Объяснение темы «Неполные предложения» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснение темы «Неполные предложения»



Полные предложения — это предложения, в которых есть все члены предложения, необходимые для его понимания.

Неполные предложения — это предложения, в которых пропущен какой-либо член — главный или второстепенный, но он легко восстанавливается из контекста или по ситуации: Товарищ пошёл в библиотеку, а я — в бассейн.

Неполные предложения чаще всего используются в устной речи. Опущенными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.

Чаще неполные предложения встречаются в диалогах, пословицах, поговорках, художественных описаниях.

Обычно контекст или конкретная ситуация подсказывают лексическую конкретность опущенных членов предложения, т. е. определяют лексическое значение опущенных слов.

Например: Мальчик опустил яхту на зелёную воду и отступил на шаг, давая простор ветерку. Но лоскутки парусов даже не шевельнулись. Кораблик не тронулся с места.

— Не плывёт, — вздохнула мать. — Пошли.

— Поплывёт, — сказал мальчик.

У неполных предложений есть свои стилистические преимущества: они придают речи живость, естественность, непринуждённость, а главное, позволяют выделить новое.

 

Работа с учебником

§ 37.

 

Закрепление материала

Задание: Спишите текст, определите, какой член предложения опущен в неполных предложениях. Дополните предложения опущенными членами предложений.

 

Данный текст с неполным предложениями Мой вариант текста с полными предложениями
Доктор в этом месте почему-то улыбнулся. — Вы говорили с ним? — Говорил. — О чём? — По-моему, о каком-то южном городе. — Иван Иваныч, эти дневники у вас здесь? В этом доме? — Здесь. — Покажите. (В. Каверин) Доктор в этом месте почему-то улыбнулся. — Вы говорили с ним? — Я говорил. — О чём вы говорили? — По-моему, мы говорили о каком-то южном городе. — Иван Иваныч, эти дневники у вас здесь? В этом доме? — Дневники находятся здесь. — Покажите их мне.

 

Словарная работа

• Спишите слова с доски, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

• Составьте с некоторыми словами мини-текст, в который входило бы

1) простое полное предложение;

2) простое неполное предложение;

3) назывные предложения.

 

Например: Из поезда на перрон вышли офицеры.

Впопыхах кто-то забыл в вагоне фуражку.

— Догоню, идите.

Вокзал шумел. Толпа. Ослепительные огни. Аромат цветов встречающих всюду благоухал.

 

Мини-диктант

• Запишите под диктовку предложения. Подчеркните неполные предложения.

 

Странное то было лето. Всё в нём перепуталось. В исходе мая листва берёз оставалась по-весеннему слабой и нежной, изжёлта-зеленой, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень ещё позже. Такое не помнили ивановские старожилы. Впрочем, и вообще толком ничего не помнили. Когда ландышам цвести, а когда — ночным фиалкам. Когда пушиться одуванчикам и когда проклюнется первый гриб...

(Ю. Нагибин)

 

• упражнение 213.

• Проверка. Обсуждение.

 

Подведение итогов урока

8. Сообщение домашнего задания

§ 37 упр. 214, 215.

 

Урок 45

ТЕМА: «Синтаксический разбор односоставного предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить навык грамотного рассуждения при синтаксическом разборе односоставного предложения.

• отработать умение различать односоставные предложения от двусоставных.

• продолжать изучение синтаксиса на морфологической основе. (Контроль за умениями видеть в каждом члене предложения определённую часть речи.)

НА ДОСКЕ:

Придумайте и запишите предложения со словами: кл асс ика                       мульти пликация кла сс ический              поли клиника ма сс ив                         микро фон

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Работа с учебником

§ 38

• Изучение плана разбора, образца разбора.

• Устный и письменный разбор предложения.

• Упр. 216.

 

Практикум

• Разберите предложения.

 

Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев)

В дверь постучали.

На балконе зажгли свет.

Светало. Прогремело вдали. На селе темно и тихо. Синее море.

Яркие голубые дни. Ночь.

Летом светает рано, а зимой — поздно.

 

• Анализ синтаксического разбора предложений.

 

Работа с учебником

• Упр. 218 (устно).

• Упр. 217 (по вариантам).

I в. — от первого лица ед. ч. II в. — от третьего лица ед. ч.

Проверка.

 

Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 45 упр. 219, подготовить ответы на контрольные вопросы по теме «Односоставные предложения», упр. 221 (устно)

 

Урок 46

ТЕМА: «Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения».

ЦЕЛИ УРОКА:

• осуществить контроль за прочностью усвоения знаний по теме «Односоставное предложение».

• закрепить навык применении терминологии по теме.

• продолжить работу по развитию речи учащихся при пересказе текста.

ТИП УРОКА: контроль за усвоением ЗУН по теме.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Фронтальный опрос

Опрос проводится по контрольным вопросам на стр. 101.

 

Работа по карточкам

• Спишите. Определите грамматическую основу предложения, вид предложения по наличию главных членов. Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Вариант I Вариант II
Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то реющую возле виска, тревожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней. Грозовая туча перевалила за Амыл и там гремела. Сразу прорвалось солнце. Стало жарко. В эту тревожную ночь Наумов вместе с группой рабочих дёжурил на плотине. Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном неподалёку от мощных насосов. Иван Никитич рассмеялся: «Подожди. Вот приедем домой, обо всём расскажу»... Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют. Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вышла ты из пота нашего, колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои... Стихало... (С. Есенин) Раздался третий звонок, и поезд тронулся. Наташа прошла к свободному окну. Корнев... сел на скамью. — Вы тоже любите степь? — спросил он. — Люблю, — ответила Наташа. (Н. Гарин-Михайловский)

 

• Упр. 220.

 

Урок 47

ТЕМА: «Изложение (с элементами сочинения)».

ЦЕЛИ УРОКА:

• развивать связную речь учащихся, их умения письменно пересказать текст на заданную тему и структуру.

• развивать аналитические способности и логическое мышление при составлении плана текста.

• отработать умения выполнять творческую часть задания по изложению текста (сочинять мини-текст на заданную тему).

ТИП УРОКА: урок развития речи.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Подготовка к написанию изложения

1   в а р и а н т  урока

• Упр. 221

1. Составление плана текста упражнения.

1) Роль академика Шахматова А. А. в истории отечественной лингвистики.

2) Разделы языкознания в исследованиях учёного.

3) «Синтаксис русского языка» — крупнейший труд А. А. Шахматова.

4) Забота учёного об изучении русского языка в школе, особенности его характера.

5) Что я думаю о вкладе учёного в науку.

2.Чтение текста учителем, запись в тетради опорных слов.

3. Написание изложения (с творческим заданием № 2

 

2  в а р и а н т  урока

• Упр. 208. Изложение с творческим заданием.

1. Ответы на вопросы упражнения.

Составление плана текста.

 

План

1) Богатства Мещерского края.

2) За что мы любим родные места?

3) Защищая родину, мы защищаем родной прекрасный уголок.

4) Чем прекрасны мои родные места?

5) Любовь к матери и к родине идёт от сердца каждого из нас.

 

2. Запись опорных слов; обсуждение творческой части задания (п.п. 4, 5)

3. Написание изложения.

 

Урок 48

ТЕМА: «Простое осложнённое предложение».

ЦЕЛИ УРОКА:

• дать понятие осложнённого предложения, его виды;

• отработать на практике навыки узнавания осложнённого предложения;

• развивать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

НА ДОСКЕ:

станцио(н,нн)ый                                  ути(н,нн)ый гуси(н,нн)ый                                          баше(н,нн)ый ветре(н,нн)ый                                       тума(н,нн)ый бето(н,нн)ый                                         традици(н,нн)оый карма(н,нн)ый                                       муравьи(н,нн)ый торжестве(н,нн)ый                             безветре(н,нн)ый ваго(н,нн)ый                                          травя(н,нн)ой бесце(н,нн)ый                                        стекля(н,нн)ый голуби(н,нн)ый                                      оловя(н,нн)ый ви(н,нн)ый                                                деревя(н,нн)ый

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

Повторяем орфографию

• Спишите с доски слова, вставляя -н-, -нн- в суффиксах прилагательных. Выделите суффиксы, подчеркните орфограммы.

(Проверка по цепочке всем классом, один ученик работает у доски.)

 

Работа по учебнику

• § 39

• Чтение параграфа

• Упр. 222.

 

Вывод: предложение может быть осложнено обособленными причастиями (прич. оборотами), деепричастиями (дееприч. оборотами), обращениями, однородными членами, вводными словами.

• Составление схем к 2—3 предложениям упражнения с осложнённой конструкцией.

 

(Например:[                ,,]? — из п. 4

[          ,                и        ]. — из п. 2.

 

Практикум по теме

• Запишите предложения, определите, чем они осложнены. (Комментированное письмо.)

 

1) Где-то далеко, нарастая, заворчал гром.

2) Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

3) Свечной фитиль упал в лужицу носка, ярко вспыхнул и погас.

4) В малой прессе была своя конкуренция, борьба за подписчика, за тираж.

5) В переднюю высыпала встречать его целая компания: двое мужчин, три дамы и гимназист.

6) К счастью, извозчик приехал вовремя.

7) Крики, однако, не умолкали.

8) Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось...

9) «Спи, мышонок мой, усни», — говорила мышка-мать.

 

Придумайте и запишите предложения, осложнённые:

1) однородными членами,

2) причастным оборотом,

3) деепричастным оборотом,

4) вводными словами,

5) обращением.

Проверка.

Придумайте предложения по схемам:

1) [        и                ].

2) [                ,        ].

3) [      ,        , … ].

4) [                , |        | ].

5) [        , | |,        ].

Проверка.

 

Подведение итогов урока

6. Сообщение домашнего задания

§ 39 упр. 223. § 40.

 

Урок 49

ТЕМА: «Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах».

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

• закрепить навык определения однородных членов в предложении.

• повторить тему «Союзная и бессоюзная связь однородных членов». Отработать умение правильно использовать пунктуационные знаки при однородных членах.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются (С. Аксаков). 2. В свободное от боёв время отряд обучался стрельбе, строю, рытью окопов, искусству маскировки (Б. Полевой). 3. Жёлтые, синие, фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. 4. Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека (И. Тургенев). 5. Как мальчики, так и девочки сдали спортивные нормы.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа с записями на доске

• Прочитайте предложения, спишите.

• Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

• Определите члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и выражены одинаковыми частями речи; подчеркните их и заключите в овал.

• Вспомните, как называются такие члены предложения (Однородные члены предложения).

• Как мы их обозначаем в схеме предложения? (Берём в кружочек, овал).

• Сделайте схемы к 1 и 2 предложениям.

• Как соединены между собой однородные члены в 1 и 2 предложениях? (Бессоюзной связью) во втором предложении? (Бессоюзной связью.)

• Сегодня мы с вами будем заниматься повторением изученного материала об однородных членах предложения, расширим и углубим эти знания.

 

Работа с учебником

§ 40

• Сравнительный анализ предложений из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Материал, помеченный звездочкой.

Вывод: однородные обстоятельства места, однородные дополнения делают точнее, разнообразнее информацию о жизни людей в городе.

• Упр. 223 (по заданию).

• Упр. 224 (по заданию).

• Чтение теоретического материала на стр. 106, обсуждение.

Учитель сообщает, что однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

Например:      нареч.         сущ.

                Трудно, с упорством отступала зима. (Марк)

 

Однородные обстоятельства выражены наречием и существительным с предлогом.

Отступала к а к? трудно к а к? с упорством)

 

Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием, и тогда всякая зверюшка меня за своего принимает. (М. Пришвин)

Однородные обстоятельства выражены наречием и существительными с предлогом.

Люблю идти   к а к?   тихо,   к а к?   с остановками,   к а к?    с замиранием...

 

Упр. 225 (на доске и в тетрадях).

Комментированное письмо по схемам предложений:

        х

1) размышляет          и          и          .

   х

2) светит          ,          и          .

    х

3) друзья          ,        ,        и        .

 

Вывод: нужно быть внимательными при определении однородности членов предложения; не путать простые предложения в составе сложного и однородные члены в составе простого предложения.

 

Практикум по теме

• Запишите под диктовку текст, подчеркните однородные члены предложения. Выделите главное слово, к которому они относятся.

 

Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Выплывает в огненном зареве солнце. Начинается день! Только на востоке ещё толпятся сизые предрассветные тучки и напоминают о только что ушедшей ночи. Весь безбрежный лесной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

Сказочно вокруг!.. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу... Неугомонные кузнечики подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь будто дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

 

(Проверка устно, с объяснением видов связи однородных членов (союзн. или бессоюзн., чем выражены.)

Подведение итогов урока

7. Сообщение домашнего задания

§ 40 упр. 226, 227.

Упр. 228 (устно): придумать репортаж на тему «На стадионе» или мини-фельетон «На школьной перемене».

 

Урок 50

ТЕМА: «Однородные члены предложения» (продолжение темы).

ЦЕЛИ УРОКА:

• отработать навык составления текстов с применением однородных членов предложения.

• развивать устную речь, умение составлять предложения с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, произносить их с правильной интонацией.

ТИП УРОКА: комбинированный.

НА ДОСКЕ:

1. [                          ,    ,           ]. 2. [  ,        ,                          ]. 3. [        и                 ]. 4. [                          ,           ]. 5. [                , а         ].

 

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа с учебником

• Упр. 230 (по заданию).

• Упражнение 232 (устно). Чтение с перечислительной интонацией и объяснение орфограмм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.097 с.)