Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование нарушений мышления при шизофрении в работах Ю.Ф. Полякова и его сотрудников.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ю. Ф. Поляков начинал свои исследования под руководством Зейгарник, но у них возник спор по поводу того, что первично: мотивация или мышление. Поляков считал, что нельзя выводить нарушения из другой функции (мотивации). Он опирался на вероятностный подход Фейнберга: у больных шизофренией изменены процессы вероятностного прогнозирования. Гипотеза: У больных шизофренией нарушена вероятностная структура прошлого опыта, вследствие чего при решении мыслительных задач больные шизофренией с равной степенью вероятности используют как существенные, так и латентные (побочные) признаки. То есть наблюдается нарушение избирательности признаков из прошлого опыта. Предполагалось, что нарушения избирательности есть не только в мышлении, но и во всей интеллектуальной сфере. Эксперементальное исследование нарушений мышления при шизофрении (Мелешко). Больным предлагалась серия мыслительных задач из обследования. В них наблюдалось искажение процесса обобщения. Но среди них примешивались и творческие задачи, которые больные шизофренией решали намного быстрее, были более креативными (задачи Сенея -?). Примеры задач: 1) Уравновесить аптекарские весы так, чтобы через некоторое время они вышли из равновесия (даны свеча, вата, кубики, спички, пуговицы). Больные шизофренией быстрее выделяли неосновное свойство свечи – терять вес при горении. 2) Разрезанная пачка сигарет, нужно составить из частей фигуру. Чтобы решить задачу, нужно выйти из плоскости. С чем это связано? Новые гипотезы: 1) Это нарушение актуализации прошлого опыта связано с качеством, содержанием ведущей симптоматики психопатологической картины. -> Гипотеза не подтвердилась. 2) С длительностью течения болезни. -> Не связано. 3) Выраженность общей дефектности. -> Не связано. 4) У больных шизофренией это нарушение актуализации прошлого опыта может быть расценено как преморбидная особенность, которая может быть характерна и близким людям, это особый тип психической организации. Для проверки был проведён эксперимент с больными и их родственниками. Было обнаружено, что у здоровых родственников есть тот же комплекс особенностей познавательной деятельности. Следовательно, это предиспозиционная организация психики – шизоидия. Как эта структура возникает? Исследование онтогенеза: одарённые дети в Колмогоровском интернате. Предлагались задачи на мышление. Те, кто выделял нестандартные признаки, имели склонность к шизофрении. В случаях, когда больные шизофренией не получают преимущество, их деятельность не продуктивна. С чем связана эта непродуктивность? 1) Семейный психологический климат. У больных шизофренией дефицит общения, эмоциональных контактов, нет интереса к другому человеку (аутизация семьи в целом). 2) В познавательной сфере у больных шизофренией обнаружен умеренный темп развития формально-логического интеллекта, но отставание в избирательности. 3) Личностное развитие. Дефицитарность потребности в общении у больных шизофренией, склонность к играм особого рода, формальное отношение к учёбе без интереса к предметам, ориентация на формальные аспекты жизни. Заинтересованность в разговорах со взрослыми. Малая заинтересованность в играх со сверстниками, нежелание принимать правила игры. ð Искажённое усвоение социального опыта. Таким образом, ключевая проблема – общение. Ещё серия экспериментов, направленных на взаимоотношения с партнёром больных шизофренией. Больной ставится в ситуацию взаимодействия с партнёром. Испытуемых располагают напротив друг друга, между ними экран, на котором изображены фигуры или лица людей. Инструкция: опишите партнёру для того, чтобы он опознал. В норме – диалогическое общение. При шизофрении его не возникает: больной всё описывает бледно, не опираясь на общую цель, нет ориентации на партнёра, несвойственные здоровым людям ассоциации. На основании этих экспериментов было сформулировано 2 варианта потопсихологического синдрома при шизофрении: 1) Тотальный (псевдоорганический). Ведущий синдромообразующий фактор – общее снижение активности, системы побуждений; вторично – нарушения целеполагания, когнитивные нарушения. 2) Парциальный. Ведущий симптом – дефицит в системе общения, нарушение социальной регуляции, социального аспекта; снижение мотивационно-потребностного компонента социально регулируемой деятельности. Отсюда вторичные ошибки целеполагания, целедостижения. Вне общения – намного лучше. Источники: лекции Виноградовой и Николаевой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.006 с.) |