Анализ деятельности и восприятия больных с поражениями лобных долей мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ деятельности и восприятия больных с поражениями лобных долей мозга



Аспонтанность, импульсивность, некритичность, будучи общим радикалом расстройств познавательных процессов и поведения лобных больных одновременно свидетельствуют о патологии личностного аспекта деятельности Различные психологические симптомы в этой сфере не сводятся к патологии восприятия как такового. Они связаны, по-видимому, с более глубокими нарушениями деятельности и личности больных.

Метод опосредствованного исследования личности. Оказалось, что от «принятия» или «неприятия» экспериментальной мотивации зависят характер и структура восприятия. В одном случае восприятие может приобрести черты воображения, в другом – приблизиться к наглядно-действенному мышлению. Одновременно с этим происходит переструктурирование деятельности: перцептивные процессы выступают в качетсве операции или действия. Таким образом, место процесса восприятия в структуре деятельности служит показателем степени «включенности» личности, указывает на ее смысловую систему. У психических больных часто страдает именно личностно-смысловой аспект восприятия.

Исследование больных с лобной патологией дало аналогичные результаты.

Больному для интерпретации предъявлялся набор картинок различной степени сюжетной и структурной неопределенности с разными инструкциями.

Глухая инструкция (первое предъявление): просто просили сказать, что изображено на каждой картинке.

Перед вторым предъявлением – серия установочных опытов для создания познавательного отношения к ситуации эксперимента (выделение существенных признаков, поиск аналогий), затем – инструкция: «Это задание на проверку ваших умственных способностей. Картинки, которые я вам показываю, сложны, и определить, что на них изображено, иногда трудно. Присмотритесь внимательно, рассуждайте вслух».

Полное отсутствие у больного интереса и адекватного отношения к ситуации эксперимента.

Данные нормы, отметим качественное своеобразие процесса восприятия в условиях интеллектуальной мотивации. Деятельность испытуемых представляет собой решение перцептивной задачи. Формальные описание встречаются лишь при затруднении в содержательной интерпретации картинок. Неадекватные гипотезы формулируются на начальных этапах интерпретации и «оттормаживаются» в ходе последующей коррекции. Чем более сложна, «неопределенна» картинка, тем шире система актуализируемых гипотез. Сама неопределенность играет роль стимула познавательной активности.

У больного: преобладают формальные описания картинки, содержательная интерпретация часто заменяется перечислением. Возможны ошибки восприятия, например, неправильное определение возраста, персонажей, узнавание человеческих фигур в нечетких контурах лампы или пятна, что обусловливает неадекватную интерпретацию изображений. Отсутствует направленность на снятие неопределенности.

У больного страдают все звенья деятельности, но в неодинаковой степени. Распад ориентировочно-исследовательского звена. Сложный процесс поиска замещается либо фрагментарными догадками, либо перечислением деталей изображения.

Патология личностного аспекта деятельности. Установка на исследование объекта изображения не вырабатывается даже в специальных условиях. Интеллектуальный мотив утрачивает свою смыслообразующую функцию и не ведет к переструктурированию деятельности. 

 

(кратко)

Восприятие составляет основу ориентировки человека в мире. Продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека.

Роль личностного компонента в восприятии можно выявить разыми путями:

  • Анализ расстройств самого процесса восприятия
  • Создание специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива.

Специальное исследование для уточнения роли мотивационного компонента в восприятии (Соколова).

Цель исследования:

  • Показать зависимость восприятия от характера мотивации
  • Выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразующей функции мотива.

Методика: предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации.

Мотивация задавалась: инструкцией (опора на внутренние качества испытуемого) + разной степенью неопределенности изображений (опора на качества стимула).

 

 

Инструкции:

А- описать, что изображено (Самостоятельная актуализация мотивов испытуемыми. Актуализировались 2 мотива: мотив экспертизы, вызванный самой экспериментальной ситуацией. Он порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых. Он не только побуждает, но и придает личностный смысл деятельности. Также деятельность побуждалась собственным мотивом восприятия, который играет роль дополнительного стимула.)

Б- исследуется воображение

В- исследуются умственные способности

Участники:

1- Здоровые испытуемые

2- Больные эпилепсией

3- Больные шизофренией

 

 

  1 2 3
А Формальные ответы. Норма считала картинки детскими. Формальные ответы. Односложные ответы, нет сюжета. Формальные ответы в большей степени, чем у остальных.
Б Появился интерес к заданию и к оценке эксперимента. Гипотезы стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Самих гипотез много (чем больше кол-во, тем лучше с творчеством). Сократилось число формальных высказываний. Больные подолгу и с удовольствием описывают картинки, фантазируют на тему. Гипотезы становятся эмоциональными. Напевная интонация, попытки рифмовать рассказ, употребление прямой речи. Больные больше высказывают свое отношение к героям, а не описывают их. У 30% сохранились формальные ответы и отказы. Изменение инструкции не приводит к изменению стратегии.
В Деятельность принимает вид развернутого решения персептивной задачи. Построение и проверка гипотез. Сопоставление частей изображения. В итоге выбирали один самый приемлемый результат. Очень интересовались оценкой экспериментатора. Обстоятельное, детальное описание изображений. Для построения гипотез привлекаются детали, которые не несут смысловой нагрузки. В итоге принимается одна из гипотез. Больные не проявляют интереса к заданию, не реагируют на оценку экспериментатора. Деятельность свернута, нет поисковой активности. Высказывания лаконичны, малоэмоциональны.

 

Вывод: Изменение мотивации обуславливают разную структуру деятельности. В соответствии с этим изменяется структура восприятия. Она разная в норме и патологии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.005 с.)