созданием комфортных условий на микроуровне. Эти проблемы особенно обостряются по мере глобализации мировой экономики, когда свободное перемещение ресурсов, капиталов и технологий делает особенно острой проблему кон- куренции юрисдикций — территорий, на которых будут располо- жены наиболее капиталоемкие элементы производственной це- почки, а также центры прибыли. Улучшение делового климата — это необходимый элемент конкуренции за инвестиции. 1.1. Деловой климат и инвестиционная привлекательность России в контексте международных сопоставлений Центральная проблема перехода к новой модели роста (эконо- мике предложения) — это улучшение делового климата. Цен- тральный вызов в этой сфере — происходящее ослабление позиций России в институциональной и инвестиционной кон- куренции. Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 54 55 Таблица 1. Динамика (изменение позиций) стран в рейтингах Мирового банка, характеризующих качество государственного управления и правовой среды, 2005–2009 гг. Эффективность правительства Качество регулирования Верховенство закона Контроль коррупции Сумма изменений Бразилия +2 −1 +10 +6 +17 Китай +8 −2 +4 +8 +18 Индия +1 −4 −2 +4 −1 Индонезия +9 +6 +6 +7 +28 Малайзия −3 −6 −1 −7 −17 Мексика +3 −2 −7 +1 −5 Казахстан +13 +2 +6 +1 +22 Россия +3 −11 +1 −16 −23
Таиланд −6 −2 −5 −4 −17 Турция +3 0 +3 +4 +10 Анализ институциональной динамики России в рамках па- нели лидеров догоняющего развития1 показывает, что за по- следние годы Россия ухудшила свои позиции, переместившись из второго эшелона этой группы стран в конец третьего эшелона. Это демонстрирует ее отставание в институциональных улучше- ниях от основных конкурентов на рынке инвестиций. В рейтинге Doing Business Россия потеряла 23 позиции, про- демонстрировав худшую динамику из всех стран панели. В рей- тинге конкурентоспособности IMD Россия в 2007 г. занимала 5-е место в панели десяти лидирующих развивающихся стран, а в 2011 г.— уже только 9-е. 1 Страны, демонстрировавшие высокие темпы роста до кризиса и восстановив- шие их в 2010 г., страны-лидеры по росту притока инвестиций в 2010 г.— Бра- зилия, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Мексика, Таиланд, Турция, Юж- ная Африка. В панель также добавлен Казахстан, конкурент России на рынке инвестиций и член Таможенного союза. Таким образом, кроме России панель включает 10 стран. В рейтингах Мирового банка, характеризующих качество ре- гулирования и правовой среды (Government Effectiveness, Regulatory Quality, Rule of Law, Control of Corruption), Россия также на протяжении последних пяти лет продемонстрировала мак- симальное ухудшение позиций в рамках выбранной панели (см. табл. 1). Обращает на себя внимание тот факт, что за послед- ние пять лет институционально наиболее слабые страны энер- гично улучшали свои показатели (Китай, Бразилия, Индонезия), в то время как институциональные лидеры (Малайзия, Таиланд) демонстрировали регресс. Россия же, занимая место в первой группе, показала динамику, характерную для второй. Более детальный анализ позволяет выявить «черные дыры» — основные зоны институциональных провалов. Так, в рейтинге Doing Business Россия занимает худшие позиции в специфика- ции «международная торговля». Россия в гораздо меньшей сте- пени ориентирована на международную кооперацию, чем все передовые страны догоняющего развития. Главными проблем- ными точками здесь являются режим пересечения границы, за- ________ ___________ __________ __ ____________ __________ __ _____- _____ _________ ________ _______ ______ ______ __________ ___________ ________ _________ __________ __________ ________ ___________ ______ 200 150 100 _______ ______ _________ ________ ________ _____ _______ ________ Рис. 1. Россия среди продвинутых развивающихся стран. Doing business, 2011 Раздел I. Новая модель роста Глава 2. Стратегии улучшения делового климата... 56 57 бюрократизированность процедур и недостаточное налоговое
стимулирование экспорта. Также худшие позиции Россия занимает в спецификации «за- щита инвесторов» (наряду с Китаем) и «разрешение на строи- тельство» (наряду с Индией и Китаем); худшие показатели в вы- бранной панели Россия продемонстрировала и по показателю сложности подключения к электрическим сетям. Значительно ухудшились в последние годы показатели России в спецификации «создание предприятий», т. е. возросли барьеры входа на рынок. В рейтинге конкурентоспособности IMD Россия демонстри- рует существенное отставание от партнеров по панели в спец- ификации «эффективность бизнеса». Основные проблемные зоны — «цены», «институциональное окружение», «законодатель- ство для бизнеса», «продуктивность и эффективность бизнеса», «практика менеджмента». Ухудшение ситуации в области госу- дарственного управления в рейтингах Всемирного банка (WGI WB) связано со значительным регрессом в области качества ре- гулирования (–11) и в области контроля коррупции (–16). Опросы в рамках мониторинга деловой конъюнктуры и рабо- ты предприятий (Business Environment and Enterprise Performance Survey, BEEPS), проводимые ЕББР совместно со Всемирным бан- ком, также указывают на негативную динамику в области кор- рупции и в доступе к сетям. Последняя проблема, указанная еще в 2005 г. предпринимателями как одна из самых малозначимых, в 2008 г. вышла на 4-е место в списке наиболее острых проблем. Традиционными провалами в конкурентоспособности россий- ской экономики, по версии «Индекса глобальной конкурентоспо- собности Всемирного экономического форума» (GCI WEF), оста- ются слабость институтов, низкая эффективность товарного рын- ка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка (непрозрачность, неравные условия конкуренции, создаваемые преференциями, получаемыми госбанками), а также недостаточ- ная продвинутость бизнеса (см. табл. 2). За время кризиса пози- ции России по этим направлениям продолжали ухудшаться, что отразилось и в снижении общего рейтинга. Особенно показатель- ными выглядят ухудшения в группе данных, характеризующих конкурентоспособность инновационной стадии развития. Недостатки деловой среды и регулирования ведут к главному эффекту — низкой деловой активности. Это обстоятельство на- глядно отражено в данных «Глобального мониторинга предпри- нимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), демонстриру- ющих, что уровень предпринимательской активности в России примерно в 4 раза ниже, чем в Бразилии и Китае, и в 2–3 раза ниже, чем в Мексике, Турции и ЮАР. Таким образом, можно выделить следующие «черные дыры» делового и инвестиционного климата: 1) защита инвестиций; 2) коррупция; 3) барьеры входа на рынок; 4) режим международной торговли (прежде всего — режим пе- ресечения границы); 5) финансовый рынок; 6) доступ к сетям. Таблица 2. Спецификации индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (GCI WEF) для России и их посткризисная динамика 2008 2010 2011 Базовые факторы 56 65 63 Институты 110 118 128
Инфраструктура 59 47 48 Макроэкономика 29 79 44 Здоровье и первое образование 59 63 68
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.011 с.) |