Денежно-кредитная политика и финансовый сектор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежно-кредитная политика и финансовый сектор



Цели:

• использование сырьевой ренты в целях стимулирования эко-

номического роста и поддержания макроэкономической ста-

бильности;

• сокращение инфляции;

• стимулирование сбережений и повышение нормы накопления;

• повышение роли внутренних факторов в регулировании де-

нежного предложения, позволяющих смягчить зависимость

от внешней конъюнктуры;

Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста

38 39

• повышение устойчивости и эффективности финансового сек-

тора.

В последние годы согласованным Правительством Российской

Федерации и Банком России приоритетом в денежной политике

являлась противоречивая задача: сглаживания колебаний валют-

ного курса и сокращения инфляции. Однако по факту выполнялась

лишь первая часть задачи — существенно снизить инфляцию от-

носительно достигнутого еще в середине 2000‑х гг. уровня в 10–

12% не удавалось. Годовая инфляция колебалась в течение года

в диапазоне 8–12% (за исключением 2007 и 2010 гг.). Такой уро-

вень инфляции не соответствует сформулированным выше усло-

виям выхода на траекторию устойчивого экономического роста

(требование однозначной инфляции). Кроме того, подобная де-

нежная политика (подразумевающая активное присутствие ЦБ

на валютном рынке) вела к тому, что процентная ставка не рабо-

тала как механизм, регулирующий денежное предложение. От-

рицательная (по большей части) ставка являлась причиной от-

рицательных депозитных ставок, что в свою очередь снижало

склонность к сбережению и стимулировало рост потребления.

В связи с этим одним из важнейших элементов политики фор-

мирования условий новой модели роста предлагается частичное

изменение приоритетов денежной политики. Главным приоритетом

становится снижение инфляции до уровня ниже 5%. Такая политика

приведет к изменению механизма денежного предложения — сни-

жению роли валютного рынка и росту роли процентной ставки;

в результате должен произойти переход к активному использо-

ванию операций рефинансирования, а не интервенций на валют-

ном рынке, как способу предоставления ликвидности банковской

системе. В этом случае возникнут условия для развития внутрен-

него рынка «длинных денег» и замещения им спекулятивных по-

токов капитала из-за рубежа. Отметим, что в сложившейся ситуа-

ции на глобальных финансовых рынках подобный переход будет

не только желаемым, но и вынужденным, так как в условиях воз-

обновляющихся кризисов доверия на мировом рынке все более

серьезной угрозой для России становится отток капитала, а не его

приток, что было характерно для середины 2000‑х гг.

Предложенный «маневр» сопряжен с очевидными рисками:

волатильность курса окажет отрицательное влияние на конку-

рентоспособность российской промышленности, ограничение

присутствия Центрального банка на валютном рынке приведет

к временному росту реальных кредитных ставок и росту вола-

тильности процентных ставок. Для снижения этих рисков стра-

тегия снижения инфляции должна сопровождаться целым рядом

реформ в финансовом секторе (подробнее см. главу 7), а также ак-

тивными мероприятиями по ограничению немонетарных фак-

торов инфляции, что подразумевает дальнейшее реформирова-

ние монопольных секторов экономики и снижение общего уров-

ня монополизма, активные мероприятия, направленные на рост

конкурентности внутренних рынков, снижение барьеров входа

на рынок и прочих мероприятий по улучшению деловой среды.

Бюджетная политика

Цели:

• создание условий долгосрочной макроэкономической ста-

бильности и стабильности государственных финансов;

• стабилизация и последующее снижение бюджетной нагруз-

ки к ВВП;

• рационализация фискальной нагрузки на экономику в целях

ослабления ее негативного влияния на экономический рост;

• адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняю-

щего развития (модернизации).

Макроэкономическая стабильность, бывшая в 2000‑е гг. конку-

рентным преимуществом России, в последние годы оказалась в

значительной степени расшатана как вследствие нестабильно-

сти внешней среды, так и в силу чрезмерного роста бюджетных

расходов.

Если до кризиса в рейтинге конкурентоспособности Всемир-

ного экономического форума по параметру макроэкономиче-

ской стабильности Россия находилась на 29-м месте (что зна-

чительно выше общего рейтинга страны), то после кризиса она

переместилась на 79-е место. Такой скачок связан не только

с фактическим ухудшением показателей, но и с переоценкой ка-

чества макроэкономической стабильности 2000‑х гг. Как показал

кризис, избранная модель поддержания макроэкономической

стабильности не учитывала реальный уровень рисков, в дей-

ствительности бюджетная политика в предкризисные годы была

проциклической. В последнем рейтинге конкурентоспособности

2011–2012 гг. Россия переместилась по макроэкономическому

Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста

40 41

показателю на 44-е место, однако дальнейшему улучшению по-

казателей мешают высокая по мировым меркам инфляция, зна-

чительный спад реальных ставок и угроза бюджетного дефицита.

Меры по формированию модели долгосрочной макроэконо-

мической и бюджетной стабильности должны включать:

• новый механизм сдерживания роста расходов и использования

рентных доходов, накапливаемых в периоды высоких мировых

цен на сырье и энергоносители: бюджетное правило, включаю-

щее ограничения на размеры долга и механизм использова-

ния резервных фондов;

• бюджетный маневр в области структуры государственных рас-

ходов. Инвестиции в человеческий капитал должны стать

своего рода альтернативой перекосу в сторону текущего по-

требления, характерного для предкризисного периода. Два

других приоритетных направления — инвестиции в инфра-

структуру, а также в развитие институтов и экосреды для ин-

новационной деятельности и собственно стимулирование ин-

новаций (подробнее см. в разделе 2).

3.2. Разработка стратегии улучшения делового климата,

развития конкуренции, повышения инвестиционной

привлекательности и качества инвестиций

(институциональная и инвестиционная стратегии)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.008 с.)