Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отказ собственника от права собственности
Как установлено ст. 347 ГК Украины, лицо может безадресно отказаться от права собственности на имущество, заявив об этом или совершив другие действия, свидетельствующие о его отказе от права собственности. Поскольку в этой норме речь идет о «праве лица» отказаться от собственности, можно сделать вывод, что это правило не касается других субъектов гражданских отношений, упомянутых в части 2 ст. 2 ГК Украины. Таким образом, государство, Автономная Республика Крым, территориальная громада и прочие социально-публичные образования не могут безадресно отказаться от права собственности. Отказ от права собственности возможен двумя способами: а) путем специального заявления об этом; б) путем совершения действий, ясно свидетельствующих о намерении отказаться от права на имущество. Момент прекращения права собственности на ту или иную пещь зависит от ее правового режима, в частности, от того, подлежит ли вещь государственной регистрации, или нет: — в случае отказа от права собственности на имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации, право собственности на него прекращается с момента совершения действия, свидетельствующего о таком отказе; — в случае отказа от права собственности на имущество, права на которое подлежат государственной регистрации (ст. 182 ГК Украины), право собственности на него прекращается с момента внесения по заявлению собственника соответствующей записи в государственный реестр. Собственник, отказавшийся от своей вещи, может позже изменить свое намерение, но при условии, что у другого лица не возникло право собственности на эту вещь. 3) Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать (ст. 348 ГК) Украины. Если на основаниях, не запрещенных законом, лицо приобрело право собственности на имущество, которое по закону, принятому позднее, не может ему принадлежать (например, ограничение оборотоспособности вещи), это имущество может быть отчуждено собственником на протяжении срока, установленного законом. Такое же требование к собственнику предъявляется в случаях, если на основаниях, не запрещенных законом, лицо приобрело право собственности на имущество, на приобретение которого по закону, принятому позже, требуется особое разрешение, а в его выдаче этому лицу было отказано.
Условиями применения этой нормы являются: — правомерность основания возникновения права собственности на момент его приобретения; — недопущение законом, который был принят позже, нахождения определенной вещи в собственности определенного лица (установление требования наличия специального разрешения); — предоставление указанному закону обратной силы; — отказ в выдаче специального разрешения (в случаях, если такое разрешение необходимо); — неотчуждение указанного имущества на протяжении срока, установленного законом (то есть отсутствие волеизъявления собственника на добровольное отчуждение имущества). Если имущество не отчуждено собственником в установленные сроки, оно по решению суда на основании заявления соответствующего органа государственной власти, подлежит принудительной продаже. Порядок отчуждения зависит от назначения и вида продаваемого имущества. Его можно реализовать через комиссионную торговлю, с публичных торгов и т.п. В случае принудительной продажи имущества, его бывшему собственнику передается сумма выручки за вычетом затрат, связанных с отчуждением имущества. Если имущество не было продано, оно по решению суда передается в собственность государства. В этом случае бывшему собственнику имущества выплачивается сумма, определенная по решению суда. 4) Право собственности на имущество прекращается в случав уничтожения этого имущества (ст. 349 ГК Украины). Такое уничтожение может быть результатом действий собственника или других лиц. В частности, это может быть такое использование имущества, в результате которого оно полностью и навсегда теряет свои свойства, индивидуальные признаки и т.п. Уничтожение имущества может произойти и независимо от воли собственника (например, в результате случая, непреодолимой силы, неправомерных действий других лиц). В случае уничтожения имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, право собственности на это имущество прекращается с момента внесения по заявлению собственника изменений в государственный реестр (часть 2 ст. 349 ГК Украины). Ведь прекращение права собственности на такое имущество связывается с наличием юридической совокупности: действия или события, которые повлекли уничтожение вещи; сделки — обращение собственника к соответствующему органу; административного акта — решение этого органа об исключении уничтоженной вещи из государственного реестра:
Такое решение едва ли можно признать удачным, поскольку привязка прекращения права собственности к формальному моменту (исключением из реестра) угрожает возникновением «фантомных» объектов права собственности. Вполне реальной может стать ситуация, когда будет производиться купля-продажа не реальных объектов, а прав на них, которые существуют только благодаря документам. Тем более, что оснований для признания такой сделки недействительной ГК Украины не предусматривает. (В частности, она не может быть признана, как представляется, фиктивной по правилам ст. 234 ГК Украины, поскольку у ее сторон есть намерение создать правовые последствия). Очевидно, в случае уничтожения имущества, право собственности на него существовать не может и должно прекращаться независимо от того, как дальше ведет себя собственник. 5) Прекращение права собственности в связи с выкупом имущества у собственника Выкуп земельного участка занимает особое место среди оснований прекращения права собственности, поскольку имеет выраженные публично-правовые черты, основываясь на учете публичных интересов путем ограничения прав частных лиц. Определяющими здесь являются положения части 5 ст. 41 Конституции Украины, в соответствии с которыми «принудительное отчуждение объектов* права частной собственности может быть применено лишь в порядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предшествующего и полного возмещения их стоимости». В ГК Украины прекращение права собственности путем выкупа имущества охватывает две ситуации: 1) выкуп земельного участка в связи с общественной необходимостью (а также выкуп недвижимости, которая находится на этом земельном участке); 2) выкуп памятника истории и культуры. 5.1. Выкуп земельного участка в связи с общественной необходимостью. Ни Конституция Украины, ни ГК не содержат определения понятия общественной необходимости, которая является основанием для прекращения права собственности на землю. Вместе с тем, принудительное отчуждение земельного участка в ст. 146 ЗК именуется «выкупом земельных участков для общественных нужд: «строительство зданий, сооружений органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; сооружение объектов обороны и национальной безопасности; строительство и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры и т.п.» Согласно ст. 346 ГК Украины, выкуп может быть осуществлен добровольно (в случае наличия согласия собственника участка) или принудительно (по решению суда по инициативе государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления соответственно их полномочиям).
В случаях принудительного выкупа орган, который утвердил решение о выкупе земельного участка, обязан письменно уведомить ее собственника о выкупе, который предполагается осуществить, не позже чем за один год до выкупа. Этот срок императивно определен законом (часть 3 ст. 350 ГК) и не может быть сокращен государственным органом. Плата за выкупаемый земельный участок, (выкупная цена) определяется по договоренности сторон. Ориентиры ее установлены Методикой денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 23 марта 1995 г. и Методикой экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 11 октября 2002 г., которые являются обязательными для органа, утвердившего соответствующее решение о выкупе. Но окончательное определение выкупной цены происходит путем установления рыночной стоимости земельного участка и недвижимого имущества, под которой имеется в виду и цена, по которой указанное имущество могло быть реализовано в данной местности на условиях свободной продажи на момент выкупа. При этом может учитываться категория земли, ее местонахождение и т.п. Если собственнику земельного участка принадлежит недвижимое имущество, расположенное на этом участке, то выкупная цена может включать рыночную стоимость этого недвижимого имущества. Требование о выкупе указанной недвижимости подлежит удовлетворению, если истец докажет, что использование земельного участка, выкупленного в связи с общественной необходимостью, является невозможным без прекращения права собственности на это имущество. Суд может постановить решение о сносе жилого здания, других зданий, сооружений, насаждений, которые размещены на земельном участке, подлежащем выкупу, или о перенесении их, по желанию собственника, на другой земельный участок и их восстановление, если это возможно. В случае сноса или перенесения этих объектов на другой земельный участок, лицо имеет право на возмещение убытков, в том числе затрат на улучшение качества земельного участка, и упущенной выгоды. Лицо, право собственности которого прекратилось, имеет право требовать предоставления ему другого, равноценного по качеству, земельного участка в границах данного населенного пункта. Снос жилого здания не допускается до обеспечения лица, проживавшего в нем как собственник, и членов его семьи, а также лица, проживавшего в нем как наниматель, и членов его семьи помещением, в размере и в порядке, установленных законом. До обретения законной силы решения суда о выкупе земельного участка в связи с общественной необходимостью, собственник имеет право распорядиться жилым домом, другими зданиями, сооружениями, насаждениями, размещенными на этом земельном участке, по собственному усмотрению (ст. 351 ГК Украины).
Если имущество, расположенное на участке, не принадлежит собственнику участка, то вопрос о его выкупе решается по правилам ст. 351 ГК Украины при условии привлечения собственника этого имущества к участию в деле. В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и недвижимого имущества, размещенного на нем, и убытки, причиненные собственнику в связи с выкупом земельного участка (в том числе упущенная выгода), в полном объеме. По договоренности с собственником подлежащего выкупу земельного участка, орган, принявший решения о выкупе земельного участка в связи с общественной необходимостью, может предоставить ему другой земельный участок, стоимость которого учитывается при определении выкупной цены. 5.2. Выкуп памятника истории и культуры допускается, если в результате действий или бездеятельности собственника памятника истории и культуры, ему угрожает повреждение или уничтожение. В этом случае государственный орган по вопросам охраны памятников истории и культуры делает собственнику памятника соответствующее предупреждение. Если собственник памятника истории и культуры не примет меры относительно его сохранности, в частности, в связи с невозможностью создания необходимых для этого условий, суд по иску указанного органа может постановить решение о его выкупе и переходе в собственность государства. При этом не имеет значения характер поведения собственника (наличие его вины в бесхозяйственном содержании культурных ценностей и т.п.). В случае неотложной необходимости обеспечения условий для сохранности памятника истории и культуры, иск о его выкупе может быть предъявлен без предупреждения. Выкупная цена памятника истории и культуры определяется по согласию сторон, а в случае спора — судом (ст. 352 ГК Украины). 6) Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника является основанием прекращения права собственности в случаях, установленных нормами обязательственного права. Например, в случае невыполнения обязательства, обеспеченного залогом, залогодержатель приобретает право обращения взыскания на предмет залога (ст. 589 ГК Украины). В этом случае обращение взыскания на предмет залога осуществляется по решению суда, если иное не установлено договором или законом. Заложенное имущество может быть реализовано с публичных торгов или реализовано иным образом в порядке, установленном договором сторон или законом (ст.ст. 590, 591 ГК Украины). Но во всяком случае, право собственности залогодателя (должника) на вещь, которая была предметом залога, прекращается.
Прекращение права собственности путем обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника имеет также место в случае невыполнения должником обязанности передать кредитору в собственность вещь, определенную индивидуальными признаками. В этом случае согласно ст. 620 ГК Украины, кредитор имеет право вытребовать эту вещь у должника и требовать ее передачи соответственно условиям обязательства. Прекращение права собственности на такую вещь происходит с момента вынесения судом решения о принудительном выполнении обязательства должником путем передачи конкретной вещи, определенной индивидуальными признаками, кредитору. 7) Реквизиция — это принудительное отчуждение имущества у собственника на основании и в порядке, установленном законом, при условии предшествующего и полного возмещения его стоимости. При этом реквизированное имущество переходит в собственность государства или уничтожается. Цель реквизиции состоит в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных для недопущения распространения эпидемии или эпизоотии и т.п. Поэтому она допускается в случае стихийного бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и при других чрезвычайных обстоятельствах, с целью общественной необходимости. В условиях военного или чрезвычайного положения имущество может быть принудительно отчуждено у собственника с последующим полным возмещением его стоимости. Оценка, по которой прежнему собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть обжалована в суде. В случае реквизиции имущества его прежний собственник может потребовать предоставления ему другого имущества, если это возможно. Если же после прекращения чрезвычайного обстоятельства реквизированное имущество сохранилось, лицо, которому оно принадлежало, имеет право требовать его возвращения, если это возможно. В случае возвращения имущества, у лица возобновляется право собственности на него, одновременно оно обязуется возвратить денежную сумму или вещь, которые были ею получены в связи с реквизицией, за вычетом разумной платы за использование этого имущества. 8) Конфискация — это лишение права собственности на имущество по решению суда как санкция за совершение правонарушения в случаях, объеме и порядке, установленных законом Конфискованное имущество переходит в собственность государства безвозмездно. В отличие от реквизиции, конфискация имеет безвозмездный характер и может применяться лишь в виде санкции за совершенное преступление. Государство не отвечает по обязательствам прежних собственников конфискованного имущества, если эти обязательства возникли после осуществления государственными органами мероприятий по охране имущества и без согласия указанных органов. По обязательствам бывшего собственника государство отвечает лишь в пределах актива перешедшего к нему имущества. Отношения, которые возникают при конфискации, урегулированы специальными нормативными актами. В частности, Постановлением Кабинета Министров от 25 августа 1998 г. утвержден Порядок учета, хранения, оценки конфискованного и иного имущества, которое переходит в собственность государства и распоряжение им. От конфискации как средства уголовного наказания и административного взыскания следует отличать случаи взыскания судом средств в доход государства в порядке регресса (части 2 и 3 ст. 1191 ГК Украины) и т.д.
Глава 17 ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 1. Классификация права собственности. 2. Виды права собственности в зависимости от субъектов. 3. Виды права собственности в зависимости от числа собственников. 4. Виды права собственности в зависимости от правового режима (объекта). 1. Классификация права собственности Традиционно деление права собственности на виды производится по формам собственности или по субъектам права собственности (что фактически является модифицированной разновидностью предшествующей классификации). В соответствии с таким подходом Конституция Украины предусматривает три экономических формы собственности: частную, государственную, коммунальную. Эти экономические отношения опосредствуются правом частной собственности, правом государственной собственности, правом коммунальной собственности. Тем не менее, разновидностей права собственности в Конституции Украины упоминается больше: предусмотрены право собственности Украинского народа (ст. 13), право государственной собственности (ст. 14), право частной собственности как неотъемлемое право человека (ст. 41), право собственности Автономной Республики Крым (ст. 138), право коммунальной собственности как собственность территориальных громад (ст. 142). В ГК Украины (ст.ст. 324-327) не содержится специального правила о делении права собственности на виды, но как и в Конституции Украины в нем речь идет о праве собственности Украинского народа, праве частной собственности, праве государственной собственности и праве коммунальной собственности. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном случае критерием является субъектный состав отношений собственности, а не формы собственности. Такой вывод следует из того, что и Конституция Украины, и ГК Украины упоминают «право собственности Украинского народа», которое не представляет собой отдельной экономической формы собственности, но характеризуется принадлежностью имущества специальному субъекту права собственности. Следует отметить, что ГК не упоминает в отдельности «право собственности Автономной Республики Крым». С точки зрения раздела форм собственности это как будто логично, поскольку такой экономической формы не существует. Тем не менее, ее нельзя считать государственной собственностью, поскольку эта республика не является государством. Вместе с тем, имущество, принадлежащее АРК, нельзя считать находящимся в коммунальной собственности, поскольку АРК не является территориальной громадой. Исходя из того, что деление на виды права собственности основывается на выделении его субъектов, а Автономная Республика Крым является участником гражданских отношений (ст. 168 ГК Украины), есть все основания утверждать, что право собственности АРК является отделенным как от права государственной собственности, так и от права собственности территориальных громад, даже тех, что входят в состав самой АРК. Хотя, как отмечалось ранее, традиционной для отечественной цивилистики является классификация права собственности в зависимости от форм собственности и от субъектов права собственности, тем не менее, такая классификация возможна и по другим основаниям. В частности, в зависимости от количества субъектов, имеющих право собственности на один и тот же объект, следует различать: 1) индивидуальное право собственности; 2) право общей собственности. Следует отметить, что фактически учет различий между двумя указанными видами собственности всегда имел место в практике законотворчества, начиная со времен римского права. Тем не менее, в научной и учебной литературе право общей собственности не рассматривалось в качестве имеющего признаки самостоятельного вида, а лишь констатировалось его наличие и давалась, как правило, очень детальная характеристика. Такое положение вещей можно объяснить тем, что в советском гражданском праве не допускалась общая собственность разных форм, а общая собственность выглядела как разновидность правового режима права собственности в пределах одной формы собственности. В условиях, когда упомянутые ограничения отпали, и получил легальное закрепление принцип равенства всех форм собственности (субъектов права собственности), нет никаких препятствий для классификации права собственности на индивидуальную и общую (с множеством лиц). В зависимости от особенностей правового режима (объекта) правоотношений собственности следует различать: 1) право собственности на общие (обычные) объекты гражданских прав и 2) специальные объекты. К первым можно отнести право собственности на любые вещи частного права, которые свободно обращаются и не имеют особенностей правового режима, связанных с данным объектом. Ко вторым можно отнести право собственности на вещи частного права, специально выделенные в актах гражданского законодательства с целью установления особого правового режима. Это, например, право собственности на землю (глава 27 ГК Украины), право собственности на жилье (глава 28 ГК Украины), право собственности на вещи, ограниченные в гражданском обороте. 2. Виды права собственности по субъекту Право собственности Украинского народа Ст. 324 ГК Украины воссоздает положение ст. 13 Конституции Украины, в которой закреплено, что «земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и прочие естественные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, естественные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа». Поскольку Украинский народ признается субъектом права собственности наравне с другими участниками гражданских отношений, возникает вопрос, не приведет ли это к «двойному» праву собственности на такой объект, как земля? По мнению одних авторов, Конституция Украины отображает отношение к земле Украинского народа как к территории государства, как к объекту природы, а не конкретным участкам, разграниченным на земельной территории государства для специального использования. Другие ученые предлагают различать случаи, когда право собственности на землю затрагивает интересы общества в целом — тогда земля определяется как объект права собственности Украинского народа (соответственно и государства), и те случаи, когда, в соответствии с Конституцией, человеку принадлежит и гарантируется право собственности на землю[51]. Как представляется, ответ на этот вопрос в определенной мере содержится в части 2 ст. 324 ГК Украины, которая устанавливает, что от имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, установленных Конституцией Украины. При этом органы государственной власти и местного самоуправления не являются собственниками того имущества, которое относится к объектам права собственности Украинского народа. Полномочия этих органов определены Конституцией Украины и другими нормативными актами, но в целом их полномочия относительно этого имущества затрагивает управление указанным имуществом. Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности Украинского народа в соответствии с законом. Таким образом, каждый имеет гарантированный ГК Украины доступ к пользованию природными объектами права собственности Украинского народа, но такое пользование осуществляется в порядке и пределах, установленных законом. Право частной собственности В ст. 325 ГК Украины отмечается, что субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица, которые могут быть собственниками любого имущества, за исключением отдельных его видов, которые не могут им принадлежать в соответствии с законом. В случае, когда физическое или юридическое лицо передает принадлежащее ему имущество в качестве вклада в общество, вновь образованное юридическое лицо становится собственником такого имущества, равно как и приобретенного по иным основаниям. В частности, согласно ст. 115 ГК Украины хозяйственное общество является собственником имущества, переданного ему участниками в собственность в качестве вклада в уставной (составленный) капитал. Даже если 100 % акций акционерного общества принадлежит государству или территориальной громаде, имущество этого общества является объектом его права частной собственности. Государству или территориальной громаде принадлежат корпоративные права участия в управлении, на получение дивидендов и т.п. Это правило не распространяется на юридические лица, которые созданы распорядительным актом органа государственной власти или местного самоуправления, и за которыми имущество закрепляется на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления. Это, в частности, лица публичного права, создаваемые распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления (ч.2 ст. 81 ГК Украины). Состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в собственности физических и юридических лиц, не являются ограниченными. Тем не менее, законом могут быть установлены ограничения размера земельного участка, который может находиться в их собственности. Такие правила установлены в ст. 178 ГК Украины о недопущении гражданского оборота (а соответственно, такие объекты не могут принадлежать субъектам на праве частной собственности) отдельных объектов гражданского права, перечень которых может быть установлен в законе (объекты, изъятые из гражданского оборота). Ограничение относительно перечня видов имущества, которое может принадлежать на праве частной собственности физическому или юридическому лицу, содержатся в Постановлении Верховной Рады Украины «О праве собственности на отдельные виды имущества» от 17 июня 1992 г.; законодательством о приватизации устанавливается перечень объектов, которые не подлежат приватизации. В качестве общего правила в ч. З этой же статьи провозглашается, что состав, количество и стоимость имущества не являются ограниченными. Но это не означает, что его количество вообще ничем не ограничено. Прежде всего, при реализации гражданских прав, в том числе и их приобретении, субъекты гражданского права не должны выходить за пределы их осуществления или злоупотреблять своими правами. В частности, состав имущества, а соответственно и его стоимость и количество, могут быть ограниченными с целью недопущения неправомерного ограничения конкуренции, злоупотребления монопольным положением на рынке, недобросовестной конкуренции, нарушения моральных основ общества и т.п.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.055 с.) |