Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование процесса восприятия в условиях разной мотивации
Методика и характеристика испытуемых Мотивация создавалась с помощью трех инструкций: «глухая», «исследование воображения», «исследование умственных способностей», использования изображений и объектов различной степени неопределенности. Их использование было продиктовано следующими соображениями: А) неопределенность перцептивного материала способствует проявлению некоторых форм личностной активности; Б) усиливает мотивационное влияние инструкции: Подчеркивала непонятность задания при глухой инструкции (вариант А); Создавала возможность неоднозначной интерпретации картинок при исследовании воображения (вариант В); Затрудняла определение содержания картинок при «исследовании умственных способностей» (вариант С). Неопределенность картин характеризовалась через необычность, противоречивость или слабую структурированность изображения (оценивалась самим испытуемым по 4-х балльной шкале). Процедура исследования В предварительной части эксперимента сообщалось, что психологическое исследование проводится с определенными научными целями и испытуемых просят серьезно и ответственно отнестись к предлагаемым заданиям. В основной экспериментальной серии испытуемым предъявлялись наборы картинок различной степени сюжетной и структурной неопределенности. Вариант А (глухая инструкция): карточки-картинки (набор А) предлагались с неопределенной инструкцией: «Посмотрите на эти картинки, что изображено на каждой из них?». Экспериментатору полагалось быть как можно менее пристрастным, не проявлять интереса к деятельности испытуемых, не отвечать на вопросы о цели задания. Вариант В (исследование воображения): сообщалось, что исследование ставит своей целью изучение фантазии, воображения, так что для правильного выполнения задания испытуемому необходимо проявить свои творческие способности. Вслед за этим предлагались карточки-картинки набора В с инструкцией: «Расскажите, что изображено на каждой из картинок?». В случае необходимости экспериментатор мог дополнять, развивать инструкцию с тем, чтобы создать у испытуемых соответствующее отношение к заданию. Вариант С (исследование интеллекта): испытуемых предупреждали, что исследование проводится с целью определения их умственных способностей. Для усиления мотивации: предлагались задания, где экспериментатор якобы «оценивал» интеллект испытуемых – применялись методики «Существенные признаки» и «Сложные аналогии». Экспериментатор сознательно усложнял проведение этой части опыта с тем, чтобы создать у испытуемых впечатление «сложности» заданий и показать, что для их правильного выполнения необходим тщательный анализ.
Предъявлялись карточки-картинки набора С со следующей инструкцией: «Это самое трудное задание, оно требует умения анализировать, рассуждать. Я прошу Вас определить, что изображено на каждой из этих картинок?». Выборка: 45 здоровых испытуемых, от 18 до 30 лет, со средним и неполным высшим образованием; 50 больных шизофренией (30 человек с параноидной и 20 – с простой вялотекущей формой); 40 человек с эпилептической болезнью; 10 человек с локальным поражением лобных долей мозга. Больные шизофренией: бредовые расстройства, зрительные или слуховые галлюцинации, иногда с элементами психического автоматизма. Больные с простой вялотекущей формой шизофрении: снижение активности, нарастание отчужденности, безразличие к окружающему. Больные эпилепсией: больные эпилептической болезнью разного генеза, с клинически выраженными изменениями личности. Общее интеллектуальное снижение, вязкость, инертность мыслительных и эмоциональных процессов. Больные с «лобным синдромом»: импульсивность, нецеленаправленность, отсутствие критичности к своему заболеванию. Критерии, позволяющие судить об эффективности воздействия экспериментально созданной мотивации на процесс восприятия: один из основных показателей – качественный анализ структуры деятельности, общего поведения и эмоциональных реакций испытуемых. Также подсчитывалось: 1) среднее количество гипотез на каждую картинку; 2) «широта» системы гипотез для каждой картинки; 3) частота актуализации каждой гипотезы; 4) Количество формальных ответов (в процентах). Сравнивались результаты исследования разных экспериментальных групп в условиях по-разному мотивированных форм деятельности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.006 с.) |