Нарушения мотивационной сферы у больных шизофренией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения мотивационной сферы у больных шизофренией.



Нарушения мотивационного компонента мышления выделены в рамках подхода Зейгарник, которая ориентировалась на представления о мышлении школы Леонтьева.

Мышление – деятельность по решению задач.

 

Нарушения мотивационного аспекта мышления

ü некритичность мышления (нарушение критичности)

ü разноплановость мышления

ü резонёрство

 

1) Нарушение критичности (способность наблюдать ход своей мыслительной деятельности; наблюдать и корректировать свою мыслительную деятельность на основе сравнения задачи и результата).

Больной, понимая инструкцию, не руководствуется ею, он инактивен, не прилагает усилий, с лёгкостью отвлекается от задания.

В норме возникает интерес к обследованию, хотя и проявляется по-разному. Смысл придаётся самим испытуемым. Для больного, проходящего обследование в клинических условиях, мотив экспертизы должен быть очевиден (исходит из самой ситуации). Но в случае некритичности мышления такой мотив не возникает. Это выражается в том, что больной слабо ориентирован на выполнение работы, не планирует ход выполнения задания, не осуществляет контроль за ходом выполнения. Больной шизофренией иногда допускает нелепые ошибки в простых заданиях, не корректирует их и не соглашается выполнить задание правильно.

 

Практически любые методики. Например, классификация предметов, сюжетные картинки, соотношение пословиц, метафор, фраз, проба Эббингауза.

 

 

2) Разноплановость мышления (разнонаправленные основания служат основой для суждения)

Нарушение логики мышления. Характеризуется совокупностью признаков:

· Больные, понимая инструкцию, не руководствуются ею в своих действиях, решении задачи, а исходят одновременно из разных установок (собственных предпочтений, ситуационных влияний, бреда);

· Суждения больного одновременно протекают в разных руслах (плоскостях, направлениях). Эти разные линии часто противоречат друг другу;

· Больной к логическим противоречиям не чувствителен и некритичен, склонен отстаивать собственное ошибочное решение, не соглашаясь с коррекцией исследователя.

Утрачивается общая продуктивность и адекватность мыслительного акта. Если такие нарушения носят единичный характер, то говорят о соскальзывании (отдельные уходы от рассуждения с возможностью вернуться к общему ходу мыслительной деятельности). Более тяжелый вариант – разорванность (потеря общего основания для вынесения суждений; речь теряет коммуникативную направленность, не выражает ход мышления).

Диагностируется с помощью методик «классификация предметов», «исключение предметов – 4-й лишний».

 

 

3) Резонёрство (бесплодное рассуждательство, мудрствование, не дает продукта, паралогичность, особая аффективная окрашенность; у шизофреников чаще всего посвящено абстрактным темам) при шизофрении характеризуется рядом взаимосвязанных признаков:

· выражается в эмоционально-насыщенной аффективной потребности говорить (что-то сообщить миру)

· выражается в аффективной неадекватности выбора предмета обсуждения

· выражается в претенциозно-оценочной позиции говорящего

· чрезмерное обобщение по отношению к мелкому предмету обсуждения

· многозначительная пафосная форма высказывания (иногда только в интонации)

· может быть особая лексика с построением фраз, в которых главное место занимают выражения типа «я думаю», «я полагаю», «по моему мнению»

· необязательность собеседника

Понятно, что резонёрство при эпилепсии будет несколько иным.

Диагностируется с помощью клинической беседы, классификации предметов, сравнении понятий.

 

Исследование больных шизофренией в школе Зейгарник.

Основной компонент, который нарушается – мотивационный.

Основные гипотезы:

1) Нарушения мышления не носят изолированный характер и их нельзя рассматривать в отрыве от мотивационно-личностного компонента.

2) В основе нарушений мышления – нарушения личностно-мотивационного аспекта деятельности (феномен смысловой смещенности).

У больных шизофренией обе функции мотива (смыслообразующая функция и функция побуждения) могут страдать.

Методические приемы:

- патопсихологический эксперимент

- использование различных модификаций инструкций (эксперимент Соколовой)

- биографический метод (анамнез)

- введение в эксперимент методик из школы Левина

 

1. Исследование особенностей памяти (незавершенные действия):

1,1 раз – снижен коэффициент за счет отсутствия мотивационной направленности.

 

2. Эксперимент Соколовой: модификация инструкции не вызывает изменения ответов (собственной активности у больных шизофренией недостаточно).

 

3. Эксперимент Кочетова:

Предъявляется набор патопсихологических методик. Больной не заинтересован, нет реакции на неуспех, снижена активность при исправлении собственных ошибок (снижена побудительная сила мотива).

Доп.эксперимент (эксперимент Коченова): больным нужно выбрать 3 из 9 заданий и выполнить их за 7 минут (нет ориентировки на требования ситуации, на инструкцию, что приводит к неуспеху).

 

Патопсихологический синдром: единого не выделено (много типов шизофрений с разной симптоматикой).

Патопсихологический синдром – относительно устойчивая, внутренне связанная совокупность отдельных симптомов (нарушений), проявляющаяся в поведении больного, эмоционально-личностном реагировании и познавательной деятельности больного.

Выделены основные компоненты, определяющий структуру патопсихологического синдрома при шизофрении – нарушения мотивационно-потребностной сферы, нарушения познавательной деятельности, нарушения целенаправленности, критичности и контроля.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.008 с.)