Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Основные психопатологическиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СИМПТОМЫ Симптомы нарушения моторики Развитие моторной (двигательной) сферы претерпевает изменения в процессе развития ребенка, что необходимо учитывать при оценке ее развития в данный возрастной период. Кроме того, выделяется так называемая «мелкая моторика», имеющая свои периоды формирования. Симптомы нарушения моторики обычно тесно связаны с различными продуктивными (аффективные, галлюцинаторные, бредовые и т.д.) или негативными расстройствами (например, со слабоумием). Расстройства моторики с постоянством сопровождают патологию мышления и речи. По этой причине для определения отдельных форм расстройств моторики используется понятие «психомоторный» -психомоторное возбуждение, психомоторное торможение. Наряду с двигательными расстройствами, имеющими тесную связь с психопатологическими симптомами, достаточно часто встречается патология моторики, обусловленная преимущественно или в значительной степени неврологическими поражениями - двигательные расстройства при ДЦП, эпидемическом и иных формах энцефалитов, опухолях мозга и др. В этих случаях для характеристики двигательных расстройств используют терминологию, принятую в клинике нервных болезней - тремор, тик, гиперкинезы, миоклония и т.д. Выделяют три формы двигательных (психомоторных) нарушений гиперкинезию, акинезию и паракинезию. Двигательное возбуждение (гиперкинезия ). Гиперкинезия - это усиление и ускорение двигательной активности. В легких формах гиперкинезий движения последовательны, правильны, взаимосвязаны. Поведение в целом сохраняет целенаправленность и представляется мотивированным, наблюдается лишь оживление мимики, большая выразительность и большее разнообразие движений. С утяжелением гиперкинезий движения теряют свои оттенки, становятся более простыми и вместе с тем резкими и порывистыми, как бы судорожными, а поведение - беспорядочным и немотивированным. При резкой степени гиперкинезий движения приобретают хаотичность. В них могут исчезать целостные двигательные акты, появляются движения, напоминающие, например, гиперкинезы, и возбуждение принимает видимость неврологического нарушения. Гиперкинезия в тяжелых формах может сопровождаться регрессом поведения: больные рычат, лают, передвигаются на четвереньках и т.д. В тяжелых случаях гиперкинезий нередко исчезает всякая речь, т.е., возбуждение может стать «немым».
На особенности проявлений двигательного возбуждения оказывает влияние возраст. У детей часто наблюдаются такие особенности, как гримасничанье, бег по кругу, однообразное раскачивание корпусом, разбрасывание предметов и т.д. В старческом возрасте двигательное возбуждение нередко принимает характер суетливой деловитости, проявляющейся поступками, отражающими фрагменты прошлой бытовой деятельности, а речевое возбуждение может ограничиться лишь отдельными стереотипно повторяющимися словами, выкриками или короткими фразами. Моторное возбуждение в сравнительно редких случаях может одно исчерпывать клиническую картину, но обычно оно сочетается с самыми различными психопатологическими расстройствами - аффективными, бредовыми, галлюцинаторными нарушениями, состояниями помрачения сознания, с различными по глубине состояниями слабоумия, поэтому при определении характера психомоторного возбуждения его часто квалифицируют в соответствии с психопатологическим состоянием, в структуре которого оно возникает. Так, выделяют маниакальное возбуждение; возбуждение, возникающее при депрессиях, сопровождаемых тревогой и страхом; возбуждение кататоническое, истерическое и др. Особенности возбуждения и его видоизменение на протяжении болезни очень часто являются важным критерием прогноза заболевания как в отношении выздоровления, так и в отношении жизни больного. Гиперкинезии часто сопровождаются неправильными действиями больных по отношению к самим себе (отказ от еды, самоизувечение, самоубийство и т.д.) или к окружающим. По отношению к последним больные могут проявить, в частности, агрессию. Чаще двигательное возбуждение ограничено во времени и продолжается минуты-дни. В то же время оно может неоднократно повторяться. В некоторых случаях двигательное возбуждение непрерывно длится недели и месяцы, лишь меняясь в своей интенсивности. Выраженное непрерывное двигательное возбуждение часто сопровождается отчетливыми вегетативными расстройствами. Двигательное торможение (гипокинезия и акинезия). Акинезия – этополное исчезновение произвольных и автоматизированных движений - обездвиженность. Если существует неполная обездвиженность, то говорят о гипокинезии. Для обозначения состояний акинезии и гипокинезии используются термины «ступор» и «субступор». Как правило, эти термины, особенно термин «ступор», сочетаются с определениями, отражающими то психопатологическое расстройство, на фоне которого возникает обездвиженность – депрессивный ступор, галлюцинаторный ступор и т.д. (См. в разделе «Психопатологические синдромы»).
В ряде случаев для характеристики ступора используется определение, отражающее нозологическую природу заболевания - ступор эпилептический, ступор реактивный и т.д. Длительные и интенсивные в своих проявлениях состояния акинезии сопровождаются выраженными соматическими, в первую очередь вегетативными расстройствами. Паракинезии. Термином «паракинезии» обозначают: а) мимические и двигательные реакции больного, не соответствующие данной ситуации; чаще всего подобные расстройства обозначаются термином «манерность»; б) двигательные нарушения в форме стереотипии или же проявляющиеся повторением в той или иной форме речи, движений или поступков окружающих больного лиц - так называемые эхо-симптомы — эхолалия, эхо-мимия, эхопраксия, эхография. Паракинезии чаще всего встречаются при шизофрении, тяжелых степенях олигофрении (имбецильность, идиотия) и деменциях, обусловленных атрофическими процессами. Припадки. Под припадком понимают внезапно возникающее кратковременное, обычно многократно повторяющееся, четко ограниченное во времени болезненное состояние (потеря сознания, судороги и др.). Наиболее часто встречаются судорожные припадки. Судорожные припадки могут быть при эпилепсии, истерии, сосудистых поражениях мозга, травме; могут быть проявлением эпилептического статуса. При этом могут быть судороги или застывание. Происходит мгновенное падение мышечного тонуса, наступает молниеносная судорога. Большой судорожный припадок. Характерен для эпилепсии. В развитии этого припадка различают стадии: предвестников, ауры, фазы тонических и клонических судорог, постприпадочной комы, переходящей в сон. Подробная характеристика ауры дана в главе «Эпилепсия». Абортивные припадки развиваются в той же последовательности, но одна из фаз – тоническая или клоническая – выпадают. Малый припадок. К малым припадкам относят типичные абсансы, пикнолептические, миоклонические и акинетические приступы. Эпилептические припадки могут быть односторонние (Джексоновские) при сохраненном сознании. Пикнолептический припадок характеризуется мгновенным застыванием, выключением сознания, бледностью, ретропульсивными движениями, закатыванием глазных яблок, запрокидыванием головы. Акинетический припадок протекает с потерей сознания, падением и обездвиженностью с сохранением мышечного тонуса. Катаплексический припадок – мгновенное падение мышечного тонуса. Может возникнуть в связи с аффективным состоянием. Сознание не выключается, воспоминания сохраняются. Истерический припадок возникает в связи с психической травмой. Сознание при этом грубо не нарушено, имеется только аффективная суженность сознания. Падение обычно осторожное, без повреждений. Продолжительность припадка более длительная. Движения во время припадка размашистые, с демонстративными позами. Реакция зрачков на свет сохраняется.
У детей чаще всего припадки проявляются в виде оральных автоматизмов. Это приступы глотания, жевания, сосания, которые сопровождаются нарушениями сознания. Подробнее о других видах припадков см. в главе «Эпилепсия».
4.2. Расстройства речи Важнейшее качество психики - речевое общение, речь. Речь имеет психомоторный характер. В механизме речи имеют значение периферический и центральный отделы. В произношении звуков участвует периферический отдел - голосовые связки, органы артикуляции и дыхание (моторная функция), в регулировании и управлении речью участвуют центральные механизмы. В речи различают звуки и смысл. В психопатологии рассматриваются нарушения речи, связанные с патологией психических функций вследствие врожденной или приобретенной патологии головного мозга (приводятся в данной главе). Эти формы более подробно, а также другие, не связанные непосредственно с психическими заболеваниями (нарушения звукопроизношения, нарушения голоса, нарушения речи вследствие дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата, нарушения речи, связанные с патологией слуха и др.) рассматриваются в соответствующих разделах логопедии и сурдопедагогики. 1. Нарушения речи, обусловленные органическим поражением мозга, при которых страдают в первую очередь сенсорно-моторные «инструменты» речи. 2. Нарушения речи, обусловленные невротическими состояниями. 3. Нарушения речи, обусловленные психопатологическими расстройствами.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.012 с.) |