Знаний. Врачебное обследование спортсменов и физкультурников» 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаний. Врачебное обследование спортсменов и физкультурников»



Тесты для волейболистов-ампутантов

1. и.п. лежа на спине. Переход из положения лежа в положение сидя в течение 1 мин. Пульс до и после пробы, оценка восстановительного периода.

2. и.п. сидя на полу. На кистях рук сделать уголок, оценка - время удержания.

3. и.п. спиной к гимнастической стенке. Уголок на гимнастической стенке, оценка -время удержания.

4. бег на тредмиле (в протезе) 3 мин. Оценка ССС.

5. велоэргометрия или ручная эргометрия - 5 мин.

6. проплыть 3 отрезка по 50 м с интервалом в 3 мин.

7. имитация плавания на тренажере в течение 1 мин. (фиксируют количество гребков и ЧСС).

Тесты для футболистов

1. упражнения с мячом на координацию;

2. ведение мяча 5-10 м;

3. бег на тредмиле 3 мин;

4. велоэргометрия или ручная эргометрия 5 мин;

5. пробы Штанге и Генчи.


Врачебное наблюдение за женщинами занимающимися спортом. Особенности организма женщин:

Сила мышц ниже, чем у мужчин;

Мышечные волокна тоньше;

Более слабые мышцы верхних конечностей;

Анаэробная емкость ниже (концентрация АТФ и КФ как у мужчин, но объем мышечной

массы ниже);

Ниже емкость лактатной системы;

Меньше объем сердца и его полостей, Ниже ударный объем, минутный объем кровообращения;

ЧСС в покое выше;

При физнагрузки сердечный выброс ниже, общий объем крови меньше;

ЧД выше;

МОД, ЖЕЛ, максимальная вентиляция, глубина дыхания меньше;

Ниже аэробная производительность. Динамика функционально!'!) состояния женщины в зависимости от менструального цикла:

1 половина цикла: преобладают эстрогены, после менструации восстанавливается кислородная
емкость крови, усиливается эритропоэз, повышается количество эритроцитов и гемоглобина.

2 половина цикла: постепенно начинает преобладать прогестерон, постепенно понижается
количество эритроцитов и гемоглобина, тромбоцитов и лейкоцитов.

Фаза менструации: снижается основной обмен и температура тела, ускоряется потоотделение при нагрузки (низкое эстрогенов), ухудшается ортостатнческая реакция, сила и работоспособность снижается, ухудшается общее состояние. Физическая работоспособность и фазы менструального цикла.

1- я фаза (1-5 день) - целесообразно развитие гибкости;

2- я фаза (6-12 день) постменструальная - развитие выносливости;

3- я фаза (13-15 день) овуляция - тренировки не рекомендуются;

4- я фаза (16-24 день) постовуляторная - развитие скоростно-силовых качеств;

5- я фаза (25-28 день) предменструальная - развитие гибкости. Противопоказания к занятиям спортом в менструальную фазу:

 

• Нарушения менструального цикла

• Воспалительные заболевания половых органов о Состояние после аборта

• Период полового созревания

В период менструации запрещается: о Максимальные нагрузки

• Натуживания и силовые упражнения

• Прыжки

• Упражнения, связанные с сильным сотрясением тела

• Переохлаждения

• Длительное пребывание на солнце

• Сауна, баня, плавание и занятия в бассейне.

Самоконтроль: в дневнике фиксируют длительность цикла, фазы менструации, обильность, самочувствие влияние нагрузок на длительность, характер менструации и самочувствие. Оценивают работоспособность в различные фазы и проводят функциональные пробы (ортостатическую, Руффье). Гииера идрогеи и я:

1. нарушение менструальной функции, затяжной период становления менструации,

2. задержка наступления первой менструации

3. слабо выраженные грудные железы на фоне оволосения,

4. гирсутизм (оволосение на груди, животе, бедрах, свойственный мужчинам),

5. нарушения протекания беременности, угроза выкидыша,

6. интенсивный рост, атлетический или мужской морфотип.

7. слабость родовой деятельность и преждевременные роды


ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО

КАФЕДРА ФИЗИОТЕРАПИИ, КУРОРТОЛОГИИ

И ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ ИПМО

с курсом восстановительной медицины (лечебной физкультуры)

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой

Профессор                  Борисов В.А.

«   »                     20 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА».

Факультет: лечебный. Курс 6

Авторы: к.м.н. Коротков Б.Н.


Тема занятия: «Методы исследования, применяемые в спортивной медицине. Оценка

функционального состояния организма спортсмена».

Цель занятия: Изучить основные методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, типы реакций организма на физическую нагрузку, тесты с физической нагрузкой, средства повышающие работоспособность.

Мотивация темы занятия: На любое воздействие организм отвечает цепью биологических реакций, которые могут быть как физиологическими, так и патологическими. Знание врачом изменений происходящих в организме под воздействием физических нагрузок, необходимо для правильной оценки функционального состояния лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

Основные вопросы по теме занятия: 1.Классификация функциональных проб.

2.Функциональные пробы для исследования состояния сердечно-сосудистой системы (проба Мартине-Кушелевского, проба Руффье).

3. Функциональные пробы, применяемые для оценки состояния сердечно-сосудистой системы спортсмена (проба Летунова).

4. Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.

5. Правила проведения и оценка пробы Серкина и Розенталя.

6. Функциональные пробы для оценки состояния вегетативной нервной системы.

7. Медицинские группы, их характеристика и правила определения.

Практические навыки:

1. провести и оценить пробу Мартине-Кушелевского;

2. провести пробу Руффье;

3. провести и оценить пробы Штанге и Генчи;

4. Провести и оценить пробы Серкина и Розенталя;

5. рассчитать плантограмму по Чижину;

6. провести глазо-сердечную пробу и оценить результаты.

7. провести ортостатическую пробу и оценить результаты,

8. провести клино-ортостатическую пробу. Задание на следующее занятие:

 

1. Тесты с физической нагрузкой.

2. Спортивная фармакология. Литература (основная):

1.Епифанов В.А. Спортивная медицина. М., - ГЭОТАР-Медиа, 2006. Литература (дополнительная):

1. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.: Советский спорт, 2006.

2. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М., Советский спорт, 2006.

Функциональные пробы для оценки состояний вегетативной нервное! системы.

Глазо-сердечнаи проба (Данини-Ашнера).

При надавливании на глазные яблоки происходит раздражение тройничного нерва, вегетативных

волокон ресничных нервов, ведущее к увеличению внутриглазного давления и раздражению барорецепторов

полостей глаза, импульсы от которых передаются к ядрам блуждающего нерва. Рефлекторная дуга: ядро

глазного нерва, двигательное ядро тройничного нерва, н. Вагус в стволе головного мозга.

Методика: испытуемый находится в и.п. лежа на спине с закрытыми глазами, регистрируем ЧСС. Надавливаем на глазные яблоки (равномерно, постепенно усиливая, в течение 20 сек, большим и указательным пальцами левой руки), после чего измеряем ЧСС. Затем через 20 сек после давления, опять измеряем ЧСС.

Оценка: положительная реакция - после давления происходит урежение пульса на 4-12 уд/мин (нормальная возбудимость парасимпатического отдела ВНС).

Отрицательная реакция - пульс после давления не изменился (повышенная возбудимость симпатического отдела ВНС).

Извращенная или инвертированная реакция - после давления пульс участился на 4-6 уд/мин и более (повышенная возбудимость симпатического отдела ВНС).

Принцип оценки результатов пробы Даиини-Ашнера (И.Я. Раздольский, П.И. Готовцев, 1972)

 

 

Феномен Данини-Ашнера Феномен Данини-Ашнера

Возбудимость

Степень замедления пульса В абсолютных цифрах Степень замедления пульса ■ В%
0-4 <6,1 Слабая
5-8 6,2-12,3 Средняя (нормальная)
9-12 12,4-18,5 Живая
13-16 18,6- 24 Резко повышенная
17-20 >43 Очень резкая

СПОРТИВНОЙ ФАРМАКОЛОГИИ».

Факультет: лечебный. Курс 6

Авторы: д.м.н. Короткова СБ. к.м.н. Коротков Б.Н.


Тема занятия: «Физическая работоспособность и методы ее оценки. Основы спортивной фармакологии»

1 U;'ii> -. лшя тия. И {> нить: методики определения физической работоспособности обшей и спебциальной, аэробной и анаэробной производительности. Основы спортивной фармакологии.

Мотивац ия тем ы занятия: 1 (епосредствениым источником энергии при мышечной деятельности являегся АТФ. Содержание АТФ в мышцах незначительное около 5 ммоль/кг массы ткани и этих запасов АТФ хватает на время работы 0,5-1,5 с, а зачем требуется ресинтез АТФ. Ресинтез АТФ может протекать без участия кислорода (анаэробный путь) или с его участием (аэробный путь) и от скорости этих процессов зависит физическая и спортивная работоспособность.

Основные вопросы по теме занятия:

1. Физическая работоспособность, тест PWC 170 и методы расчета общей и специальной работоспособности.

2. Гарвардский степ-тест, тест Купера и Навакки.

3. Методики определения аэробной производительности.

4. Методики определения анаэробной производительности.

5. Общие основы спортивной фармакологии.

6. Препараты энергетического действия.

7. Недопинговые анаболические препараты и их характеристика.

8. Правила и показания для назначения ноотропов, гепатопротекторов и антигипоксантов у спортсменов.

9. Допинги в спорте. Острые отравления допингами. Пра ктичес к ие нав ыки:

 

1. определить физическую работоспособность;

2. определить МПК;

3. составить фармакологическую карту спортсмена: Зада ние н а следующее занятие:

 

1. Острое физическое перенапряжение и неотложные состояния в спорте.

2. Хроническое физическое перенапряжение.

3. Травмы и перенапряжения опорно-двигательного аппарата. Литература [основная):

1.Епифанов В.А. «Спортивная медицина». М, - ГЭОТАР-Медиа, 2006. Литер атура ( д ополнительная):

1. Гилев Г.А., Кулипенков О.С, Савостьянов М.В. Фармакологическая поддержка тренировочного процесса спортсменов. -М.:МГИУ.2О07.

2. Гладков В.Н. Некоторые особенности заболеваний, травм, перенапряжений и их профилактика в спорте высших достижений.- М.: Советский спорт. 2007.

3. Макарова Г.А. Спортивная медицина. М.. Советский спорт. 2006.

БИОГЕННЫЕ СТИМУЛЯТОРЫ.

Актовегин - 1 др - 200 мг, по 1 -3 др 2 р\д курс 2-3 недели

Церебролизин - по 1 мл в\м через день

ФОСФАГЕНЫ.

Аденозинмонофосфат (фосфаден) - 0,5г таб - 3 р\д курс 3 нед.

Димефосфон - 15% р-р, 1 ст.л, 3 р\д, 3-4 нед.

Креатин моногидрат- 5-10г/сут, 2-3 нед.

Кальция глицерофосфат - 0,5г, 3 р\д, 3-4 нед.

Фосфокреатин (неотон) - но 2-4 г/сут в\м или в\в, однократно или курсом.

АНАБОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

Апилак - по 1 таблетки 3 р\д под язык курс 2-3 недели

Элькар - 1-2 г (1-2 чайн.лож) 2-3 р\д. за 30 мин до еды, 2-6гсут доза.

Оротат калия - 250-500 мг за 1 час до еды в 2-3 приема курсом 20-40 дней

Метилурацил - 1-2 г 3 р\д, курс 20 дней

Экдистерон - по 1-2 таб 1 р/д утром до еды.

АНТИОКСИДАНТЫ.

|3-каротин по 2 таб Зр/д после еды.

Витамин С -200-500 мг/сут.

Токоферол - 100-300 мг\сут за 30 мин до еды, курс 10-15 дней

Триовит- 1-3 кал\сут в зависим.от нагрузки.

АНТИГИПОКСАНТЫ.

Гипоксеи - 25-30 мг\кг за 60 мин до физ.нагр (соревнования), восстановительный период 2-5 кап 2 р\д за 20-

30 мин до тренировки.

Инозин - вн. 0,6 г\сут, дозу увел за 2-3 дня до 1,2-2,4 г\сут 2-3 р\д, курс 4-12 нед.

Милдронат 0,5-1 г 2 р\д(при треииров.), 0,5 г\сут в п-д соерв и 5 дней после.

Предуктал - 1 таб 2-3 р\день

Реамберин - 15-20 мг\кг, в\в капельно, через день.

Убихинон (коэнзим Q10)-30-100 мг/сут.

Цитохром -С - 4-8 мл 0,25% р-ра в\м 1-2 р\д курс 10-15 дней

Янтарная кислота - 50-100 мг в сут(3 дня прием, 3 дня отдых).

НООТРОПЫ.

Нейробутал 1таб(0,25г) 1-3 р\с

Пирацетам разовая доза 400-1200 мг, суточная 2400-3200 3-4 р\д

Пиридитол - 0,1-).3 г 2-3 р\д, 1-3 мес.

Фенибут - 0,25г 2-3 р\д, курс 2-4 нед

Энцефабол - 1 ч.л. 2 р/день, курс 2-4 нед.

ГЕПА ТОПРОТЕК ТОРЫ.

Гептрал - 2 таб 2 р\д, 800 мг в\м, 2-3 недели.

Карсил 1 таб 3 р\д. 2-3 нед.

Легалон - 1 таб 3 р\д, 2-3 нед.

Лецитин - 1 ст.л. в день, курс 3-4 недели

Лив 52 - по 2-3 т, 3 р\с - лечебная доза, по 2 таб 2 р\д - профилактика.

Метионин - 0,5 г 3 р\день, курс 3 недели

Эссенциале - кап по 300 мг, по 2 кап 2 р\д во время еды, курс 3-4 нед.

ИММУНОСТИМУЛЯТОРЫ.

Курантил - по 100 мг (4 таб) 1 раз в 8 дней

Тимостимулин.... ср. доза 1 мг\кг ежед. в теч 1 нед в\м, затем ту же дозу 2-3 р\нед.

Циклоферон 0,25 0,5 г по схеме.

Тималин - ср. разовая доза 10 мл, курсовая 100 мл.

Эхинацея - по 20 кап 2-3 р\д после еды, курс 2 нед.

ВИТАМИНЫ.

Аскорутин - 1 таб х 3 р\д

Аэровит- 1-2 таб х 1 р\д

Глутамевит- I таб 3 р\д

Декамевит -! таб 3 р\д

Суправит- 1 кап х 2 р\д

Ундевит - 2 др х 2 р\д

Тетравит - 1 таб х 2р\д

МАКРО И МИКРОЭЛЕМЕНТЫ.

Аспаркам - 0,5 г 3 р\д

Кальцемин - 1 таб 2-3 р\д

Кальция глюконат - 0.5г 3 р\д

МагнеВб - 1-2 таб 3 р\д

Панангин - 0.5 г 3 р\д

Селен - 75 мкг\сут


НЕДОПИНГОВЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

■ Адаптогены

■ Биогенные стимуляторы

■ Анаболические средства

■ Антиоксиданты

■ Антигипоксанты

■ Препараты энергетического действия

■ Ноотропы

■ Иммуностимуляторы

■ Гепатопротекторы

■ Витамины и микроэлементы Периоды подготовки спортсмена

■ Подготовительный тренировочный период

■ Базовый тренировочный период

■ Тренировочный период спецподготовки

■ Предсоревновательный период

■ Соревновательный период

■ Восстановительный период Подготовительный период тренировки

■ Задачи: 1. ускорить процесс врабатывания спортсмена; 2. защитить от воздействия
продуктов обмена.

■ Средства: адаптогены, иммунокорректоры. анаболические средства.
Базовый период тренировки

■ Задачи: 1. повысить устойчивость организма к воздействию продуктов метаболизма, 2. профилактика перенапряжения, 3. развитие основных навыков (сила, скорость, координация, выносливость).

■ Средства: адаптогены, иммунокорректоры, анаболические средства, антиоксиданты, антигипоксанты, гепатопротекторы, ноотропы.

Период спецподготовки

■ Задачи: 1. создание энергетических депо, 2. повышение технических навыков, 3. психологическая подготовка.

■ Средства: адаптогены, антиоксиданты, антигипоксанты, ноотропы, фосфагены, энергизаторы, витамины.

Соревновательный период

■ Задачи: 1. поддержание и восстановление энергонасыщенных соединений, 2. ускорение процессов восстановления после соревнований

■ Средства: фосфагены, энергизаторы, антиоксиданты, антигипоксанты, адаптогены, витамины С,Е, В1.

Восстановительный период

■ Задачи: 1. выведение продуктов метаболизма, 2. лечение психологического и физического перенапряжения, 3. подготовка к новому тренировочному процессу.

■ Средства: гепатопротекторы, адаптогены, ноотропы, витамины, фосфагены.

Средне-суточная потребность в витаминах (мг\с)

Витамин Скоростно-силовые Выносливость
Витамин А 3,0 3,0
Витамин Д 0,0125 0,0125
Витамин Е р,о 6,0
Витамин В! 5,0 10,0
Витамин В2 2,5 5,0
Витамин В6 25,0 25,0
Витамин В12 0,01 0,05
Витамин С 250,0 300,0
Витамин В15 300,0 200,0

ФОСФАГЕНЫ

Вилы спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

Подготови­тельный Базовый Спец­подготовки
Циклические * * * * * *
Скоростно-силовые * * *. * * *
единоборства *   * * * *
Координационные *   * * * *
Спортивные игры * * * * * *

АНТИГИПОКСАНТЫ

Виды спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

 

Подготови­тельный Базовый Спец­подготовки

 

Циклические   * * * * * Скоростно-силовые     * *     Единоборства   * * * *   Координационные             Спортивные игры   * * ' * *  

АНТИОКСИДАНТЫ

Виды спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

 

Подготови­тельный Базовый Спец­подготовки

 

Циклические * * *   * * Скоростно-силовые   * *       Единоборства   *         Коорди национные             Спортивные игры * * *   *  

ИММУНОКОРРЕКТОРЫ

Виды спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

 

Подготови­тельный Базовый Спец­подготовки

 

Циклические * *       * Скоростно-силовые   *         Единоборства   *         Координационные   *         Спортивные игры * *        

АДАПТОГЕНЫ

Виды спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

 

Подготови­тельный Базовый Спец­подготовки

 

Циклические * * * * * * Скоростно-силовые * * * ■ * * * Единоборства * * * * * * Координационные * *   * * * Спортивные игры * * * * * *

ИООТРОНЫ

Виды спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

 

Подготови-тел Базовый Спец-подготов

 

Циклические   * *   *   Скоростно-силовые   * *   .*.   единоборства * * * * *   Координационные * * * * *   Спортивные игры * * * * *  

ГЕИАТОПРОТЕКТОРЫ

Виды спорта

Тренировочные этапы

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

 

Подготови-тел Базовый Спецподготов

 

Циклические   *   *   * Скоростно-силовые   *   *   * Единоборства   *       ■ * Координационные           * Спортивные игры         * *

 

 

 

Виды спорта

Тренировочные этапы

 

Пред-соревновательный

Соревнова­тельный

Восстанови­тельный

Под гото вител Базовый Спецподготов
Циклические * * *      
Скоростно-силовые * *        
Единоборства * * *      
Координационные * *        
Спортивные игры * *        

Разновидности тестов с физической нагрузкой:

Ш Велоэргометрия - позволяет дозировать физическую нагрузку, выраженную в Ваттах

И Тредмил - позволяет дозировать физическую нагрузку путём изменения скорости и угла наклона

движущегося полотна. Дозируется нагрузка в метаболических единицах (МЕТ), которые отражают

энерготраты организма при выполнении работы. 1 МЕТ— 1,2 кал/мин или 3,5-4,0 мл потреблённого

кислорода в минуту на 1 кг массы тела. Ш Степ-тест - подъём на ступеньку заданной высоты с заданной скоростью

Показания для проведения тестирования: И Определение физической работоспособности

И Диагностика коронарной недостаточности, артериальной гипертензии Ж Диагностика облитерирующего атеросклероза артерий нижних конечностей ■ Оценка эффективности проводимой медикаментозной терапии И Определение толерантности к физической нагрузке 11 Абсолютные противопоказания для тестирования:

• неконтролируемая сердечная недостаточность

• инфаркт миокарда и нестабильная стенокардия

• гемодинамически значимые нарушения ритма

• аортальный стеноз

• аневризма аорты

• острый тромбофлебит                                                                           •

• острый перикардит, миокардит Относительные противопоказания для тестирования:

Ш Частая экстрасистолия, мерцательная аритмии, в анамнезе серьёзные нарушения ритма и синкопальные состояния в анамнезе Ш Умеренный аортальный стеноз Ш Выраженная артериальная гипертензия (систолическое АД более 220 мм рт.ст и диастолическое АД

более 130 мм рт.ст Ш Обструктивные варианты гипертрофической кардиомиопатии Ш Лихорадочные состояния Физиологическая реакция организма на физическую нагрузку

Ш Увеличение ЧСС (не более чем на 20 уд\мин в первые 3 мин после нагрузки)

I Преимущественное повышение систолического АД и незначительное снижение диастолического АД

(САД не более 20-40 мм.рт.ст. ДАД не более 10-12 мм.рт.ст.) Н Изменения на ЭКГ: укорочение интервалов QT, PQ, узкие заострённые з.Р, небольшое снижение

вольтажа 3.R Ш Косо восходящая депрессия сегмента ST(MeHee 2 мм, длительностью менее 0,06с). Увеличение или

снижение вольтажа з.Т, возникновение отдельных отрицательных з. Т. Ш Появление одышки, жара, утомляемости. Критерии прекращения нагрузочной пробы Ш Достижение заданной ЧСС Н Возникновение типичного приступа стенокардии, желудочковой экстрасистолии, желудочковой

тахикардии, появление нарушений проводимости Ш Ишемическое смещение сегмента ST вверх или вниз от изолинии на 1 мм и более I Повышение САД выше 220мм рт.ст., ДАД более 110 мм рт.ст, снижение САД на 20. И Приступ удушья, выраженная одышка, головокружение, головная боль И Отказ больного от продолжения пробы Тест Купера - оценка аэробных возможностей и физической подготовленности. Тест Купера

заключается в определении дистанции пройденной (бег или ходьба) за 12 мин.

Степень                 физической подготовленности Женщины 20-29 л Мужчины 20-29л
Очень плохая Менее 1, 55 км Менее 1,95 км
Плохая подготовленность 1,55 -1,8 км 1,95-2,1 км
Удовлетворительная 1,8-1,9 км 2,1 -2,4 км
Хорошая подготовленность 1,9-2,1 км 2,4 - 2,6 км
Отличная подготовленность 2,15-2,3 км 2,6-2,8 км
Превосходная подготовленность Более 2,3 км Более 2,8 км

Преодоленное расстояние менее 1,6 км МПК = 25 мл/кг/мин, 1,6-2 км МПК = 25-33,7 мл/кг/мин, 2,01-

2,4 МПК = 33,8-42,5 мл/кг/мин, 2,41-2,8 МПК = 42,6-51,5 мл/кг/мин, более 2,8 МПК = 51,6 и более.


Методики определения аэробной производительности.

Тесты позволяющие судить о параметрах системы транспорта кислорода - это аэробные тесты. Основной показатель продуктивности кардиореспираторной системы - МПК. МПК - это максимальное количество кислорода, которое человек способен потребить в течение одной минуты при выполнении физической нагрузки. МПК является мерой аэробной мощности и интегральным показателем состояния транспорта кислорода.

МПК зависит от ряда факторов: содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, объема легочной вентиляции, кислородной емкости крови, скорости кровотока, работающих мышц и т.д. Величина МПК позволяет судить о степени изменения в организме энергетических процессов, обеспечивающих его физическую работоспособность.

Расчет должных величин МПК

ДМПК = 52 - (0,25 х возраст) - для мужчин ДМПК = 44 - (0,2х возраст) - для женщин

Оценочным показателем является отклонение ДМПК от МПК, выраженное в процентах, которое рассчитывают по формуле:

ДМПК % = МПК/ДМПК 100%,

Где:

МПК ~ показатель, найденный по таблице или рассчитанный по формуле Карпмана.


Методика определения физической работоспособности PWC 170

Определяется количество работы, которую может выполнить испытуемый за 1 мин при ЧСС 170 уд/ мин. PWC 170 основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы в диапазоне от 110-120 до 170-180 уд\мин. PWC 170 определяется на велоэргометре, тредбане или при помощи степ-теста. Для проведения степ-теста необходимы: комплект степов, секундомер, фонендоскоп, метроном и тонометр.

Тест проводят следующим образом: обследуемые проводят восхождения на степ (высота 30 см) со скорость 20 шагов в мин (первая нагрузка) и со скоростью 30 шагов в мин (вторая нагрузка) под метроном. Подъем и спуск выполняется на 4 такта. Каждая нагрузка продолжается 3 мин. Пауза между нагрузками - 3 минуты. После каждой нагрузки считают пульс за 10 секунд.

Расчет PWC 170 производят по формуле В.Л. Карпмана: PWC 170 = Nl+(N2-Nl)x l70-fl

£2-f] N= 1,5-p-h-n

где N -мощность нагрузки, f 1 — пульс после 1-й нагрузки за минуту, f2 — пульс после 2-ой нагрузки за минуту, р-масса испытуемого, h- высота степа (0,3м),п- число восхождений (20 или 30 шагов в мин). Оценка результатов PWC 170: N для девушек 450-900 кгм/мин, для мужчин 850-1100 кгм/мин.

Принципы оценки относительных значений показателя PWC 170 Низкая работоспособность - 14 кгм/мин*кг и меньше Нижесредней работоспособность- 15-16 кгм/мин*кг Средняя работоспособность - 17-18 кгм\мин*кг Выше средней работоспособность - 19-20 кгм\мин* кг Высокая работоспособность — 21-22 кгм\мин*кг Очень высокая работоспособность - 23 кгм\мин*кг и больше

Гарвардский степ-тест.

Гарвардский степ-тест основан на регистрации ЧСС после дозированной физической нагрузки и позволяет оценить количественно ход восстановительных процессов.

Физическая нагрузка представляет собой восхождение на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 34 см для женщин. Время восхождения 5 мин, частота подъемов 30 раз в мин. если испытуемый не в состоянии выполнить нагрузку в течение 5 мин, регистрируют время фактического восхождения на ступеньку. Частоту пульса регистрируют в положении сидя в первые 30 сек 2,3 и 4 -й минут восстановительного периода.

Рассчитывается индекс Гарвардского степ-теста

ИГСТ= t-100

(f 1 +12 + О) • 2

где t - время восхождения на ступеньку в заданном темпе

fl, f2, 13 - частота пульса за первые 30 сек соответственно 2,3 и 4 минут восстановительного периода.

Повышение уровня физической тренированности сопровождается увеличением ИГСТ, детренированность - снижением и невозможностью выполнять нагрузку при проведении степ-теста. Проба проводится только здоровым людям.

Оценка результатов Гарвардского степ-теста.

 

Индекс ГСТ Оценка             физической тренированности
Менее 55 55-64 65-79 80-89 90 и более Плохая Ниже средней Средняя Хорошая Отличная

При проведении пробы на 5-й минуте выполнения тестирования ЧСС составляет не менее 175 уд в мин, а потребление кислорода в среднем 3 л.


Максимальное потребление кислорода (МПК):   Относительный объем сердца:

МПК = 2,2 PWC170 + 1070 (л/мин)                     RHV = 0,035* PWC 170 + 17,5
Систолический объем крови:                            Ударный объем крови:

Qs= 49,1 + 0,0716 * PWC 170 (мл)                                  max Qs= 0,08 * PWC 170 + 25(мл)

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА АБ СОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН МПК л/мин (юноши, мужчины)

Возраст Низкое МПК Ниже среднего МПК Среднее МПК МПК Отличное МПК
16-18 Менее 2,1 2,1-2,6 2,7-3,3 ^_ М^____ Более 3,9
19-29 Менее 2,4 2,4-2,9 3,0-3,8 3,9-4,4 Более 4,4
30-39 Менее 2,2 2,2-2,7 2,8-3,4 3,5-4,0 Более 4

Терапия острых состояний

■ Болевой синдром - димексид,кетанол, ксефокам, лидокаин, омнопон, промедол, стадол, трамал и др.

■ Артралгии - аноприн, аскофен, апизартрон, диклобене и др.

■ Миалгии - випросал, финалгон, гевадал, диклобене, меновазин, мельгамма и др.

■ Ишиалгия - випросал, теноктил, сургам и др.
Тесты о возможности возобновления тренировок

■ Беговой - бег в среднем темпе без ограничений, выполнение беговых упражнений (захлест голени и т.д.).

■ Подъем на носок на ступеньку - выносливость икроножных мышц. Количество повторений не менее 75% от аналогичного для здоровой ноги.

■ Гусиная ходьба - пройти в приседе на носках 10-15 м при одинаковой длине шага.


ГОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. БУРДЕНКО

ЕДРА ФИЗИОТЕРАПИИ, КУРОРТОЛОГ! ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ IV

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: «ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Факультет: лечебный. Курс 5

Авторы: к.м.н. Апарин В.Е.


Тшш зяшпжшш; «Общи© ©шшы лечквбшюй фшикулыгурьп. Фшшгчкескш® ушражшшшгп ш двтгяппельшыга режим»

Цель занятия: изучить организацию ЛФК, классификацию средств и форм ЛФК, механизм лечебного действия физических упражнений, характеристику видов упражнений, характеристику двигательных режимов, азро-, гидро-, гелио-, талассо-, и климатотерапии, правила назначения, показания и противопоказания, принципы дозировки нагрузки и;v:r;TcA",v:4<;c>::-:S лр?..?,у_}Ж проведения занятий, периода: курса ЛФК и методы проведения зг::1$7лР:.

Мотивация темы занятия: Лечебная физкультура - это один из наиболее древних методов лечения. На современном этапе развития медицины лечебная физкультура является основным средством реабилитации. В практической деятельности врача любой специальности возникает необходимость в применении средств и форм ЛФК с лечебной или профилактической целью.

Контрольные вопросы по теме занятия: И.Дать определение ЛФК как методу терапии. Организация ЛФК з стационаре, поликлинике, санатории (оборудование, документация).

2. Механизм лечебного действия физических упражнений на организм больного. 3.Классификация физических упражнений и характеристика. 4. Дыхательные упражнения: классификация и характеристика. 5.Механотерапия: виды, механизм действия, показания.

6. Двигательный режим: классификация, характеристика, правила расширения.

7. Аэро-5 гелио-, гидро, талассо- и климатотерапия: виды, температурные режимы, показания, правила
назначения и проведения.

S.Периоды занятия лечебной гимнастикой и кривая физиологической нагрузки. 9.Принципы дозировки нагрузки и методические правила проведения занятий. П рактические навыки:

1. исходя из клинических данных, подобрать необходимые физические упражнения;

2. назначить необходимый больному двигательный режим;

3. провести статические дыхательные упражнения;

4. провести динамические дыхательные упражнения;

5. управляемое дыхание;

6. провести дренажные упражнения. Задание на следующее заняти е:

1. Массаж, классификация, характеристика и показания для применения.

Литература (основная): 3.Епифанов В.А. «Лечебная физкультура»М, ГЕОТАР-Медиа, 2006. Литер ату ра (дополнительная):

1. Могендович М.Р., Темкин И.Б. Физиологические основы лечебной физкультуры.- Ижевск.: «Удмуртия», 1975.

2. Макарова И.Н. Массаж и лечебная физкультура. -М.: ЭКСМО, 2009.

3. Удащик B.C., Лукомский И.В. Общая физиотерапия.- Минск,: Книжный дом, 2004.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖЖМ-Устанавливаемая врачом стшшь двшгэтоньшзой шетивиоотш ©шаышог®

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ! СТАЦИОНАРНОГО ЭТАПА РЖАБШШТАЕЩМ

Строга!: костелышый режим - исключает любую двигательную активность и назначается больным в острую стадию заболевания, когда движение угрожает жизни больного. Это единственный режим, при котором не назначается лечебная физкультура, только но необходимости допустимо г;:сз?;:;^>::-:5:,■:=?с?:-мг уху. дыхательных упражнений.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.285 с.)