Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991. - С.115-184. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991. - С.115-184.



Больные шизофренией обнаруживают меньшую подверженность социальному подкреплению и социальным оценкам. В ряде исследований выявилось предпочтение больными шизофренией изоляции и избегания общения.

Больные шизофренией в ситуации индивидуальной и совместной деятельности

В основу разработанного нами методического приема был положен принцип сопоставления индивидуальной деятельности больных шизофренией и их деятельности в ситуации общения.

Исходным послужило предположение, что в связи с недостаточной мотивацией общения у больных не будет происходить выраженной перестройки познавательной деятельности в ситуации общения

Испытуемый должен был что-то сказать о каждом изображении так, чтобы партнер мог найти соответствующее изображение в своем наборе. Каждое описанное и отобранное изображение откладывалось последовательно в сторону, процедура повторялась со всеми фигурами. Затем ширма убиралась, и оба партнера сравнивали, правильно ли были подобраны пары.

Чем выше степень аутизма чем меньше адекватных ответов во второй серии.

Исследование показало, что для группы больных с выраженными признаками аутизма, которые в сочетании с другими негативными изменениями личности создавали картину выраженного шизофренического дефекта, нарушение совместной деятельности было существенно связано с недостаточными способностями осознать и оценить свою деятельность, поставить перед собой сознательную цель общения и действовать в соответствии с ней.

Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, «для совершения действий недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята». Именно фактическим неприятием задачи общения при формальном понимании этой задачи мы склонны объяснить факты рассогласования уровня осознания задачи и успешности перестройки деятельности в ситуации общения.

Индентификация человеческих лиц

Из 400 характеристик, данных здоровыми испытуемыми, адекватными, по оценке экспертов, были признаны 353, что составило 88 % от общего числа ответов. В группе больных шизофренией с менее выраженным дефектом было дано 420 адекватных характеристик из 550 (76 % от общего числа ответов), а в группе больных шизофренией с выраженным дефектом адекватные ответы составили лишь 49 % (177 из 360). Результаты анализа материала по указанному параметру отражены в табл. 29.

Характерно, что больше половины здоровых испытуемых (62,5 %) оптимально выполнили задание, они не дали ни одного неадекватного ответа. Относительно высокий процент оптимальных решений характеризует и I подгруппу больных шизофренией (54 %) и лишь незначительное число больных, вошедших во II подгруппу (с выраженным шизофреническим дефектом),— 17 % — полностью выполнили задание.

Группы испытуемых Формальная Смешанная Социально-психологическая интерпретация
Здоровые 28 61 11
Больные шизофренией с нерезко выраженным дефектом 36 32 32
Больные шизофренией с выраженным дефектом 20 20 60

 

Для описания определенного лица здоровые испытуемые используют особые, специфические признаки, не повторяющиеся в других случаях. Больные шизофренией при описании разных лиц используют одни и те же признаки, что дает основание для выбора из имеющегося набора не одного, а сразу нескольких изображений.

Самой характерной особенностью интерпретации лиц, даваемых больными шизофренией, является то, что большинство их высказываний имеет весьма отдаленную связь с тем, что изображено на карточке, а если имеет, то это сугубо индивидуальное впечатление типа «напоминает мне моего знакомого»

«Бывший заведующий базой на пенсии»

Умный, занят умственным трудом. Не выделяется отрицательными чертами. Деловое выражениелица- совсем выраженная шизофрения.

Во многих случаях деятельность больных шизофренией лишь внешне напоминала совместную, по существу у них не формировалась общая с партнером цель, и мотивация их деятельности не совпадала с мотивацией партнера

Еще одно исследование в школе Полякова

Гипотеза: нарушение потербностно-мотивационного компонента социальной регуляции деятельности лежит в основе остальных дефектов.

 

Эксперимент. Больной шизофренией поставлен в ситуацию общения. Больной и его партнёр (здоровый или тоже больной) располагаются напротив друг друга за столом. Между ними ставится экран, не позволяющий видеть руки, но позволяющий видеть лицо. Больному предлагается тестовый материал: фигуры различной сложности, лица людей (разное эмоциональное состояние).

Инструкция: описать предложенную фигуру или выражение лица таким образом, чтобы партнёр мог опознать эту фигуру.

Здоровые в такой диаде работают согласованно. Возникает общая цель. Ориентируются на реакцию друг друга.

У больных такого общения не возникает. Испытуемый действует независимо от партнёра. Например, больной может описывать свои внутренние состояния или одними и теми же словами разные фигуры.

 

У больных шизофренией обнаруживается два варианта психического дефекта, и соответственно, два варианта патопсихологического синдрома.

Первый – псевдоорганический. В структуре его в качестве ведущего радикала (первичного нарушения) общее тотальное снижение активности (побуждений). Вторично – снижение эмоциональности (оскудение), воли, когнитивные нарушения.

Второй – парциальный. На первый план выходит снижение мотивационно-потребностного компонента социальной регуляции деятельности при относительной сохранности всех исполнительных компонентов.

Нарушение эмоций

Из ответов

Блэйлер выделил 5 базовых симптомов, которые отличают шизофрению от других расстройств: аутизм, апатия, абулия, амбивалентность чувств, ассоциативные расстройства. Внешне больные выглядят как эмоционально холодные и отчуждённые. Их чувства часто разнонаправлены по отношению к одному объекту. Снижена эмпатия. Эмоции уплощены и не адекватны ситуации. Негативизм. Несоответствие эмоций содержанию сознания. Отсутствие эмоциональной реакции на выполнение задания.

 

Курек: Эмоциональная активность – совокупность псих. изменений, отличающихся определенным тоном, модальностью и качеством эмоции. В эмоц. активности выделяется три основных аспекта:

  1. Импрессивный – восприятие, оценка эмоц. стимулов (что есть объективный мир для меня)
  2. Состояние человека, переживающего ту или иную эмоцию
  3. Экспрессивный – внешнее выражение эмоций и чувств

Исследования: у больных шизофренией по мере нарастания эмоционального дефекта происходит снижение точности распознавания шести основных эмоций по невербальной экспрессии.

Эксперимент Курека (эмоции)

Эмоциональная активность оценивалась через восприятия эмоций другого человека по картинкам, один из вариантов методики формирования уровня притязаний Юкнат (применила методику, разделив ее на 2 части: серия успеха и серия неуспеха), восприятие разных мелодий (гармоничных/дисгармоничных).

Результат: у больных шизофренией  снижение эмоций происходит неравномерно, эмоциональность снижена значительно больше в звене положительных эмоций и относительно сохранно в звене отрицательных эмоций. Это выразилось в том, что больные при выполнении методики Юкнат более успешны в серии неуспеха, чем успеха (в опознании отрицательных эмоций). Этот факт свидетельствует о том, что дисгармония развития, возможно, продолжается в дальнейшей жизнедеятельности больных. Факт этот важен в практическом отношении. Больные  переполнены отрицательными негативными эмоциями. Компенсация обилия негативных эмоций: феномены аутизма могут усиливаться в этой ситуации за счет включения неудачно компенсаторных процессов.

ИЗ ЗЕЙГАРНИК

Курек. Отличная методика от Юкнат: в качестве экспериментального материала используются лабиринты одинаковой сложности, а в качестве уровня притязаний выступает время, которое испытуемый предполагает затратить на каждое следующее задание. Испытуемый может неоднократно формировать один и тот же уровень притязаний или не изменять его. Испытуемый получает более полную информацию о своих достижениях, выявляются более тонкие взаимосвязи уровня притязаний и уровня достижений. Это и позволило вскрыть особенность уровня притязаний при шизофрении — его патологическую ригидность, особенно выраженную в ситуациях успеха (резкое снижение частоты изменений уровня притязаний по сравнению со здоровыми испытуемыми).

 

Феномен перфекционизма.

 

Лекции Виноградова:

Перфекционизм – некое высокое требование к результатам собственной деятельности (утрировано не только культурой и соц, но и соотносится с нормой и патологией).

Нормальный перфекционизм                 Патологический перфекционизм

- способствует адаптированию - приносит удовлетворение работой - учет возможностей - вызывает азарт - человек легко включается в деятельность и приступает к ней - внимание на собственных силах   - нарушает адаптацию - завышенные требования, без учета возможностей организма - вызывает тревогу, страх, стыд, вину - человек избегает начала, так как это будет угражать напряжением, неуспехом - внимание на свои недостатки

 

Ответы прошлых лет:

Перфекционизм – это совокупность психологических признаков, которые создают уязвимость структуры личности к эмоциональным воздействиям; это чрезмерно выраженные требования человека к самому себе по количеству и качеству деятельности.

Признаки:

1) Особенности уровня притязаний и аффективности:

· Уровень притязаний завышен, даже нейтральная ситуация оценивается с точки зрения достижения успехов.

· Резкая поляризация оценок.

· Жизнь в режиме постоянного сравнения себя с другими – лучшими.

· Требования предъявляются и к другим: жизнь в режиме долженствования с одновременным переживанием чувства вины.

· Резко выраженные состояния аффективной дезорганизации при неуспехе вплоть до полного паралича деятельности.

2) Психологическая зависимость от другого человека; зависимость самооценки от оценок других людей. Эмоциональная зависимость от значимого другого с одновременным переживанием раздражения и агрессии к нему (амбивалентность), что приводит к колебаниям настроения. Трудности в принятии ответственности.

3) Тенденция к негативному мышлению, фиксация на утратах. Приписывание успехов внешним обстоятельствам, а неудач – самому себе. Трудности социального функционирования, дефицит навыков взаимодействия с другими людьми, доминирование социальных стереотипов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)