Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, вызывающие нарушение опосредствованного запоминания.
А.Н. Леонтьев: привнесение фактора опосредованности, улучшает воспроизведение слов. У больных фактор опосредования, улучшающий запоминание в норме, часто не только не выполняет своей функции, но становится помехой. Это можно проверить, используя две основные методики, направленные на изучение опосредованной памяти: I. Методика пиктограммы: исследование Г.В. Биренбаум. Задание требует умения увязать понятие, обозначаемое словом, с любым более конкретным понятием, а это возможно только тогда, когда испытуемый может отвлечься от многообразия конкретных значений, которые содержит понятие, обозначаемое заданным словом, когда он может оттормозить все частные значения, связанные с ним. Иными словами, выполнение этого задания возможно при определенном уровне обобщения и отвлечения и позволяет судить о степени обобщенности и содержательности образуемых испытуемых связей. Г.В. Биренбаум указывала, на основную трудность интеллектуальной операции при выполнении задания по методике пиктограмм: круг значений слова шире, чем то одно, которым можно обозначить рисунок. Вместе с тем и значение рисунка шире, чем смысл слова, значение рисунка и слова должны совпадать лишь в какой-то своей части. Именно в этом умении уловить общее в рисунке и слове заключается основной механизм активного образования условного значения; И хотя эта операция опосредования производится довольно легко даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления создание таких условных связей бывает затруднено. Пр.: Шизофрения. Само нахождение связи между словом и рисунком никакого труда не вызывает у больного с шизофренией. Больной формально выполняет задание, но содержательной связи нет! Иногда пиктограмма может носить символический характер; или по созвучию («печаль» - рисует печь, «разлука» - рисует лук, «сомнение» - рисует рыбу сома). Т.о., они не могут в дальнейшем воспроизвести заданные слова, НО встречаются случаи, когда эти шизофрены припоминают слово просто отлично. II. Методика опосредованного запоминания (по Леонтьеву): исследование Л.В. Петренко. Исследовались 2 группы больных: 1) симптоматическая эпилепсия; 2) эпилептическая болезнь. Основным результатом работы Л. В. Петренко было установление снижения эффективности опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным запоминанием у определенной группы больных — факт, вступающий в противоречие с результатами, полученными при исследовании здоровых людей, взрослых и детей (А. Н. Леонтьев). При этом у разных групп больных опосредованная память нарушалась неодинаково: если у больных симптоматической эпилепсией опосредование лишь в некоторой степени способствовало повышению результативности запоминания, то в группе больных эпилептической болезнью введение опосредования даже препятствовало воспроизведению, снижало его продуктивность. Почему? Механизм, общий для обеих групп (А – предъявленное для запоминания и последующего воспроизведения слово, Х – звено опосредования, картинка):
N: А → Х→ А. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «прогулка» Эпилепсия: § А → Х→ Х. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «дерево, ель» § А → Х→ Y. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «бор». Sch.*: А → Х→ Y. Пр.: «прогулка» → карточка с нарисованным деревом → «райские сады… Дело в том, что когда Бог сотворил мир…». Л.В. Петренко: нарушение опосредованного запоминания обследованных групп связано со своей структурой нарушенной деятельности больных. Выявленная с помощью детального экспериментального исследования (с помощью методики "классификация предметов", метода исключения, счета по Крепелину, исследования уровня притязаний, процесса насыщения и т.д.) общая психологическая характеристика исследованных больных подтверждает ее гипотезу. Если у больных симптоматической эпилепсией нарушения опосредования были связаны с колебаниями их работоспособности, то у больных эпилептической болезнью они объяснялись повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали. Последние данные соответствуют результатам исследований И.Т. Бжалавы и Н.В. Рухадзе, которые отмечают, что больные эпилепсией действуют на основе заранее фиксированной установки, носящей инертный и интермодальный характер.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.004 с.) |