Дополнительный материал к уроку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал к уроку



• Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученьесвет, а неученьетьма. [ сущ. — сущ. ], а [ сущ. – сущ. ].

1. Плохой товарищ не подмога.

2. Сердце не камень.

З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь.

4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа.

5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

6. Друга любить себя не щадить.

7. Земля как будто глобус.

8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

 

• Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега.

2. Земля под ними чёрная голая.

3. Деревья садов как бугры.

4. Он скептик и материалист.

5. Жизнь прожить не поле перейти.

6. Жить народу служить.

7. Летний дождик одно только удовольствие.

8. Дважды два четыре.

Урок 27

ТЕМА: «Изложение» (изложение с элементами сочинения-рассуждения).

ЦЕЛЬ:

• написать изложение с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значении для каждого человека.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

НА ДОСКЕ:

вблизи лесов                        полноводность не то – не то                      грунтовые воды не только                            обветренный помощник                           сожжённый                                               колебания

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Подготовка к написанию изложения

Лес — источник жизни

Леса — это украшение земли, её великолепный и удивительный наряд. И это — не только источник сырья. Леса — это самый верный помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески. Грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо ближе к поверхности, чем в безлесных областях. Леса останавливают рост оврагов.

Но и это не всё. Леса — величайшие источники здоровья. Это исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли.

Многие болели за леса, писали о них, старались передать читателю свою любовь к нашим зелёным «океанам», к нашим лесным богатствам.

Думая об этом, я представляю себе человека, который через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. Великая сила жизни видна во всём: в колебаниях вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру около каких-нибудь лесных вод — темных и глубоких — человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина.

Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного света, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров, когда над любимой страной расстилается не то туман, не то дымок костров.

(К. Паустовский)

 

• Предварительная работа.

Определить стиль и тип текста. Как проявляются в содержании и языке текста особенности публицистического стиля? Почему автор считает необходимым выступить в защиту «зелёного друга»?

Как строится текст? Как связаны между собой предложения? Где находится тезис и как располагаются доказательства в рассуждении автора? Озаглавьте части текста, составьте план.

• Примерный план.

1) Леса это украшения земли:

а) Лес это не только источник сырья;

б) Лес — это помощник в борьбе за урожай;

в) Лес — величайший источник здоровья.

2) Многие «болели» за леса...

3) Человек в лесу:

а) Человек после зноя входит в лес;

б) Его тело охватывает прохладой;

в) Великая сила жизни видна во всём;

г) Человек садится у костра — садится тишина.

4) Ночь поднимается над лесами.

 

Написание изложения

 

II ЧЕТВЕРТЬ

 

Урок 28

ТЕМА: «Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• показать роль второстепенных членов в предложении.

• повторить на уроке (усвоить) три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

ПРЕ- или ПРИ-? пр..брежный                    пр..мьера                           пр..емственный пр..вращать                     пр..подавать                    пр..зреть сироту пр..дорожный                  пр..ободрить                    пр..зирать труса пр..забавный                    пр..стол                            пр..старелый пр..зидент                       пр..ступник                      пр..творять пр..ложение                    радиопр..мник                  пр..чудливый пр..мудрый                      знаки пр..пинания           пр..митивный

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Беседа

— Какие члены предложения являются главными?

— Если предложение состоит из грамматической основы, как мы называем такое предложение?

— Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

 

Работа с учебником

§ 23

• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• Анализ нераспространенных и распространенных предложений.

• Чтение теоретического материала.

• Выполнение упр. 121 (по заданию),

§ 24 «Дополнение».

• Расскажите, что вы знаете о дополнении.

• На какие вопросы отвечает этот второстепенный член?

• Распространите дополнением предложения (устно):

Мы читаем... (книги)

Лётчик управляет... (самолётами)

Ребята думали... (об экзаменах)

 

• Чтение материала параграфа.

3) Беседа: какие части речи могут употребляться в роли дополнения? Приведите примеры.

— Какие дополнения называют прямыми, а какие — косвенными? (Приведите примеры).

• упр. 125 (устно), 127 (по заданию).

 

Повторяем орфографию

• Спишите с доски слова, правильно выбирая нужную гласную в приставке или корне.

(Проговариваем правило:

(Привилегия, премьер и т.п. — приставки нет)

(Комментированное письмо)

 

Аналитическое упражнение

• Найдите в тексте дополнения, укажите, прямые они или косвенные. Подчеркните грамматические основы.

 

...Медленно, цепляясь за ветви сирени, проплыла паутинка. Паутинка — предвестница осени. Долго и трудно вызревало это лето, чтобы потом взорваться буйным цветением. Рано и быстро угасает.

Татуша сидела на террасе, подставив загорелое лицо... августовскому солнцу. Крепко печёт это обманное солнце, но не прибавляет загару. Татуша лениво щурила глаза, обмахиваясь маленьким вёером из слоновой кости, и не без удовольствия думала, что лето на исходе и скоро будет Петербург с театрами, балами, интересными людьми.

 

(По выбору учителя текст диктуется или списывается с доски.)

 

Подведение итогов урока

 

7. Сообщение домашнего задания

§ 23, 24, упр. 122 (по заданию)

— Со словами из рамочек придумать и записать предложения, упр. 123 (устно)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.012 с.)