Улучшение делового климата и защита конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улучшение делового климата и защита конкуренции



Цели:

• повышение уровня деловой активности и внутренней конку-

ренции как средство перехода к новой модели роста;

• снижение искажающего эффекта на рыночные стимулы избы-

точного государственного вмешательства в экономику;

• сокращение государственного и монопольного секторов эко-

номики;

• снижение уровня коррупции;

• повышение уровня защищенности и стимулирование инве-

стиций.

Выработка институциональной стратегии, направленной на по-

вышение эффективности внутреннего рынка и привлечение

инвестиций,— ключевой элемент экономической политики,

ориентированной на формирование условий устойчивого эко-

номического роста. Базовым элементом этой стратегии должно

стать усиление рыночных стимулов развития за счет роста уров-

ня конкуренции на внутреннем рынке.

Если в начале 2000‑х гг. макроэкономические проблемы вы-

глядели главным вызовом экономике, блокирующим перспек-

тивы экономического роста, то сейчас макроэкономические меры,

напротив, не произведут системного эффекта, если не будут подкре‑

плены соответствующими институциональными изменениями.

Институциональное отставание остается важнейшим вызовом

для стран догоняющего развития. Как показывает опыт, институ-

циональное отставание является приемлемым ограничением при

запуске экономического роста, достигаемого за счет использова-

ния базовых факторов или пакета «простых» реформ (дешевые

ресурсы, низкая стоимость рабочей силы, стимулирование вну-

треннего спроса, финансовая либерализация), однако становится

все более значимым ограничителем при решении задачи поддержа‑

ния роста в долгосрочном периоде.

Нормативный подход к проблеме институтов в странах догоня-

ющего развития предполагает широкий фронт реформ, направ-

ленных на улучшение институтов, ориентацию на образцы (раз-

витые страны) при заимствовании и трансплантации институтов,

возможность снижения темпов роста в краткосрочном перио-

де в целях обеспечения стабильных долгосрочных темпов роста.

Однако, как показывает опыт, наиболее динамично развива-

ющиеся страны используют преимущественно другой, редукцио‑

нистский (прагматический) подход к проблеме институтов, который

предполагает не широкий фронт преобразований, но диагности‑

ку и устранение критических препятствий, в наибольшей степени

сдерживающих экономический рост. При такой политике высокие

темпы экономического роста остаются главной задачей прави-

тельства, сопряженной с последовательным улучшением инсти-

туциональной среды в целях поддержания роста. Основным ме-

тодом является не копирование институциональных образцов,

но поиск функциональных соответствий, учитывая то обстоя-

тельство, что уровень реформированности различных институ-

тов будет разным. Этот подход не означает отказа от проведения

широких институциональных преобразований, но подразумева-

ет выстраивание прагматической иерархии приоритетов.

Раздел I. Новая модель роста Глава 1. Новая модель экономического роста

42 43

Разработка институциональной стратегии для России в рам-

ках такого прагматического подхода предполагает:

1) диагностику наиболее острых институциональных проблем,

сдерживающих возможности экономического роста, и опре-

деление плана шагов и мер по их устранению;

2) ориентированность на институциональное соревнование с лиде-

рами догоняющего развития — странами, с которыми России

предстоит конкурировать за привлечение инвестиций на ми-

ровом рынке.

Анализ наиболее острых проблем, сдерживающих возможности

экономического роста в России, позволяет говорить о пробле-

ме низкой деловой активности, связанной с неблагоприятными

факторами деловой среды и государственного регулирования,

и проблеме низкой внутренней конкуренции как центральных

недостатках российского рынка. Основными негативными фак-

торами в этой сфере являются:

1) чрезмерное неравенство прав рыночных агентов, связанное

с коррупцией и избирательным применением законов;

2) барьеры входа на рынок для новых компаний;

3) искажающее влияние государственного и монопольных сек-

торов;

4) чрезмерное и неэффективное регулирование экономической

деятельности;

5) недостаточные темпы реструктуризации старых компаний,

получающих государственную поддержку в разных формах;

6) слабое развитие инструментов государственно-частного пар-

тнерства, направленных на стимулирование инвестиций

и создание новых высокопроизводительных рабочих мест.

Проблема повышения деловой активности и уровня внутрен-

ней конкуренции может рассматриваться в качестве ключевой

в силу того, что она имеет ярко выраженные макроэкономиче-

ский и структурный аспекты, непосредственно связанные с зада-

чами перехода к новой модели роста и преодоления недостатков

старой модели, а также с общими целями догоняющего развития.

• Конкуренция как макроэкономический фактор, формирующий

условия для адекватного роста предложения при росте плате-

жеспособного спроса (переход от «экономики спроса» к «эко-

номике предложения»), способствующий созданию стимулов

для роста эффективности, повышения производительности

труда, снижению издержек.

• Конкуренция как структурный фактор: конкуренция обеспечи-

вает перераспределение ресурсов в соответствии с сигнала-

ми рынка.

• Конкуренция и цели развития. Именно рост конкуренции ведет

к формированию спроса на инновации со стороны бизнеса,

высокий уровень конкуренции является необходимым усло-

вием перехода к инновационной стадии развития.

Конкуренция — не техническая, а политическая проблема. По-

пытки снизить давление государственной бюрократии на биз-

нес предпринимались неоднократно, однако всякий раз конча-

лись неудачей. По сути, эти попытки сводились к введению новых

норм, призванных ограничить или регламентировать бюрократи-

ческие практики и полномочия, и терпели неудачу в силу того, что

базовое распределение прав на рынке оставалось прежним. Бес-

перспективными выглядят попытки ограничить права бюрокра-

тии «сверху», т. е. бюрократическими методами. Более продуктив-

ной могла стать тактика наделения более широкими правами са-

мих участников рынка (ограничение прав бюрократии «снизу»).

Более подробную проработку подходов и конкретных мер

Стратегии улучшения делового климата см. в главе 2.

Данное направление требует особенно тщательной прора-

ботки, потому что действительно является ключевым фактором

формирования условий устойчивого экономического роста и не-

посредственно сопряжено с решением других проблем, создаю-

щих препятствия на этом пути.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.008 с.)