Дополнительный материал к уроку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительный материал к уроку



• Определить типы сказуемого и способы их выражения.

 

При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза.

Тропа — единственный путь через тайгу.

В холодных мокрых сумерках слонялись по набережной люди.

Окна дворца были распахнуты настежь.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия.

Погода будет славная.

Птицы перестали щебетать.

 

Урок 35

ТЕМА: «Контрольный диктант».

ТИП УРОКА: урок проверки, оценки, коррекции знаний учащихся.

ЦЕЛЬ УРОКА:

• проверить уровень усвоения изученного.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Написание диктанта

Диктант

I

Людская природа, к сожалению, не часто являет высокие образцы творения. Этот же, в красном, был само совершенство. При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза, поражавшие разумом, насмешливостью, отвагой и искренностью.

Он шёл навстречу долгорукому. Быстро, красиво, легко, безупречно, с каким-то неповторимым достоинством нёс своё тело. Полуулыбка слегка раздвигала золотистые усы, смягчая суровые кольца ассирийской бороды. Была в ней радость встречи с такими вельможными гостями и одновременно лёгкое стеснение.

Всё молчало. В наступившей тишине малейший звук способен был испортить торжественность этой неожиданной встречи. Первой нарушала молчание княжна Ольга. Вытянувшись из седла навстречу, бросив поводья, забыв про всё на свете, она захлопала своими белыми рукавчиками, закричала с нескрываемой радостью: «Князь Иван! Князь Иван!»

(116 слов)

(П. Загребельский)

 

II

 

Создатели авторучки — древние египтяне. Среди сокровищ знаменитой гробницы Тутанхамона учёными обнаружена медная ручка со вставленной в неё свинцовой заострённой трубочкой, а внутри трубочки — тростинка. Её заполняли тёмной жидкостью, которая, просачиваясь по волокнам стебля, накапливалась на заострённом конце. При письме оставался чёткий след на папирусе.

Затем наступило время гусиного пера, которое веками скрипело по пергаменту манускриптов, брызгало кляксами на рецептах алхимиков, подписывало указы королей.

Но перо нужно было часто макать в чернила, что отнимало много времени. Тогда стали вставлять в металлическую трубку с одной стороны заглушку, а с другой — гусиное перо. Трубку заполняли чернилами.

В наше время соперник «перьев-самописок» — шариковая ручка. И кто знает, какая ручка ждёт нас завтра.

(110 слов)

(По С. Попову)

 

Урок 36

ТЕМА: Изложение «Характеристика человека».

ЦЕЛИ УРОКА:

• развивать связную речь учащихся.

• отработать умения создавать текст-описание, грамотно при менять описательные обороты речи, определения, обстоятельства.

• обогащать словарь учащихся, развивать умение находить опорные слова в тексте.

ТИП УРОКА: урок развития речи.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Беседа

— Какие виды текстов вы знаете?

— Что определяет тема текста?

— Что определяет основная мысль текста?

— При описании внешних и внутренних качеств человека какими частями речи вы будете активно пользоваться?

 

Работа с учебником

• Упр. 164 (устно).

• Упр. 162

1) чтение текста,

2) подготовка к изложению текста

Предварительные вопросы:

— Что такое синтаксис?

— Как вы понимаете значение слова «биография»? (Описание жизни человека, важных этапов его жизненного пути.)

— Кто такой М. В. Ломоносов? (Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения.)

— Что такое синтаксис?

— Что изучает языковедение? (Изучает особенности, структуру языка, новообразования и изменения в языке.)

• Во время повторного чтения текста выпишите опорные слова, ключевые слова (в помощь ученикам на столе учителя лежит «Толковый словарь» С. Ожегова, «Орфографический словарь».)

• Чтение текста.

(На доске записываются слова: традиция, языковед, синтаксис, грамматика, эксперимент, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, «Русский синтаксис в научном освещении».)

 

Подведение итогов урока

4. Сообщение домашнего задания

 

Урок 37

ТЕМА: «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения».

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить прочность знаний учащихся по определению односоставного и двусоставного предложений.

• уметь определять типы выражения главных членов в односоставном предложении.

НА ДОСКЕ:

Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень темной ночи за чью-нибудь непутёвую душу… Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вылила ты из пота нашего колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои… Стихало… (С. Есенин)

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

 

Работа с записями на доске

• Прочитайте предложения. Определите грамматическую основу каждого предложения.

• Сколько главных членов в грамматической основе первого предложения? Чем выражено сказуемое?

• Сколько главных членов во втором предложении?

• В третьем (и т. д.)?

• Как называются предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена?

• Запишите односоставные предложения в тетрадь.

 

Работа с учебником

§ 30

• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• Чтение правила

• Упр. 171 (по заданию). Коллективная проверка.

• Анализ распространенных и нераспространенных односоставных предложений.

• Чтение теоретического материала.

 

Закрепление материала

Запись под диктовку. (Задание: подчеркнуть грамматическую основу, надписать, чем выражена грамматическая основа.)

Так неспешно идёт жизнь, дни, вечера, ночи, праздники, будни.

Ярмарка. Крещенский мороз. И зима, зима. От снега все мягкое.

 

Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 30 упр. 172, 173.

 

Урок 38

ТЕМА: «Назывные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие назывного предложения.

• научить детей определять назывные предложения, создавать самим назывные предложения.

• повторить написание словарных слов.

НА ДОСКЕ:

Пост. Жёлтым маслом политые колеи. Старинные дедовские кушанья. И пасха. Солнце, звон. Одна какая-то ночь – и из скорлупы вышел апрель. Первая пыль. Тепло. (Е. Замятин)

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Словарный диктант

Массив, классика, русский, металл, классический, Россия, микроэлемент, колоссальный, рессора, идеал, компаньон, суббота, идеальный, зодчий, терраса, искусный, корректор, трасса, искусство, перрон, фейерверк.

 

Работа с учебником

§ 31

• Ответы на вопросы, помеченные звездочкой.

• Чтение теоретического материала.

• Упр. 174.

 

Работа с записями на доске

Прочитайте предложения. Определите, двусоставные или односоставные эти предложения. Спишите назывные предложения. Подчеркните главный член предложения; укажите, какой частью речи он выражен.

 

Работа по карточкам

— Найдите назывные предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражен главный член предложения.

 

1) Всё мысль, да мысль! Художник бедный слова!

О жрец её! Тебе забвенья нет;

Все тут, да тут и человек и свет,

И смерть, и жизнь, и правда без покрова.

Резец, орган, кисть! Счастлив, кто влеком

К ним чувственным, за грань их не ступая!

Есть хмель ему на празднике мирском!

                                          (Е. Баратынский)

 

2) Радость и горе в живом упоенье,

Думы и сердце в вечном волненье,

В небе ликуя, томясь на земли,

Страстно ликующей,

Страстно тоскующей,

Жизни блаженство в одной лишь любви...

                                                      (Из Гёте)

 

3) Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И берёзы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

                                                (С. Есенин)

 

4) Впереди неизвестность пути...

Благословенно, неизгладимо,

Невозвратимо... прости!

                                                   (А. Блок)

 

5) Восемь часов утра, но здесь все на местах.

                                               (Серебровская)

 

6) Вот оно, моё стадо рыжее.

                                 (С. Есенин)

 

Подведение итогов урока

Назывные предложения — это односоставные предложения, у которых главный член выражен существительным в им. пад. или словосочетанием сущ. + числит.

Эти предложения часто используются в художественной литературе и публицистике. Они обычно кратки, но семантически ёмки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место, время и т. д., назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.

Структурную схему назывных предложений образует имя существительное в им. п. (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание. Действие (движение) в назывных предложениях может быть выражено отглагольным существительным: Толчок. Приземление. (Наровчатов)

Основным значением назывных предложений является утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений.

 

8. Сообщение домашнего задания

§ 31 упр. 275, 180.

 

Урок 39

ТЕМА: «Определенно-личные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить тему «Назывные предложения».

• дать понятие определенно-личных предложений.

• научить находить определенно-личные предложения в тексте и уметь создавать собственные определенно-личные предложения.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

милиц..я                              пр..вилегия демонстрац..я                    пр..зидент ц..вилизац..я                       пр..мьера организац..я                        пр..зидиум декларац..я                             п..йзаж декорац..я                           тра..вай репетиц..я                         трол..ейбус реставрац..я                      тер..итория иллюминац..я                    а..самбль информац..я                      спец..альность конференц..я                     эксп..римент

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Повторим орфографию

— Спишите с доски слова, вставляя пропущенные буквы (проверка всем классом с объяснением орфограмм).

 

Работа с учебником

§ 32

Чтение материала параграфа, помеченного звездочкой, выполнение задания по тексту «В феврале».

• Анализ текста: определение действующего лица по форме глагола и по значению окончания.

Вывод: в односоставных предложениях с главным членом, выраженным глаголом, можно определить, каким лицом совершено действие по форме лица глагола (выраженного в окончании), и наклонение глагола.

• Чтение теоретического материала на стр. 90.

• Выполнение упр. 184 (комментированное письмо).

 

Слово учителя

Главный член определенно-личного односоставного предложения выражен глаголом, указывающим личным окончанием на определенное, конкретное, лицо, которым может быть говорящий или его собеседник: я, ты, мы, вы, т. е. глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. и мн. числа. Такие предложения обычны в диалогической или монологической речи, в живом общении. Деятель мыслится в них определенно.

Определенно-личные и двусоставные предложения близки по смыслу, поэтому эти предложения взаимозаменяемы, что дает возможность использовать их во избежание повторения одного и того же слова.

Главным членом определенно-личных предложений не может быть глагол в форме 3-го лица ед.ч. и в форме прошедшего времени, т.к. он не указывает на конкретное действующее лицо.

При таких формах, как пишет, писал и т. п., подлежащее может быть не только местоимением он, но и другим местоимением (кто-то, кто-нибудь и др.) и существительным (ученик, Иванов и др.)

(частично учащиеся делают запись в грамматическую тетрадь для правил).

• Упр. 185 (проверка по цепочке, запись на доске).

 

Словарная работа

Спишите слова с доски, вставьте буквы, на какие орфограммы эти пропуски? (Взаимопроверка. Один ученик работает у доски).

• Упр. 188 (чтение вслух 3—4 вариантов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.038 с.)