Глава 1. Психопатология как наука, изучающая различные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психопатология как наука, изучающая различные



аспекты расстройств психики, личности и поведения…………….…..7

1.1.Исторический обзор…………………………………………………7

1.2.Клинико‑физиологические основы психопатологии………….….11

1.3.Подходы к пониманию психической нормы и

психической патологии, психического здоровья и болезни………....17

1.4. Основные термины и типы течения психических заболеваний..19

1.5.Современные представления об отклоняющемся развитии……20

1.6.Типы течения психических заболеваний………………………....20

1.7. Этические и правовые аспекты психиатрии………………….…23

1.8. Принципы профилактики психических расстройств……………24

Глава 2. Диагностика психопатологических нарушений и

классификация психических расстройств………………………………....26

2.1. Диагностика психопатологических нарушений………………..26

2.2. Причины и классификация психических расстройств…………27

РАЗДЕЛ 2. Общая психопатология……………………………………….32

Глава 3. Возрастные этапы развития психики……………......................32

Глава 4. Основные психопатологические симптомы…............................35

4.1. Симптомы нарушения моторики………………………………….......35

4.2. Расстройства речи………………………………………………....39

4.3. Расстройства ощущений, восприятий и представлений…….….43

4.4. Расстройства мышления………………………………………..….52        

4.5. Расстройства памяти………………………………………….…....65

4.6. Нарушения внимания…………………………………………....…68

4.7. Волевые расстройства……………………………………………………69

4.8. Расстройства эмоций………………………………….…………...72

4.9. Нарушения сознания и самосознания…………………………….77

Глава 5. Основные психопатологические синдромы…………………….80

5.1. Невротические синдромы……………………………………..…..80

5.2.Психопатические синдромы………………………………………81

5.3.Аффективные синдромы………………………………………..…83

5.4.Бредовые синдромы ………………………………………………………87

5.5. Синдромы двигательных и волевых расстройств… ………….…...90

5.6. Синдромы утраты или помрачения (расстройства) сознания…91

5.7. Синдромы органического поражения головного мозга………….95

5.8. Синдромы интеллектуально-мнестических расстройств………...95

5.9. Синдромы негативных психопатологических расстройств……...96

5.10.Основные синдромы локальных поражений коры

больших полушарий головного мозга…………………………………97

5.11. Психопатологические синдромы детского

и подросткового возраста…………………………………………....105

5.12. Культуральные синдромы…………………………………….…124

5.13. Расстройства сна……………………………………………..…126

РАЗДЕЛ 3. Частная психопатология……………………………………..127

Глава 6. Пограничные психические расстройства……………………...127

6.1. Невротические расстройства…………………………………....127 

6.1.2. Психогенные расстройства…………………………………....137

6.3. Расстройства личности…………………………………………..138

Глава 7. Наиболее часто встречающиеся психические заболевания….144

7.1.Эндогенные заболевания……………………………………….…144

7.1.1. Аффективный психоз………………………………………...…144

7.1.2. Шизофрения…………………………………………………..…152

7.2. Эндогенно-органические заболевания…………………………167

7.2.1. Эпилепсия…………………………………………………...…...167

7.2.2. Деменции………………………………………………………...188

7.2.3. Особые формы психозов позднего возраста………………..…203

7.3. Экзогенно-органические заболевания………………………….204

7.3.1. Психические нарушения при соматических заболеваниях…………204

7.3.2. Психические нарушения при черепно-мозговых травмах…………..207

7.4. Экзогенные психические заболевания………………………….210

7.4.1. Психические расстройства при алкоголизме……………..…210

7.4.2. Психические расстройства при наркомании и токсикоманиях214

7.5. Психическая патология детского возраста…………………..…215

7.5. 1. Дизонтогенез…………………………………………………....215

7.5.2. Врожденные нарушения психического развития………......219

7.5. 3. Умственная отсталость…………………………………….….221

7.5.4. Задержки психического развития…………………………..…222

7.5.5. Психический инфантилизм………………………….…………223

7.5.6. Расстройства аутистического спектра…………………………225

7.5.7. Психический диатез………………………………………..……236

7.5.8. Детская шизофрения………………………………………...…..236

РАЗДЕЛ 4. Психосоматические заболевания…………………….………242

Глава 8. Проблема психосоматических заболеваний……………………..240

8.1. Причины и классификация психосоматических заболеваний..242

8.2. Основные психосоматические концепции………………………249

8.3.Клинические проявления психосоматических расстройств…..254

Глава 9. Психосоматические заболевания у детей……………………….259

Литература……………...................................................................................264     

 

ВВЕДЕНИЕ

Во всем мире увеличивается число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов и социальных работников – это дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющие особые образовательные потребности. В связи с этим возрастает роль подготовки специалистов, работающих с такими детьми, в первую очередь – дефектологов.

Дефектология как целостная отрасль знаний сложилась в результате развития и интеграции отдельных, смежных с ней наук и отраслей: медицины, психологии, педагогики, физиологии. Специальное образование включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, особенностей становления и социализации личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших методов коррекции физических и психических недостатков, компенсации деятельности нарушенных систем организма, путей социальной адаптации и интеграции в общество.

Педагог-дефектолог должен обладать не только психолого‑педагогическими знаниями, но и знаниями в области смежных наук, в частности, медицины; хорошо ориентироваться в вопросах диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений в рамках профессиональных компетенций будущего специалиста для реализации трудовых функций согласно профессионального стандарта. Кроме того, педагогам принадлежит решающая роль в первичном выявлении детей, нуждающихся в углубленной медико-психолого-педагогической диагностике и коррекции, так как в детском возрасте клинические проявления соматических, неврологических и психических расстройств тесно связаны между собой, что позволяет их объединить в единую психоневрологическую и психосоматическую проблему, разрешение которой осуществляется комплексно‑медицинскими и психолого‑педагогическими мероприятиями.

Современные требования к уровню образования педагога предполагают культуру мышления и поведения, умение разбираться во влиянии на психическое здоровье ребенка экологических и социальных проблем, обуславливающих отклонения в развитии и возникновение нервно‑психических расстройств у детей и подростков.

Целью данного учебного пособия является знакомство будущих педагогов-дефектологов с основами детской психопатологии (психиатрии). Задачи учебного пособия - раскрыть значение нормы и патологии в психическом развитии, описать наиболее часто встречающиеся психопатологические симптомы и синдромы, выявить причины отклонений в развитии основных психических процессов, рассмотреть возрастные особенности психопатологических проявлений.

 

В учебном пособии содержатся сведения по всем разделам психопатологии и психиатрии. В первом разделе рассмотрены подходы к пониманию психической нормы и патологии, основные термины психопатологии, принципы профилактики заболеваний. Во втором разделе «Общая психопатология» – рассмотрены наиболее часто встречающиеся симптомы нарушений различных психических функций и основные психопатологические синдромы. Характеристика нарушений психических функций дана в возрастном аспекте. В третьем разделе – «Частная психиатрия», наряду с наиболее часто встречающимися психическими заболеваниями, освещены особенности психических расстройств, связанных с применением психоактивных веществ, психиатрические аспекты соматических расстройств. Особое внимание уделено патологии детского возраста.

В учебное пособие включен раздел «Психосоматические заболевания», освещающий исторические и современные представления о заболеваниях, являющихся соматизированными проявлениями психопатологических нарушений.

 

 РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОПАТОЛОГИЮ И ПСИХИАТРИЮ

Глава 1. ПСИХОПАТОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ РАССТРОЙСТВ ПСИХИКИ, ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

 

Исторический обзор

Первые сведения о психических (душевных) болезнях встречаются в египетских папирусах и в древнеиндуисской книге «Веды», относящейся к XV–XIV вв. до н.э., однако расцвет медицины связывают с именем Гиппократа, который жил и работал в V в. до н.э. Гиппократ сумел выделить понятия «судорожный синдром» и «судорожная болезнь»; с именем Гиппократа связано понятие «темперамент»; понятие о четырех типах темперамента сохраняется до настоящего времени. И.П. Павлов на основании физиологических исследований выделил четыре типа высшей нервной деятельности, сопоставил их с четырьмя типами темпераментов по Гиппократу и доказал их обоснованность.

В IV–III вв. до н.э. большую роль в изучении соматических и психических расстройств сыграли работы Платона. В I в. н.э. римский энциклопедист и врач Цельс предложил одну из первых систематик душевных болезней.

Начиная с III–IV вв. н.э. из-за возрастающего господства религиозного фанатизма в Европейских странах значительно замедлилось развитие естественных наук, медицина была уничтожена, отношение к душевнобольным стало жестоким. Согласно церковной концепции считалось, что в этих людей «вселился злой дух», которого нужно уничтожить. В эпоху средневековья, когда в Европе медицина пришла в упадок, в арабских странах отмечается значительный подъем естественных наук, формируется благоприятное отношение к больным людям. В XI в. арабский врач и философ Абу‑Али Ибн Сина (Авиценна) организовал специальную больницу, в которой врачи наблюдали и лечили больных, страдающих судорожными состояниями. Авиценна ввел термин «эпиламвано», что обозначало «схватываю», один из заметных симптомов при судорожном состоянии, возникающем при напряжении мышц. От термина «эпиламвано» образовался термин «эпилепсия», который используется и в настоящее время.

Начиная с XVI–XVII вв. в Европе возрождаются естественные науки. В 1633 г. Рене Декарт, естествоиспытатель и физик, в поисках «души» у одушевленных живых существ, проводит опыты на лягушках. Декарт наблюдал сокращение мышц как ответную реакцию, определив это явление термином «рефлекс» (отражение), перенеся это понятие из физики. Термин «рефлекс» и в настоящее время широко используется в медицине, физиологии и психологии для объяснения ответной реакции на раздражение.

Ко времени Великой французской революции (вторая половина XVII в.) и в первые десятилетия после нее европейская психиатрия переживала особенный взлет. Революционный подъем в психиатрии совершил Ф.Пинель. В 1792 г. он добился снятия цепей с душевнобольных, что определило коренную перестройку организационных форм помощи, переход к психиатрическим лечебницам.

Один из учеников Ф.Пинеля, доктор Ж.Эскироль (1838), обогатил французскую и мировую психиатрию многими клиническими открытиями, в том числе он выделил форму глубоких интеллектуальных нарушений, отмечавшихся с раннего детского возраста, обозначив такое состояние как «малоумие». Расцвет французской психиатрии приходился на XIX–XX вв., когда публиковалось большое количество научных работ по различным формам психических расстройств, открывались специализированные клиники. И.Вуазен, ученик Ж.Эскироля, пришел к выводу о необходимости и возможности совершенствовать те стороны дефектной психики, которые еще доступны развитию.

Во второй половине XIX в. в Парижском университете открылась первая кафедра неврологии под руководством Ж.Шарко и клиника для неврологических больных. В это же время организовалась психиатрическая клиника, в которой предпринимались попытки выявления причин возникновения психических расстройств. Большое значение приобрели работы 3.Фрейда (1895), использовавшего метод психоанализа для выявления причин психических расстройств.

Развитие немецкой психиатрической школы проходило во второй половине XIX в. Формированию основных исследовательских направлений в немецкой психиатрии предшествовал 30‑летний спор между материалистами и идеалистами, оказавший влияние на подход к пониманию психических расстройств. В Англии Г.Модзли (1867) явился основателем английской классической клинической школы и опубликовал свою монографию «Физиология и патология души», впервые творчески развив учение Ч.Дарвина применительно к клинической (эволюционной) психиатрии.

В Древней Руси отношение к душевно больным было гуманным, их называли «юродивыми», «блаженными» и старались приютить в монастырях (по указу Ивана Грозного). В XVI–XVII вв. в городах строятся богадельни для «прокаженных и престарившихся и не могущих нигде головы преклонить». В 30‑40‑е годы XIX столетия были опубликованы первые научные труды русских врачей И.Е. Дядьковского и Т.С. Иллинского, в которых описывались психические расстройства на фоне инфекционных заболеваний.

Во второй половине XIX в. начали открываться земские психиатрические больницы, в организации которых принимали участие М.П. Литвинов, В.Н. Яковенко, В.П. Кащенко. В 1870 г. в Петербурге при военно‑медицинской академии была открыта первая кафедра психиатрии, которую возглавил И.М. Балинский (1857). На этой кафедре работали И.П. Мержеевский (1872), В.Х. Кандинский (1890), оказавшие большое влияние на развитие психиатрии в России.

В 1880 г. при Московском университете была открыта кафедра нервных и душевных болезней, которую возглавил замечательный врач, ученый и педагог А.Я. Кожевников, ближайшим учеником и продолжателем дела которого стал С.С. Корсаков (1889), основавший первую психиатрическую клинику. Для развития отечественной неврологии и психиатрии большое значение сыграли работы по физиологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др., проведенные на рубеже XIX–XX вв. и оказавшие большое влияние на понимание этиологии (причины) и патогенеза (механизма) развития психических заболеваний.

В настоящее время существуют и активно функционируют кафедры общей и детской психиатрии, институты психиатрии и специализированные клиники, диспансерные отделения, в которых оказывается профилактическая, лечебная и консультативная помощь больным с различными отклонениями в психическом состоянии.

В начальном периоде изучения психических расстройств детского возраста в зарубежной литературе существовали два направления. Одно направление связано с именами К.Каруса (1808) и К.Мореля (1857), считавших, что дети могут быть умственно отсталыми, но не психически больными. К.Морель впервые обратил внимание на необходимость профилактики умственной отсталости. Другое направление в изучении психических расстройств связано с именем Ж.Эскироля (1829), проводившего наблюдения за слабоумными больными. Он пришел к выводу, что эта группа больных не однородна.

Э.Крепелин (1898) создал свою первую классификацию психических расстройств, перечислил все формы умственной отсталости (дебильность, имбецильность и идиотию), как самостоятельные. В 1915 г. Э.Крепелин создал вторую классификацию психических расстройств и ввел понятие «олигофрения» (малоумие), объединив этим термином три степени тяжести умственной отсталости.

Для выявления уровня интеллектуального развития детей и подростков возникла необходимость их предварительного обследования. С этой целью была создана методика «тестов», благодаря которым выявлялся «интеллектуальный коэффициент». Авторами тестов были учителя А.Бине и Т.Симон (1905).

В развитии детской психиатрии значительную роль сыграли работы Ж.Эскироля, П.Жане (Франция), Д.Конолли, Г.Модзли (Англия), Т.Геллера (Германия), А.Кальбаума (1863). Первые руководства по психиатрии детского возраста были написаны X.Эммингхаузом (1887) и Т.Моро де Тур (1889). Изучая клинику раннего слабоумия, Э.Крепелин показал, что во многих случаях психозы, наблюдаемые у взрослых, берут свое начало в детском возрасте.

В отечественной медицине рано формируется интерес к психическим заболеваниям детского возраста. Уже в первой половине XIX в. в работах Е.Н. Смельского, С.Ф. Хотовицкого приводятся описания некоторых нервно‑психических заболеваний: эпилепсии, хореи, менингоэнцефалитов, гидроцефалии, кратковременных психозов при скарлатине, отравлении грибами. Признаки важнейших нервно‑психических заболеваний в детском возрасте в систематизированной форме излагаются в руководстве основоположника отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкого «Педиятрика» (1847).

Наиболее последовательная и углубленная разработка клиники детских нервно‑психических заболеваний начинается в 70‑80‑х годах XIX столетия под руководством И.П. Мержеевского, который публикует свои результаты патологоанатомических исследований микроцефалии и делает важный вывод о том, что причиной микроцефалии является не атавизм и дегенерация, а болезненные влияния на плод в период его внутриутробного развития. Среди многочисленных учеников И.П. Мержеевского был и И.В. Маляревский, первый отечественный детский психиатр, посвятивший себя изучению и предупреждению нервно‑психических расстройств у детей. Он создал в Петербурге первое в России психиатрическое учреждение для детей и подростков – Врачебно‑воспитательное заведение (1882–1919). И.В. Маляревский создал теоретическую базу для формирования психиатрии детского возраста как особой отрасли общей психиатрии. Он выступал как теоретик и основоположник особой научной отрасли медицины – медицинской педагогики, которая стоит на границе с педагогикой, изучающей нервно‑психические расстройства в детском возрасте и вопросы их предупреждения, а также лечебное воспитание детей с отклонениями в развитии. Идеи И.В. Маляревского получили дальнейшее развитие в работах прогрессивных психоневрологов Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошина, А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко. Большой вклад в дело организации специальных учреждений внес А.Ф. Лазурский (1900). Его работы позволили педагогам в педагогических учреждениях подбирать методы лечебно‑педагогического воздействия для психически больных детей.

Доктор Г.И. Россолимо, его ученик Ф.Д. Забугин и другие в начале XX в. организовали в Москве институт детской неврологии. В Петербурге этими вопросами занимались А.В. Владимирский, А.С. Грибоедов, Г.Я. Трошин и др. В начале XX в. организовывались школы‑интернаты и специальные школы, в которых совместно работали врачи и педагоги. Основоположниками этих учреждений были профессора В.П. Кащенко, И.А. Сикорский, В.А. Гиляровский и др.

Дальнейшее развитие детской психиатрии в России происходило в 20‑е годы XX столетия благодаря работам Т.И. Юдина, Н.И. Озерецкого, Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симсон, М.С. Певзнер и др. Традиционное для отечественной медицины клиническое направление исследований базировалось на теоретических концепциях отечественных ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, С.П. Боткина, И.Н. Введенского, обосновавших сущность психических заболеваний.

Г.Е. Сухарева одна из первых изучила клинику шизоидных психопатий у подростков. В механизмах понимания психических расстройств у детей большое значение сыграли работы А.Н. Северцева, в которых подчеркивалось значение приспособляемости организма. В области детских психозов инфекционного происхождения большое значение имели работы С.С. Мнухина (1968) и его школы. Дальнейшему изучению особенностей проявления симптомов и синдромов, динамики течения болезни при психических расстройствах у детей и подростков способствовали работы по сравнительной педиатрии и неврологии, физиологии и психологии, выполненные в лабораториях В.М. Бехтерева, Н.И. Красногорского их сотрудниками и учениками.

Для развития детской психиатрии большую роль сыграли работы Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева по проблемам эволюции психического развития ребенка, эмоций и поведения. В современной детской психиатрии и психопатологии придается большое значение возрастному фактору, нередко определяющему клинические проявления болезни. С этих позиций приобретает основополагающее значение современное представление о критических периодах развития ребенка.

Развитие детской психиатрии продолжается и в настоящее время. Врачи‑психиатры, невропатологи, педиатры совместно с педагогами‑дефектологами, психологами и воспитателями дошкольных и школьных учреждений проводят совместное медико‑психолого‑педагогическое консультирование и оказывают нуждающимся специальную помощь.

 

1.2.Клинико‑физиологические основы психопатологии

Психопатология как наука тесно связана с неврологией и физиологией. В течение многих веков шла борьба различных направлений в плане изучения структуры и функции нервной системы, обоснования психической деятельности. Только в конце XIX столетия работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова было создано учение о высшей нервной деятельности, в основу которого легло учение о рефлекторных механизмах.

Особенно сложно формировалась детская психопатология в связи с тем, что психические отклонения в детском возрасте отличались от таковых у взрослых. Одной из наиболее сложных проблем являлось определение природы основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Особенно большие споры вызывал вопрос о природе тормозного процесса в коре головного мозга, сущность которого одни ученые рассматривали как состояние покоя клетки, другие – как особый вид возбуждения. Большая заслуга в деле изучения проблемы возбуждения и торможения в коре головного мозга принадлежит И.М. Сеченову. В 1862 г. И.М. Сеченов проводит ряд убедительных экспериментальных исследований по изучению природы торможения и доказывает, что торможение в головном мозге – это активный процесс, задерживающий возбуждение. Результаты этих исследований в концентрированном виде были изложены в книге «Рефлексы головного мозга». И.М. Сеченов доказал, что торможение присуще не только периферии нервной системы, но характерно и для центральной нервной системы. И.М. Сеченов подчеркивал, что все психические явления по своей природе являются рефлексами головного мозга; психическая деятельность невозможна без раздражения органов чувств. Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения являются рефлекторными.

И.П. Павлов (1849-1936), один из величайших естествоиспытателей конца XIX – начала XX в., разработал вопросы физиологии больших полушарий. Учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности построено на рефлекторном принципе. Под рефлексом подразумевается ответная реакция организма на раздражение внешней и внутренней среды. В основе рефлекторной теории лежат описанные И.П. Павловым принципы.

Принцип детерминизма заключается в том, что каждое явление имеет свою причину возникновения, определенный толчок, повод для своего развития. Отсюда подлинно научное исследование того или иного явления должно, прежде всего, выяснить причины его происхождения.

Принцип структурности. Утверждая, что физиологической основой высшей нервной деятельности является образование нервных связей (условных рефлексов), отражающих внешний мир, И.П. Павлов, вместе с тем, приурочивал образование условных рефлексов к структурам и системам мозга, которые в каждом нервном акте вступают в новые функциональные отношения.

Принцип анализа и синтеза. Кора больших полушарий принимает бесчисленное количество различных раздражений внешнего мира и внутренней среды. Это вызывает необходимость вначале дифференцировать при помощи анализа комплекс поступающих раздражений. Вместе с тем, для регулирования всех процессов, протекающих в теле, для создания целесообразных форм адаптации к внешней среде необходимо обобщение раздражения, выделенных анализом, т.е., синтез.

И.П. Павлов подчеркивал, что кора головного мозга получает раздражения как из внешней среды, так и от внутренних органов, что обусловливает единство соматического и психического. В исследованиях академика К.М. Быкова (1947) была экспериментально подтверждена связь коры головного мозга с внутренними органами.

Кора больших полушарий является скоплением нервных окончаний различных анализаторов. В местах поступления импульсов образуются очаги возбуждения, вокруг которых формируются зоны торможения. Смена различных раздражений, положительных и отрицательных, сопровождается образованием условных связей. Так формируется определенная функциональная условно‑рефлекторная динамическая система, являющаяся физиологической основой психики (П.К. Анохин, 1980).

Основные процессы, происходящие в нервной системе – это возбуждение и торможение. Возбуждение является активным процессом, возникающим в клеточных элементах коры при действии на нее раздражителей внешней и внутренней среды. Торможение тоже активный процесс, но его задача сдерживать возбуждение в определенных рамках. И.П. Павлов придавал большое значение тормозному процессу, который регулирует деятельность возбуждения, «держит его в кулаке». Концепция об охранительном торможении, созданная И.П. Павловым, объясняет механизм целого ряда сложных расстройств, имеющих место при различных нервных и психических заболеваниях. Процесс охранительного торможения выполняет целебную роль не только при функциональных, но и органических поражениях нервной системы.

Чередование пунктов возбуждения и торможения, обусловленное механизмом взаимной индукции, сопровождается формированием многочисленных цепей условных рефлексов и представляет собой основные механизмы физиологии мозга. Господствующий очаг (рабочее поле, куда приходит раздражение), доминанта, является физиологическим механизмом нашего сознания.

Принцип доминанты, описанный А.А. Ухтомским, состоит в том, что в нервную систему одновременно приходит большое количество раздражений, различных по силе и локализации. Более сильные импульсы привлекают к себе более слабые или подавляют их. Действующие раздражители многообразны по своей силе и действию - одни из них одноразовые, случайные, другие часто встречаются или являются постоянными, образуя определенные функционально-динамические системы. Если комплекс действующих раздражений приобретает периодичность и они поступают в определенном порядке в течение одного и того же времени в кору головного мозга, то вырабатываемая система условных рефлексов отличается большой стойкостью. Эту систему И.П. Павлов назвал «динамическим стереотипом».

Для нормальной жизнедеятельности человека с раннего детского возраста необходимо формировать определенный биоритм – это чередование бодрствования и сна. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов в определенной последовательности способствует возникновению у детей прочных условных связей, т.е., динамического стереотипа. В практической жизни хорошо известно значение выработанной функционально‑динамической системы (стереотипа) – это наши привычки, навыки, определенные формы поведения, способы обучения.

Рассматривая физиологию больших полушарий мозга, необходимо подчеркнуть значение работ И.П. Павлова о сигнальных системах как физиологических механизмах познания реальной действительности. Процесс уравновешивания организма с внешней средой осуществляется в результате поступления сигналов различной сложности, как из внешней, так и из внутренней среды. Для человека, пользующегося речью, соответствующее слово заменило непосредственные раздражители, поэтому «слово» И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Особенность человека состоит в том, что он познает окружающую действительность при помощи первой и второй сигнальных систем, которые находятся между собой в тесном взаимодействии.

Важнейшей особенностью детского и подросткового возраста является непрерывный и неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Эта особенность характерна и для психического развития, которое происходит в результате контактов ребенка с окружающей средой, поэтому нарушения психической сферы, возникающие при различных заболеваниях, представляют собой сложное выражение расстройств биологического и социального характера. Методологическую основу изучения возрастных особенностей психических заболеваний у детей составляют эволюционно‑динамический подход и принцип единства биологического и социального в процессе формирования личности человека (В.В. Ковалев, 1979). Единство биологического и социального в процессе формирования человека как социального существа происходит за счет непрерывного взаимодействия социально-психических явлений с природно-психическими, которые в человеке тесно связаны с нейрофизиологическими механизмами (В.В. Ковалев).

Общая закономерность замещения и поглощения биологического и тесно связанного с ним природно-психического качественно более высоким социально‑психическим отчетливо проявляется в онтогенезе человека: преобладающие в психике ребенка раннего возраста такие природно‑психические явления, как элементарные потребности в еде, сне, непосредственно связанные с инстинктами, примитивные эмоции удовольствия и неудовольствия, малодифференцированные проявления темперамента, с возрастом постепенно оттесняются социально‑психическими. Этот переход от низшего к высшему представляет собой основное направление в развитии психики человека.

Под влиянием психического заболевания выявляется временный или более стойкий сдвиг во взаимоотношениях между природно‑психическим и социально‑психическим с усилением природно‑психических явлений. Такой сдвиг значительно легче и быстрее происходит в более раннем возрасте, что связано с недостаточной зрелостью и относительно меньшей устойчивостью социально‑психических образований. Конкретным выражением подобного сдвига соотношений в психике могут быть патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий и психопатоподобных состояний различного происхождения; явления регресса психики с возникновением различных расстройств поведения, свойственных значительно более ранним этапам онтогенеза -  двигательные стереотипии, эхопраксии, эхолалии, моторные автоматизмы,  мутизм, общее двигательное застывание, временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности, возобновление лепетной речи, появление повышенной боязливости и готовности к страхам, которые наблюдаются при шизофрении, реактивных состояниях, органических поражениях головного мозга.

Другой вид изменения соотношения между социальным и биологическим имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза (нарушение развития), который выражается в различных ограничениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а также в нарушении состояния компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Основными клиническими типами дизонтогенеза психики считаются ретардация (запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики) и асинхрония развития (неравномерное, диспропорциональное психическое развитие), при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают, либо происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии.

Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие и созревание физиологических систем и морфологических структур мозга, поэтому наряду с негативными и продуктивными симптомами, обусловленными механизмами выпадения или возбуждения относительно зрелых, завершенных в своем формировании систем, большое место в клинической картине психических заболеваний у детей принадлежит негативным и продуктивным дизонтогенетическим симптомам.

В основе негативных дизонтогенетических симптомов лежат задержка или искажение развития нервно‑психических функций, к проявлениям которых относятся симптомы приостановки и задержки темпа развития познавательных функций, в том числе мышления, являющиеся главным выражением синдромов умственной отсталости и пограничных состояний интеллектуальной недостаточности (М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий), а также формы частичной моторной недостаточности, например, недостаточность тонкой ручной моторики. Негативные дизонтогенетические симптомы, связанные с механизмом искажения развития психики, включают, главным образом, различные проявления диспропорционального развития темперамента, влечений, инстинктивных потребностей и эмоционально‑волевых свойств формирующейся личности ребенка и подростка (Г.Е. Сухарева, 1974). К ним также относятся симптомы, входящие в структуру невропатических расстройств, аутистических расстройств, а также нарушения темперамента, влечений и характера при психопатиях.

Продуктивные дизонтогенетические симптомы имеют в своей основе явление «дисфункции созревания» или «относительной возрастной незрелости» физиологической системы. Подобная дисфункция созревания, сопровождающаяся более или менее длительной фиксацией и автоматизацией преходящих способов нервно‑психического реагирования, свойственных незрелым мозговым механизмам того или иного периода постнатального онтогенеза, может быть источником ряда дизонтогенетических продуктивных симптомов психических заболеваний в детском возрасте. Это, например, эхолалии и эхопраксии, стереотипии, некоторые виды страхов, патологическое фантазирование и др. Г.Е. Сухарева подчеркивает, что негативные дизонтогенетические проявления могут быть стойкими и временными, преходящими, отмечает возможность обратимости ряда негативных симптомов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.057 с.)