Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование нарушений мышления при шизофрении в работах Ю.Ф. Полякова и его сотрудников.

Поиск

Ю. Ф. Поляков начинал свои исследования под руководством Зейгарник, но у них возник спор по поводу того, что первично: мотивация или мышление. Поляков считал, что нельзя выводить нарушения из другой функции (мотивации). Он опирался на вероятностный подход Фейнберга: у больных шизофренией изменены процессы вероятностного прогнозирования.

Гипотеза: У больных шизофренией нарушена вероятностная структура прошлого опыта, вследствие чего при решении мыслительных задач больные шизофренией с равной степенью вероятности используют как существенные, так и латентные (побочные) признаки. То есть наблюдается нарушение избирательности признаков из прошлого опыта. Предполагалось, что нарушения избирательности есть не только в мышлении, но и во всей интеллектуальной сфере.

Эксперементальное исследование нарушений мышления при шизофрении (Мелешко).

Больным предлагалась серия мыслительных задач из обследования. В них наблюдалось искажение процесса обобщения. Но среди них примешивались и творческие задачи, которые больные шизофренией решали намного быстрее, были более креативными (задачи Сенея -?). Примеры задач: 1) Уравновесить аптекарские весы так, чтобы через некоторое время они вышли из равновесия (даны свеча, вата, кубики, спички, пуговицы). Больные шизофренией быстрее выделяли неосновное свойство свечи – терять вес при горении. 2) Разрезанная пачка сигарет, нужно составить из частей фигуру. Чтобы решить задачу, нужно выйти из плоскости.

С чем это связано? Новые гипотезы:

1) Это нарушение актуализации прошлого опыта связано с качеством, содержанием ведущей симптоматики психопатологической картины. -> Гипотеза не подтвердилась.

2) С длительностью течения болезни. -> Не связано.

3) Выраженность общей дефектности. -> Не связано.

4) У больных шизофренией это нарушение актуализации прошлого опыта может быть расценено как преморбидная особенность, которая может быть характерна и близким людям, это особый тип психической организации.

Для проверки был проведён эксперимент с больными и их родственниками. Было обнаружено, что у здоровых родственников есть тот же комплекс особенностей познавательной деятельности. Следовательно, это предиспозиционная организация психики – шизоидия. Как эта структура возникает? Исследование онтогенеза: одарённые дети в Колмогоровском интернате. Предлагались задачи на мышление. Те, кто выделял нестандартные признаки, имели склонность к шизофрении.

В случаях, когда больные шизофренией не получают преимущество, их деятельность не продуктивна. С чем связана эта непродуктивность?

1) Семейный психологический климат. У больных шизофренией дефицит общения, эмоциональных контактов, нет интереса к другому человеку (аутизация семьи в целом).

2) В познавательной сфере у больных шизофренией обнаружен умеренный темп развития формально-логического интеллекта, но отставание в избирательности.

3) Личностное развитие. Дефицитарность потребности в общении у больных шизофренией, склонность к играм особого рода, формальное отношение к учёбе без интереса к предметам, ориентация на формальные аспекты жизни. Заинтересованность в разговорах со взрослыми. Малая заинтересованность в играх со сверстниками, нежелание принимать правила игры.

ð Искажённое усвоение социального опыта.

Таким образом, ключевая проблема – общение.

Ещё серия экспериментов, направленных на взаимоотношения с партнёром больных шизофренией. Больной ставится в ситуацию взаимодействия с партнёром. Испытуемых располагают напротив друг друга, между ними экран, на котором изображены фигуры или лица людей. Инструкция: опишите партнёру для того, чтобы он опознал. В норме – диалогическое общение. При шизофрении его не возникает: больной всё описывает бледно, не опираясь на общую цель, нет ориентации на партнёра, несвойственные здоровым людям ассоциации.

На основании этих экспериментов было сформулировано 2 варианта потопсихологического синдрома при шизофрении:

1) Тотальный (псевдоорганический). Ведущий синдромообразующий фактор – общее снижение активности, системы побуждений; вторично – нарушения целеполагания, когнитивные нарушения.

2) Парциальный. Ведущий симптом – дефицит в системе общения, нарушение социальной регуляции, социального аспекта; снижение мотивационно-потребностного компонента социально регулируемой деятельности. Отсюда вторичные ошибки целеполагания, целедостижения. Вне общения – намного лучше.

Источники: лекции Виноградовой и Николаевой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.006 с.)