Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения динамики мышления.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мышление – процесс, по ходу которого необходимо выделять адекватные системы связей, отбрасывать побочные, оценивать каждую мыслительную. Особенности выполнения такой сложной, многоэтапной по своей структуре деятельности составляют ее динамическую характеристику. 1. «Скачка идей» (ускорение мышления). Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления.
Ассоциативный эксперимент 1 вариант: многословные ответные реакции 2 вариант: много ненаправленных ответов Латентный период близок к норме, иногда чуть выше. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов. Характерно:
Вязкость» мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной. Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Не могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом ® инертность связей прошлого опыта, которая приводит к снижению уровня обобщения. Пример: - в методике пиктограмм использовал рисунок человека. Если его нельзя было применить, не мог запомнить слово. - В методике «классификация цветных картинок» начал объединять по цвету, уже не может объединить по форме. - 4-й лишний: стереотипно возвращается к первому принятому решению, даже если соглашается с его неправильностью и уже дал правильный ответ. - Определение понятий: начинают давать определение правильно, потом приводят примеры всевозможных отклонений от их определения, уточняют их возможные варианты (при эпилепсии). Всегда недовольны полнотой ответа. 3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% маниакально-депрессивный психоз 14% шизофрения (в период ремиссии) Пример: Задания на классификацию: Обобщенный тип решения прерывается конкретно-ситуационным. Различный характер колебаний: · Чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний · Логические связи подменяются случайными сочетаниями. Объекты объединяются в группу невнимательно. · Образование одноименных групп Пример: группа «растения» - цветы, фрукты, овощи; группа «растения» - деревья, кусты. При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания. Пример: больной правильно объясняет смысл пословиц, но не может соотнести их с фразами. Ассоциативный эксперимент: не удерживают инструкцию, не оттормаживают несоответствующие связи, много ненаправленных ответов. Колебания обнаруживаются даже в таких простых заданиях, как запоминание 10 слов. Данные колебания – проявление неустойчивости умственной работоспособности; проявление быстрой истощаемости психических процессов больных. Мышление больных нарушено в силу того, что адекватный характер суждений не является устойчивым. Больные могут правильно обобщать, синтезировать, применять адекватный условиям способ работы; но этот способ не удерживается на протяжении всего времени выполнения задания. Из-за легко наступающего торможения правильный ход мыслей больного прерывается. Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку с кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Пример: отвечает на вопросы, заданные соседу по палате. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Пример: «Как Вы себя чувствуете?» - «Спасибо, хорошо, вот немного стучит…» (в соседней комнате стучали молотком) Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Ассоциативный эксперимент 1 вариант: 22% вплетения предметов, находящихся в поле зрения 20% персеверации 30% адекватные ответы Гораздо б о льшие затруднения в 3 варианте. Своеобразная ориентировка больных. Пример: больной говорит, что находится в ресторане. Тут же заявляет, что в часовой мастерской (сосед заводил часы). А через 5 минут правильно говорит, что в больнице. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение. Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). К них разный генез: · откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности. · Отвлекаемость - следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры. Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные (звонок-роза) ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.
14. Психопатии. Психологический аспект изучения психопатий. (Виноградова) Психопатии и расстройства личности - расстройство присутствует у человека в течение всей жизни, есть этапы дезадаптация, попадает в поле зрения психиатров, заострение патологических личностных черт, характеризуются тотальностью (сильная выраженность, и определяет склад личности) личностных изменений. Этапы/ стадии формирования психопатии:
Факторы влияния на расстройство личности:
Термин психопатия был введен Пинелем, но всерьез изучением этой патологии можно отнести к концу 19 к началу 20 века. Это связано с развитием практики судебной психиатрии. Патопсихологическое исследование психопатий. Психопаты имеют сохранный интеллект, соответствующий тому, что был до болезни, потому что это патология, затрагивающая только личность, интеллект остаётся в пределах нормы, но при возникновении выраженных асоциальных реакций, или эмоционально значимой деятельности, могут наблюдаться изменения когнитивного компонента. Исследования способности ориентироваться на основе прошлого опыта. Гульдан В.В. Чтобы изучить механизмы регуляции деятельности на основе прошлого опыта испытуемым предлагалось находясь перед табло с лампочками нажимать при наличии определенного сигнала правой и левой рукой (группы норма и патология) Инструкция: нажать быстро, нажать быстро только когда сигнал будет несколько раз (три раза), нажимать быстро только на определенный сигнал(зелёный или красный). Результат - нет ориентировки на прошлый опыт, когда нужно действовать, психопатичная личность не всегда может регулировать свою деятельность, основываясь на прошлом опыте. Исследование самооценки и уровня притязаний. Классический вариант (выбрать задания из предложенных) Психопаты истерики на неуспех - выбор более сложного задания; психопаты астеники успех - более лёгкая задача. Им часто свойственно самоограничительной самооценки. Насколько криминальность врождённая или приобретённая? Исследование Гульдена. Группы испытуемых, которые проходили судебное освидетельствование. Личностные опросники, беседа, наблюдение, анализ дела и тд. Результаты показали, у психопатической личности можно выделить несколько патологических мотивов: Личностная дисгармоничность, которая определяется изменённой направленностью личности, два основные механизма мотивобразования. 1) Нарушение опосредованности потребностей. Формируется при жизни определенные мотивы:
2) Нарушение опредмечивания потребностей. Варианты мотивов:
Патопсихологический симптомо-комплекс не подразумевает прочерчивания иерархических связей между симптомами. Основной дефект - дисгармония личности. Те черты, которые есть при психопатии они и есть в норме, но в психопатии они на более гротескно.
В ситуациях взаимодействия с психопатической личность нужно быть внимательным к своему поведению. Параноидный характер - псевдо-логическое мышление. Паралогические связи. Классификация психопатий(прошлый год) Крепелин, не следуя единому критерию, выделил следующие варианты:
П.Б. Ганнушкин (30-е годы XX века): В работе «Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика» П.Б. Ганнушкин исходит из представления, что психопатическими личностями Ганнушкин выделял следующие группы психопатий: 1. Циклоиды – люди настроения. Среди них встречаются:
Для последних характерно наличие описанной Кречмером диатетической 2. Астеники – люди со слабой личностной структурой. Различают:
3. Шизоидные психопаты. Критерием выделения данной группы является стремление личности Ганнушкин красочно описывает такие типы шизоидов, как:
4.Параноидные психопаты – лица, склонные к образованию 5. Эпилептоидные психопаты – крайне раздражительные лица, склонные к приступам расстройства настроения и с определенно выраженными моральными дефектами (антисоциальным установками). 6. Истерические психопаты – лица, главными особенностями психики, 7. Патологические лгуны – сообразительные, находчивые люди 8. Группа неустойчивых психопатов объединяет слабохарактерных людей, которые легко попадают под дурное влияние, легко увлекаемы своими яркими приятелями. 9. Группа антисоциальных психопатов объединяет людей с ярко выраженными моральными дефектами: эмоциональной тупостью, отсутствием симпатии к окружающим, чести и стыда. 10. Группа конституционально-глупых находится на границе между Кан (20-30-е годы XX века): Критерий классификации: отклонение в различных структурах личности:
Кан также выделял сложные комплексные типы.
Краснушкин, Кербиков (70-е годы XX века): Говорят о возможности прижизненного формирования психопатии. Выделяют: Ядерные психопатии (генез: наследственность, врожденные факторы, мозговая недостаточность) Краевые психопатии (генез: образуются вследствие социокультурного воздействия)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.011 с.) |