Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменология и психологические механизмы нарушений восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Перре, Бауманн «Клиническая психология и психотерапия») Расстройства восприятия могут классифицированы по их модальности и степени комплексности. 1. Зрение · Простые функции (поле зрения острота зрения, цветовое зрение, зрительное восприятие формы, стереопсис (стереовосприятие), восприятие местоположения, расстояния и направления); · Комплексные функции (пространственное ориентирование, узнавание (объектов, лиц, мест и т.д.), чтение). 2. Слух · Простые функции (восприятие/различение высоты и силы звука, направленный слух); · Комплексные функции (восприятие музыки, узнавание (шумов, сигналов, речи) 3. Осязание · Простые (поверхностная чувствительность (восприятие давления, температуры, боли, локализации), глубинная чувствительность (восприятие положения и движения), различение признаков объекта (размер, форма, качество поверхности) · Комплексные (ориентация в пространстве (положение тела или конечностей в пространстве относительно друг друга) 4. Обоняние · Простые (восприятие/различение запахов, локализация); · Комплексные (узнавание). 5. Вкусовое восприятие · Простые функции (восприятие/различение вкусовых качеств) · Комплексные (узнавание). Зрение. Церебрально-обусловленные нарушения зрения могут затрагивать как простые (например, поле зрения, контрастное зрение, острота зрения, цветовое зрение, пространственное зрение), так и комплексные визуальные функции восприятия, например узнавание. При этом речь идет о выпадениях функции зрения в гомонимных, т.е. одноименных (правых или левых), полях зрения обоих глаз Гемианопсия – выпадение левых или правых половин поля зрения. Квадрантная гемианопсия – потеря зрения в верхней или нижней четверти поля зрения. Парацентральная скотома (небольшая слепая область вблизи центральной ямки сетчатки). Под центральной гомонимной гемианопсией («трубчатое поле зрения») понимают одноименную потерю зрения в обеих центральных областях поля зрения в виде скотом. Снижение остроты зрения возникает обычно после билатерального постхиазмального повреждения зрительного тракта. Пространственное расстройство контрастного зрения происходит после одностороннего повреждения мозга. Нарушения цветоощущения выявляются либо в половине (гемиахроматопсия), либо во всем поле зрения (церебральная ахроматопсия). Стереоскопические нарушения приводят к потере пластического зрения или бинокулярно передаваемого восприятия глубины. Нарушения восприятия пространства – изменения основных пространственных направлений (вертикаль, горизонталь, направление по прямой). Типичным является смещение к противоположной повреждению мозга стороне. Визуально-пространственное нарушение ориентации заключается в утрате ориентирования во время рассматривания стимульного материала или картинок либо при чтении (пропуск строк). Нарушение визуального узнавания называют зрительной агнозией («психическая слепота»). Диагностические критерии: удовлетворительные функции восприятия, отсутствие когнитивных или речевых расстройств, способных препятствовать узнаванию или сообщению, и узнавание в иной модальности восприятия. Первичные нарушения зрительного узнавания описываются для следующих категорий: объектов (агнозия объекта), лиц (прозопагнозия), мест (топографическая амнезия), а также букв (чистая алексия). Нарушения узнавания выражения лица может касаться узнавания или различения определенных мимических форм выражения (например, тревога, страх), а другие формы выражения (например, счастье, печаль, гнев) при этом остаются незатронутыми. К субъективным нарушениям зрения относят иллюзии и галлюцинации. Зрительная иллюзия – искаженное восприятие реального предмета (пространственные аспекты, цвет, количество объектов). Персистенция, или повторное восприятие оптического раздражения после его устранения или перевода взора в другую пространственную позицию, называется персеверацией (палинопсия). Галлюцинации относятся к «восприятию» или простых зрительных раздражителей или объектов и сцен без наличия их в реальности. Если пациенты в состоянии распознать, что при этом речь идет об ирреальном содержании восприятия, от которого они дистанцируются при опросе, то говорят о псевдогаллюцинациях. Слух. Нарушения восприятия громкости, высоты звука, тембра и темпа или ритма; как правило, это нарушает и восприятие легких шумов, музыки, речи. Иногда нарушается узнавание мелодий или музыкальных инструментов. Чаще – изменения аффективных компонентов («любимые произведения не говорят более ни о чем, или звучат странно»). Нарушения слухового узнавания касаются легких шумов и сигналов (например, звонок телефона; слуховая агнозия) или произнесенной речи (кортикальная словесная глухота). Может нарушаться различение или узнавание эмоциональной окраски голоса при сохранении восприятия речи. Слуховые иллюзии касаются силы звука (громкости; гиперакузия), удаления источника звука (ближе или удаленнее; паркаузия), ритма, тембра или качества музыки. Слуховые галлюцинации: простые (журчание, капающая вода, шепот, тиканье часов, шаги, аплодисменты) и сложные формы (мелодии, музыка, голоса). Шум в ушах: тиннитус. Осязание. Может проявляться нарушением локализации раздражителей на теле, восприятия давления, температуры, влажности, боли, а также тактильного различения поверхностных характеристик (размер, форма, текстура). Нарушения чувствительности проявляются обычно в виде пороговых повышений – гипестезия. Нарушения знания собственного тела характеризуют как аутотопагнозию (соматотопагнозия); отсутствие или неверное установление связи частей тела, их позиции или положения и движения в пространстве. Утрата тактильного узнавания или повторного узнавания предметов характеризуется как астереогнозия. Чувственные иллюзии затрагивают сферу чувствительности, восприятие размера, формы и положения конечностей (телесные трансформации), движения (иллюзии движения; фантомные движения). Чувственные галлюцинации: феномены редупликации частей тела (фантомные части тела), всего тела («второе Я») и тела других людей. Обоняние и вкус. Частичная (гипосмия; гипогевзия) или полная (аносмия; агевзия) утрата восприятия запаха или вкуса. Патологическое повышение порогов восприятия и ассоциируемом с этим снижением чувствительности обонятельных и вкусовых раздражителей и качеств. Обонятельные или вкусовые иллюзии: повышенная интенсивность восприятия (гиперосмия или гипергевзия); возможно и развитие основанного на иллюзии изменения качества восприятия (паросмия). Восприятия запахов без наличия ароматических веществ характеризуют как обонятельные галлюцинации (фантазосмии).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.009 с.) |