Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ деятельности и восприятия больных с поражениями лобных долей мозгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аспонтанность, импульсивность, некритичность, будучи общим радикалом расстройств познавательных процессов и поведения лобных больных одновременно свидетельствуют о патологии личностного аспекта деятельности Различные психологические симптомы в этой сфере не сводятся к патологии восприятия как такового. Они связаны, по-видимому, с более глубокими нарушениями деятельности и личности больных. Метод опосредствованного исследования личности. Оказалось, что от «принятия» или «неприятия» экспериментальной мотивации зависят характер и структура восприятия. В одном случае восприятие может приобрести черты воображения, в другом – приблизиться к наглядно-действенному мышлению. Одновременно с этим происходит переструктурирование деятельности: перцептивные процессы выступают в качетсве операции или действия. Таким образом, место процесса восприятия в структуре деятельности служит показателем степени «включенности» личности, указывает на ее смысловую систему. У психических больных часто страдает именно личностно-смысловой аспект восприятия. Исследование больных с лобной патологией дало аналогичные результаты. Больному для интерпретации предъявлялся набор картинок различной степени сюжетной и структурной неопределенности с разными инструкциями. Глухая инструкция (первое предъявление): просто просили сказать, что изображено на каждой картинке. Перед вторым предъявлением – серия установочных опытов для создания познавательного отношения к ситуации эксперимента (выделение существенных признаков, поиск аналогий), затем – инструкция: «Это задание на проверку ваших умственных способностей. Картинки, которые я вам показываю, сложны, и определить, что на них изображено, иногда трудно. Присмотритесь внимательно, рассуждайте вслух». Полное отсутствие у больного интереса и адекватного отношения к ситуации эксперимента. Данные нормы, отметим качественное своеобразие процесса восприятия в условиях интеллектуальной мотивации. Деятельность испытуемых представляет собой решение перцептивной задачи. Формальные описание встречаются лишь при затруднении в содержательной интерпретации картинок. Неадекватные гипотезы формулируются на начальных этапах интерпретации и «оттормаживаются» в ходе последующей коррекции. Чем более сложна, «неопределенна» картинка, тем шире система актуализируемых гипотез. Сама неопределенность играет роль стимула познавательной активности. У больного: преобладают формальные описания картинки, содержательная интерпретация часто заменяется перечислением. Возможны ошибки восприятия, например, неправильное определение возраста, персонажей, узнавание человеческих фигур в нечетких контурах лампы или пятна, что обусловливает неадекватную интерпретацию изображений. Отсутствует направленность на снятие неопределенности. У больного страдают все звенья деятельности, но в неодинаковой степени. Распад ориентировочно-исследовательского звена. Сложный процесс поиска замещается либо фрагментарными догадками, либо перечислением деталей изображения. Патология личностного аспекта деятельности. Установка на исследование объекта изображения не вырабатывается даже в специальных условиях. Интеллектуальный мотив утрачивает свою смыслообразующую функцию и не ведет к переструктурированию деятельности.
(кратко) Восприятие составляет основу ориентировки человека в мире. Продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека. Роль личностного компонента в восприятии можно выявить разыми путями:
Специальное исследование для уточнения роли мотивационного компонента в восприятии (Соколова). Цель исследования:
Методика: предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации. Мотивация задавалась: инструкцией (опора на внутренние качества испытуемого) + разной степенью неопределенности изображений (опора на качества стимула).
Инструкции: А- описать, что изображено (Самостоятельная актуализация мотивов испытуемыми. Актуализировались 2 мотива: мотив экспертизы, вызванный самой экспериментальной ситуацией. Он порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых. Он не только побуждает, но и придает личностный смысл деятельности. Также деятельность побуждалась собственным мотивом восприятия, который играет роль дополнительного стимула.) Б- исследуется воображение В- исследуются умственные способности Участники: 1- Здоровые испытуемые 2- Больные эпилепсией 3- Больные шизофренией
Вывод: Изменение мотивации обуславливают разную структуру деятельности. В соответствии с этим изменяется структура восприятия. Она разная в норме и патологии
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.200 (0.008 с.) |