Дифференциация на уровне школ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация на уровне школ



На фоне общего роста имущественной и культурной диффе-

ренциации населения становится все более заметной и тен-

денция дифференциации школ по качеству образования. Вы-

деляется сегмент школ (как сельских, так и городских), стойко

демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступе-

нях образования. В разных регионах России таких учреждений

насчитывается от 4–5 до 25%. В отдельных субъектах Федера-

ции треть детей обучается в школах, в которых до 50% выпуск-

ников 11-х классов в 2011 г. получили на ЕГЭ по математике

не более 45 баллов. В таких школах, как правило, почти нет от-

личников и участников олимпиад, но много детей с трудно-

стями в обучении, с неродным русским языком, с девиант-

ным поведением.

Другая группа общеобразовательных учреждений — это шко-

лы повышенного уровня (лицеи, гимназии, школы с углублен-

ным изучением предметов), которые обеспечивают высокий

уровень подготовки и предоставляют широкий выбор дополни-

тельных образовательных услуг. Количество таких школ в России

растет в течение последних двух десятилетий на фоне общего со-

кращения школьной сети.

Несмотря на то, что лицеи и гимназии составляют около 5%

общего числа школ в стране, в них обучаются почти 13% всех уча-

щихся в системе общего образования. Количество школ продви-

нутого уровня сильно различается по регионам. Так, в Санкт-

Петербурге они составляют 42% от общего числа школ, и в них

обучаются 50% учащихся. А в Забайкальском крае и Еврейской

автономной области школ продвинутого уровня по 2%, и в них

учатся лишь 7% школьников.

Отсутствие четких критериев и прозрачной процедуры полу-

чения и подтверждения статуса учреждения повышенного уров-

ня, законодательно установленных норм открытости данных

о качестве программ и результатах обучения в них привело к ро-

сту числа гимназий и лицеев, не обеспечивающих высокого каче-

ства образования. Так, в 159 школах (40% учреждений, участво-

вавших в проекте «Социальный навигатор»1) учащиеся получили

на ЕГЭ по математике меньше 50 баллов, и среди них 36 учреж-

дений имеют статус школы с физико-математическим уклоном.

Между тем с начала 1990‑х гг. сложилась практика финанси-

рования школ продвинутого уровня по повышенному нормативу.

Они, как правило, получали поддержку в рамках Приоритетно-

го национального проекта «Образование». Направление ресур-

сов в сектор успешных школ увеличило разрыв между ними и от-

стающими школами, где обычно концентрируются дети из семей

с низким социальным и культурным капиталом, но при этом

не решило в полной мере задачу формирования «точек роста»

и ресурсных центров территориальных сетей.

Дифференциация школ по качеству образования порожда-

ет конкуренцию за места, приводит к выстраиванию системы

барьеров и селекции при поступлении (конкурсный отбор, те-

стирование) и создает почву для коррупции. Успешные и благо-

получные семьи всеми силами пытаются перевести детей из от-

стающих школ в школы с высоким качеством образования, что

усугубляет дифференциацию. Законодательное закрепление

в 2011 г. принципа зачисления в школы по месту жительства ста-

ло важным свидетельством внимания власти к проблеме, одна-

ко данный принцип нуждается в эффективных процедурах ре-

ализации. С другой стороны, предложенное решение приводит

к ограничению свободы выбора образовательного учреждения

потребителем и, что наиболее существенно, не решает пробле-

му дифференциации качества образования.

Рассматриваемый тренд — один из наиболее опасных в современ-

ном образовании, он ведет к разрушению образа общедоступной ка-

чественной школы, формированию сегмента учреждений, которые

будут нуждаться в глубокой социальной и педагогической реабили-

тации. При этом образование перестает выполнять функцию соци-

ального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную

дифференциацию.

1 Мультимедийный информационный ресурс РИА Новости, созданный совмест-

но с Межрегиональной ассоциацией мониторинга и статистики образования

(НП МАМСО) — http://ria.ru

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

320 321

Образовательные сети не соответствуют особенностям

Расселения

В России продолжается активная урбанизация: численность на-

селения крупных городов растет, а малых и средних сел — сокра-

щается. Увеличивается доля мельчайших сел (с числом жителей

менее 500 человек), происходит их обезлюдение. Мельчайшие

села несомасштабны современной российской основной школе:

нет достаточной численности детей соответствующих возрастов

для наполнения классов, трудно сформировать коллектив педа-

гогов-предметников, оснастить школу учебным и лабораторным

оборудованием, содержать здание школы и т. д.

Изменившейся системе расселения не соответствуют сети со-

циального обслуживания (учреждения образования, здравоох-

ранения, культуры и спорта), спроектированные и построенные

в советское время. При такой численности населения в огром -

ном сегменте населенных пунктов нельзя организовать нормаль -

ное функционирование учреждений социально -культурной сферы,

даже детских садов и начальных школ. Кроме того, содержание

малокомплектных школ является крайне затратным для мест-

ных бюджетов.

В последние годы в большинстве регионов проведена мас-

штабная модернизация сети общеобразовательных учреждений

в сельской местности. Число школ там сократилось почти на чет-

верть. При этом имело место не только закрытие школ, но и их

присоединение к другим, более крупным, с лучшими кадровы-

ми и материальными ресурсами. Были созданы базовые школы

и ресурсные центры, обеспечивающие доставку детей из близле-

жащих населенных пунктов, часть которых оснащена современ-

ным телекоммуникационным и компьютерным оборудовани-

ем для реализации программ дистанционного обучения. Однако

полностью решить задачу обеспечения равного качества образо-

вательных услуг независимо от места жительства пока не удалось.

Рассогласование сложившейся сети образовательных уч-

реждений и изменившейся системы расселения проявляется

и в крупных городах, где часто возможности дополнительного

образования и школы с углубленным изучением тех или иных

предметов сосредоточены в малонаселенных центральных рай-

онах. В них также остро проявляется разобщенность деятельно-

сти учебных заведений и учреждений культуры, спорта.

1.2.6. Стагнация внешкольного образования и воспитания

В советское время эффективность школы во многом определя-

лась ее встроенностью в более широкую систему социализации,

а функции воспитания детей и передачи им социального опыта

были распределены между семьей, школой, системой дополни-

тельного образования, детскими организациями, детским кине-

матографом, радио и СМИ. В настоящее время эти «подпор-

ки» или отсутствуют (разрушены), или не выполняют в прежней

степени своих функций. Вся ответственность за социализацию

и воспитание детей возложена на школу, которая испытывает

очевидный дефицит, как современных воспитательных техноло-

гий, так и ресурсов, обеспечивающих их применение.

Попыткой усиления воспитательного компонента в содержа-

нии образования стало включение 10-и часов внеурочной дея-

тельности в основную образовательную программу начального

общего образования в рамках нового ФГОС НОО. Однако недо-

статочная проработанность организационно-финансовых меха-

низмов уже привела к неравенству доступа детей к внеурочной

деятельности в разных регионах — субъекты РФ финансиру-

ют разные ее объемы: от 2-х до 10-и часов, средний показатель

по РФ в 2011 г. составил 5,6 часа — и риску профанации идеи.

Международные исследования последних 40 лет свидетельствуют,

что поддержка всех видов образования вне школы критически важ-

на для психологического и социального развития детей, для их об-

разовательных достижений.

Россия — одна из немногих стран, где обеспечивается госу-

дарственное финансирование учреждений дополнительного об-

разования детей. За последние десятилетия система дополни-

тельного образования потеряла значительную часть кадровых

и материальных ресурсов. С 2004 г. финансирование этих уч-

реждений переложено с субъектов РФ на муниципальные обра-

зования, что явилось причиной дисбаланса между спросом се-

мей на дополнительное образование и возможностями системы.

В настоящее время услугами дополнительного образования ох-

вачено 10,9 млн детей или 49,1% от численности россиян в воз-

расте 5–18 лет. В последнее десятилетие сохранение относитель-

но высокого уровня охвата — при его снижении в абсолютных

величинах — обеспечивается во многом за счет усиления плат-

ности дополнительного образования. По данным репрезента-

Раздел I I I. Новая социальная политика Глава 11. Новая школа

322 323

тивных социологических опросов, проведенных по заказу НИУ

ВШЭ в 2010 г., в среднем по России только 52% семей, в которых

дети посещали занятия по программам дополнительного обра-

зования, не оплачивали соответствующие услуги.

Таким образом, и в сфере дополнительного образования ста-

новится заметной тенденция к снижению доступности услуг для

детей, находящихся в неблагоприятном социально-экономиче-

ском положении. Кроме того, в последние годы сократилась сеть

клубов по месту жительства, ориентированных в значительной

степени на данную целевую группу. При этом исследования по-

казывают, что участие во внешкольном образовании особенно

важно именно для данной категории детей, так как оно компен-

сирует негативное влияние неблагоприятного экономического

положения семьи, повышает шансы ребенка на успехи в школе.

Сильной трансформации подверглась традиционно значимая

сфера социализации — детский спорт. Число спортивных школ

и секций растет, но нередко они ориентированы на перспекти-

вы перехода в коммерческий «большой спорт», и это порождает

раннюю селекцию и отсев детей.

Сократилось число библиотек для детей: с 4522-х учреждений

в 1995 г. до 3926-и — в 2008 г. В период с 2005 по 2010 г. число дет-

ских оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тыс.

Практически перестали существовать детские и молодежные обще-

ственные организации (если они и действуют, то очень локально).

Из всех существующих сетей социальных услуг (культу-

ра, спорт, здравоохранение) образовательная сеть сохранилась

как наиболее масштабная. В некоторых регионах образователь-

ные учреждения являются единственным центром социальной

и культурной организации общества. Однако в новых финансо-

во-экономических условиях ресурсные возможности школ для

решения задач социализации и воспитания снижаются: груп-

пы продленного дня закрываются, ставки педагогов-психологов

и социальных педагогов сокращаются. Развитие социальной ин-

фраструктуры детства заметно отстает от запросов семей, этому

вопросу практически не уделяется внимания в градостроитель-

ной политике.

В последние годы в России отсутствует единая межведом-

ственная политика социализации детей и молодежи, не реали-

зуются даже федеральные целевые программы «Дети России»

и «Молодежь России».

Стагнация внешкольного образования и воспитания создает ри-

ски формирования у молодежи негативной социальной идентично-

сти, распространения в подростковой среде таких форм девиантного

поведения, как алкоголизм, употребление наркотиков, самоубийства,

а также нарастания в обществе экстремизма, насилия и национали-

стических настроений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.034 с.)