Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциация на уровне школ
На фоне общего роста имущественной и культурной диффе- ренциации населения становится все более заметной и тен- денция дифференциации школ по качеству образования. Вы- деляется сегмент школ (как сельских, так и городских), стойко демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступе- нях образования. В разных регионах России таких учреждений насчитывается от 4–5 до 25%. В отдельных субъектах Федера- ции треть детей обучается в школах, в которых до 50% выпуск- ников 11-х классов в 2011 г. получили на ЕГЭ по математике не более 45 баллов. В таких школах, как правило, почти нет от- личников и участников олимпиад, но много детей с трудно- стями в обучении, с неродным русским языком, с девиант- ным поведением. Другая группа общеобразовательных учреждений — это шко- лы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углублен- ным изучением предметов), которые обеспечивают высокий уровень подготовки и предоставляют широкий выбор дополни- тельных образовательных услуг. Количество таких школ в России растет в течение последних двух десятилетий на фоне общего со- кращения школьной сети. Несмотря на то, что лицеи и гимназии составляют около 5% общего числа школ в стране, в них обучаются почти 13% всех уча- щихся в системе общего образования. Количество школ продви- нутого уровня сильно различается по регионам. Так, в Санкт- Петербурге они составляют 42% от общего числа школ, и в них обучаются 50% учащихся. А в Забайкальском крае и Еврейской автономной области школ продвинутого уровня по 2%, и в них учатся лишь 7% школьников. Отсутствие четких критериев и прозрачной процедуры полу- чения и подтверждения статуса учреждения повышенного уров- ня, законодательно установленных норм открытости данных о качестве программ и результатах обучения в них привело к ро- сту числа гимназий и лицеев, не обеспечивающих высокого каче- ства образования. Так, в 159 школах (40% учреждений, участво- вавших в проекте «Социальный навигатор»1) учащиеся получили на ЕГЭ по математике меньше 50 баллов, и среди них 36 учреж- дений имеют статус школы с физико-математическим уклоном. Между тем с начала 1990‑х гг. сложилась практика финанси- рования школ продвинутого уровня по повышенному нормативу.
Они, как правило, получали поддержку в рамках Приоритетно- го национального проекта «Образование». Направление ресур- сов в сектор успешных школ увеличило разрыв между ними и от- стающими школами, где обычно концентрируются дети из семей с низким социальным и культурным капиталом, но при этом не решило в полной мере задачу формирования «точек роста» и ресурсных центров территориальных сетей. Дифференциация школ по качеству образования порожда- ет конкуренцию за места, приводит к выстраиванию системы барьеров и селекции при поступлении (конкурсный отбор, те- стирование) и создает почву для коррупции. Успешные и благо- получные семьи всеми силами пытаются перевести детей из от- стающих школ в школы с высоким качеством образования, что усугубляет дифференциацию. Законодательное закрепление в 2011 г. принципа зачисления в школы по месту жительства ста- ло важным свидетельством внимания власти к проблеме, одна- ко данный принцип нуждается в эффективных процедурах ре- ализации. С другой стороны, предложенное решение приводит к ограничению свободы выбора образовательного учреждения потребителем и, что наиболее существенно, не решает пробле- му дифференциации качества образования. Рассматриваемый тренд — один из наиболее опасных в современ- ном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной ка- чественной школы, формированию сегмента учреждений, которые будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабили- тации. При этом образование перестает выполнять функцию соци- ального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию. 1 Мультимедийный информационный ресурс РИА Новости, созданный совмест- но с Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования (НП МАМСО) — http://ria.ru Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 320 321 Образовательные сети не соответствуют особенностям Расселения В России продолжается активная урбанизация: численность на- селения крупных городов растет, а малых и средних сел — сокра- щается. Увеличивается доля мельчайших сел (с числом жителей
менее 500 человек), происходит их обезлюдение. Мельчайшие села несомасштабны современной российской основной школе: нет достаточной численности детей соответствующих возрастов для наполнения классов, трудно сформировать коллектив педа- гогов-предметников, оснастить школу учебным и лабораторным оборудованием, содержать здание школы и т. д. Изменившейся системе расселения не соответствуют сети со- циального обслуживания (учреждения образования, здравоох- ранения, культуры и спорта), спроектированные и построенные в советское время. При такой численности населения в огром - ном сегменте населенных пунктов нельзя организовать нормаль - ное функционирование учреждений социально -культурной сферы, даже детских садов и начальных школ. Кроме того, содержание малокомплектных школ является крайне затратным для мест- ных бюджетов. В последние годы в большинстве регионов проведена мас- штабная модернизация сети общеобразовательных учреждений в сельской местности. Число школ там сократилось почти на чет- верть. При этом имело место не только закрытие школ, но и их присоединение к другим, более крупным, с лучшими кадровы- ми и материальными ресурсами. Были созданы базовые школы и ресурсные центры, обеспечивающие доставку детей из близле- жащих населенных пунктов, часть которых оснащена современ- ным телекоммуникационным и компьютерным оборудовани- ем для реализации программ дистанционного обучения. Однако полностью решить задачу обеспечения равного качества образо- вательных услуг независимо от места жительства пока не удалось. Рассогласование сложившейся сети образовательных уч- реждений и изменившейся системы расселения проявляется и в крупных городах, где часто возможности дополнительного образования и школы с углубленным изучением тех или иных предметов сосредоточены в малонаселенных центральных рай- онах. В них также остро проявляется разобщенность деятельно- сти учебных заведений и учреждений культуры, спорта. 1.2.6. Стагнация внешкольного образования и воспитания В советское время эффективность школы во многом определя- лась ее встроенностью в более широкую систему социализации, а функции воспитания детей и передачи им социального опыта были распределены между семьей, школой, системой дополни- тельного образования, детскими организациями, детским кине- матографом, радио и СМИ. В настоящее время эти «подпор- ки» или отсутствуют (разрушены), или не выполняют в прежней степени своих функций. Вся ответственность за социализацию и воспитание детей возложена на школу, которая испытывает очевидный дефицит, как современных воспитательных техноло- гий, так и ресурсов, обеспечивающих их применение. Попыткой усиления воспитательного компонента в содержа- нии образования стало включение 10-и часов внеурочной дея- тельности в основную образовательную программу начального общего образования в рамках нового ФГОС НОО. Однако недо- статочная проработанность организационно-финансовых меха- низмов уже привела к неравенству доступа детей к внеурочной деятельности в разных регионах — субъекты РФ финансиру- ют разные ее объемы: от 2-х до 10-и часов, средний показатель
по РФ в 2011 г. составил 5,6 часа — и риску профанации идеи. Международные исследования последних 40 лет свидетельствуют, что поддержка всех видов образования вне школы критически важ- на для психологического и социального развития детей, для их об- разовательных достижений. Россия — одна из немногих стран, где обеспечивается госу- дарственное финансирование учреждений дополнительного об- разования детей. За последние десятилетия система дополни- тельного образования потеряла значительную часть кадровых и материальных ресурсов. С 2004 г. финансирование этих уч- реждений переложено с субъектов РФ на муниципальные обра- зования, что явилось причиной дисбаланса между спросом се- мей на дополнительное образование и возможностями системы. В настоящее время услугами дополнительного образования ох- вачено 10,9 млн детей или 49,1% от численности россиян в воз- расте 5–18 лет. В последнее десятилетие сохранение относитель- но высокого уровня охвата — при его снижении в абсолютных величинах — обеспечивается во многом за счет усиления плат- ности дополнительного образования. По данным репрезента- Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа 322 323 тивных социологических опросов, проведенных по заказу НИУ ВШЭ в 2010 г., в среднем по России только 52% семей, в которых дети посещали занятия по программам дополнительного обра- зования, не оплачивали соответствующие услуги. Таким образом, и в сфере дополнительного образования ста- новится заметной тенденция к снижению доступности услуг для детей, находящихся в неблагоприятном социально-экономиче- ском положении. Кроме того, в последние годы сократилась сеть клубов по месту жительства, ориентированных в значительной степени на данную целевую группу. При этом исследования по- казывают, что участие во внешкольном образовании особенно важно именно для данной категории детей, так как оно компен- сирует негативное влияние неблагоприятного экономического положения семьи, повышает шансы ребенка на успехи в школе. Сильной трансформации подверглась традиционно значимая сфера социализации — детский спорт. Число спортивных школ и секций растет, но нередко они ориентированы на перспекти- вы перехода в коммерческий «большой спорт», и это порождает раннюю селекцию и отсев детей. Сократилось число библиотек для детей: с 4522-х учреждений
в 1995 г. до 3926-и — в 2008 г. В период с 2005 по 2010 г. число дет- ских оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тыс. Практически перестали существовать детские и молодежные обще- ственные организации (если они и действуют, то очень локально). Из всех существующих сетей социальных услуг (культу- ра, спорт, здравоохранение) образовательная сеть сохранилась как наиболее масштабная. В некоторых регионах образователь- ные учреждения являются единственным центром социальной и культурной организации общества. Однако в новых финансо- во-экономических условиях ресурсные возможности школ для решения задач социализации и воспитания снижаются: груп- пы продленного дня закрываются, ставки педагогов-психологов и социальных педагогов сокращаются. Развитие социальной ин- фраструктуры детства заметно отстает от запросов семей, этому вопросу практически не уделяется внимания в градостроитель- ной политике. В последние годы в России отсутствует единая межведом- ственная политика социализации детей и молодежи, не реали- зуются даже федеральные целевые программы «Дети России» и «Молодежь России». Стагнация внешкольного образования и воспитания создает ри- ски формирования у молодежи негативной социальной идентично- сти, распространения в подростковой среде таких форм девиантного поведения, как алкоголизм, употребление наркотиков, самоубийства, а также нарастания в обществе экстремизма, насилия и национали- стических настроений.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.034 с.) |