Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Апробация методики на здоровых испытуемых
Вариант А Деятельность здоровых испытуемых, как правило, направлена на (1) раскрытие содержания предъявляемых изображений. В другом случае часть испытуемых (2) ограничивается формальными ответами. Структурно неопределенные картинки вызывают отказы, дискредитацию задания. Первый и основной вид деятельности: одним из мотивов, побуждающих и направляющих процесс выдвижения гипотез, является «собственный мотив восприятия» (СМВ). Сила этого мотива определяется, по-видимому, некоторыми свойствами стимульного материала. Как самостоятельная деятельность восприятие связано с довольно узким кругом мотивов, отвечающих задачам практичной или научной деятельности человека. В большинстве случаев восприятие выступает в качестве процесса, реализующего более широкий тип деятельности. Занимая в структуре этой деятельности место действия, восприятие побуждается мотивом деятельности, в состав которой оно входит. В любом случае должен возникать мотив экспертизы в ситуации эксперимента! Он не только побуждает детяельность, но и придает ей личностный смысл. СМВ никакой смыслообразующей функции не несет. Особенности: адекватность гипотез (степень стандартности относительно нормы). Испытуемые реалистично оценивают содержание картинок, используя знания и образы прошлого опыта. Вариант В Испытуемые подолгу рассматривали картинки, после эксперимента просили дать оценку своим способностям. Высказывания стали более развернутыми, эмоционально насыщенными, исчезли ответы формального характера. Преобладание стандартных гипотез свидетельствует о том, что изображения выступали перед испытуемыми прежде всего в своем значении. Вариант С Деятельность испытуемых приобретает форму развернутого поиска правильного решения. Обычно испытуемые тщательно анализируют элементы изображения, сопоставляют их друг с другом. Возникающие в процессе этого поиска гипотезы подтверждаются или отвергаются в ходе последующего анализа. Анализ деятельности и восприятия больных эпилепсией Вариант А Испытуемые охотно шли на исследование, подробно рассказывали о своих болезненных переживаниях. Задание выполняли с интересом, иногда бурно реагировали на неопределенность инструкции. Большинство испытуемых подходили к заданию с общей направленностью на содержательную интерпретацию картинок. Предлагаемые гипотезы обычно передают эмоциональность изображений, взаимоотношения и переживания героев. При описании структурных изображений гипотезы носят образный характер.
Анализ протоколов показывает, что формальные высказывания встречаются среди ответов больных крайне редко, главным образом на фоне ярко выраженного негативного отношения к исследованию в целом или к основному экспериментальному заданию. В целом же больные настолько заинтересованно и серьезно относятся к исследованию и так стремятся заслужить положительную оценку экспериментатора, что любое задание выполняется ими крайне добросовестно. Деятельность больных даже при отсутствии явно выраженного мотива направлена на содержательную интерпретацию картинок. Какими особенностями характеризуется в этих условиях процесс восприятия? Анализ гипотез: 1) При интерпретации каждой картинки больные выдвигают ряд гипотез, не встречающихся в норме; 2) гипотезы, широко представленные в норме, иногда отсутствуют у больных; 3) гипотезы, широко представленные как в норме, так и у больных, существенно отличаются по частоте их актуализации. При сопоставлении с нормой: в группе больных резко снижена стандартность гипотез. Среди ответов преобладают редкие по сравнению с нормой гипотезы, часть из которых не соответствует содержанию картинок (неадекватные гипотезы). Больные этой группы всегда обращают внимание на эмоциональность изображения, но не всегда правильно интерпретируют ее содержание. Иногда больные вводят в рассказ несуществующих персонажей, которых они якобы видят в темноте, или неправильно определяют пол персонажа. Деятельность больных эпилепсией характеризуется большей пристрастностью, большей значимостью мотива экспертизы, чем в норме. Вследствие этого само восприятие отличается большей эмоциональностью, образностью. Вариант В Больные с энтузиазмом приступали к выполнению задания, с удовлетворением, подолгу описывали каждую картинку, были несколько навязчивы в желании продемонстрировать свои «творческие способности». Интересовались оценкой экспериментатора, но были некритичны в оценке собственных результатов. В условиях новой инструкции ответы больных становятся еще более развернутыми, эмоционально насыщенными. Вместе с предположением о сюжете дают собственную оценку действующим лицам или событиям. Приписывают персонажам определенные роли, ряд гипотез превращается в драматические сценки.
При интерпретации структурных изображений картинка нередко становится поводом для развертывания пространных рассуждений, плоского резонерства. При этом больные инертно, навязчиво развивают одну какую-то тему рассказа. Введение новой инструкции приводит к резкому уменьшению количества формальных ответов. В условиях предъявления варианта В деятельность больных обычно направлена прежде всего на передачу своего отношения, впечатления, созданного картиной. Собственно раскрытие содержания, идентификация объекта изображения в ответах менее представлены. Анализ гипотез в сравнении с здоровыми испытуемыми: 1) при интерпретации некоторых картинок больные строят значительно более широкую систему гипотез, чем здоровые испытуемые; 2) гипотезы, встречающиеся в норме, иногда отсутствуют у больных; 3) гипотезы, представленные в обеих группах, существенно отличаются по частоте их актуализации. Выраженное снижение стандартности гипотез в сравнении с нормой. Созданная в варианте В установка привела к полной перестройке деятельности испытуемых. Исчезли ответы формального характера, увеличилось количество гипотез, значительно возросла эмоциональность ответов. Фантазирование. Мотив становился целью. Заданная инструкцией цель терялась. В структуру новой деятельности восприятие входило как операция. Появились гипотезы-драматизации – гиперэмоциональность больных эпилепсией, ярко выраженная потребность в социальном одобрении деятельности. Выполнение задания сопровождается у больных эмоциональными переживаниями, представлением о собственной незаурядности. Вариант С Предварительная серия, одной из задач которой было установление интеллектуального статуса, не выявило грубых нарушений мышления. В ситуации эксперимента больные охотно выполняют задание, рассказывают о своих болезненных переживаниях, несколько навязчивы в желании угодить экспериментатору. Большинство испытуемых начинает свой отчет с обстоятельного, подробного описания картинки. Вместо подлинного исследования изображения для больных было характерно бессистемное нанизывание деталей. Интерпретация структурных изображений подчас оказывалась более продуктивной именно благодаря вниманию к деталям. Больные часто формулируют гипотезы, не актуализируемые в норме. Стандартность гипотез в группе больных также ниже. В условиях интеллектуальной инструкции деятельность больных приобретает специфические черты. С особой наглядностью проявляются гиперэмоциональность, излишняя конкретность, неумение отвлечься от второстепенного, синтезировать существенные признаки. Процесс восприятия перестал отвечать объективной цели задания. Изменялись структура и содержание всей деятельности больных; то, что в норме составляло содержание операций, для больных выступило содержанием самой деятельности. «Безличные» в норме операции становились мотивированными и целенаправленными. Подменялась сама задача, восприятие «отвечало» теперь не тому, что изображено, а как изображено. В структуре нормальной деятельности ориентированному подобным образом процессу отводилось бы место операции. Между тем по своей субъективной значимости, по отношениям, которые в нем реализует больной, он представляет собой именно деятельность, смысл и мотив которой заключается в выполнении самих операций. Деятельность первоначально направлена на содержательную интерпретацию картинки претерпевает такие изменения, что становится непродуктивной. Это выражается в отсутствии процесса выдвижения гипотез и невозможности по этой причине самой интерпретации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.007 с.) |