Принципы построения патопсихологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения патопсихологического исследования



Материал из лекции:

1. Принцип функциональной пробы (нагружаем исследуемую психическую функцию, смотрим, как она меняется в динамике; необходимо создать условия, приближенные к реальным);

2. Принцип, учитывающий личное отношение больного к проводимым обследованиям (фиксируется соответствие собственных действий требованиям ситуации, анализ испытуемым ошибок, утомляемость, наличие компесаторных стратегий, особенности мотивации, наличие критичности (соответствие того, что требовалось в инструкции и что достигнуто));

3. Принцип качественного анализа (анализ хода деятельности испытуемого, учет ошибок и снижения результатов, регулятивного компонента, начального этапа выполнения задания (так называемого «латентного время» - время между окончанием инструкции и начала деятельности испытуемого));

4. Результаты качественного анализа должны подтверждать результаты количественного анализа (оценка степени выраженности нарушений и динамики в течение нескольких встреч);

5. Важность повторения исследований больного (для выявления динамики и выявления того, какие нарушения являются ведущими, стабильными)

6. Использование нескольких методик на исследование психических процессов.

В конце патопсихологического исследования пишется заключение, обобщая все данные; нарушение реконструируется, а не только наблюдается.

Материал из учебника Зейгарник (Глава 2):

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. Важно (хотя это не всегда возможно) проводить исследование в динамике, т.е. через год-два.

Рассмотрим принципы построения патопсихологического эксперимента.

1. Основным принципом построения психологического эксперимента является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного в противоположность задаче лишь одного количественного их измерения. Важно не только то, какой трудности или какого объема задание больной осмыслил или выполнил, но и то, как он осмыслял, чем были обусловлены его ошибки и затруднения.

2. Психологическое исследование в клинике может быть приравнено к "функциональной пробе". В ситуации психологического эксперимента роль "функциональной пробы" могут играть те экспериментальные задачи, которые в состоянии актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность.

3. Следует подчеркнуть, что патопсихологический эксперимент должен актуализировать не только умственные операции больного, но и его личностное отношение. О патологическом изменении личности мы говорим тогда, когда под влиянием болезни у человека скудеют интересы, мельчают потребности, когда у него проявляется равнодушное отношение к тому, что его раньше волновало, когда действия его лишаются целенаправленности, поступки становятся бездумными, когда человек перестает регулировать свое поведение, не в состоянии адекватно оценивать свои возможности, когда меняется его отношение к себе и окружающему. Такое измененное отношение является индикатором измененной личности.

4. Патопсихологический эксперимент является по существу взаимной деятельностью, взаимным общением экспериментатора и испытуемого. Поэтому его построение не может быть жестким. Как бы жестка ни была инструкция, часто взгляд экспериментатора, его мимика могут изменить ситуацию эксперимента, отношение больного, а это означает, что и его действия могут измениться неосознаваемо для самого испытуемого. Иными словами, качественный анализ потому и необходим, что ситуация патопсихологического эксперимента — это отрезок реальной жизни. Именно поэтому данные патопсихологического исследования могут быть использованы при решении вопросов реальной конкретной жизни, вопросов, касающихся судьбы реальных людей (например, участие в психолого- психиатрической судебной экспертизе, воинской, трудовой). Особое значение приобретают данные патопсихологического эксперимента при рекомендации психокоррекционных мероприятий.

5. Следует остановиться еще на одной особенности патопсихологического эксперимента. Его строение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности больного. Необходимость такого подхода важна при решении вопросов восстановления нарушенных функций. Для того чтобы психологический эксперимент мог выявить сохранные звенья измененной психической деятельности больного, он должен быть направлен не только на обнаружение результативной стороны деятельности больных, не только на анализ окончательной продукции. Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного. Также строение психологического эксперимента дает возможность экспериментатору вмешаться в "стратегию" эксперимента, чтобы обнаружить, как больной воспринимает "помощь" экспериментатора, может ли он ею воспользоваться.

6. Построение экспериментально-психологического исследования в клинике отличается от обычного психологического эксперимента еще одной особенностью: многообразием, большим количеством применяемых методик. Объясняется это следующим. Процесс распада психики не происходит однослойно. При выполнении любого экспериментального задания можно в известной мере судить о различных формах психических нарушений. Однако не каждый методический прием позволяет с одинаковой достоверностью судить о той или иной форме или степени нарушения.

7. Следует учесть еще одну особенность патопсихологического исследования. Выполнение экспериментальных заданий имеет для разных больных различный смысл. Отношение к эксперименту зависит от отношения больного к факту стационирования, от отношения к самому экспериментатору. Любое исследование в условиях психоневрологического учреждения неминуемо означает для больного ситуацию "экспертизы". Поэтому патопсихологу приходится в своем заключении оперировать системой понятий, характеризующих личность больного в целом (его мотивы, целенаправленность, самооценка и др.). Патопсихологический эксперимент направлен не только на анализ отдельных симптомов, но и на выявление психологических синдромов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.005 с.)